Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Окружной
администрации города Якутска
от 14 октября 2010 г. N 167п
Положение
о проведении в Окружной администрации города Якутска антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 г. 668-З N 227-IV "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)" и с учетом решения Якутской городской Думы от 26.03.2010 г. РЯГД-24-11 "Об утверждении Положения о проведении в Якутской городской Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов" определяет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения Якутской городской Думы следует читать как "от 25.03.2010 г."
1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
2) признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений (далее - коррупциогенные факторы);
3) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
4) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
1.2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляются проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принятых Главой Городского округа "Город Якутск" и его заместителей, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Главе Городского округа "Город Якутск" и его заместителей.
2. Понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
2.1. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
2.2. В Окружной администрации города Якутска осуществляются внутренняя и общественная антикоррупционные экспертизы.
2.3. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется Правовым комитетом Окружной администрации города Якутска.
Обязательной внутренней антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные нормативные правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов по вопросам:
1) защиты прав и свобод граждан;
2) управления муниципальной собственностью Городского округа "Город Якутск";
3) размещения заказа для муниципальных нужд Городского округа "Город Якутск";
4) предоставления мер поддержки;
5) бюджетных правоотношений;
6) муниципальной службы;
7) правового положения органов местного самоуправления и лиц, замещающих муниципальные должности в Городском округе "Город Якутск".
Результаты внутренней антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению Главой Городского округа "Город Якутск".
2.4. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется по запросу Главы Городского округа "Город Якутск" научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами.
В качестве общественных экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
В качестве общественных экспертов не могут привлекаться должностные лица Окружной администрации города Якутска, а также муниципальные служащие,
2.5. Результаты общественной антикоррупционной экспертизы отражаются в письменных заключениях, которые подлежат обязательному рассмотрению Правовым комитетом Окружной администрации города Якутска и носят рекомендательный характер. Правовой комитет Окружной администрации города Якутска должен рассмотреть данное заключение в 30-дневный срок. Результаты рассмотрения заключения общественной антикоррупционной экспертизы направляются общественному эксперту в виде мотивированного ответа по результатам рассмотрения заключения, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
2.6. Независимая антикоррупционная экспертиза осуществляется институтами гражданского общества и гражданами по их собственной инициативе. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
2.7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению Правового комитета Окружной администрации города Якутска и носят рекомендательный характер. Правовой комитет Окружной администрации города Якутска должен рассмотреть данное заключение в 30-дневный срок. Результаты рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы направляются независимому эксперту в виде мотивированного ответа по результатам рассмотрения заключения, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
3. Коррупциогенные факторы
3.1. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявляются коррупциогенные факторы, указанные в п.п. 3.1.1, 3.1.2 настоящего Положения.
3.1.1 Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи муниципального нормативного правового акта;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
3.1.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико - лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач и направленный на выявление признаков несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового или положения проекта нормативного правового акта.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
4.1. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта Главе Городского округа "Город Якутск", его заместителям проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза проекта муниципального нормативного правового акта.
4.2. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта оформляются в виде отдельного заключения с соблюдением правил, предусмотренных в разделе 5 настоящего Положения.
4.3. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней антикоррупционной экспертизы прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено антикоррупционных факторов.
4.4. Для проведения независимой и общественной экспертиз на коррупциогенность разработчик проекта муниципального правового акта размещает его на официальном сайте Окружной администрации города Якутска в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления. Вместе с проектом муниципального правового акта должны публиковаться сроки и место приема заключений.
4.5. Прием заключений независимой и общественной экспертиз в Окружной администрации города Якутска устанавливается в срок 10 календарных дней.
5. Правила проведения внутренней антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения
5.1. При проведении внутренней антикоррупционной экспертизы, направленной на выявление коррупциогенных факторов, осуществляется анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
5.2. В ходе проведения внутренней антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления коррупциогенных факторов, указанных в пункте 3.1 раздела 3 настоящего Положения.
5.3. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении указываются структурный элемент правового акта и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводятся обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по их устранению.
5.4. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, указанных пункте 3.1 раздела 3 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
5.5. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам данного проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
5.6. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется Главе Городского округа "Город Якутск" для решения вопроса о внесении изменений в действующий муниципальный нормативный правовой акт.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Окружной администрации города Якутска от 14 октября 2010 г. N 167п "Об утверждении Положения о проведении в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.