Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение N 1)
Рекомендации
по разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2010 г. N 534-р)
1. Общие положения
Настоящие Рекомендации регулируют процесс разработки, утверждения и реализации программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, направленных на решение проблем и задач для достижения поставленных целей в области экономического, экологического, социального и культурного развития муниципальных районов и городских округов.
При разработке настоящих Рекомендаций в качестве основы был взят Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2009 года N 415.
1.1. Программа социально-экономического развития муниципального района и городского округа разрабатывается на 5 лет и представляет собой согласованный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей экономического, экологического, социального и культурного развития муниципального образования.
Программа является одним из средств муниципального управления социально-экономическими процессами и системного решения проблем, требующих согласованных действий органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и организаций.
Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов в Республике Саха (Якутия) осуществляет Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
1.2. Разработка проекта программы социально-экономического развития муниципального района или городского округа (далее по тексту - программа), его рассмотрение, утверждение и реализация включает в себя следующие этапы:
принятие решения о разработке программы;
разработка проекта программы;
согласование проекта программы в министерствах и ведомствах;
рассмотрение проекта программы на заседании Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия);
доработка проекта программы в соответствии с замечаниями Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия);
утверждение проекта программы представительным органом местного самоуправления;
финансирование программы;
управление и контроль реализации программы;
оценка эффективности реализации программы.
2. Разработка программы
2.1. В процессе разработки программы принимают участие:
инициатор разработки программы - глава муниципального района или городского округа;
заказчик программы (далее - заказчик) - администрация муниципального района или городского округа.
2.2. Решение о разработке программы утверждается распоряжением главы администрации муниципального района или городского округа и определяет:
состав рабочей группы по разработке программы, куда входят руководители структурных подразделений администрации, депутатов представительного органа местного самоуправления, представителей хозяйствующих субъектов (по согласованию);
структурное подразделение администрации, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального района или городского округа на рассмотрение;
график выполнения работы: этапы и сроки разработки программы.
2.3. Заказчик программы:
несет ответственность за своевременную разработку проекта программы;
готовит проекты решений администрации муниципального района или городского округа о разработке программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для разработки и реализации программы;
организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации программы;
готовит ежегодно доклад о ходе реализации программы, в том числе по итогам завершения программы;
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
согласовывает с основными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
осуществляет на конкурсной основе отбор исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, осуществляет координацию деятельности ее исполнителей, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
2.4. Программа должна соответствовать параметрам республиканских целевых программ Республики Саха (Якутия) и состоять из следующих основных разделов:
1. Введение.
2. Общая характеристика муниципального района или городского округа.
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
4. Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей.
5. Оценка социально-экономического потенциала муниципального района или городского округа.
6. Программные мероприятия по развитию отраслей экономики и социальной сферы:
6.1. Развитие реального сектора экономики.
6.2. Развитие социальной сферы.
6.3. Развитие инфраструктуры.
7. Перечень программных мероприятий.
8. Обоснование ресурсного обеспечения программы.
9. Механизм реализации программы;
10. Контроль за ходом реализации программы;
11. Оценка социально-экономической эффективности.
12. Нормативно-правовое обеспечение.
Программа также содержит паспорт программы социально-экономического развития муниципального района и городского округа, составляемый по форме согласно приложению N 1 к настоящим Рекомендациям.
Кроме того, программа должна содержать следующие приложения:
пояснительная записка;
социально-экономическое и технико-экономическое обоснование программы (сметы расходов, ПСД и т. д., выписка сводного сметного расчета);
листы согласования с заинтересованными органами исполнительной власти;
при необходимости - соглашения (договоры) между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, администрациями улусов и городов Республики Саха (Якутия), подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов муниципальных образований - в случаях, когда для реализации программы планируется привлечение этих источников финансирования.
К содержанию разделов программы предъявляются следующие требования:
2.4.1. Первый раздел программы должен содержать краткие итоги реализации программы социально-экономического развития за предыдущий период, ключевые проблемы социально-экономического развития.
2.4.2. Второй раздел программы содержит общую характеристику муниципального района или городского округа, которая включает в себя описание географического положения, административно-территориальное деление.
2.4.3. Третий раздел программы должен содержать описание слабых и сильных сторон внешней и внутренней среды, развернутую постановку проблемы с указанием объективных показателей, характеризующих положение дел и тенденций развития ситуации, анализ причин возникновения проблем, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития муниципального района или городского округа, целесообразности программного решения проблемы. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблем.
2.4.4. Четвертый раздел программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции заказчиков программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (по истечении срока действия программы ее цели должны быть достигнуты).
Раздел должен содержать перечень задач, необходимых для достижения сформулированных целей программы, прогнозируемые значения целевых индикаторов, соответствующих целям и задачам программы, а также условия досрочного прекращения реализации программы.
Каждая программа должна иметь один целевой индикатор первого уровня, оценивающий эффективность реализации программы в целом, и ряд целевых индикаторов второго уровня, оценивающих эффективность реализации отдельных задач программы.
Перечень целевых индикаторов первого уровня выбирается из числа показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607, распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р и постановлением Правительства РС(Я) от 16.09.2009 N 375.
Целевые индикаторы второго уровня присваиваются каждой задаче. При этом каждая задача должна иметь только один целевой индикатор.
Перечень индикаторов программы прилагается к проекту программы по форме, указанной в приложении N 2 к настоящей Рекомендации.
2.4.5. Пятый раздел программы должен включать в себя:
показатели социально-экономического развития муниципального района или городского округа за последние 5 лет;
оценку социально-экономического развития муниципального района или городского округа за последние 5 лет;
структуру производства муниципального района или городского округа;
исходное состояние и условия социально-экономического развития муниципального района или городского округа в текущем году.
2.4.6. Шестой раздел программы состоит из трех основных подразделов.
1) развитие реального сектора экономики (промышленность: сельское хозяйство: земельно-имущественные отношения; строительство, предпринимательство):
2) развитие социальной сферы (социальная защита населения: здравоохранение: образование: культура: физическая культура и спорт; молодежная политика: занятость населения):
3) развитие инфраструктуры (жилищно-коммунальное хозяйство (примечание: в соответствии со статьей 11 Федерального Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ органами местного самоуправления должна быть утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры территории. Мероприятия программы впоследствии должны быть отражены в программе СЭР МО в виде мероприятий по инвестиционной программе); энергетика (примечание: необходимо учесть положения по энергосбережению, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р "О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", оснащение приборами учета в соответствии Федеральному закону от 22.12.2008 N 261-ФЗ); транспорт и связь: дорожное хозяйство: потребительский рынок: охрана окружающей среды: состояние местного бюджета (доходы, расходы)
2.4.7. Седьмой раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть согласованы по срокам, ресурсам и исполнителям, направлены на решение задач программы, и оформляются отдельным приложением к программе в соответствии с приложением N 3 (формы 1, 2 и 3) к настоящим Рекомендациям. Необходимо обеспечить согласование всех программных мероприятий с прогнозируемыми в республиканских целевых программах объемами и прогнозами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на соответствующий период.
Отбор мероприятий и проектов для включения в проект программы должен производиться с учетом приоритетов и стратегических направлений социально-экономического развития муниципального района или городского округа по следующим критериям:
значимость мероприятия для муниципального образования;
реальность источников и объемов финансирования, в том числе за счет средств местного бюджета;
достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
2.4.8. В восьмом разделе программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения внебюджетных средств для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
2.4.9. Девятый раздел программы должен содержать описание механизма реализации программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия заказчика и исполнителей программных мероприятий.
2.4.10. Десятый раздел программы должен содержать описание мониторинга и анализа хода реализации программы, в том числе путем комплексных проверок с участием представителей заказчика, Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
2.4.11. Одиннадцатый раздел программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада программы в социально-экономическое развитие муниципального образования. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы и включает в себя:
описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для оценки программы.
2.4.12. В двенадцатом разделе приводится нормативно-правовое обеспечение программы, включающее в себя перечень нормативно-правовых актов, используемых при разработке и реализации программы.
3. Согласование и утверждение программы
Программы муниципальных районов и городских округов рекомендуются к согласованию с соответствующими органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и регистрации в Министерстве экономического развития Республики Саха (Якутия), которое создает и ведет Реестр целевых программ муниципальных районов и городских округов.
3.1. Проект программы, претендующий на софинансирование из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на весь период реализации, утвержденный руководителем администрации муниципального образования Республики Саха (Якутия), представляется в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
3.2. Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) в 15-дневный срок рассматривает представленный проект программы на соответствие настоящим Рекомендациям.
3.3. После рассмотрения о соответствии проекта программы настоящим Рекомендациям, в 30-дневный срок заказчик программы проводит в министерствах и ведомствах Республики Саха (Якутия) согласование перечня проектов и мероприятий, претендующих на софинансирование за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по федеральным и республиканским целевым программам, заказчиками которых являются соответствующие министерства и ведомства.
3.4. После получения заключений от вышеуказанных ведомств, сводный пакет документов, включающий в себя проект программы с пояснительной запиской, листы согласования и заключения министерств и ведомств, реестр учета поступивших замечаний и предложений, представляется в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
3.5. Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) в течение двадцати рабочих дней оценивает представленный проект программы, обращая при этом особое внимание на:
возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по реализации мероприятий программы;
соответствие разделов программы настоящим Рекомендациям;
обоснованность программных мероприятий, их соответствие целям и задачам программы;
эффективность программных мероприятий, в том числе на технико-экономические показатели предлагаемых программных мероприятий, если проектом программы предполагается осуществление государственных капитальных вложений, либо государственная поддержка отраслей народного хозяйства;
обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
наличие статистического и методического обеспечения для количественного измерения достижения годовых и конечных количественных показателей программы;
наличие количественных и качественных показателей первого и второго уровня, характеризующих эффективность реализации программы, соответствия их достижению целей и решению задач Программы.
3.6. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в течение двадцати рабочих дней подготавливает заключение по проекту программы, обращая при этом особое внимание на:
возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по реализации мероприятий программы;
источники финансирования и планируемые объемы финансовых ресурсов;
соответствие предлагаемых к финансированию мероприятий с уже имеющимися направлениями, расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
3.7. Заказчик программы совместно с ее разработчиками осуществляет доработку проекта программы с учетом замечаний и предложений Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
3.8. Для внесения проекта программы на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия) заказчик программы должен представить в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) следующие материалы:
проект программы со всеми приложениями в электронном и бумажном виде в 2-х экземплярах;
реестр учета замечаний и предложений министерств и ведомств в электронном и бумажном виде в 2-х экземплярах;
листы согласования и заключения министерств и ведомств (оригиналы и их копии);
проект решения Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия);
список приглашенных на заседание Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия).
3.9. При наличии требуемых материалов, указанных в пункте 3.8 настоящих Рекомендаций, проект программы вносится на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия).
3.10. После рассмотрения на Экономическом совете при Правительстве Республики Саха (Якутия) проект программы вносится на утверждение в представительный орган муниципального образования.
3.11. Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) в 10-дневный срок со дня принятия программы регистрирует ее и вносит в Реестр программ муниципальных образований.
4. Реализация программы и контроль за ходом ее реализации
4.1. Реализация мероприятий программы осуществляется путем совместной деятельности заказчика и исполнителей.
4.2. Утвержденные программы реализуются за счет средств федерального бюджета (в случаях, когда мероприятия программы включены в соответствующую федеральную целевую программу), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (в случаях, когда мероприятия программы включены в соответствующую республиканскую целевую программу), местных бюджетов, средств предприятий и организаций, заинтересованных в реализации программы или ее отдельных мероприятий, и других поступлений.
4.3. Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые при реализации программы, проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
4.4. Ежегодно, в целях уточнения размера ассигнований на реализацию программы на очередной финансовый год, главе муниципального района или городского округа предоставляется информация о потребности в финансировании расходов из бюджета муниципального образования на реализацию программы с детализацией программных мероприятий по степени приоритетности.
4.5. Размеры расходов на выполнение программы утверждаются решением Совета депутатов о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год в составе ведомственной структуры расходов местного бюджета.
4.6. Внесение изменений или корректировка принятой программы в течение текущего финансового года, приводящие к увеличению расходов местного бюджета, осуществляются после внесения соответствующих изменений в решение Совета депутатов о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.
4.7. Заказчик программы направляет:
ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) - информацию о реализации программы согласно приложению N 4 к настоящим Рекомендациям с аналитической запиской по рекомендуемой схеме согласно форме 3 приложения N 5 к настоящим Рекомендациям;
ежегодно до 01 марта в адрес Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) - годовые отчеты о ходе работ по программам и эффективности реализации программ согласно приложению N 5 к настоящим Рекомендациям.
4.8. Ежеквартальные информации и годовые отчеты о ходе работ по программам и эффективности реализации программ направляются заказчиком программы в бумажном или в электронном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.