На основании статьи 25 Положения о Контрольно-счетной палате Якутской городской Думы Якутская городская Думы решила:
1. Утвердить отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Якутской городской Думы за 2009 год.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджетно-экономической политике Якутской городской Думы (Л.В. Александров).
3. Решение вступает в силу с момента подписания и подлежит опубликованию.
Председатель Якутской городской Думы |
А.А. Саввинов |
Глава Городского округа "Город Якутск" |
Ю.В. Заболев |
г. Якутск
29 апреля 2010 г.
РЯГД-25-1
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты Якутской городской Думы и о результатах контрольных мероприятий за 2009 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 25 Положения "О Контрольно-счетной палате Якутской городской Думы" о ежегодном представлении Якутской городской Думе отчета о результатах деятельности.
I. Организационная работа
Главной задачей сотрудников Контрольно-счетной палаты является осуществление контроля, способствующего экономически эффективному использованию бюджета муниципального образования, внебюджетных средств и муниципальной собственности города.
Контрольно-счетная палата Якутской городской Думы в этом отношении проводит системную работу, на высокопрофессиональной основе контрольные функции представительного органа местного самоуправления Городского округа "город Якутск".
Общая сумма выявленных Контрольно-счетной палатой в 2009 году нарушений с охватом периода проверок с 2007-2009 годы оценивается в сумме 178734,8 тыс. рублей, из них:
- нецелевое использование - 6870,7 тыс. рублей;
- неэффективное и неэкономное расходование - 32984,62 тыс. рублей;
- недостача - 205,3 тыс. рублей;
- нарушения по ведению бухгалтерского учета - 11220,85 тыс. рублей;
- нарушения в использовании собственности -18532,52 тыс. рублей;
- другие финансовые нарушения -108920,83 тыс. рублей.
Все отчеты, информации о результатах проведенных проверок и ревизий на основании п. 13 Положения "О Контрольно-счетной палате Якутской городской Думы" представлены в Якутскую городскую Думу, Главе Городского Округа "Город Якутск" и проверенным лицам.
Отличительной чертой деятельности палаты становится объективная оценка бюджетной политики городского округа, эффективный аудит финансовой деятельности местного самоуправления, принципиальный подход при осуществлении контроля за использованием финансовых и материальных ресурсов, усиление экспертно-аналитической работы.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации готовятся заключения на годовые отчеты об исполнении местного бюджета Городского округа "Город Якутск".
В заключениях представляется анализ соответствия исполнения бюджета принятому в уточненной редакции постановлений и решений Якутской городской Думы о местном бюджете.
Здесь уместно отметить один принципиальный момент: орган, исполняющий бюджет, согласно Бюджетному кодексу РФ имеет право перемещать ассигнования между разделами и подразделами, целевыми статьями и видом расходов в пределах утвержденного бюджета. Следовательно, он не имеет права менять принятые городской Думой общие параметры бюджета.
Одним из основных видов деятельности Контрольно-счетной палаты является экспертно-аналитическая работа. Ежегодно увеличивается количество заключений, что показывает углубленную экспертную, аналитическую работу, в результате по нашему анализу, депутаты имеют возможность даже отклонить некоторые постановочные вопросы. Так, за 2009 год составлено и подготовлено 56 заключений на проекты решений Якутской городской Думы, которые обсуждались на заседаниях постоянной Комиссии по бюджетно-экономической политике и ряд принципиально важных предложений и поправок, сформулированных в указанных заключениях, были учтены в ходе рассмотрения на комиссиях и сессиях.
За 2009 год по итогам рассмотрения проведенных контрольных мероприятий принято 70 поручений для исполнения Окружной администрацией г. Якутска, руководителями проверенных организаций по решениям Постоянной комиссии по бюджетно-экономической политике Якутской городской Думы, на момент отчета все информации представлены.
В целом из общей суммы, выявленных финансовых нарушений 178734,8 тыс. рублей восстановлению подлежит 28827,62 тыс. рублей, из которых восстановлено 19 778,22 тыс. рублей, в том числе:
- восстановления в бюджет ГО "Город Якутск" 270,7 тыс. рублей;
- внесения в реестр муниципального имущества 18465,52 тыс. рублей;
- восстановления в бухгалтерском учете 1042,0 тыс. рублей.
В марте 2009 года исполнилось пять лет со дня образования Контрольно-счетной палаты Якутской городской Думы. На 16 очередной сессии Якутской городской Думы 24 марта 2009 года Николаев И.А. переизбран Председателем на следующий срок полномочий.
Необходимо отметить, что в целом, с поставленной задачей Контрольно-счетная палата полностью справилась. Активное проведение контрольных мероприятий позволило повысить авторитет Контрольно-счетной палаты и Якутской городской Думы в целом, его значимость в подготовке решений городских задач.
II. Контрольно-ревизионная деятельность.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств остается одним из приоритетных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты в отчетном году.
Качество организации и совершенствования бюджетного процесса определяются уровнем финансовой дисциплины. Сегодня результаты финансового контроля показательны как объемами выявленных нарушений, так и суммами восстанавливаемых в бюджетную систему средств.
Всего за отчетный период проведено 19 контрольно-ревизионных мероприятий, из которых итоги 2-х объектов пока не рассмотрены на Постоянной комиссии. Проведенными контрольными мероприятиями охвачено 19 объектов проверок, которые являлись получателями средств муниципального бюджета.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Якутская городская транспортная компания" за период 2007-2008 год.
По результатам проведенной проверки установлено:
1. Объем обнаруженных несанкционированных свалок на территории г. Якутска в несколько раз больше объема принимаемого мусора за год в Вилюйском и Хатын-Юряхском полигонах вместе взятых. Одной из причин которого является платная талонная система за принятие мусора в связи с чем, значительная часть мусора не поступает на полигоны.
2. По видам основной деятельности - удалении и обработке твердых отходов и сточных вод, до 18.11.2008 г. ОАО "ЯГТК" осуществляло работу без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
3. В 2007-2008 году прослеживается завышение калькуляции тарифа 1 м3 стоимости захоронения мусора на городском полигоне соответственно и стоимости талона, так:
- по итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ЯГТК" наблюдается высокая прибыльность от деятельности полигона, которая составила по итогам 9 мес. 2007 г. - 6119,1 тыс. рублей, или 41% и по итогам 9 мес. 2008 г. - 4408,0 тыс. рублей, или 37,2% при плановой прибыльности 10 процентов. Таким образом, наблюдается низкая себестоимость захоронения мусора по сравнению с плановой, который рассчитан из тарифа на захоронение мусора на полигоне;
- в общих расчетах стоимости тарифов вывозки отходов (сухого мусора и ТБО) не соответствует объем расчетной величины вывозимого годового объема мусора для расчета 1 м3. Так, в 2008 году тариф захоронения мусора на полигоне рассчитывался исходя из годового объема 590,0 тыс.м3, который предусматривает весь объем вывозимого на полигонах мусора самим ОАО "ЯГТК" и сторонними предприятиями и организациями. В то же время, объем вывозки отходов в калькуляциях стоимости тарифов самого ОАО "ЯГТК" расчет исходил из 641,4 тыс. м3 отходов (больше на 8,7%).
- отсутствует отдельное аудиторское заключение калькуляции тарифа утилизации мусора.
4. По заключенным договорам с муниципальными организациями на предоставление услуг по вывозке твердых, жидких бытовых отходов и сухого мусора установлены завышенные тарифы, в результате сумма потери местного бюджета на оплату услуг за сверх установленные тарифы составила 270,7 тыс. рублей.
5. В 2008 году дебиторская задолженность ОАО "ЯГТК" увеличилась по отношению с 2007 годом на 17047,1 тыс. рублей или на 145,3%, в том числе Управляющих компаний на 10955,2 тыс. рублей или в 3 раза.
6. В 2008 г. в результате проверок Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Прокуратуры г. Якутска отмечены многочисленные нарушения действующего законодательства РФ, Конституции РФ выраженное к осуществлению незаконного сброса сточных вод в бассейн реки Лена, что привело к загрязнению окружающей среды обитания населения и нарушает права граждан на благоприятные условия проживания и окружающую среду.
Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на выполнение работ по реконструкции объекта "Инженерное обеспечение индивидуальной жилищной застройки ПЖСК "Сосновый берег".
Заказчиком МУ "Главстрой" и Департаментом экономики, прогнозирования и ценообразования при невыполнении в полном объеме предусмотренных работ и работ с нарушением строительных норм по реконструкции объекта "Инженерное обеспечение индивидуальной жилищной застройки ПЖСК "Сосновый берег" оплачено подрядчику из местного бюджета в полном объеме 6600,0 тыс. рублей. В результате потери местного бюджета по строительству объекта "Инженерное обеспечение индивидуальной жилищной застройки ПЖСК "Сосновый берег" составило 6600,0 тыс. рублей.
Материалы данной проверки переданы в Прокуратуру г. Якутска, следственные мероприятия не закончены.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Земельная служба" за 2008 г.
По результатам проведенной проверки установлено:
1. В нарушение п. 4 ст. 8 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" деятельность муниципального унитарного предприятия "Земельная служба" (Далее МУП "Земельная служба") не отвечает требованиям создания муниципального предприятия.
2. В нарушение п. 2, 3 ст. 14 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" при дополнительной передачи имущества - гаражей на праве хозяйственного ведения, после утверждения годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год изменение уставного фонда не производилось.
3. По итогам 2008 года убыток предприятия составил 12298,0 тыс. рублей, то есть, произведено неэффективное управление объектами муниципальной собственности. В целом, отмечается тяжелое финансовое состояние предприятия, которое не в состоянии оплатить потребности по счетам. Наблюдается резкое снижение выручки по сравнению с 2007 годом в 3 раза.
4. В 2009 году наблюдается дальнейшее снижение доходов в связи с принятием решения 17 очередной сессии Якутской городской Думы РЯГД-17-11 от 28.04.2009 г. "О внесении изменений в решение Якутской городской Думы от 10.02.2009 г. N РЯГД-13-2", по которому все сделки на предоставление земельных участков гражданам в собственность и связанные с ним процедуры не являются полномочием МУП "Земельная служба".
5. В дебиторской и кредиторской задолженности МУП "Земельная служба" числятся не вполне достоверные, необоснованные суммы задолженности.
6. В 2008 году по сравнению с 2007 годом отмечается резкий рост кредиторской задолженности (в 2,4 раза), который обусловлен увеличением задолженности перед покупателями и заказчиками в сумме 10319,3 тыс. рублей. Данная задолженность является следствием предоплаты заказчиков за землеустроительные услуги, которые не исполнены по разным причинам - долгое оформление земельных дел со множеством согласующих инстанций (с затягиванием подписей, с отказами, замечаниями, возражениями до их устранения гражданами), изменениями земельного законодательства с повторным оформлением дел, не равномерным оформлением земельных дел по годам, кроме того, в 2007 году по неисполненным земельным делам, принятие авансов (предоплаты) с заказчиков учитывалась как выручка и уменьшалась кредиторская задолженность.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9. В нарушение ст. 25 Федерального закона N 161-ФЗ, ст. 71 Федерального закона N 208-ФЗ пять гаражных боксов переданы в хозяйственное ведение МУП "Земельная служба" без учета масштабов деятельности предприятия, и фактическое их использование не соответствует целям и видам деятельности предприятия. В следствие чего, недопоступление средств в бюджетную систему от аренды гаражей составило 67 тыс. рублей, выявлено использование 2 гаражей без правоустанавливающих документов.
10. В бухгалтерском учете отражена необоснованная сумма переплаты в размере 339,4 тыс. рублей, которые не отражены по акту сверки расчетов по налогам и сборам с Межрайонной ИФНС России N 5 от 7 апреля 2009 г.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Архитектурно-планировочное муниципальное предприятие" за 2007-2008 годы и 9 месяцев 2009 года
По результатам проведенной проверки установлено:
1. Заказчиком МУ "Главстрой" без расчетов стоимости проектных работ и сметы расходов проведен конкурс в сумме 3500,0 тыс. рублей на выполнение работ по проектированию моделирования инфраструктуры информационного обеспечения градостроительной деятельности и технического проектирования автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) г. Якутска. При этом в отсутствие расчетов и сметы расходов в заключении Департамента экономики, прогнозирования и ценообразования Окружной администрации г. Якутска указано о проведении проверки расчетов стоимости проектных работ и сметы расходов.
2. Не поставлен на учет в реестр муниципального имущества Департаментом имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска созданная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в сумме 3490,0 тыс. рублей, которая является муниципальным нематериальным активом.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. В бухгалтерском учете МУП "Архитектурно-планировочное муниципальное предприятие" (Далее МУП "АПМП") числится не обоснованная дебиторская задолженность в сумме 101,5 тыс. рублей.
3. В нарушение п. 7 ст. 255 Налогового Кодекса РФ, расходы на оплату проезда лиц, находящихся на иждивении у работников к месту использования отпуска за период 2008-2009 годы в сумме 297,9 тыс. рублей отнесены на убытки, тем самым уменьшены затраты и увеличена прибыль.
4. В нарушение п. 2.5 "Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" утвержденного приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. N 49, по проведенной инвентаризации основных средств согласно приказу от 03.04.2009 г. N 25 результаты инвентаризации не оформлены. Инвентаризационная опись представлена после проведения проверки.
6. В нарушение ст. 7 Федерального Закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" МУП "АПМП" несет неправомерные расходы в связи с предоставлением автомобиля, оплаты сотовой связи сторонней организации.
8. В нарушение ст. 23 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", были произведены крупные сделки по приобретению имущества без согласия Департамента имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска на общую сумму 1403,1 тыс. рублей, (автомобиля, мебели, копировальных аппаратов).
9. В нарушение п. 3.2.1. Положения "Об оплате труда и материальном стимулировании работников МУП "АПМП", штатное расписание на 2008 год не согласовано Комитетом экономики, прогнозирования и ценообразования Окружной администрации г. Якутска.
10. В нарушение п. 3.17. Устава предприятия, за проверяемый период начисление премий (материального стимулирования) за счет прибыли директору и главному бухгалтеру произведено без согласия учредителя (Департамента имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска) в сумме 1022,5 тыс. рублей.
Проверка расходования средств по муниципальной целевой программе "Развитие аграрного сектора пригородов г. Якутска на 2008-2011 годы" за 2008 год.
Проведенным контрольным мероприятием выявлены следующие нарушения:
1. Отмечается крайне слабая работа Управления сельского хозяйства, своевременно не осваиваются средства целевой программы. В результате чего, без соответствующего внесения изменений в перечень предусмотренных программных мероприятий, утвержденный Решением Окружного Совета города Якутска от 20.12.2007 N РОС-58-6, постановлениями Главы Городского округа "Город Якутск" от 05.11.2008 N 116, от 18.11.2008 N 120 вынужденно были произведены передвижки бюджетных ассигнований на общую сумму 3900,0 тыс. рублей, в том числе:
- предусмотренная на "Работы для повышения и восстановления плодородия земель, освоения новых сельскохозяйственных угодий" сумма 950,0 тыс. рублей постановлением Главы Городского округа "Город Якутск" от 05.11.2008 N 116 направлена на статью "Приобретение горюче-смазочных материалов для проведения осенней уборки урожая";
- предусмотренная на "Газификация животноводческого комплекса ООО "Совхоз Маганский" сумма 1500,0 тыс. рублей постановлением Главы ГО "Город Якутск" от 18.11.2008 N 120 направлена на закуп строительных материалов для реконструкции убойного цеха ООО "Хатасский свинокомплекс";
- предусмотренные мероприятия на "Обеспечение жильем молодых специалистов, работающих на селе" согласно контракту с Городским округом "Город Якутск" в сумме 500,0 тыс. рублей, "Проведение землеустроительных работ (межевание)" в сумме 300,0 тыс. рублей, "Подготовка кадров и повышение квалификации" в сумме 100,0 тыс. рублей, "Формирование залогово-гарантийного фонда" в сумме 500,0 тыс. рублей, "Научное сопровождение программы" в сумме 50,0 тыс. рублей постановлением Главы Городского округа "Город Якутск" от 18.11.2008 N 120 направлены на статью "Возмещение дефицита кормов, вызванного стихийными бедствиями (обильными дождями, затоплением сенокосных угодий)".
2. В нарушение статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ принятые по акту приема-передачи от 19.12.2008 года горюче-смазочные материалы на общую сумму 935,2 тыс. рублей, в том числе бензин марки А-80 в количестве 16 000 литров в сумме 448,0 тыс. рублей и дизельное топливо в количестве 14 000 литров в сумме 487,2 тыс. рублей не отражены в бухгалтерском учете Управления сельского хозяйства и отсутствуют подтверждающие документы о расходовании горюче-смазочных материалов.
Проверка поступления доходов бюджета Городского округа "Город Якутск" от размещения наружной рекламы за 2007-2009 годы.
За период уполномоченным органом по контролю за размещением наружной рекламы на территории Городского округа "Город Якутск" являлись:
за 2007-2008 гг. Служба наружной рекламы и контроля Комитета архитектуры и градостроительства Окружной администрации г. Якутска;
с 2009 года вновь созданная муниципальное автономное учреждения "Служба информации, рекламы и контроля"
В виду отсутствия нормативного документа, регламентирующего проведение торгов по установке рекламных конструкций, не были проведены муниципальным автономным учреждением "Служба информации, рекламы и контроля" торги в форме аукциона или конкурса.
В нарушение п. 3 Положения "О порядке закрепления муниципального имущества на праве оперативного управления", утвержденного постановлением Городского Собрания депутатов г. Якутска от 27.05.2003 года ПГС N 6-13, не оформлены документы о закреплении имущества на праве оперативного управления муниципальным автономным учреждением "Служба информации, рекламы и контроля": не оформлены земельно-кадастровые дела, не оформлен паспорт на имущественный комплекс предприятия.
За проверяемый период в нарушение разд. 5 Постановления Окружного Совета г. Якутска от 06.06.2006 г. N ПОС-43-15 на рекламные конструкции, переданные на оперативное управление муниципальным автономным учреждением "Служба информации, рекламы и контроля" не велись рекламные дела: заполненное в установленном порядке заявление, согласованное фотоизображение места размещения с наложением объекта, рабочий проект рекламной конструкции, разрешение на установку рекламной конструкции, договор на установку рекламной конструкции на территории Городского округа "Город Якутск", расчет к договору на установку рекламной конструкции, счет на оплату стоимости договора.
Доходы бюджета от размещения наружной рекламы 2008 года составили всего лишь 26% от уровня 2007 года. Резкое снижение поступлений в бюджет от размещения рекламных конструкций 2008 года связано с не организованной работой Службы наружной рекламы и контроля и ослабленным контролем деятельности Службы наружной рекламы и контроля со стороны Комитета архитектуры и градостроительства Окружной администрации.
С 2009 года доходы от размещения рекламных конструкций поступают в муниципальное автономное учреждение "Служба информации, рекламы и контроля" согласно п. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". В муниципальный бюджет поступает только государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
В настоящее время в соответствии с созданием муниципального автономного учреждения "Служба информации, рекламы и контроля" в расходах местного бюджета предусмотрены субсидии на выполнение муниципального задания с учетом доходов и расходов. Таким образом, создание автономного учреждения не способствует уменьшению доходов местного бюджета, так как в расчете субсидии на выполнение муниципального задания заложены доходы от размещения рекламных конструкций.
Проверка финансово- хозяйственной деятельности МУП "Аптеки Якутска" за 2008 год и 9 месяцев 2009 года.
Предприятие находится в глубоком финансовом кризисе, за 2008 год и 9 месяцев 2009 года получен убыток от финансово-хозяйственной деятельности в размере 6 816 тыс. руб. и 5 051 тыс. руб., соответственно. Финансовая устойчивость практически утеряна. Наблюдается высокая доля кредиторской задолженности в балансе (на 30.09.2009 г. - 61 687 тыс. руб. или 82%) и долгосрочных кредитов и займов (на 30.09.2009 г. - 14 254 тыс. руб. или 19%). Так, по состоянию на 30.09.2009 года:
- просроченная кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками по основной деятельности от всей задолженности поставщиков и подрядчиков составляет 78,66%.
- по налогам и сборам задолженность составляет 7 261,70 тыс. руб. По сравнению с началом года задолженность по налогам и сборам выросла на 62,06%;
- задолженность по внебюджетным фондам составляет 6 003,41 тыс. руб.; По сравнению с началом года задолженность по налогам и сборам выросла на 80,21%.
- задолженность по арендной плате за землю составляет 778,46 тыс. руб., в том числе пени - 58,14 тыс. руб.;
- расчетные счета в банках арестованы на основании решения налоговых органов и исполнительным листам кредиторов;
В целом на ухудшение финансового состояния Предприятия повлияли следующие факторы:
- отвлечение оборотных средств в 2006-2007 годах на строительство аптечного склада, стоимость объекта к моменту принятия на баланс составляет 17 410,53 тыс. руб. и на участие в долевом строительстве аптеки по ул. Петровского 8/1. в сумме 8 772,50 тыс. рублей;
- снос аптеки N 2 и аренда торговой площади под аптеку (2 390,73 тыс. руб., в т.ч. кредиторская задолженность по состоянию на 30.09.2009 г. составляет 1 536,99 тыс. руб.);
- переход на общий режим налогообложения с ЕНВД в соответствии с Налоговым кодексом (с 2009 года);
- при убыточности предприятия по итогам 2008 года и за 9 месяцев 2009 года произведены неэффективные расходы на сумму 1 003,73 тыс. руб. в виде премий, спонсорской помощи и займов работникам, сторонним организациям.
Чистые активы Предприятия на 30.09.2009 г. составляют - 315,0 тыс. рублей или меньше уставного капитала на 122,5%, что свидетельствует о высокой вероятности банкротства МУП "Аптеки Якутска".
В результате уменьшения оборотных средств снизились объемы оптового и розничного товарооборота, уменьшился перечень лекарственных средств, который влияет на привлекательность аптек и конкурентоспособность. Следствием которого, явилось уменьшение торговой выручки сети аптек Предприятия.
При заключении договоров подряда для строительства здания аптечного склада и на проведение перепланировки здания Аптеки N 1 по ул. Петровского 8/1 по согласованию со ссылкой на экономию собственных и целевых заемных средств наблюдается заинтересованность директора Предприятия.
В ходе проверки установлены следующие нарушения законодательства:
- в нарушение п. 1. статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в Уставе Предприятия не раскрыты порядок создания и размеры резервного фонда;
- в нарушение статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года не прошла государственную регистрацию помещение аптечного пункта в с. Табага по ул. Комсомольская д. 20/2;
- в нарушение указания ЦБР от 20.06.2007 г. N 1843-У расчеты наличными деньгами между юридическими лицами производятся в размере свыше 100,00 тыс. руб.;
- не востребованы земельные документы, переданные 27.03.2008 г. в МУП "Земельная служба" для переоформления земельных участков без изменения границ межевого описания;
- в нарушение п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкции по применению Плана счетов стоимость арендованные основные средства не имели отражения в составе арендованных основных средств по счету 001 "Арендованные основные средства";
- в нарушение установленных требований законодательства по квалификации руководителя аптечных предприятий были назначены руководителями МУП "Аптеки Якутска", лица, не имеющие высшего фармацевтического образования и сертификатов в области фармации;
- в нарушение п. 2 ст. 21 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", аттестация директора МУП "Аптеки Якутска" собственником имущества унитарного предприятия не была проведена;
- в нарушение п. 2 статьи 25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не приняты меры по привлечению к ответственности директора МУП "Аптеки Якутска" в установленном законом порядке за убытки, причиненные унитарному предприятию.
Материалы данной проверки направлены в Прокуратуру г. Якутска.
Проверка эффективности исполнения муниципальной целевой программы "Развитие инфраструктуры пригородных населенных пунктов Городского округа "Город Якутск" на 2008-2012 годы" в Муниципальном учреждении "Главстрой" за период 2008 год
Без соответствующего внесения изменений в решение Окружного Совета г. Якутска N РОС-58-1 от 20.12.07 г. "О бюджете Городского округа "Город Якутск" на 2008 год" предусмотренные объемы финансирования по объекту "Строительство детского сада на 140 мест в с. Хатассы", распоряжением Главы Городского округа "Город Якутск" уменьшены на общую сумму 3479,25 тыс. рублей и распределены по другим подразделам.
Проверка эффективности использования средств субсидий, выделенных из федерального, республиканского бюджетов и бюджета ГО "Город Якутск" на обеспечение мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за 2007-2008 годы
1. Бюджетные средства ГО "Город Якутск", выделенные в 2007-2008 годах на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, Окружной администрацией ГО "Город Якутск" использованы неэффективно, из 14 ветхих домов, подлежащих сносу, на дату проверки 7 домов (или 50%) не расселены и не снесены.
2. Объем проверенных средств за период 2007 - 2008 годы составил 670848,02 тыс. рублей. В ходе проверки выявлены нарушения на сумму 81579,05 тыс. рублей, в т.ч.:
2.1. 1490,0 тыс. рублей - неэффективное расходование в 2007 году Окружной администрацией ГО "Город Якутск" дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных МУ "СПУиИЖ" на выполнение работ по переселению жильцов из жилых помещений;
2.2. 80089,05 тыс. рублей - не правомерное использование Окружной администрацией ГО "Город Якутск" бюджетных средств ГО "Город Якутск", из них:
- 36823,0 тыс. рублей - в результате не исполнения Окружной администрацией ГО "Город Якутск" распоряжения Главы Городского округа "Город Якутск" от 02.05.2006 N 00390/р "О мероприятиях по сносу жилых домов по адресу: г. Якутск, ул. Ф.Попова, дома N 17, 19, 19/1", в части расселения жильцов указанных домов за счет застройщика;
- 43266,05 тыс. рублей - в результате нарушения МУ "СПУиИЖ" п. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в части не уведомления на основании решения Окружного Совета г. Якутска от 25.06.07 N РОС-51-5 заблаговременно в письменной форме собственников об изъятии принадлежащих им жилых помещений.
3. Результатом неэффективного и не правомерного использования бюджетных средств городского округа, выделенных на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, является:
- увеличение сроков достижения целей, поставленных подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" республиканской целевой программы "жилище" на 2007 - 2009 годы;
- дефицит средств в бюджете ГО "Город Якутск" на расселение и снос ветхого аварийного жилья, на финансирование строительства социального жилья; дефицит свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
4. Также, результатом неэффективного и не правомерного использования бюджетных средств городского округа, выделенных на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, является ежегодный рост количества обращений граждан в Окружную администрацию, к депутатам Якутской городской Думы по вопросам признания жилых домов аварийными и непригодными для проживания.
Проверка эффективности расходования средств, выделенных МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" из бюджета ГО "Город Якутск" по подразделу 0503 "Благоустройство", по целевой статье расходов 6000500 "Прочие мероприятия по благоустройству городских округов и поселений" за 2008 год
1. Объем проверенных средств составил 128 994,35 тыс. рублей. В ходе проверки выявлены нарушения на общую сумму 22198,08 тыс. рублей, в том числе в нарушение Бюджетного кодекса РФ, Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ:
- не приняты к учету приобретенные и вновь построенные основные средства на сумму 14975,52 тыс. рублей;
- не продлены в установленном порядке договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом на сумму 6851,92 тыс. рублей.
- в связи с нарушением Единой конкурсной комиссией установленного порядка определения победителя открытого конкурса (п. 1.1 ч. 4 ст. 28 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ) произведена необоснованная переплата за выполненные работы в сумме 370,6 тыс. рублей.
2. Нарушение Бюджетного кодекса РФ, Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ явилось следствием неудовлетворительного исполнения Департаментом имущественных отношений Окружной администрации города Якутска установленного порядка ведения единого Реестра муниципальной собственности, порядка приема и передачи муниципальной собственности.
3. Следствием не принятия к учету в разумные сроки приобретенных и вновь построенных основных средств, а также не продления в установленном порядке договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом является: искажение бухгалтерской отчетности, возникновение угрозы сохранности и надлежащей эксплуатации имущества; неправомерное использование муниципального имущества организациями, получившими указанное имущество в безвозмездное пользование.
4. Департаментом имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска в установленные сроки не решены вопросы ввода в эксплуатацию установки по уничтожению отходов "ЭЧУТО 150.03", в результате чего затягивается решение в ГО "Город Якутск" проблемы обращения с опасными отходами (медицинскими), "замораживаются" бюджетные средства, вложенные в приобретение установки.
5. Система контроля за качеством и объемами работ, выполняемых подрядчиками по муниципальным контрактам является неэффективной в части достоверности контроля. Так, в 2008 году МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства", согласно представленных на проверку документов, приняла все выполненные подрядчиками работы без замечаний. По проверке тех же работ внешним аудитором ООО "Оценка-Плюс" выявлены нарушения на сумму 1453,44 тыс. рублей.
6. Существующая у подрядчиков система контроля за качеством и объемами выполнения работ по вывозу снега, откачки воды с заниженных мест, содержанию городских улиц и площадей, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и т.д., является неэффективной и устаревшей и может быть решена путем внедрения систем мониторинга и навигации. Пользователь указанной системы всегда имеет возможность просмотреть подробную историю перемещения объектов и составить различные отчеты для наглядного анализа деятельности транспортного парка и принятия решений для более эффективного его использования.
Последующий контроль исполнения реализации 1-го этапа муниципальной целевой программы "Электронный Якутск" на 2007-2010 годы
1. Автоматизированная информационная система "Земельно-имущественный комплекс" (далее АИС "ЗИК") в опытно-производственную эксплуатацию не запущен, персонал Комитета по земельным отношениям ДИО Мэрии г. Якутска не получил опыта работы с программным комплексом. В связи со сложностью комплекса АИС "ЗИК", системными администраторами земельного комитета средства разработки, необходимые для изучения, сопровождения, адаптации и модификации комплекса АИС "ЗИК", освоены не в полной мере, что препятствует вводу АИС "ЗИК" в эксплуатацию в установленные сроки.
2. Работы Комитета архитектуры и градостроительства ОА ГО "Город Якутск" по адресному реестру и его визуализации выполнены не в полной мере, а именно: отсутствует чёткое описание методики ведения наименований линейных транспортных схем (дороги и т.п.), отсутствуют наработки по методике присвоения идентификаторов объектов на уровне зданий.
3. Не смотря на то, что работы проведены в рамках муниципальной целевой программы "Электронный Якутск", синхронизация и информационный обмен между базами данных Департамента имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска, Комитета архитектуры и градостроительства Окружной администрации г. Якутска и Муниципального учреждения "Департамент информационно-вычислительных технологий" определены в недостаточной степени, что противоречит основной концепции создания муниципальной информационной системы, закрепленной Программой, а это в свою очередь может привести к созданию изолированных информационных систем в подразделениях и поставит под угрозу исполнение Муниципальной целевой программы "Электронный Якутск" в целом.
4. Муниципальному учреждению "Департамент информационно-вычислительных технологий" поручено обеспечить исполнение утвержденного распоряжением Главы Окружной администрации ГО "Город Якутск" от 27.02.2009 N 00613/р рабочего плана мероприятий по реализации МЦП "Электронный Якутск" на 2009 год, в том числе запуск в эксплуатацию Автоматизированной информационной системы "Земельно-имущественный комплекс".
Проверка использования средств бюджета городского округа, выделенных по смете расходов на информатизацию Окружной администрации ГО "Город Якутск" за 2007-2008 годы
1. Объем проверенных средств составил 3841,3 тыс. рублей. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на сумму 1326,58 тыс. рублей, в том числе:
- завышение стоимости основных средств - 16,51 тыс. руб.;
- неправильное разнесение по статьям расходов - 62,77 тыс. руб.;
- не принята к учету как основное средство - локальная вычислительная сеть - 1042,0 тыс. руб.;
- недостача на дату проверки - 205,3 тыс. руб.
Внеплановая тематическая проверка эффективности и целесообразности реализации плана мероприятий по участию Городского округа "Город Якутск" в ОАО Финансово-расчетный центр" и созданию Единой Информационной Сети на базе ОАО "Финансово-расчетный центр"
1. Предложенный Окружной администрацией ГО "Город Якутск" План мероприятий не гарантирует достижения конечной цели - создания прогнозируемой системы регулирования предоставления жилищно - коммунальных услуг по следующим основаниям:
- Комитет экономики, прогнозирования и ценообразования и Правовой комитет Окружной администрации г. Якутска не привлекались к участию в разработке Плана мероприятий по участию ГО "Город Якутск" в ОАО "Финансово-расчетный центр" (далее ОАО "ФРЦ) и созданию Единой информационной сети на базе ОАО "ФРЦ", следовательно не доказана правомерность, целесообразность и экономическая эффективность его реализации для городского округа;
- пунктом 2 ч. 1 ст. 421 ГК РФ запрещено понуждение к заключению договора, следовательно, отсутствует правовая основа, позволяющая обязать все управляющие компании Городского округа "Город Якутск" выбрать ОАО "ФРЦ" в качестве агента, осуществляющего весь комплекс работ, связанных с начислением и корректировкой предоставленных коммунальных и жилищных услуг, сбором и перечислением оплаты за них;
- возможность полной утраты Базы данных по оплатам за жилищно-коммунальные услуги и жилому фонду г. Якутска в случае возникновения кризисной ситуации в ОАО "ФРЦ";
2. План мероприятий по участию Городского округа "Город Якутск" в ОАО "Финансово -расчетный центр" и созданию Единой Информационной Сети на базе ОАО "ФРЦ" не соответствует интересам ГО "Город Якутск" по следующим основаниям:
- указанный План мероприятий не был согласован Комитетом экономики, прогнозирования и ценообразования и Правовым комитетом Окружной администрации г. Якутска;
- предлагаемая ОАО "ФРЦ" структура Единой Информационной Системы существует в формате и на основе комплекса программных продуктов МУ "Департамент информационно-вычислительных технологий" и создана в рамках Муниципальной целевой программы "Электронный Якутск на 2007-2010 г.г.", утвержденной Решением Окружного Совета г. Якутска от 27.03.2007 N РОС-49-4, конечной целью которой является создание и развитие интегрированной Муниципальной информационной системы "Электронный Якутск". Система создана и функционирует с соблюдением всех норм действующего законодательства;
- указанный План мероприятий требует значительных дополнительных расходов бюджета Городского округа "Город Якутск". На первом этапе реализации Плана требуется 2500,0 тыс. рублей для доведения пакета акций ОАО "ФРЦ", находящегося в собственности ГО "Город Якутск" до контрольного. Также ОАО "ФРЦ" в переходный период и на начальном этапе перехода на Единую информационную систему просит оказать ему финансовую поддержку;
- в связи с отсутствием у ОАО "ФРЦ" чистых активов в течение последних двух лет, уполномоченные органы на основании п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ могут предъявить в суд требование о ликвидации Общества.
3. Формирование Единой базы данных необходимо производить на базе муниципальной структуры, не зависящей в финансовом плане от управляющих организаций, которая будет осуществлять соответствующие мероприятия по обеспечению заинтересованных субъектов необходимой оперативной и достоверной информацией о взаиморасчетах и других направлениях деятельности субъектов сферы жилищно-коммунального хозяйства. Разработанные МУ "Департамент информационно-вычислительных технологий" программные продукты и созданные Базы данных должны быть в установленном порядке оформлены в муниципальную собственность и включены в реестр муниципального имущества.
В результате своевременной внеплановой тематической проверке Контрольно-счетной палаты доказана не эффективность и не целесообразность создания Единой Информационной Сети на базе ОАО "Финансово-расчетный центр", сэкономлены муниципальные бюджетные средства.
III. Экспертно-аналитическая работа
Результаты экспертно-аналитической и контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты оформляются в виде заключений, информационно-аналитических записок по запросам Якутской городской Думы.
За 2009 год составлено и подготовлено 56 заключений на проекты решений, которые обсуждались на заседаниях постоянной Комиссии по бюджетно-экономической политике и ряд принципиально важных предложений и поправок, сформулированных в указанных заключениях, были учтены в ходе рассмотрения на комиссиях и сессиях Якутской городской Думы.
В заключениях были даны анализы текстовых статей и финансовых показателей проектов, включая сравнительные анализы с показателями предыдущих периодов, а также разъяснения, касающиеся отдельных положений принимаемых проектов.
В соответствии с требованиями статьи 264/4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и раздела 13 Положения "О бюджетном процессе в Городском округе "Город Якутск" Контрольно-счетной палатой было подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении местного бюджета Городского округа "Город Якутск" за 2008 год.
В заключении от 23.04.2009 года на годовой отчет об исполнении бюджета Городского округа "Город Якутск" за 2008 год был сделан анализ соответствия исполнения бюджета принятым решениям Окружного Совета города Якутска по уточненным параметрам бюджета.
Первоначально бюджет городского округа на 2008 год был утвержден по доходам в сумме 5439973,7 тыс. рублей, по расходам в сумме 5637193,7 тыс. рублей. Расчетная величина дефицита бюджета составляла 197220,0 тыс. рублей. В течение 2008 года в Якутскую городскую Думу вносились изменения и дополнения в бюджет 4 раза.
В результате внесения изменений и дополнений в бюджет, решениями Якутской городской Думы, уточненный план доходной части бюджета по сравнению с первоначальными значениями увеличился до 121,1% и составил 6586286,7 тыс. рублей, расходная часть - до 122,3% или увеличен до 6895419,0 тыс. рублей. Дефицит бюджета увеличился от 197220,0 тыс. рублей до 309132.3 тыс. рублей.
В целом доходная часть бюджета исполнена на 99,4 процента в сумме 6554192,2 тыс. рублей, против годового плана доходов в сумме 6595440,0 тыс. рублей.
По доходной части низкое исполнение наблюдалось по неналоговым доходам на 79,6 процентов, недовыполнение плана составило 77944,3 тыс. рублей.
Низкое исполнение неналоговых доходов наблюдается:
- по арендной плате за землю исполнение плана доходов составило 80 процентов, или против плана 240619,7 тыс. рублей, исполнение составило 192366,3 тыс. рублей. Кроме того, задолженность по аренде земли по состоянию на 01.01.2009 года составляет 480268,2 тыс. рублей. Необходимо отметить, что по пояснительной записке к годовому отчету за 2007 год начислено арендных платежей на сумму 314660,0 тыс. рублей, за 2008 год начислено арендных платежей на сумму 24552,7 тыс. рублей, при этом причины уменьшения начислений арендных платежей по сравнению с 2007 годом на сумму 69135,3 тыс. рублей не указаны.
- наблюдается снижение доходов от размещения наружной рекламы по сравнению с поступлением доходов в 2007 году в сумме 6093,5 тыс. рублей, уточненный план на 2008 год составляет 2000,0 тыс. рублей, фактически поступило доходов в сумме 1648,4 тыс. рублей. Администратором доходов от размещения наружной рекламы является Департамент имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска. Уполномоченный орган по контролю за размещением наружной рекламы на территории ГО "Город Якутск" был ликвидирован и создано муниципальное автономное учреждение "Служба информации, рекламы и контроля".
Бюджет городского округа на 2008 год был запланирован с дефицитом в сумме 291 192,9 тыс. рублей, по итогам исполнения, фактический дефицит бюджета составил 123849,6 тыс. рублей.
Расходная часть бюджета исполнена на 97,0 процента в общей сумме 6678041,8 тыс. рублей, против годового плана доходов в общей сумме 6886632,9 тыс. рублей, или остаток неосвоенных средств составляет 208591,1 тыс. рублей. Остаток санкционированных к оплате платежных поручений главных распорядителей и получателей бюджетных средств по состоянию 01.01.2009 года составил 18796,8 тыс. рублей. Из этого следует вывод, что не своевременно осваиваются главными распорядителями и бюджетополучателями предусмотренные средства, и следствием которого является увеличение кредиторской и дебиторской задолженности.
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений по сравнению с началом года на конец года увеличилась на 60640,2 тыс. рублей, дебиторская задолженность по сравнению с началом года на конец года увеличилась на 92559,0 тыс. рублей.
Выделенные целевые средства из вышестоящих бюджетов в виде субвенций, субсидий и компенсаций дополнительных расходов в сумме 18012,6 тыс. рублей, в связи с отсутствием собственных доходов местного бюджета профинансированы расходные обязательства местного бюджета.
Отмечено, что восстановление целевых средств ложится финансовой нагрузкой на бюджет 2009 года, т.е. на восстановление данных средств потребуются дополнительные источники финансирования в уже принятом бюджете городского округа "Город Якутск" на 2009 год.
С учетом вышеизложенных предложений отчет об исполнении бюджета Городского округа "Город Якутск" за 2008 год был принят.
Подготовлены 3 заключения на проекты Решений Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в решение Якутской городской Думы от 09.12.2008 г. РЯГД-11-10 "О бюджете Городского округа "Город Якутск" на 2009 год", в том числе:
на проекты решений восемнадцатой, двадцатой и двадцать второй сессий, в данных изменениях и дополнениях бюджета Городского округа "Город Якутск" на 2009 год охвачены практически все подразделы, целевые статьи классификации расходов бюджета.
Изменения обусловлены проводимой оптимизацией расходов в 2009 году, уточнениями целевых остатков, произведенных перемещений между разделами бюджетной классификации, уточнения расходов.
На проекты решений сессий Якутской городской Думы были подготовлены заключения по муниципальным целевым программам:
- на проект Решения семнадцатой (очередной) сессии Якутской городской Думы "Об утверждении Целевой программы "Социально-экономическое развитие Городского округа "Город Якутск" на 2009-2012 годы";
- на проект Решения двадцать первой (внеочередной) сессии Якутской городской Думы "Об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию Инвестиционной программы МУП "Теплоэнергия";
- на проект Решения двадцать второй (очередной) сессии Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в решение Окружного Совета г. Якутска РЯГД-13-7 от 10.02.09 г. "Об утверждении муниципальной целевой программы "Повышение сейсмобезопасности жилых зданий на территории Городского округа "Город Якутск" на 2009-2013 годы";
- на проект Решения девятнадцатой (очередной) сессии Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в Решение Окружного Совета г. Якутска от 20.12.2007 г. РОС-58-5 "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Развитие инфраструктуры пригородных населенных пунктов Городского округа "Город Якутск" на 2008-2012 годы";
- на проект Решения семнадцатой (очередной) сессии Якутской городской Думы "Об утверждении муниципальной целевой программы "Поддержка и развитие предпринимательства в Городском округе "Город Якутск" на 2009-2012 годы";
- на проект Решения двадцать первой (внеочередной) сессии Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в решение Якутской городской Думы от 28.10.2008 года РЯГД-10-7 "Об утверждении целевой программы "Комплексное развитие территорий города Якутска (2009-2013 годы)"
- на проект Решения девятнадцатой (очередной) сессии Якутской городской Думы "О внесении изменений в муниципальную целевую программу "Поддержка и развитие предпринимательства в Городском округе "Город Якутск" на 2009-2012 годы";
- на проект Решения двадцать второй (очередной) сессии Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в приложения к решению Окружного Совета г. Якутска РОС-58-6 от 20.12.07 г. "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Развитие аграрного сектора пригородов г. Якутска на 2008-2011 годы".
С учетом предложений, поправок и замечаний, сформулированных в заключениях Контрольно-счетной палаты, Решениями Якутской городской Думы муниципальные целевые программы были утверждены.
Контрольно-счетной палатой подготовлено заключение по исполнению бюджета ГО "Город Якутск" за 1 полугодие 2009 года, где отмечено:
1. Низкое поступление источников неналоговых доходов на первое полугодие 2009 года обусловлено падением исполнения доходов, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП, а также прочих доходов от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городского округа и компенсации затрат бюджетов городского округа. Поступлений практически нет по прочим неналоговым доходам (0,2% от плана на 1 полугодие 2009 г.).
2. Не достаточное освоение бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств, в том числе низкое исполнение по разделам расходной части бюджета "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Национальная экономика".
3. За шесть месяцев текущего года полностью освоены бюджетные ассигнования, предусмотренные на первое полугодие 2009 года по 5 программам из двадцати одной программы ГО "Город Якутск".
Меньше чем на 50% исполнены мероприятия по 4 программам:
- МЦП "Столичное образование-2" на 19,5%;
- МЦП "Подросток" на 17,5%;
- МЦП "Электронный Якутск" на 10,5%;
- МЦП "Культура столицы PC (Я) - г. Якутск" на 11,5%.
За отчетный период вообще не профинансированы мероприятия по программе "Повышение безопасности дорожного движения в ГО "Город Якутск" на 2009 год" (в плане предусмотрено 1669,4 тыс. рублей).
4. По предусмотренному плану за 1 полугодие не профинансированы следующие объекты строительства:
- разработка ПСД на реконструкцию здания бани под больницу в с. Табага (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 510,0 тыс. рублей), на строительство бани в с. Маган (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 76,5 тыс. рублей);
- разработка ПСД на строительство детского сада с ясельной группой на 140 мест с. Пригородное (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 127,5 тыс. рублей), детского сада на 160 мест в мкр. Марха (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 498,1 тыс. рублей);
- разработка ПИР и строительство устройства ливневой канализации в мкр. Марха (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 234,4 тыс. рублей);
- реконструкция ТП "Северный" (обеспечение в эксплуатацию школы в мкр. Марха) (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 1225,8 тыс. рублей);
- строительство детского сада на 140 мест а с. Хатассы (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 3010,2 тыс. рублей);
- по МЦП "Подросток на 2008-2012 гг." - строительство спального корпуса ДЗСОЛ "Спутник" (кассовый план на 6 мес. 2009 г. 1800,0 тыс. рублей).
5. Фактическое исполнение бюджета ГО "Город Якутск" по исполнению судебных решений составило 71 234,5 тыс. рублей или 72,5% от плана на 2009 год. Сумма неисполненных исполнительных листов на 01.07.2009 года составляла 100 936,2 тыс. рублей, что выходит за рамки годового плана на 73 905,4 тыс. рублей.
Таким образом, по итогам 1 полугодия, большая часть годового резерва на исполнение судебных решений профинансировано. Предстоит профинансировать во 2 полугодии 2009 года неисполненные исполнительные листы в сумме 100 936,2 тыс. рублей и вновь поступившие исполнительные листы во 2 полугодии 2009 года, тогда как из годового резерва на исполнение судебных решений остается всего 27 030,8 тыс. рублей.
6. С начала года нет освоения средств по следующим видам трансфертов предусмотренных по плану за 1 полугодие 2009 года:
- Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (на приобретение основных средств) на 1 926,5 тыс. рублей. Получатель Комитет здравоохранения.
- Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (на страхование муниципального имущества) на 1 420,0 тыс. рублей. Получатель Департамент имущественных отношений.
- Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (в связи с вводом новых объектов) на 3 345,0 тыс. рублей. Получатель Комитет здравоохранения.
- Субсидия на капитальный ремонт бюджетной сферы на 2 295,2 тыс. рублей. Получатель Комитет здравоохранения.
Отмечая вышеуказанное и предложения Контрольно-счетной палаты, отчет об исполнении бюджета ГО "Город Якутск" за 1 полугодие 2009 года был рассмотрен на постоянной Комиссии бюджетно-экономической политике Якутской городской Думы.
Контрольно-счетной палатой были подготовлены следующие заключения на проекты Решений сессий Якутской городской Думы "О бюджете Городского округа "Город Якутск" на 2010 год":
1. На проект решения двадцатой (очередной) сессии Якутской городской Думы "О бюджете городского округа "Город Якутск" на 2010 год" (первое чтение), где сделаны выводы:
- согласно 6.2 Положения "О бюджетном процессе в Городском округе "Город Якутск" "Прогноз социально-экономического развития ГО "Город Якутск" должен охватывать период не менее трех лет, а предоставлен прогноз только на 2010 год;
- размер дефицита находится на максимально высоком уровне, тогда как в послании Президента РФ о бюджетной политике, в котором определены главные цели, задачи бюджетного процесса на 2010-2012 годы отмечено "последовательное снижение бюджетного дефицита, при этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что позволит гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию";
- в прогнозе бюджета на 2010 год включены муниципальные целевые программы, у которых период действия истекает в 2009 году, так:
- "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в г. Якутске на 2005-2009 годы" с суммой на 2010 год 2500,0 тыс. рублей;
- "Молодежь Якутска на 2006-2009 годы" с суммой 3169,0 тыс. рублей. Продления указанных программ на последующие годы не приняты.
- из анализа исполнения доходной части бюджета 2007-2008 гг. и ожидаемого исполнения бюджета 2009 года видно, что неналоговые доходы неуклонно и в значительном размере падают, так в 2008 году исполнение составило 320 614,3 тыс. рублей или 69,4% от исполнения 2007 года, а ожидаемое исполнение неналоговых доходов составит 280692,7 тыс. рублей или 60,7% от исполнения 2007 года.
- В соответствии информации 1 Заместителя Главы Окружной администрации г. Якутска, доходы от сдачи в аренду в сумме 6000,0 тыс. рублей не включают поступления лизинговых платежей. Однако, муниципальный контракт финансовой аренды 31 специальной техники (в лизинг) с ООО "Экспо-Лизинг" с 2007 по 2010 годы насчитывает общую сумму 109992,8 тыс. рублей, то есть в 2010 году должны поступать лизинговые платежи, но поступления не учтены в проекте бюджета. Таким образом, считаем, что по поступлениям от сдачи в аренду имущества имеется потенциальный резерв увеличения дохода города в 2010 году.
- задолженность по арендной плате за землю на 14.10.2009 г. увеличилась на 111645,2 тыс. рублей или на 27,2% от задолженности на начало года. Расчет планирования поступления средств от арендной платы за землю в 2010 году производился из ожидаемого исполнения в текущем году. Прогнозируемый сбор доходов от аренды земли составляет 22,8% от задолженности на 14.10.2009 г. с учетом задолженности на начало 2009 года. Следует отметить слабую работу администратора данного дохода - Департамента имущественных отношений по сбору арендных платежей за землю.
Внесены конкретные предложения:
- В целях сокращения объема муниципального долга и некоторого снятия финансовой нагрузки местного бюджета в предстоящие 2011-2012 годы в процессе исполнения местного бюджета в 2010 году, все дополнительные доходы направлять на сокращение размера дефицита бюджета. При этом, не принимать в течение года новых расходных обязательств.
- Для выявления резерва по увеличению доходов бюджета пересмотреть доходы по следующим видам поступлений в местный бюджет:
- по налогу на имущество физических лиц;
- доходов, получаемых в виде арендной платы за землю на 1189,9 тыс. рублей;
- доходов от сдачи в аренду имущества.
- По включенным в проекте бюджета 2010 года муниципальным целевым программам, у которых срок действия истекает в 2009 году, рассмотреть их итоги на сессии Якутской городской Думы для решения дальнейшей целесообразности продления в 2010 году, так как данные программы были приняты и утверждены Якутской городской Думой.
2. На проект решения двадцать второй (очередной) сессии Якутской городской Думы "О бюджете Городского округа "Город Якутск" на 2010 год" (второе чтение), сделаны следующие выводы:
1. Проект бюджета городского округа на 2010 год во втором чтении сформирован по доходам на 6439153,9 тыс. рублей, по расходам на 6756790,8 тыс. рублей, дефицит составляет 317636,9 тыс. рублей. По сравнению с принятым проектом бюджета в первом чтении, общие параметры доходов и расходов бюджета увеличились на сумму безвозмездных поступлений в виде дотаций, субвенций и субсидий из республиканского бюджета в размере 2716261,1 тыс. рублей.
2. Исполнение бюджета городского округа на 2010 год запланировано с большим риском неисполнения принятых обязательств на сумму около 200,0 млн. рублей.
3. Ежегодное принятие дефицитного бюджета затягивает в долговую яму, что приводит к увеличению размера муниципального долга. Планируемый верхний предел муниципального долга на 1 января 2011 года может составить 869116,0 тыс. рублей или 27 процентов от собственных доходов бюджета, а предельный объем муниципального долга на 2010 год составит 42 процента.
4. В целом по проекту расходной части бюджета наблюдается увеличение расходов по разделу "Общегосударственные вопросы" по сравнению с утвержденным планом на 2009 год на 109,4 процентов, причиной которого является увеличение расходов: на содержание аппарата Окружной администрации г. Якутска в сумме 55234,9 тыс. рублей; на оплату процентов по муниципальным долгам в сумме 5865,6 тыс. рублей; на исполнительные листы - 20000,0 тыс. рублей; по объектному плану капитального строительства - 15710,0 тыс. рублей; на субсидирование МАО "Служба информации, рекламы и контроля" - 8534,6 тыс. рублей; на условно-утвержденные расходы - 55383,5 тыс. рублей.
5. Общий объем ассигнований по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" на 2010 год предусмотрен в размере 1455582,4 тыс. рублей, что составляет 102,8% от бюджетных ассигнований 2009 года (-1415860,7 тыс. руб.), без доведенных объемов субсидий на капитальный ремонт жилищного фонда из республиканского бюджета и средств из федерального и республиканского бюджета на софинансирование по Федеральному закону от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и по республиканской программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах PC (Я) на 2009-2013 годы".
6. В приложении N 10 проекта Решения "Распределение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства из бюджета ГО "Город Якутск" не указаны объекты финансирования по целевой программе "Комплексное развитие территорий г. Якутска (2009-2013 годы)" на сумму 136 198,0 тыс. рублей и разработки проектно-сметной документации на сумму 4700,0 тыс. рублей.
7. В проекте Решения выделение слов по пункту 4 ст. 3 "в том числе резервный фонд Главы в сумме 13128 тыс. рублей, резервный фонд на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в сумме 24389 тыс. рублей", противоречит нормам ст. 81 Бюджетного Кодекса РФ и ст. 10.5 раздела 10 Положения "О бюджетном процессе Городского округа "Город Якутск".
IV. Последующий контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков.
В целом по контролю за исполнением решений, принятых постоянной Комиссией по бюджетно-экономической политике Якутской городской Думы необходимо отметить улучшение работы со стороны Окружной администрации г. Якутска, непосредственно контролирует исполнение Заместитель Главы - руководитель аппарата С.В. Гоголева.
Под руководством Первого заместителя Главы В.И. Авксентьевым ежеквартально начали проводиться совместные совещания Окружной администрации, Якутской городской Думы и Контрольно-счетной палаты по исполнению принятых решений по итогам проверок.
Проверенным организациям и предприятиям оперативно направляются предложения для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также устанавливается контрольный период для исправления нарушений. Для принятия мер по устранению недостатков, сведения были предоставлены руководству администрации Городского округа, руководителям структурных и территориальных подразделений окружной администрации.
Анализ документов, представленных в Контрольно-счетную палату руководителями организаций - объектов проведенных проверок и их вышестоящих организаций по итогам проверок показал, что результаты контрольных мероприятий обсуждены в проверенных организациях, разработаны и осуществлены меры по выполнению рекомендаций палаты, изданы приказы и распоряжения по устранению выявленных нарушений.
За 2009 год по итогам рассмотрения проведенных контрольных мероприятий принято 70 поручений для исполнения Окружной администрацией г. Якутска, руководителями проверенных организаций по решениям Постоянной комиссии по бюджетно-экономической политике Якутской городской Думы, на дату составления настоящего Отчета, представлены все информации по устранению финансовых нарушений и недостатков.
В течение года проведено 2 заседания с участием Окружной администрации г. Якутска, проверенных организаций и предприятий по исполнению принятых Постоянной Комиссией по бюджетно-экономической политике решений по итогам контрольных мероприятий.
В целом из общей суммы, выявленных финансовых нарушений, подлежащих восстановлению 28827,62 тыс. рублей, на момент годового отчета восстановлено 19778,22 тыс. рублей.
За 2009 год не приняты меры по следующим решениям постоянной Комиссии по бюджетно-экономической политике Якутской городской Думы:
1. По итогам проверки расходования средств по муниципальной целевой программе "Развитие аграрного сектора пригородов г. Якутска на 2008-2011 годы" за 2008 год не решен кадровый вопрос Якутского управления сельского хозяйства РС(Я);
2. По итогам проверки эффективности расходования средств, выделенных МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" из бюджета ГО "Город Якутск" по подразделу 0503 "Благоустройство", по целевой статье расходов 6000500 "Прочие мероприятия по благоустройству городских округов и поселений" за 2008 год:
- не восстановлены бюджетные средства со сметы доходов и расходов Окружной администрации г. Якутска в сумме 370,6 тыс. рублей в связи с необоснованной переплатой внешним аудиторам за выполненные работы, из-за нарушения Единой конкурсной комиссией установленного порядка определения победителя открытого конкурса (п. 1.1 ч. 4 ст. 28 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ);
V. Общественная работа
Кроме основных направлений деятельности, Контрольно-счетная палата тесно взаимодействует с Ассоциацией представительных органов местного самоуправления муниципальных образований республики, продолжает активную работу Совета муниципальных контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия). Продолжается практика поддержания рабочих контактов со Счетной палатой Российской Федерации и Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России.
30 января состоялось выездное заседание Совета МКСО РС(Я) в с. Сунтары, в апреле в г. Вилюйске.
По инициативе и непосредственной поддержке Контрольно-счетной палаты в начале апреля образована Контрольно-счетная палата при Улусном Совете Муниципального образования "Горный улус", в конце апреля Николаев И.А. участвовал на сессии Районного Совета депутатов Муниципального района "Хангаласский улус" в городе Покровске при заслушивании годового отчета работы Контрольно-счетной палаты Хангаласского улуса.
4-6 июня состоялась Всероссийская VIII Конференция Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации в г. Казани Республики Татарстан. В работе Конференции участвовали представители федеральных органов государственной власти и 105 представителей от муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.
На данной Конференции приняла участие и делегация нашей республики в составе И.А. Николаева - председателя Совета МКСО РС(Я), Н.Ф. Захаровой - председателя КСП Вилюйского улуса, Г.С. Гаврильева - председателя КСП Нюрбинского улуса и К.П. Семеновой - председателя КСП Сунтарского улуса.
Главнейшей проблемой для всех субъектов Российской Федерации в настоящее время является выход из кризиса. В связи с чем, на Конференции с основным докладом "О роли контрольно-счетных органов Российской Федерации в обеспечении эффективного использования финансовых и материальных ресурсов муниципальных образований в условиях реализации антикризисных мер" выступил СВ. Степашин - председатель Счетной палаты Российской Федерации, председатель АКСОР.
Одним из ярких моментов Конференции было вручение награды Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации и Союза контрольно-счетных органов России. Решением Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов от 4 июня т.г. медалью АКСОР "За укрепление финансового контроля России" награжден М.Ш. Шаймиев - Президент Республики Татарстан, знаком СП РФ "За заслуги в экспертной работе" - Ф.Х. Мухаметшин - Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, знаком СП РФ "За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации" - А.И. Демидов - председатель Счетной палаты Республики Татарстан. Почетными грамотами АКСОР и Союза МКСО РФ награжден ряд председателей муниципальных Контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Среди них, Почетной грамотой Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации за большой вклад в становление Союза МКСО, в развитие муниципального финансового контроля в Российской Федерации награжден И.А. Николаев - председатель Контрольно-счетной палаты Якутской городской Думы.
В сентябре 2009 г. Председатель участвовал на конференции "Проблемы формирования бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока и осуществления контроля за их исполнением в условиях финансово-экономического кризиса", проведенной Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов в городе Благовещенске. Там же было официально подписано Соглашение о взаимодействии между Контрольно-счетной палатой города Благовещенска и Контрольно-счетной палатой Якутской городской Думы, состоялся обмен опытом работы с Контрольно-счетными палатами Благовещенска, Читы, Приморска и др.
VI. Заключение
Отличительной чертой деятельности за отчетный период являлось усиление контроля исполнения принятых решений, повысились требовательность и спрос с распорядителей бюджета и бюджетополучателей.
Как и в прошлые годы, в отчетном году продолжается активная совместная работа с постоянными комиссиями, особенно по бюджетно-экономической политике.
В ходе контрольных мероприятий 2009 года особое внимание было уделено проверке исполнения доходов Городского округа "Город Якутск" от размещения наружной рекламы, отчетов об исполнении бюджета за 2008 год, проверке финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, проверке эффективности расходования средств по отрасли жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных целевых программ.
В целом, как показали результаты контрольной деятельности и экспертно-аналитических мероприятий, за отчетный период, пополнение доходной части бюджета города, отстает в части исполнения неналоговых доходов от аренды земельных участков, не на должном уровне планируется, и исполняются доходы от продажи земельных участков.
Продолжают иметь место многочисленные недостатки в обеспечении результативности и эффективности бюджетных расходов.
Программно-целевая часть бюджета не достигает результата, так по проведенной проверке муниципальной целевой программы "Развитие аграрного сектора пригородов города Якутска на 2008-2011 годы" с задачей не справляются, сроки первого этапа создания программы "Электронный Якутск", как интегрированной территориальной информационной системы внедрены частично.
В 2009 году продолжается проблема обеспечения равномерности кассовых расходов бюджета города Якутска в течение всего финансового года и совершенствования системы управления финансами города, поскольку не освоение в запланированных объемах главными распорядителями крупных бюджетных ассигнований приводит к образованию значительного остатка бюджетных средств.
Несмотря на усиление контроля со стороны органов исполнительной власти г. Якутска тендера, аукционы при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по-прежнему проводятся с большими задержками, несвоевременно предоставляются заявки.
Органам исполнительной власти еще раз необходимо обратить особое внимание на усиление ведомственного контроля, регулярно проводить свои ревизии и проверки финансового состояния.
Контрольно-счетной палате в дальнейшем предстоит сосредоточить свою контрольную деятельность на тех направлениях, которые имеют приоритетное значение для социально-экономического развития города.
Нам необходимо продолжить разработку современных форм, методов оценки и контроля эффективности формирования и исполнения бюджета, управления и распоряжения городской собственностью, решения вопросов местного значения. Их внедрение будет содействовать в целом повышению эффективности муниципального управления.
В ходе контрольных мероприятий уделять внимание эффективности использования средств на закупку товаров и предоставление услуг для муниципальных нужд, а также активизировать контрольные мероприятия по проверке целевого использования поступающих дотаций, субсидий, предоставление и использование земель.
Для обеспечения своей информационной открытости для городского сообщества и организации обратной связи с жителями города Якутска размещать информацию о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в средствах массовой информации и на сайте Якутской городской Думы.
В целях повышения качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты регулярно направлять аудиторов на курсы повышения квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Якутской городской Думы от 29 апреля 2010 г. N РЯГД-25-1 "Об утверждении отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Якутской городской Думы за 2009 год"
Текст решения опубликован в газете "Эхо Столицы" от 18 мая 2010 г. N 37