Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием представителей Президента Республики Саха (Якутия), направившего ходатайство: М.М. Федорова - помощника Президента Республики Саха (Якутия), В.О. Иванова - председателя Комитета по работе с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и общественными объединениями при Президенте и Правительстве Республики Саха (Якутия), представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Е.М. Ларионова - Председателя Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Л.Н. Сазонова - народного депутата Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), рассмотрел в открытом заседании дело о толковании статьи 65 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Президента Республики Саха (Якутия) о даче толкования термина "высшее должностное лицо республики", содержащегося в статье 65 Конституции Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о толковании термина "высшее должностное лицо республики" в статье 65 Конституции Республики Саха (Якутия), касающегося правового положения Президента Республики Саха (Якутия).
Заслушав судью-докладчика, объяснения представителей Президента и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), изучив материалы. Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Установил:
В обращении Президента Республики Саха (Якутия) утверждается, что термин "высшее должностное лицо республики", используемый в статье 65 Конституции Республики Саха (Якутия), в силу своей недостаточной определенности, подвергается разночтению.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) при анализе материалов дела использовал исторический, языковой, систематический и функциональный способы толкования словесного выражения нормы статьи 65 Конституции Республики Саха (Якутия).
Термин "высшее должностное лицо" введен в Конституцию ЯАССР 1 ноября 1989 года. Согласно части 1 статьи 100 Конституции республики Председатель Верховного Совета Якутской АССР являлся высшим должностным лицом Якутской Автономной Советской Социалистической Республики.
Верховный Совет РСФСР в постановлении от 11 октября 1991 года "О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР" установил, что глава исполнительной власти (президент) республики в составе РСФСР является высшим должностным лицом, возглавляет правительство республики и входит в единую систему исполнительной власти в РСФСР.
Закон от 16 октября 1991 года "О Президенте Якутской-Саха ССР" закрепил "Президент Якутской-Саха Советской Социалистической Республики является высшим должностным лицом Якутской-Саха Советской Социалистической Республики и главой исполнительной власти в Якутской-Саха ССР". Закон от 17 октября 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Якутской-Саха ССР в связи с учреждением поста Президента Якутской-Саха ССР" исключил из статьи 100 Конституции ее первую часть и включил в Основной Закон статью 106-1 с нормой о Президенте как о высшем должностном лице и главе исполнительной власти республики.
Закон РСФСР от 1 ноября 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" внес в текст Конституции статью 132-1, согласно которой глава исполнительной власти (Президент) республики является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике. Согласно статье 65 действующей Конституции Республики Саха (Якутия) "Президент Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статью 132-1" имеется в виду "статью 132.1"
В словесном выражении "высшее должностное лицо республики" понятие "высший" означает главного руководителя, а понятие "должностное лицо" - лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя государственной власти. Выражение "высшее должностное лицо республики" используется законодательством в отношении разных должностных лиц. Так, согласно статьи 41 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" Президент, как высшее должностное лицо, назван наряду с другими "высшими должностными лицами республики". Норма о том, что Президент является высшим должностным лицом республики, органически связана с нормой, утверждающей его "главой исполнительной власти в республике".
Принцип разделения и равновесия властей, закрепленный в статье 3 Конституции Республики Саха (Якутия) структурирован в статье 50 Конституции, согласно которой высшими органами государственной власти являются Государственное Собрание (Ил Тумэн), Президент, Конституционный и Верховный суды. Это означает, что исполнительная власть республики персонифицирована единолично в Президенте республики, и он как высшее должностное лицо является главой исполнительной власти республики.
Декларация о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР признана Федеративным договором. Статья 1 Конституции Республики Саха (Якутия) провозглашает Республику Саха (Якутия) суверенным государством. Однако при принятии Конституции предложение о введении в республике поста главы государства законодателем было отклонено. В Конституцию Республики Саха (Якутия) была введена упомянутая формула о "высшем должностном лице".
Конкретизация воли законодателя, представленной в части 1 статьи 65 Конституции, может быть установлена путем систематического и функционального толкования ее нормы. Данная норма находится в логической связи с положениями части 2 статьи 65 и статьи 70 Конституции Республики Саха (Якутия). Согласно части 2 статьи 65 Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств.
В соответствии со статьей 70 Конституции Президент представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, республиками и территориями, а также в международных отношениях, обладает правом в течение 14 дней отклонить закон, принятый палатой Государственного Собрания (Ил Тумэн), подписывает и обнародует закон, одобренный референдумом, информирует высший представительный орган о важных вопросах внутренней и международной политики, участвует от имени республики в решении вопросов, предусмотренных Федеративным договором, разрешает вопросы гражданства республики, вводит чрезвычайное положение, назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях, с согласия представительного органа назначает полномочных представителей республики на переговорах с Российской Федерацией.
В реальных конституционно-правовых отношениях, складывающихся между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), Президент как высшее должностное лицо выступает в качестве главы республики, что подтверждается Положением о Совете глав республик Российской Федерации от 23 апреля 1992 года.
Из этого следует, что Президент Республики Саха (Якутия) как высшее должностное лицо является официальным представителем республики и наделен полномочиями, которые присущи главе республики (государства).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 101 Конституции Республики Саха (Якутия) и статьями 1, 10, 11 и 13 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Постановил:
1. Термин "высшее должностное лицо республики" в статье 65 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) употреблен для определения конституционно-правового статуса Президента Республики Саха, (Якутия) как главы исполнительной власти в республике. Президент Республики Саха (Якутия) как высшее должностное лицо республики, выступая гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств, и выполняя функции представителя республики, наделен Конституцией Республики Саха (Якутия) положением главы республики (государства).
2. Настоящее постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Республика Саха" и "Саха сирэ" не позднее чем в семидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 1994 г. N 5-П "По делу о толковании статьи 65 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008" Том 5