Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова
рассмотрел в открытом заседании дело по ходатайству народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) У.А. Винокуровой, Е.П. Жиркова, С.Н. Винокурова.
Заслушав судью-докладчика, представителя ходатайствующей стороны, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В ходатайстве народных депутатов ставится вопрос о толковании следующих понятий, примененных в Конституции Республики Саха (Якутия): "самобытное развитие народа республики" (преамбула); "самобытная культура, обычаи, традиционный образ жизни народа республики, содействие его возрождению, сохранению и развитию" (статья 32); "нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера" (статья 32); "охрана памятников истории и культуры" (статья 38); "этническая самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры" (статья 42); "охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка, национальных культур и самобытности" (статья 49).
2. Российская Федерация конституционно закрепляется как федеративное государство. Равноправие и самоопределение народов рассматривается как одно из важнейших начал федеративного устройства. В Конституции Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов, этнических меньшинств говорится особо. Конституция признает и гарантирует права коренных малочисленных народов (статья 69). Согласно статье 72 в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав национальных меньшинств (пункт "б" части 1), защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пункт "м" части 1).
Данные конституционные положения являются основанием для признания за коренными и малочисленными народами коллективных прав и отстаивания их с помощью правовых механизмов, мерами законодательного характера. В действующей Конституции Республики Саха (Якутия) закреплены права ее коренных народов, представляющих республику.
3. В преамбуле Конституции Республики Саха (Якутия) "забота о сохранении и самобытном развитии народа республики" закрепляется как основополагающая цель, реализация которой является одной из главных задач социального государства. Самобытность развития народа республики определяется прежде всего особыми природно-климатическими и географическими условиями его проживания, относящимся к экстремальной зоне арктического региона. Это в свою очередь привело к формированию особого типа цивилизации, которой присущи специфические культурные модели, традиционные формы хозяйствования.
Положение преамбулы Конституции республики предусматривает целенаправленное поддержание государством уникального соотношения культурных моделей внутри республики в течение длительного времени.
Сохранение и самобытное развитие народа республики выражается в предоставлении коренным и малочисленным народам Севера определенных прав. В этой части рассматриваемое положение преамбулы как бы предопределяет дальнейшее содержание конституционного текста.
Приведенные в ходатайстве понятия, содержащиеся в отдельных статьях Конституции и подлежащие толкованию по данному делу, конкретизируют основное положение, закрепленное в преамбуле Конституции республики. Эти нормы в своей совокупности представляют социально-культурные, этнические права, субъектом которых могут быть народ республики в целом, каждый из коренных народов в отдельности и группа лиц, принадлежащая к данному этносу.
Кроме названных прав Конституция закрепляет права народов и в других сферах (политической, экономической), которые не являются предметом рассмотрения по данному делу.
4. Часть 1 статьи 32 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит: "Каждый обязан уважать права и законные интересы других лиц". Принцип уважения чужих прав и свобод, закрепленный в этой норме, далее конкретизируется положением, согласно которому: "Каждый обязан уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа республики, содействовать его возрождению, сохранению и развитию".
Статья 32 Конституции республики определяет границы пользования правами и свободами, несоблюдение которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. Так, при реализации прав и свобод отдельной личности недопустимо игнорирование национальных обычаев и традиций народов республики, прав меньшинств.
Конституция республики предусматривает и "обязанность каждого уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера" (часть 2 статьи 32). Данное положение обязывает учитывать особые духовно-ценностные установки, сформировавшиеся в суровых климатических условиях, экологические мировоззрения северных народов как основу духовности этих народов. Тем самым использование прав и свобод ограничивается также требованием защиты нравственности и здоровья общества.
В статье 32 словосочетание "каждый обязан уважать" конструируется как обязанность всех, кто проживает или находится на территории республики. В этом отражается необходимость каждого соотносить осуществление своих прав и свобод с интересами других лиц, закрепленная в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 17).
5. В соответствии со статьей 38 Конституции к исключительному ведению Республики Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти входит "охрана документального наследия, памятников истории и культуры".
Памятники истории и культуры составляют часть мирового культурного наследия, свидетельствуют о вкладе народов республики в развитии мировой цивилизации. Историко-культурное и духовное наследие народов должно охраняться законом.
Конституция республики гарантирует коренным народам, малочисленным народам Севера государственную защиту их прав "на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры" (часть 2 статьи 42). В данной норме речь идет о коренных народах и малочисленных народах Севера (эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей), не имеющих своего национально-государственного образования и нуждающихся в дополнительной государственной защите своих интересов. Защита их прав возможна всеми способами, не запрещенными законом.
Возрождение и развитие самобытной культуры народов республики возможно при сохранении среды обитания и традиционных форм хозяйствования коренных и малочисленных народов.
Конституция республики обязывает государство "охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка, национальных культур и самобытности" (статья 49). Тем самым гражданам республики гарантируется право свободно пользоваться родным языком и культурой в личной жизни и публично, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
6. Из рассматриваемых положений видно, что реализация социально-культурных прав коренными и малочисленными народами обеспечивается государственным протекционизмом. Такая политика должна осуществляться республикой, как часть социальной функции государства.
В ней могут быть предусмотрены следующие меры:
- создание особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении республики. В указанные территории могут включаться места, объекты и комплексы, имеющие экологическое, нравственно-воспитательное, рекреационное и научное значение, предназначенные для проведения традиционных народных ритуалов, обрядов, обычаев, верований коренных народов, туризма и экскурсий;
- принятие мер по сохранению исторических и культурных ценностей находящихся как в республике, так и в других государствах. В полной мере охрана памятников может быть обеспечена только с участием федеральных органов, поскольку согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации эти вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;
- внедрение в жизнь концепции обновления и развития национальных школ, создание новых типов школ и дошкольных учреждений, учебных заведений, соответствующих укладу жизни коренных народов республики;
- повышение национально-языкового самосознания коренных народов посредством приобщения их к духовному наследию национальной культуры, включая традиционное мировоззрение и религиозные верования;
- расширение общественных и культурных функций языков коренных народов в сфере государственной, общественной деятельности, образования, воспитания, науки, массовой информации, печати, транспорта, связи, обслуживания, делопроизводства;
- создание базы для широкой этно-культурологической и филологической деятельности (учебно-педагогической, научной, кадровой и другой);
- помощь в удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей народа саха, проживающих за пределами республики;
- выделение из бюджета средств на финансирование программ, мер по возрождению, сохранению, развитию и использованию национальных культур и языков.
7. Признание в Конституции республики коллективных прав коренных и малочисленных народов не должно рассматриваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).
Рассматриваемые положения Конституции направлены на защиту коллективных прав народов и действуют непосредственно. Коллективные права народов поддерживаются республикой в той мере, в какой это необходимо для обеспечения их самобытного развития.
На основании изложенного и статьи 101 Конституции Республики Саха (Якутия) и руководствуясь статьями 1, 10, 11 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд
постановил:
1. В статьях 32, 38, 42, 49 Конституции Республики Саха (Якутия) положения: обязанность каждого "уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа республики, содействовать его возрождению, сохранению и развитию", "уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера"; "охрана документального наследия, памятников истории и культуры; защита прав коренных народов и малочисленных народов Севера "на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры"; обязанность государства "охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка, национальных культур и самобытности" выражают коллективные права коренных и малочисленных народов Севера республики в социально-культурной сфере и конституционные гарантии их реализации.
2. В статьях 32, 38, 42 Конституции Республики Саха (Якутия) в понятиях "самобытная культура", "обычаи", "нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений", "документальное наследие", "памятники истории и культуры", "исторические и священные места" отражены относительно стабильные особенности культуры и психического склада коренных и малочисленных народов и формы их самовыражения, с которыми связана возможность правовой идентификации соответствующих народов.
3. В статьях 32, 38 Конституции Республики Саха (Якутия) понятия "традиционный образ жизни народа республики", "традиционный образ жизни малочисленных народов Севера республики" означают право этих народов проживать в границах исторически сложившейся территории и ведения национально-традиционных форм хозяйствования (животноводство, коневодство, оленеводство, рыболовство, охота).
4. Под "родным языком", "национальной культурой" и "самобытностью" в статье 49 Конституции республики имеются в виду формы фиксации духовной жизни ее коренных жителей, которые не совпадают с соответствующими формами других народов. В данном случае Конституция ориентирует на утверждение права коренных и малочисленных народов Севера на этническую и культурную самобытность, а также их права на развитие.
5. В статьях 32, 38, 42, 49 Конституции Республики Саха (Якутия) использование понятий "возрождение", "сохранение", "развитие", "защита", "охрана" означают, что в области социально-культурных прав коренных и малочисленных народов республика осуществляет политику государственного протекционизма (поддержки) и вправе осуществлять собственное регулирование национально-правовых отношений, используя при этом обычаи этих народов.
6. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
7. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 1999 г. N 3-П "По делу о толковании положения преамбулы и статей 32, 38, 42, 49 Конституции Республики Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008 Том 1"