Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 15 марта 2010 г. N 3-4\10
Верховный суд PC (Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., при секретаре Дудайти А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "15" марта 2010 г. гражданское дело
по заявлению Первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2, п. 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г. N 848 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,
Установил:
Первый заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. J. п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2, п. 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г. N 848, указывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта субъекта РФ приняты с превышением компетенций Президента Республики Саха (Якутии).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п.п. J" имеется в виду "п.п. 1"
В судебном заседании представитель Прокуратуры PC (Я)
прокурор Александрова Ю-А.# поддержала заявленные требования, указала, что в связи с тем, что принятыми изменениями противоречия в Положении не устранены, также предусмотрено два вида контроля: государственный и финансовый, следовательно, п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения противоречат ФЗ "О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 2 94-ФЗ. Кроме того, Положение принято с превышением полномочий Президента PC (Я) в части создания ГКУ
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 294-ФЗ"
Представитель Президента PC (Я) Телегина Г.И. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, т.к. Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия) является контрольным органом, созданным для осуществления государственного финансового контроля, следовательно, положения ФЗ-2 94 не распространяются на порядок организации и проведения проверок органами государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 294-ФЗ"
Представитель Главного контрольного управления при Президенте PC (Я) Конакова И.Н. также просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, по тем основания, что Положением установлено осуществление именно государственного финансового контроля, положения ФЗ-2 94 на него не распространяется. В своей деятельности ГКУ руководствуется Законом PC (Я) "О государственном финансовом контроле в PC (Я)", который прокуратурой не оспорен.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 294-ФЗ"
Заслушав пояснения представителя прокуратуры PC (Я) Александровой Ю.А., пояснения представителя Правительства PC (Я) Телегиной Г.Н. и представителя Главного контрольного управления при Президенте PC (Я) Конаковой И.Н., исследовав материалы дела, прения сторон, Верховный суд PC (Я) считает, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
11 марта 2003 г. издан, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Указ Президента Республики Саха (Якутии) "Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия)".
Предметом правового регулирования данного Указа являются общественные отношения в области организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, в частности реализации Президентом Республики Саха (Якутия) контрольных полномочий за исполнением органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также организациями законодательства Российской Федерации, законов Республики Саха (Якутия), указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), эффективностью использования государственных ресурсов.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ устанавливает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции
(устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы
(постановления) и распоряжения.
Конституцией Республики Саха (Якутия) в ч. 1 ст. 68 установлено, что Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики.
Таким образом, Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 года N 8 4 8 "Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия)" издан в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и, не выходит за пределы компетенции Президента Республики Саха (Якутия) как высшего должностного лица республики, установленной статьей 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа следует читать как "N 848"
Президентом Республики Саха (Якутия) принят Указ от 01.03.2010 г. N 1832 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 года N 8 4 8 "Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия)", которым п.1.1 дополнен абзацем следующего содержания: "Главное управление обеспечивает осуществление государственного финансового контроля в Республике Саха (Якутия)", также дополнен п.п. 1 п. 2.2 Положения о ГКУ где в качестве одной из основных задач ГКУ, предусмотрено "осуществление государственного финансового контроля и проверка исполнения органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, а также организациями законодательства РФ и РС(Я)", абзац 1 п. 3.1 Положения изложен в следующей редакции: "ГКУ - организует и проводит в соответствии с Планом, утверждаемым Президентом Республики " Саха (Якутия), контрольные мероприятия "в пределах полномочий".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа следует читать как "N 848"
Первым заместителем прокурора PC (Я) оспариваются п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г. N 848, в связи с отсутствием, по мнению прокурора, в Положении норм, конкретизирующих предмет контрольных мероприятий, что создает возможность проведения проверок, не отнесенных к полномочиям контрольного органа, а также установление основания проверок в соответствии с планом, утверждаемым Президентом, противоречит Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, т.к. полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации в деятельности организаций ограничены федеральным законодательством.
Статьей 270 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов РФ, предусмотрена возможность создания собственных контрольных органов в субъектах федерации.
Законом PC (Я) "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)" от 22.03.2006 г. 320-3 N 653-Ш в ст. 7 закреплены полномочия Президента PC (Я) по созданию органов государственного финансового контроля в целях
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "320-З N 653-III"
осуществления государственной финансовой и бюджетной политики
республики.
Порядок организации финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, согласно ч.2 ст. 9 Закона PC (Я) 22.03.2006 г. 320-3 N 653-Ш, устанавливается органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "320-З N 653-III"
Согласно Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г N 848 ~ Главное Контрольное Управление создано на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 21.02.2003 года N 817 "О совершенствовании структуры контрольных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)".
Таким образом, исходя из внесенных изменений Указом от 01.03.2010 г. N 1832 в оспариваемое прокурором Положение, Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия) является контрольным органом, созданным для осуществления именно государственного финансового контроля.
Поэтому доводы прокурора о том, что п.п. 1 п. 2.2 Положения о ГКУ, не конкретизируют предмет контроля, и, следовательно, не ограничивают полномочия ГКУ и создают возможность проведения проверок, не отнесенных к полномочиям контрольного органа и его должностных лиц, не основаны на законе, т.к. понятие "государственный контроль" в Положении о ГКУ ограничиваются сферой государственных финансов и иных государственных ресурсов, и не имеет расширительного толкования.
В п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г. N 848, установлены основания проверок в соответствии с планом, утверждаемым Президентом PC (Я), что по мнению прокурора также противоречит ФЗ от 26.12.2008 г. N 2 94-ФЗ, т.к. план проведения плановых проверок утверждается руководителем органа государственного контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 294-ФЗ"
Согласно части 3 статьи 1 ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" действие настоящего закона не распространяется к действиям государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного контроля.
Поскольку Главное Контрольное Управление является
контрольным органом, созданным Президентом Республики Саха (Якутия), для осуществления государственного финансового контроля, то положения ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации.
Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутии) по оспариванию п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г. N 848, подлежит отказу в удовлетворении ввиду его необоснованности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 253 ГПК РФ Верховный Суд PC (Я),
Решил:
В удовлетворении заявления Первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2, п. 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 г. N 848 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы.через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2010 г. N 3-4\10
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 10 июля 2010 г. N 44
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника