Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием сторон: депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ф.Г. Охлопкова, заместителя председателя Палаты Представителей А.Р. Данилова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) М.М. Яковлева рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Н. Алексеева, Ф.Г. Охлопкова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) норма статьи 8 оспариваемого закона.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснения сторон и других участников, исследовав представленные документы, Конституционный суд
Установил:
1. В своем ходатайстве народные депутаты просят признать норму, наделяющую Палату Представителей правом отклонения поступившей законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, неконституционной как противоречащей статьям 58.1, 59, 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия). Как полагают ходатайствующие, правом принятия либо отклонения предложений субъектов законодательной инициативы об изменениях и дополнениях в Конституцию республики обладает лишь Государственное Собрание (Ил Тумэн), а законы, вносящие изменение и дополнение в Конституцию, не могут быть приняты либо отклонены без рассмотрения их в Палате Республики.
В ходатайстве оспаривается лишь часть 2 статьи 8 закона, но предметом рассмотрения Конституционного суда является вся статья, ибо нормы объединены правилом об отклонении Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия). При этом Конституционный суд не входит в оценку обоснованности заключения комиссии, рассматривает лишь вопрос о соответствии оспариваемых положений закона Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Законодательная деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) осуществляется как в форме раздельного заседания Палаты Представителей и Палаты Республики, так и в форме совместного заседания палат. На заседаниях палат рассматриваются и принимаются только те законы, которые в соответствии со статьями 58 и 58.1 Конституции отнесены к их ведению. Статья 53 Конституции гласит, что совместные заседания проводятся в случаях принятия Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)". Согласно статье 143 Конституции Республики Саха (Якутия) изменения и дополнения в Конституцию принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством не менее двух третей голосов от общего числа избранных народных депутатов республики.
Рассмотрение и принятие закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию на совместном заседании палат путем голосования народных депутатов республики выражает верховенство Государственного Собрания (Ил Тумэн) в законодательном процессе и является способом урегулирования (устранения) возможных расхождений между палатами.
3. Согласно статье 144 Конституции Республики Саха (Якутия) порядок подачи предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию устанавливается законом. Данная статья во взаимосвязи со статьей 143 Конституции, Законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", регламентами палат закрепляют особый порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, обусловленный отнесением соответствующего полномочия к исключительному ведению Государственного Собрания.
Палата представителей 19 ноября 1997 года приняла закон, определяющий порядок внесения предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию республики, устанавливающий процедуры их обсуждения, рассмотрения и принятия.
Закон предусматривает создание комиссии по разработке проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) в качестве консультативного рекомендательного органа. Комиссия осуществляет свои функции на общественных началах.
Как видно из статей 7, 8 закона, по результатам обсуждения предложений субъектов законодательной инициативы комиссия принимает одно из следующих решений: принимает окончательный текст проекта закона для внесения его в палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн); принимает заключение об отклонении законодательной инициативы и направляет его в Палату представителей.
4. Как видно из рассматриваемого закона, процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию состоит из нескольких стадий. Первая стадия регулирует порядок внесения предложений и их обсуждения (статьи 5-9).
В соответствии со статьей 5 рассматриваемого закона предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносятся в Палату представителей. Законодательная инициатива может быть рассмотрена Государственным Собранием при условии соблюдения требований, предъявляемых к ее форме и содержанию. Соответствующую проверку осуществляет комитет Палаты представителей. Предложения, представленные с соблюдением требований закона, направляются Палатой представителей в Комиссию по разработке проектов законов (статья 6). Как видно из указанных норм, эти процедуры осуществляются парламентскими органами в рамках законодательного процесса.
Участие Палаты Представителей в предварительной стадии рассматриваемой процедуры само по себе не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию Государственного Собрания, так как статьи 143, 144 Конституции, не определяя конкретные процедуры, не исключают участие палат в предварительном рассмотрении поступивших предложений.
В соответствии со статьей 8 рассматриваемого закона Палата представителей на основании заключения комиссии принимает постановление об отклонении законодательной инициативы по предложениям о внесении изменений и дополнений в Конституцию (часть 2), что означает непринятие палатой проекта закона. В случае несогласия с заключением комиссии Палата представителей мотивированным постановлением возвращает заключение в комиссию (часть 3).
По смыслу статьи 8 закона отклоненная или возвращенная законодательная инициатива не направляется ни в Палату Республики, ни в Государственное Собрание (Ил Тумэн). Получается, что статья 8 оспариваемого закона, предоставляя Палате Представителей право отклонения или возвращения законодательной инициативы, прекращает дальнейшую процедуру ее рассмотрения.
Таким образом, статья 8 закона устанавливает правило, имеющее нормативно-обязывающее содержание, которое не согласуется с требованиями статей 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
5. В соответствии со статьей 144 Конституции Республики Саха (Якутия) правом внесения предложений об изменении и дополнении Конституции обладают субъекты законодательной инициативы. Статья 59 Конституции Республики Саха (Якутия) определяет круг субъектов законодательной инициативы. Наличие у субъекта права внесения предложений об изменении Конституции предполагает обязанность Государственного Собрания рассмотреть внесенную надлежащим субъектом инициативу об изменении Конституции.
Обязанность законодателя обеспечивается тем, что согласно статье 5 рассматриваемого закона предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносятся субъектами законодательной инициативы в Палату Представителей. Норма о внесении проектов законов в эту палату имеется и в Законе "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" (статья 20 часть 3). Пункт 5 статьи 20 названного закона устанавливает обязанность рассмотрения в Палате Республики законов, вносящих изменение и дополнение в Конституцию. Регламент Палаты представителей, определяя в разделе III (ст. 50-57) законодательную процедуру и порядок представления вопросов в Палату Республики и на совместное заседание, не предусматривает возможность отклонения и возвращения законодательной инициативы по предложениям о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
Истолкование права субъектов законодательной инициативы довести свои предложения до Государственного Собрания (Ил Тумэн) одновременно как обязанности соответствует правоприменительной практике, согласно которой законопроекты о внесении изменений и дополнений в Основной закон и раньше рассматривались на совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Приведенная обязанность Государственного Собрания (Ил Тумэн), поскольку она корреспондируется с правом субъектов законодательной инициативы, гарантирует их равноправие в законодательном процессе. Каждый субъект законодательной инициативы должен иметь реальную возможность отстаивать свои позиции и тем самым воздействовать на принятие закона Государственным Собранием (Ил Тумэн).
Между тем норма статьи 8 закона об отклонении предложения, вводя дифференциацию субъектов законодательной инициативы, искажает предусмотренную статьями 143, 144 Конституции систему конституционно-правовых отношений между Государственным Собранием (Ил Тумэн) и инициаторами законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
6. Не противоречит целям конституционного судопроизводства, каковыми являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Республики Саха (Якутия), обращение внимания законодательного органа на необходимость внесения изменений и уточнений в другие статьи закона. В частности, требует уточнения положение закона о том, что комиссия готовит и принимает окончательный текст проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 13, 16, 17, 31, 32 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)", Конституционный суд
Постановил:
1. Признать статью 8 Закона "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)" не соответствующей статьям 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия) и считать ее недействующей с момента принятия.
2. Законодательному органу Республики Саха (Якутия) надлежит внести уточнения в Закон "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)", так как отдельные положения этого закона не обеспечивают равноправное осуществление законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия).
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 1999 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 1997 года "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно и действует непосредственно
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008 Том 4"