Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МСХ РС (Я)
от 28.12.2009 г N 687
Учетная политика
для целей бухгалтерского учета
1. Общие положения
1.1. Учетная политика Министерства сельского хозяйства РС (Я) является внутренним документом, определяющим ведение бюджетного учета Министерства. Учетная политика утверждается приказом министра Министерства и применяется последовательно из года в год.
1.2. Министерство является бюджетным учреждением, получающим финансирование из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации, и самостоятельно осуществляет бюджетный учет исполнения смет по бюджету и средствам предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1.3. Основными задачами бюджетного учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности Министерства и его имущественном положении;
- контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;
- выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
1.4. При организации бюджетного учета Министерства использует следующие нормативные акты:
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 N 129-ФЗ "Об бухгалтерском учете";
- Федеральный закон от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ N 148н от 30.12.2008;
- Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ N 25н от 10.02.2006;
- Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2008 N 128н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российской федерации";
- Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н;
- Положение о порядке исчисления средней заработной платы - постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40;
- Методические рекомендации по применению КОСГУ, Приложение к Письму Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931;
- иные нормативные правовые акты РФ;
- Положения Министерства и внутренние документы Министерства.
1.5. В соответствии с Законом N 129-ФЗ ответственными являются:
- за организацию бюджетного учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - министр Министерства;
- за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной отчетности - главный бухгалтер Министерства.
2. Структура Департамента финансов, бухгалтерского учета и отчетности
2.1. Департамент финансов, бухгалтерского учета и отчетности является структурным подразделением Министерства на правах службы и подчиняется непосредственно Министру.
2.2. В штатный состав Департамента входят руководитель Департамента - главный бухгалтер, заместитель руководителя Департамента, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, старший специалист. Дополнительно могут вводиться другие должности.
2.3. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом министра.
2.4. Отдел учета и отчетности в своей деятельности руководствуется:
- действующим законодательством и другими нормативными правовыми актами, утверждаемыми в установленном порядке, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет;
- приказами, распоряжениями и указаниями министра.
2.5. Основными задачами отдела учета и отчетности являются ведение бюджетного учета финансово-хозяйственной деятельности, контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.
2.6. Функции Департамента учета и отчетности:
- организация бухгалтерского учета основных фондов, материальных запасов, денежных средств и других ценностей Министерства;
- организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам;
- организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- начисление и выплата заработной платы, своевременное проведение расчетов с работниками Министерства;
- обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в банках средств по назначению;
- осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
- применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этих документов;
- обеспечение своевременного и правильного отражения на счетах бюджетного учета и в отчетности хозяйственных операций;
- организация контроля за сохранностью нефинансовых активов и денежных средств;
- составление и представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, налоговых деклараций и пояснений к ним;
- принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
- проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
- осуществление контроля за своевременным проведением и участие в проведении инвентаризации активов и обязательств Министерства, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;
- составление и согласование с министром Министерства смет расходов и расчетов к ним;
- участие в проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности Министерства с целью выявлений внутрихозяйственных резервов и ликвидации потерь;
- осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных операций;
- систематизированный учет положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам ведения бюджетного учета;
- обеспечение хранения бухгалтерских документов, регистров учета, иных документов, связанных с деятельностью бухгалтерской службы и бухгалтерского архива.
2.7. Права и обязанности бухгалтерии:
- требовать от подразделений и работников Министерства представления материалов (планов, отчетов, справок и иных документов), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела учета и отчетности;
- не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей;
- представлять министру предложения о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных;
- осуществлять связь с другими учреждениями и государственными органами по вопросам, входящим в компетенцию отдела учета и отчетности.
2.8. Указания отдела учета и отчетности в пределах функций, предусмотренных настоящим положением, являются обязательными к руководству и исполнению всеми подразделениями и работниками Министерства.
2.9. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на бухгалтерскую службу задач и функций несет руководитель Департамента - главный бухгалтер, в его отсутствие-заместитель руководителя ДФУиО.
2.10. Степень ответственности других работников Департамента устанавливается должностными инструкциями. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности работников отдела учета и отчетности в должностных инструкциях, утверждаемых министром по представлению главного бухгалтера.
3. Организация бюджетного учета
3.1. Учет имущества и обязательства осуществляется способом двойной записи. Основанием для записи в регистрах бюджетного учета являются оправдательные документы. Оправдательными документами служат первичные учетные документы, на основании которых ведется бюджетный учет.
3.2. Бюджетный учет имущества и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - рублях и копейках.
3.3. Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начало отчетного года.
3.4. Министерство представляет месячную, квартальную и годовую бюджетную отчетность в Министерство финансов РС(Я) в установленные им сроки, а другим учреждениям и иным пользователям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Перечень лиц, имеющих право подписи
4.1. Доверенности на право получения нефинансовых активов заверяются двумя подписями и печатью Министерства. Право первой подписи таких доверенностей имеют министр и 1 заместитель министра. Правом второй подписи обладает руководитель Департамента - главный бухгалтер и заместитель руководителя Департамента бухгалтера;
4.2. Первичные документы, передаваемые в бухгалтерию, подписываются одним из следующих лиц:
- министр;
- главный бухгалтер.
4.3. Сметы по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности заверяются двумя подписями.
5. Методика ведения бухгалтерского учета
5.1. Учет основных средств:
- к основным средствам относятся материальные объекты стоимостью свыше 3000 рублей, со сроком полезного использования более 12 месяцев;
- учет основных средств организуется в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету;
- перемещение основных средств от одного материально ответственного лица другому оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств;
- каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер состоит из 14 цифр: первые три - номер синтетического счета нефинансовых активов, следующие две - номер аналитического счета, последующие девять цифр - порядковый номер;
- инвентарные номера на зданиях и сооружениях наносятся по трафарету несмываемой краской, на движимом имуществе - путем прикрепления специальных наклеек, выдаваемых бухгалтерией;
- при невозможности прикрепления специальной наклейки или нанесения несмываемой краски на инвентарный объект последнему присваивается инвентарный номер без нанесения(прикрепления) инвентарного номера на объект;
-учет основных средств осуществляется по материально ответственным лицам;
- списание основных средств из баланса определяется по остаточной стоимости. Основные средства со стоимостью до 3000 рублей, списываются по первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию. Момент отражения: дата подписания акта списания (ф. 0306003).
5.2. Учет нематериальных активов:
- группировка объектов нематериальных активов осуществляется в соответствии с ОКОФ.
- объекты нематериальных активов отражаются в бюджетном учете и отчетности по балансовой стоимости, то есть по стоимости фактических вложений на их приобретение (изготовление).
- в стоимость приобретения (изготовления) НМА включаются:
суммы, уплаченные в соответствии с договором приобретения прав правообладателю(продавцу); суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов; таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением исключительных прав правообладателя;
- каждому объекту нематериальных активов присваивается порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.
- поступление, внутренне перемещение и выбытие нематериальных активов оформляется согласно Инструкции по бюджетному учету.
- начисление амортизации производится линейным способом исходя из первоначальной стоимости нематериального актива, исчисленной из срока полезного использования. Амортизация начисляется ежемесячно по 1/12 годовой суммы.
5.3. Учет материальных запасов:
- учет материальных запасов организуется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету.
- в целях бюджетного учета к материальным запасам причисляются: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ; готовую продукцию.
- сырье, материалы и готовая продукция причисляются к материальным запасам, если предназначены для использования в процессе деятельности учреждения.
- материальные запасы в учете и отчетности отражаются по фактической стоимости, включая расходы на приобретение.
- материалы списываются по фактической стоимости каждой единицы.
5.4. Учет финансовых активов:
- в бюджетных учреждениях в разрезе аналитических субсчетов счета 201 00 000 "Денежные средства" ведется учет денежных средств:
на банковских счетах; во временном распоряжении; в пути; в кассе; в виде денежных документов и аккредитивов.
- Министерство вправе получать и использовать денежные средства только на цели, предусмотренные законодательством и утвержденные по смете доходов и расходов.
- при получении наличности в кассу учреждения указывается цели их расходования с отражением по кодам бюджетной классификации. Деньги расходуются строго на те цели, которые указаны на оборотной стороне денежного чека.
- выдача наличных денежных средств работникам из кассы (за исключением расчетов по заработной плате) может производиться: в подотчет на командировочные расходы, зарплата новым работникам, хозяйственные - операционные расходы;
- выдача наличных денежных средств в подотчет на хозяйственно-операционные расходы производится по расходному кассовому ордеру на основании заявления при условии полного отчета этого лица по предыдущему авансу.
- выдача наличных денежных средств в порядке возмещения произведенных работником из личных средств расходов производится по расходным кассовым ордерам на основании надлежащим образом оформленных документов и отчетов при наличии разрешительной надписи министра.
5.5. Учет расчетов с подотчетными лицами:
- при направлении работников в командировки возмещаются расходы, связанные со служебными командировками на территории РФ.
- работнику, направленному в однодневную командировку, оплачиваются средний заработок за день. Суточные при однодневной командировке не выплачиваются. Однодневная командировка должна быть оформлена приказом министра, командировочное удостоверение при этом не выписывается.
- в пункте 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением совета директоров Центрального банка РФ 22 сентября 1993 г N 40) определено, что работник, получивший наличные деньги подотчет, обязан не позднее трех рабочих дней после окончания срока, на который они были выданы, предъявить в бухгалтерию отчет.
5.6. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- на счете учитываются расчеты учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также начисление и выплата сумм заработной платы.
- операции по авансированию поставщиков и подрядчиков отражаются на счетах 206 00 000, окончательные расчеты с ними - на счетах 302 00 000.
- в соответствии с требованиями Инструкции N 148н об отражении произведенных в процессе расчетов с поставщиками и подрядчиками переплат в виде выданных им авансов все расчеты с поставщиками и подрядчиками производится с использованием счета 206 00 000.
- по итогам года производится сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками для подтверждения достоверности учетных данных перед составлением годовой отчетности. Ее проводят с поставщиками, работниками, бюджетом по различного рода обязательствам.
- основные цели сверки расчетов: проверка правильности и своевременности отражения в учете обязательств; сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим состоянием расчетов; выявление расхождений и устранение возникших расхождений; предупреждение возникновения исков по невыполненным собственным обязательствам; предупреждение возникновения нереальных к взысканию обязательств перед учреждением.
- плановые сверки расчетов могут производиться 1 раз в квартал, результаты сверки оформляются актами.
5.7. Учет расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами
- счет 304.05.000 предназначен для учета Министерство расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами.
- платежи из бюджета учитываются на основании документов, приложенных к выписке со счета бюджета, предоставляемой Министерства финансов, ДРК МФ РС (Я) и УФК по РС (Я) по 01 (лицевой счет распорядителя) и 03 (лицевой счет получателя средств).
- отражение санкционированных расходов: кассовый план; бюджетная роспись (ЛБО) приказы МСХ; распределение бюджетной росписи УСХ по получателям; справки об изменении бюджетной росписи; распоряжение для оплаты; программное обеспечение 1С "Распорядитель" и 1С "Предприятие" V8.
- перечисление в бюджет средств, поступивших на лицевой счет учреждения, открытый в финансовом органе, в возмещение причиненного учреждению ущерба, дебиторской задолженности прошлых лет.
5.8. Учет бланков строгой отчетности
- к бланком строгой отчетности относятся: трудовые книжки, путевые листы, доверенности на получение материальных ценностей.
- учет ведется на забалансовом счете 03.
- списание израсходованных и испорченных бланков строгой отчетности производится в форме по ОКУД 0504816.
- для хранения и выдачи бланков строгой отчетности отдельным приказом назначаются ответственные лица.
5.9. Учет и распределение средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
- расходы на текущий финансовый год по внебюджетным средствам, полученным в за счет поступления от предприятий, учреждений и граждан платы за предоставление конкурсной документации (ст. 23 п. 2 N 94-ФЗ), осуществляются согласно смете, утвержденной главным распорядителем средств бюджета, определяющей объеме поступления средств с указанием источников по кодам классификации доходов и направлений использования по кодам классификации расходов.
- факт оказания услуг оформляется счет-фактурой.
- место реализации услуг считается момент оказания услуг
- средства от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой на основании генерального разрешения, а также положений Министерства
5.10. Технология обработки учетной информации
- учетная информация может содержаться как на бумажных носителях, так и вестись в автоматизированном виде. Варианты сбора и обработки информации зависят от объема применяемых регистров учета, операций финансово-хозяйственной деятельности и даже количества ответственных за ведение учета работников.
- бюджетный учет ведется программном продукте: 1С: Предприятие 7.7
- несмотря на выбранный вариант ведения учета (автоматизированный), должны соблюдать единые методологические принципы ведения бюджетного учета, оформления, ведения и хранения документов и регистров.
5.11. Хранение документов бухгалтерского учета
- министерство обязано хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных должны храниться не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
- ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет министр.
6. Изменение учетной политики
- согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, принятая учетная политика применяется последовательно из года в год.
- изменение в учетной политике:
изменение законодательства; изменения нормативных актов органов, которые регулируют бухгалтерский учет; разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета; существенного изменения условий деятельности учреждения.
- изменения в учетную политику вносятся с начала финансового года, для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета.
<< Назад |
Приложение >> N 2. Правила документооборота |
|
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2009 г. N 687 "Об Учетной политике Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.