Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
от 22 февраля 2012 г. N А58-6028/2011
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2011 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего - судьи Эверстовой Р.И., судей Бадлуевой Е.Б., Устиновой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Портнягиной Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Слепцовой Антонины Васильевны (ОГРИП 304143532400187, ИНН 143505493513) к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании со дня принятия недействующими пункты 1.1., 1.7. Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена"#, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", и пункта 2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), с участием Прокуратуры Республики Саха (Якутия),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - индивидуальный предприниматель Слепцова А.В., представитель заявителя - Слепцов Л.Л. по доверенности от 8 февраля 2011 года сроком действия 3 года,
от Правительства Республики Саха (Якутия): Заиченко Е.С. - по доверенности от 19.01.2012 N 34-П1 сроком действия 1 год;
от третьего лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) - Урбан А.М. - по доверенности от 28.12.2011 N 487/06,
от прокурора РС (Я) - Долганов Г.В. - прокурор отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры РС (Я), по служебному удостоверению,
установил:
Гражданка, осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющая статус индивидуального предпринимателя, Слепцова Антонина Васильевна обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 20 октября 2011 года, уточнением исковых требований от 26 января 2012 года в котором просит:
- признать недействующим со дня принятия пункты 1.1., 1.7. Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена"#, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена";
пункт 2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В своем заявлении индивидуальный предприниматель ссылается на нарушение оспариваемыми нормативными правовыми актами пунктов 2 и 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 24 июля 2007 года), которым установлен предел арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости, а также установлены полномочия по определению ставок арендной платы, индивидуальный предприниматель ссылается на нарушение пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 12 декабря 2011 года в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Прокурор Республики Саха (Якутия).
Определением арбитражного суда от 12 декабря 2011 года к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) с заявленными требованиями не согласно. В своем отзыве ссылается на то, что постановление от 26 января 2008 года N 26 Правительство Республики Саха (Якутия) приняло в пределах предоставленных ему полномочий и считает, что права и законные интересы заявителя не нарушены постановлением Правительства РС (Я) от 26 января 2008 года N 26 и само постановление соответствует действующему земельному законодательству.
Прокуратура РС (Я) представила отзыв от 24 января 2012 года N 38-11/6028-12 о том, что нормы Положения о порядке определения размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26, соответствуют требованиям Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и Земельному кодексу Российской Федерации. Решения Якутской городской думы от 25 февраля 2009 года N РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 года N РЯГД-22-6, от 23 декабря 2010 года N РЯГД-31-2, принятые на основании названного постановления Правительства РС (Я), также были предметом рассмотрения и признаны соответствующими действующему федеральному законодательству.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) представило отзыв от 23 декабря 2011 N и-06-14209, просит отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
14 ноября 2006 года между Департаментом имущественных отношений мэрии города Якутска и индивидуальным предпринимателем Слепцовой Антониной Васильевной заключен договор аренды земельного участка площадью 865 кв. м. Участок предоставлен для торгового павильона. Срок действия договора с 14 ноября 2006 года до 1 мая 2008 года. Договор прошел государственную регистрацию.
Считая, что субъект Российской Федерации не имел права, возможности и полномочий передавать указанные полномочия, а оспариваемые части постановления и положения, утвержденного указанным постановлением, не соответствующими законодательству и нарушающими права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратилась с заявлением в суд.
Дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В своем заявлении индивидуальный предприниматель просит признать недействующими постановление Правительства Республики Саха (Якутия) в части.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, положение, содержащееся в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет пределы проверки нормативного правового акта.
Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Саха от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" с 1 января 2008 года рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению;
осуществлять заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с утвержденным Положением;
утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20.03.2003 года N П/49 (приложения 1 и 2).
Постановлением Правительства Республики Саха от 26 января 2008 года N 26 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 1.7 указанного Положения при переоформлении юридическими лицами, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункте 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на право аренды размер годовой арендной платы за использование таких земельных участков устанавливается органами местного самоуправления, в пределах 2% (двух процентов) кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Данное постановление опубликовано в приложении "Якутские ведомости" N 6 (760) от 2 февраля 2008 года к газете "Якутия".
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов и кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2008 года N 541, вступившим в силу с 1 января 2009 года.
В силу части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким нормативным правовым актом явилось Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена определяется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Устава Городского округа "Город Якутск", утвержденного решением окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года N РОС-51-1 "Об утверждении Устава Городского округа "Город Якутск" в новой редакции" (в ред. решения окружного Совета г. Якутска от 22 июля 2008 года N РОС-7-1) Якутская городская Дума в соответствии с законодательством в интересах населения города устанавливает условия использования земель, находящихся в границах Городского округа.
Таким образом, принимая постановление в оспариваемой части, правительство действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Кроме этого, решением Арбитражного суда РС (Я) от 19 июля 2011 по делу N А58-1791/2011, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2011 года N А58-1791/2011, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 15575/2010 решения Якутской городской думы от 25 февраля 2009 N РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 N РЯГД-22-6, а также действующее решение думы от 23 октября 2010 года N РЯГД-31-2 об утверждении базовых ставок арендной платы, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" признаны соответствующими Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26.
Согласно пункту 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанных выше дел судами был рассмотрен вопрос о полномочиях Якутской городской думы, вынесшей нормативные акты на основании оспариваемого постановления Правительства Республики Саха (Якутия).
По изложенным основаниям нарушение статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации суд не усматривает.
Судом отклоняются доводы заявителя о нарушении пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым установлен предел арендной платы в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка по следующим основаниям.
Предметом регулирования пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ являются правоотношения, возникающие именно при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Предельный годовой размер арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный указанным пунктом, распространяется на случаи переоформления прав на такие земельные участки с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в том числе на земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Между тем индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. не обладала правом постоянного (бессрочного) пользования на арендуемый земельный участок и, соответственно, не переоформляла данное право.
Согласно толкованию пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, содержащемуся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 12404/09, ограничение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), а также земельных участков под этими объектами подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Арендуемый предпринимателем земельный участок предоставлен для установки торгового павильона, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) на нем отсутствуют.
Следовательно, заявитель не относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.
Указанное следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 15575/10.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель доказательств нарушения ее прав и законных интересов не представила.
Основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
В удовлетворении требования следует отказать с отнесением госпошлины на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленного требования индивидуального предпринимателя Слепцовой Антонины Васильевны о признании недействующими пунктов 1.1., 1.7. Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена"#, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", и пункта 2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" отказать.
Признать пункты 1.1., 1.7. Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", и пункт 2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Р.И. Эверстова |
Судья |
Е.Б. Бадлуева |
|
А.Н. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2012 г. N А58-6028/2011
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 марта 2012 г. N 25