Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием представителей сторон, обратившихся с ходатайством: председателя Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Е.М. Ларионова, народного депутата В.Н. Божененко, представителя стороны, принявшей проверяемый акт, народного депутата М.М. Яковлева, вице-президента Республики Саха (Якутия) С.С. Борисова, рассмотрел в открытом заседании дело о толковании статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) и о проверке конституционности части 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужили ходатайства народного депутата В.Н. Божененко и Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия), а также неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) норма части 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)".
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснение сторон и их представителей, выступления других участников, исследовав материалы, Конституционный суд
Установил:
1. По мнению ходатайствующего необходимость в толковании статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) вызывается неопределенностью следующих ее положений: о запрете Президенту и вице-президенту получать вознаграждение от других организаций и лиц (часть 1); о несовместимости их должности со статусом народного депутата (часть 2); о возможности определения статуса Президента и вице-президента законом (часть 3).
Палата Республики Государственного Собрания просит проверить конституционность нормы части 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)". Согласно этой нормы вице-президент Республики Саха (Якутия) не может занимать никакие другие должности в государственных и иных структурах и получать от них какие-либо вознаграждения, кроме своего жалования. Ходатайствующая сторона считает, что это положение запрещает вице-президенту занимать должность главы администрации г. Якутска. Палата Республики полагает, что норма части 3 статьи 6 Закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)" соответствует части 1 статьи 3 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которой государственная власть в республике действует в соответствии с принципом разграничения полномочий республиканских и местных органов власти, а также статье 78 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которой статус вице-президента определяется законом и подлежит действию вопреки позиции одного из высших должностных лиц республики.
В соответствии со статьей 9 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда" оба ходатайства соединены для совместного рассмотрения в одном заседании, так как предметы их рассмотрения совпадают и касаются тесно связанных между собой положений.
2. В нормах частей 1 и 2 статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) имеются запреты и ограничения, относящиеся к Президенту и вице-президенту Республики Саха (Якутия).
Президенту и вице-президенту запрещается получать какое-либо другое вознаграждение от организаций, учреждений и частных лиц. Президент и вице-президент получают вознаграждение только за свою службу. Тем самым признается, что они прежде всего призваны служить публичным интересам общества, подчеркивается самостоятельность и независимость деятельности Президента и вице-президента. В то же время эта статья не содержит и позитивной нормы, устанавливающей право Президента и вице-президента занимать другие должности в органах власти.
Установленный в части 1 статьи 78 Конституции запрет не связан с возможностью или невозможностью занятия Президентом и вице-президентом другой должности. Этот вопрос не регулируется нормой части 1 статьи 78 Конституции. Таким образом, положение части 3 статьи 6 Закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)" о том, что вице-президент не занимает другие должности в государственных структурах, не вытекает из части 1 статьи 78 Конституции, а имеет самостоятельное значение.
На недопустимость расширительного толкования части 1 статьи 78 Конституции было указано в постановлении Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности актов Государственного Собрания и Президента Республики Саха (Якутия).
Часть 2 статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит, что должности Президента и вице-президента несовместимы со статусом народного депутата. В этой норме зафиксировано специальное ограничение, которое связано с принадлежностью к определенной ветви власти. Такое ограничение является конкретизацией положения статьи 3 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которому государственная власть в республике действует в соответствии с принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей.
В соответствии с закрепленным в Конституции республики разделением властей Президент и вице-президент относятся к исполнительной власти, а депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) представляют законодательную власть. Исходя из этого, Президент и вице-президент не могут быть одновременно депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем эта норма является частным случаем и не единственным видом ограничения. Несовместимость должности Президента, вице-президента может вытекать и из других правовых требований.
Согласно части 3 статьи 78 Конституции республики статус Президента и вице-президента определяется законом. Конституция республики предусматривает регулирование их статуса не только Конституцией, но и нормами текущего законодательства республики, выражением которого является Закон "О Президенте Республики Саха (Якутия)" от 16 октября 1991 года с последующими изменениями и дополнениями.
3. В соответствии с частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определяемыми федеральным законом. Поэтому статус этих органов может быть определен и в федеральном законе.
Действующая Конституция республики в соответствии с принципом разделения властей выделяет исполнительную власть как самостоятельную ветвь. Конституция определяет структуру и функциональную сферу исполнительной власти. Согласно закрепленной в статье 50 Конституции институционализации государственной власти Президент Республики Саха (Якутия) относится к высшим органам государственной власти в республике и функционирует самостоятельно. Наряду с Президентом в Конституции учреждена должность вице-президента, который входит в систему исполнительной власти и наделен самостоятельными полномочиями (статья 76). Вице-президент избирается одновременно с Президентом прямыми выборами.
Из конституционной характеристики исполнительной власти в республике следует, что вице-президент относится к республиканским органам исполнительной власти.
Статья 85 подраздела Конституции о местных органах государственной власти в республике гласит, что в улусах, городах для осуществления государственной власти образуется орган местной исполнительной власти - местная администрация. Местные органы государственной власти создаются для самостоятельного решения экономических, социально-культурных, экологических и других вопросов местного значения. Местные органы государственной власти в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами и иными нормативными актами республики. Местный представительный орган и местная администрация наделяются самостоятельными полномочиями.
Согласно статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в Республике Саха (Якутия)" улусная, городская администрации входят в единую систему органов исполнительной власти республики. Улусная и городская администрация являются местными исполнительными и распорядительными органами государственной власти.
4. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности актов Государственного Собрания и Президента Республики Саха (Якутия) не было связано с совмещением должностей в органах государственной власти разных уровней.
Согласно части 1 статьи 3 Конституции республики государственная власть в республике действует в соответствии с принципом разграничения полномочий республиканских и местных органов власти. Данный принцип относится к основам конституционного строя республики и учитывается при определении в законах статуса вице-президента и местной администрации.
Вице-президент и местная администрация обладают самостоятельными статусами. Содержание конституционного принципа разграничения полномочий заключается и в том, что для обеспечения нормальной деятельности государственной власти в республике полномочия должностных лиц органов государственной власти разных уровней - республиканской и местной - не должны осуществляться одним лицом. Нормативное регулирование правового положения вице-президента и глав местных администраций показывает, что их правовые статусы в части установления прав и обязанностей, принципов организации и деятельности этих органов (выборности, подотчетности, прохождения государственной службы), социальных гарантий, публичной ответственности и по другим вопросам не совпадают.
Согласно статьи 5 конституционного Закона республики "О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)" организация и деятельность местных органов государственной власти осуществляется на началах наделения представительных и исполнительных органов государственной власти собственной компетенцией, экономической и финансовой самостоятельностью, подотчетности местной администрации соответствующим представительным органам государственной власти.
17 декабря 1996 года принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в Республике Саха (Якутия)", определяющий правовое положение улусной, городской администраций, а также статус главы улусной, городской администрации.
Согласно статье 2 этого Закона в состав улусной, городской администрации входит глава администрации, избираемый населением соответствующей территории, утверждаемый Президентом Республики Саха (Якутия). Глава администрации руководит деятельностью улусной, городской администраций на принципах единоначалия (статья 6 Закона). Глава администрации подотчетен Президенту, Правительству Республики Саха (Якутия), соответствующему представительному органу, а также вышестоящим органам государственной власти (статья 15 Закона). Глава администрации не вправе заниматься другой деятельностью на оплачиваемых должностях в государственных органах, органах местного самоуправления, в учреждениях, организациях и общественных органах, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности (статья 28 Закона).
Часть 1 статьи 19 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах депутатов местных представительных органов государственной власти и глав местных администраций" устанавливает несовместимость статуса главы администрации с занятием других должностей. Согласно этой нормы лицо, избранное главой улусной и городской администрации, не может занимать другие должности, получать вознаграждение, за исключением преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельности. Несовместимость статуса главы местной администрации обеспечивается и тем положением, что глава местной администрации не может быть избран на другую выборную должность на соответствующей территории без сложения в установленном порядке своих полномочий (часть 2 статьи 19 вышеназванного Закона).
В силу изложенных положений, реализующих конституционный принцип разграничения полномочий между республиканскими и местными органами государственной власти глава администрации улуса, города не вправе занимать одновременно должность вице-президента Республики Саха (Якутия).
Норма части 3 статьи 6 Закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)", запрещающая вице-президенту занимать другие должности в государственных структурах и получать от них вознаграждение, также направлена на реализацию принципа разграничения полномочий между республиканскими и местными органами государственной власти. Вице-президент, как должностное лицо республиканского органа исполнительной власти, не вправе совмещать должность главы местной администрации.
Установление запрета совмещения должности вице-президента и главы местной администрации позволяет сбалансировать их правовой статус в системе органов исполнительной власти, предотвращает монополизацию власти. Принцип разграничения полномочий между республиканскими и местными органами власти способствует децентрализации власти, что способствует демократическому характеру государства, закрепленному в статье 1 Конституции Республики Саха (Якутия).
Таким образом, норма части 3 статьи 6 Закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)" о том, что вице-президент не занимает другие должности в государственных структурах, не получает от них вознаграждение, в той части, в какой она запрещает совмещать должность главы местной администрации, соответствует части 1 статьи 3 Конституции Республики Саха (Якутия) и подлежит действию.
На основании изложенного и статьи 101 Конституции Республики Саха (Якутия), руководствуясь статьями 24, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Постановил:
1. В части 1 статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) Президенту и вице-президенту Республики Саха (Якутия), кроме вознаграждения за свою службу в качестве Президента и вице-президента, запрещается получать от кого-либо другое вознаграждение за выполнение ими полномочий Президента и вице-президента. Эта норма по ее буквальному смыслу запрещает получать вознаграждение от других организаций, а не выполнение каких-либо функций в этих организациях.
По смыслу части 2 статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) несовместимость должности Президента и вице-президента со статусом народного депутата представляет специальное ограничение, которое запрещает Президенту и вице-президенту быть одновременно депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Части 1 и 2 статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) не содержат положений, обоснующих нормы законов о том, что вице-президент не занимает никакие другие должности в государственных и иных структурах и не получает от них какое-либо вознаграждение.
2. Признать положение части 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона от 25 июня 1996 года) о том, что вице-президент Республики Саха (Якутия) не занимает никакие другие должности в государственных и иных структурах, не получает от них какие-либо вознаграждения, кроме своего жалования, в той части, в какой оно устанавливает запрет совмещения должности главы местной администрации, соответствующим части 1 статьи 3 Конституции Республики Саха (Якутия), т. е. не допускается совмещение вице-президентом Республики Саха (Якутия) должности главы администрации города Якутска.
3. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия" и "Саха сирэ" не позднее чем в семидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 7 мая 1997 г. N 4-П "По делу о толковании статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия) и о проверке конституционности части 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008 Том 5"