Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2010 г. N 3-11/10
Определением Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. N 74-Г10-7 настоящее решение отменено
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Дудайти А.Ш.,
с участием прокурора Шкиндер Г.Л.,
представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешникова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 780-З N 443-IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)",
суд установил:
Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 780-З N 443-IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)" урегулированы отношения в сфере туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Закон РС(Я) от 15.12.2009 г.).
Документ опубликован в издании "Якутские ведомости" N 80 от 31.12.2009 г.
И.о. прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст.ст. 12, 15, 16 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г., указывая на то, что оспариваемые положения противоречат Федеральным законам "Об особых экономических зонах в РФ", "О техническом регулировании", "Об основах туристской деятельности в РФ".
На судебном заседании прокурор Шкиндер Г.Л. требование поддержала в полном объеме, просит признать оспариваемые положения Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешников В.Ю. с заявлением не согласился, суду пояснил, что ст. 12 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. не устанавливает правовых основ для осуществления особого режима предпринимательской деятельности Ст. 12 Закона РС (Я) от 15.12.2009 г. является лишь декларативной нормой, при которой Правительство РС(Я) может осуществлять управление государственной собственностью, т.е. отдельными территориями РС(Я) и иными объектами, находящимися в государственной собственности, путем предоставления их на основании отдельного документа инвесторам. Статья 15 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. разработана и принята в целях реализации прав потребителей, закрепленных в ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Статья 16 оспариваемого Закона РС(Я) не противоречит федеральному законодательству, поскольку туристская деятельность регулируется в том числе и нормативными правовыми актами субъектов РФ. В то время как федеральные нормативные акты не относят к полномочиям федеральных органов исполнительной власти определение порядка эксплуатации официального туристского маршрута. Просит в заявлении прокурора отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская деятельность отнесена к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Так, законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона об основах туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Саха (Якутия) отношения в сфере туристской деятельности урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 780-З N 443-IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)".
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Между тем, отдельные положения вышеуказанного Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. противоречат федеральному законодательству.
Статья 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 посвящена туристско-рекреационному планированию и туристско-рекреационному зонированию в Республике Саха (Якутия).
При этом в ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. указана цель туристско-рекреационного планирования и туристско-рекреационного зонирования в Республике Саха (Якутия) - это установление границ туристско-рекреационных зон, привлекательных для инвестирования. Тем самым, по мнению прокурора, Закон РС(Я) от 15.12.2009 г. относит туристско-рекреационные зоны на территории РС(Я) к туристско-рекреационным особым экономическим зонам, правовое регулирование которых отнесено к ведению РФ и не может осуществляться законодательством субъекта РФ.
Несмотря на то, что закон РС(Я) от 15.12.2009 г. напрямую не называет туристско-рекреационные зоны особыми и экономическими, по сути, туристско-рекреационные зоны представляют собой разновидность особых экономических зон.
Правовое регулирование особых экономических зон осуществляется на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особая экономическая зона определяется Правительством Российской Федерации и представляет собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Цель определяет задачи, содержание и функции того или иного правового явления. Поэтому, если целью зонирования Закон РС(Я) от 15.12.2009 г. называет установление зон, привлекательных для инвестирования, это означает, что на таких зонах предоставляется особый режим осуществления предпринимательской деятельности благоприятный для капитальных вложений.
Отсутствие в ст. 12 оспариваемого Закона РС(Я) конкретного перечня льгот и иных стимулирующих условий для субъектов предпринимательской деятельности не меняет цели, обозначенной в ч. 1 ст. 12 Закона РС (Я) от 15.12.2009 г., а следовательно, и сути зонирования на территории РС(Я) как установления туристско-рекреационных особых экономических зон.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ, п. "н" ст. 71 Конституции РФ особые экономические зоны отнесены к ведению РФ.
Таким образом, ст. 12 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. противоречит федеральному законодательству об особых экономических зонах.
Статья 15 Закона РС (Я) от 15.12.2009 г., по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству, поскольку указывает на необходимость соответствия паспорта туристского маршрута государственным стандартам, в то время как федеральным законом о техническом регулировании установлена добровольность применения требований государственных стандартов к сфере оказания услуг.
Так, статьей 15 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 780-З N 443-IV установлена обязанность субъектов туристской индустрии оформить паспорт туристского маршрута в соответствии с государственными стандартами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
Исходя из этого, следует вывод, что туристский маршрут является частью туристского продукта.
Между тем, ст. 15 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. принята без учета того, что установление, применение и исполнение требований и стандартов к качеству туристского продукта осуществляется на добровольной основе, а не путем законодательного принуждения к выполнению государственных стандартов.
Правила по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 г. N 18 отменены Постановлением Госстандарта РФ от 28.07.2000 N 53.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются на основании Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Суть стандартизации заключается в ее добровольной основе согласно ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Доводы Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в части необходимости соблюдения ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" являются несостоятельными, поскольку федеральное законодательство не связывает право потребителя на получение информации об изготовителе (исполнителе, продавце) с наличием или отсутствием оформленного на услугу государственного стандарта (в данном случае паспорта туристского маршрута).
В этой связи статья 15 Закона РС(Я) от 15.12.2009 г. также подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
Статьей 16 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 780-З N 443-IV установлено, что определение порядка эксплуатации официального туристского маршрута осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия). Однако Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" в ст. 9 относит формирование туристского продукта к полномочиям туроператора. При этом туроператор руководствуется конъюнктурой туристского рынка, заданием туриста или иного заказчика туристского продукта. Туристский маршрут является одним из составляющих туристского продукта, соответственно, ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ распространяется и на туристский маршрут в части того, что определение порядка эксплуатации официального туристского маршрута должно осуществляться туроператором по его усмотрению.
Гарантия качества туристского продукта устанавливается в п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,
решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. ст. 12, 15, 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 780-З N 443-IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)" с момента принятия решения суда. Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Е.В. Пухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2010 г. N 3-11/10
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия) от 7 августа 2010 г. N 50
Определением Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. N 74-Г10-7 настоящее решение отменено