Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 21 октября 2010 г. N 3-25/2010
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Дудайти А.Ш., с участием заявителя Азимбаева А.Р., представителя Министерства финансов Российской Федерации Захарова В.Р., представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Дранаевой Е.А., представителя ГУ Управление социальной защиты населения и труда МТ и СР Республики Саха (Якутия) Николаева В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск "21" октября 2010 года
гражданское дело по заявлению Азимбаева Александра Раджиматовича о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка N 44 г. Якутска от 02 апреля 2004 г. с ГУ "Управление, социальной защиты населения при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в г. Якутске" в пользу Азимбаева А.Р. взыскано 4174 руб. 50 коп.
Решение суда вступило в законную силу, 21 апреля 2004 г. исполнительный лист получил лично Азимбаев А.Р. и в этот же день сдал должнику.
28 августа 2010 г. Азимбаев А.Р. обратился в Верховный суд PC с заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая на то обстоятельство, что до настоящего времени судебное решение не исполнено.
Представитель должника по судебному решению ГУ "Управление социальной защиты населения и труда при МТ и СЦ PC (Я) в г. Якутске" Николаев В.И. суду пояснил, что взыскателем Азимбаевым А.Р. была предъявлена копия исполнительного листа, которая не является исполнительным документом, т.к. Азимбаев А.Р. должен был предъявить подлинник исполнительного листа либо дубликат.
Якутский городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по PC (Я) суду пояснил, что исполнительный лист по судебному акту от 2 апреля 2004 г. в городской отдел не поступал. В 2005 г. на исполнение в отдел поступали два исполнительных листа, которые были исполнены и исполнительное производство кончено (л.д. 13).
Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Дранаева Е.А. суду пояснила, что на момент 21 апреля 2004 г. взыскатель Азимбаев А.Р. должен был руководствоваться Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и предъявить исполнительный лист в Службу судебных приставов-исполнителей. Таких действий взыскатель Азимбаев А.Р. не произвел.
Представитель Министерства финансов РФ Захаров В.Р. суду пояснил, что исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган Республиканского казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Должником по судебному акту является ГУ "Управление социальной защиты населения и труда при МТ И СЦ PC (Я) в г. Якутске", которое имеет счет в Департаменте республиканского казначейства при Министерстве финансов PC. Таким образом, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком.
Суд, выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 30.04.2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусматривает судебную проверку сроков судопроизводства и исполнения решений судов по заявлениям лиц, полагавших такие сроки нарушенными.
При этом такая проверка может быть осуществлена судом в порядке главы 22.1 ГПК РФ при наличии определенных условий, касающихся сроков обращения с заявлениями и решений, сроки исполнения которых, нарушены.
В случае, если заявитель считает нарушенными сроки исполнения решения суда, то в порядке главы 22.1 ГПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 г.. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" суд может проверять сроки исполнения только тех судебных актов, которые вынесены по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, а также тех судебных актов, которые предусматривают обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений (пункты 3 и 4 части 9 статьи 3 Закона во взаимосвязи с частью 1 статьи 1 этого Закона).
Решением мирового судьи судебного участка N 44 г. Якутск от 02 апреля 2004 г. с ГУ "Управление социальной защиты населения при Министерстве труда и социального развития PC (Я) в г. Якутске" в пользу Азимбаева А.Р. взыскано 4174 руб. 50 коп.
Решение суда вступило в законную силу и 21 апреля 2004 г. исполнительный лист получил лично Азимбаев А.Р. и в этот же день сдал должнику.
На момент предъявления исполнительного листа к исполнению в апреле 2004 г. взыскатель должен был действовать в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N П9-ФЗ "Об исполнительном производстве", который определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее судебные акты), а также актов других органов, которые при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N119-ФЗ"
Федеральным законом от 27.12.2005 г. N 197-ФЗ был установлен порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
Данный Закон вступил в действие с 01.01.2006 г., который внес изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Бюджетный кодекс РФ был дополнен главой 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ".
В соответствии со ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
До вступления в действие указанных законов 10 июня 2004 г. было принято Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 276 "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах Республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия), согласно п. 2 которого исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган Республиканского казначейства по месту открытия лицевого счета должника.
Должником по судебному акту от 2 апреля 2004 г. является Государственное учреждение "Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития PC (Я) г. Якутска", лицевой счет которого открыт в Республиканском казначействе.
В ходе судебного заседания установлено, что взыскатель Азимбаев А.Р. с 21 апреля 2004 г. и в течение срока предъявления к принудительному исполнению исполнительных документов в соответствующие органы не обращался.
Доводы Азимбаева А.Р. о том, что он обращался в Службу судебных приставов-исполнителей, в соответствующий финансовый орган, где ему было отказано в принятии исполнительного документа, объективными данными не подтверждены.
Более того, Азимбаев А.Р. представил суду доказательства того, что исполнительный лист он получил в Якутском городском суде 21 апреля 2004 г. и в этот же. день сдал его должнику, но сдал не подлинник, а копию исполнительного документа, который был заверен у нотариуса 21 апреля 2004 г.
Копия исполнительного, листа не является исполнительным документом, подлежащим принудительному исполнению, как следует из материалов гражданского дела N 2-210/44-04 г. Азимбаев А.Р. с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа не обращался, за утрату исполнительного документа законодатель не предусматривает ответственность должностных лиц должника.
Как следует из пояснения Якутского городского отдела Управления службы судебных приставов по PC в 2005 г. в Якутском отделе службы судебных приставов находились два исполнительных производства о взыскании с ГУ "Управления социальной защиты населения и труда при МТ и СР PC (Я) г. Якутск" в пользу Азимбаева А.Р. денежных сумм, которые исполнены и производством окончены. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Азимбаеву А.Р. было известно об установленном порядке исполнения судебных актов в 2004 г. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что орган, обязанный исполнить решение суда, допустил необоснованную задержку, либо неправомерно уклонился от исполнения судебного решения.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ.
Поскольку в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решение суда не исполнено в связи отсутствием самого факта предъявления взыскателем исполнительного листа для исполнения в орган, наделенный полномочиями по исполнению судебных актов в установленном законом порядке, посредством, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Азимбаева Александра Раджиматовича о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 244.9 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Азимбаева Александра Раджиматовича о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Е.В. Пухова. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2010 г. N 3-25/2010
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 26 февраля 2011 г. N 11