Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 06 июня 2012 года N 546-р
Информация
о ходе реализации Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2010 г. N 288 "О мерах по реализации энергосбережения и повышению энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия)"
С момента выхода Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принято свыше 30 нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, из них в 2011 году - 17 нормативных правовых актов.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2010 г. N 516-р утвержден План мероприятий и состав межведомственной координационной комиссии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия). План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия) включает 11 разделов. На сегодня из 54 пунктов Плана большинство мероприятий исполнено (38 или 70%), остальные находятся в работе и в стадии постоянного исполнения.
В связи с переходом на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и с учетом новых нормативных актов федерального уровня в области энергосбережения Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 971 утверждена государственная программа "Энергоэффективная экономика Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и на период до 2020 года". Реализация данной государственной программы начата с января 2012 года. Таким образом, республиканская целевая программа "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2010 г. N 288 утратила силу с 01 января 2012 года.
Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2010 г. N 96-РП принято важное и ответственное решение о создании уполномоченного органа по энергосбережению - ГАУ "Республиканское агентство инноваций и ресурсосбережения" при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Федоров Г.Н.), которое получило положительную оценку федерального руководства и руководства Дальневосточного федерального округа. В настоящее время, после отнесения в введение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), данное агентство преобразовано в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ в государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" (ГБУ РС(Я) "РАЭР"). ГБУ РС(Я) "РАЭР" определено уполномоченным органом по формированию и выполнению адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального, республиканского, местных бюджетов и средств собственников жилых помещений многоквартирных домов Республики Саха (Якутия). В то же время за ГБУ РС(Я) "РАЭР" остаются обязанности осуществления мониторинга энергосбережения в Республике Саха (Якутия), разработки анализа итогов энергоэффективности, организации контроля исполнения программ энергосбережения государственных учреждений, муниципальных образований и других субъектов экономики.
Вместе с тем, на наш взгляд, в условиях реализации государственной программы "Энергоэффективная экономика Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и на период до 2020 года" наблюдается несоответствие статуса ГБУ РС(Я) "РАЭР". Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), в ведении которой находится ГБУ РС(Я) "РАЭР", в соответствии с основными задачами и функциями, определенными в Положении о министерстве, проводит единую политику энергосбережения в курируемых отраслях, принимает участие в реализации и координации мероприятий энергосбережения только в части учреждений и организаций отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в качестве одного из соисполнителей Государственной программы энергоэффективой экономики. В то же время основной координатор и исполнитель Государственной программы энергоэффективной экономики - Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) не имеет прямого воздействия на уполномоченный орган - ГБУ РС(Я) "РАЭР".
ГБУ РС(Я) "РАЭР" ведет работу по заполнению форм информационной системы мониторинга за энергосбережением "АРМ-Энергоэффективность" ФГБУ "РЭА" Минэнерго России.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2009 г. N 28-р утверждены формы регионального государственного статистического наблюдения N 2-ЖКХ (квартальная) "Сведения о потреблении коммунальных услуг общеобразовательными и лечебно-профилактическими учреждениями" и N 3-ЖКХ (годовая) "Сведения об экономии (перерасходе) потребления коммунальных услуг общеобразовательными и лечебно-профилактическими учреждениями". Данные сведения поступали от лечебно-профилактических и общеобразовательных учреждений. Статистическое наблюдение по данным формам велось в течение 2008 - 2010 годов и было необходимым для определения необходимого объема бюджетных средств, для реализации энергосберегающих мероприятий. Полученные данные показали, что наблюдается сокращение бюджетных расходов на коммунальные услуги: если в 2008 г. был допущен перерасход от нормативов по общеобразовательным учреждениям в объеме 134 млн рублей, по лечебно-профилактическим учреждениям - в 64 млн рублей, то по итогам 2010 года перерасход сократился до 24 и 12 млн рублей соответственно. Увеличилось количество установленных приборов учета в учреждениях Министерства образования Республики Саха (Якутия) и Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) ежегодно предоставляет в Министерство регионального развития Российской Федерации сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства по форме федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (реформа), утвержденной Приказом Росстата от 23 ноября 2010 г. N 413.
Как и в целом по Российской Федерации в республике имеется ряд проблем. Во-первых, отсутствие автоматизированного программного продукта по формированию отчетности в области энергосбережения на уровне "учреждение-отрасль-регион", который давал бы возможность проводить мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов государственными (муниципальными) учреждениями, вести реестр их программ, осуществлять контроль выполнения мероприятий по энергосбережению, использованию средств, направляемых на реализацию мероприятий, проводить расчет целевых показателей и рассчитывать эффект от их реализации в натуральном и стоимостном выражении. Во-вторых, отсутствие полноценных рычагов влияния на коммерческие структуры при осуществлении сбора качественной информации и реализации положений Федерального закона N 261-ФЗ, в-третьих, отсутствие унифицированных (единых для всех регионов) целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов во всех видах экономической деятельности, основанных на официальных статистических данных, как следствие наблюдается отсутствие оперативных данных по энергосбережению и по фактическому потреблению энергетических ресурсов и воды.
Сегодня Минэнерго России разворачивает во всех субъектах Российской Федерации работу по реализации информационной системы ГИС "Энергоэффективность" для формирования отчетности и анализа реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения, принятых в рамках реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ. В этой связи, в соответствии с решениями и рекомендациями Рабочей группы по реализации Федерального закона N 261-ФЗ в субъектах Дальневосточного федерального округа от 03 апреля 2012 г. (г. Владивосток), в республике принимаются меры по обучению специалистов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления к работе ГИС "Энергоэффективность".
Составление программ энергосбережения на местном уровне, на уровне отдельных ведомств
В соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ, по всем 36 муниципальным образованиям республики, завершается процесс приведения программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных районов в соответствие с требованиями федеральных нормативно-правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В целом следует отметить, что вопрос составления программ энергосбережения на уровне местного самоуправления осуществляется в медленном темпе с отставанием от установленных Правительством Российской Федерации сроков.
По состоянию на 26 апреля 2012 года одобрение Межведомственной координационной комиссии Республики Саха (Якутия) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности получили программы 31 муниципального района. Рассмотрены на заседании данной комиссии и находятся на стадии устранения замечаний программы Кобяйского и Чурапчинского районов и городского округа "Город Якутск". Заканчивают стадию разработки программ Верхневилюйский и Намский районы.
Ведется работа по разработке и утверждению программ энергосбережения отдельных муниципальных образований поселений. В настоящее время районными представительными или исполнительными органами власти утверждены муниципальные программы энергосбережения Таттинского наслега, г. Нерюнгри, п. Джебарики-Хая, разрабатываются программы п. Беркакит, п. Чульман, п. Серебряный Бор, п. Сангар, п. Зырянка.
Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) утверждены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и в настоящее время ведомственные программы энергосбережения приняты всеми основными предприятиями-поставщиками. В итоге реализации в 2011 году мероприятий ведомственных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности основными поставщиками энергоресурсов, по предварительным данным размеры экономии энергоресурсов составили по ОАО "Якутскэнерго" - 324 936 тыс. рублей, ОАО "Сахаэнерго" - 17 779 тыс. рублей, АК "АЛРОСА" - 194 400 тыс. рублей.
В 2011 году большое внимание уделено разработке программ энергосбережения регулируемых предприятий (ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", ОАО "Теплоэнергосервис", ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО "Сахаэнерго", ОАО "Водоканал"), внедрение которых позволит предприятиям сократить расходы, а образовавшуюся экономию средств оставить в своем распоряжении. Так, в 2012 году у крупных регулируемых теплоснабжающих предприятий планируется получение экономии в размере 48 млн рублей.
За счет установки общедомовых приборов учета и приборов учета на источниках теплоснабжения, перевода паровых котлов на водогрейный режим, оптимизации источников теплоснабжения, реконструкции котельной ГУП "ЖКХ РС(Я)" с установлением оборудования и перекладкой сетей тепло-, водоснабжения с тепло-базальтовыми трубами планируется сократить бюджетные расходы на 45 млн рублей.
Одним из основных направлений в политике энергоресурсосбережения республики является внедрение единой системы технического и коммерческого учета (ЕСТКУ). Так, например, система уже внедрена в г. Покровске. На ее основе произведена гидравлическая наладка системы теплоснабжения котельной "Квартальная" г. Покровска, произведена перекладка труб с изоляцией. За счет гидравлической наладки в 2011 году потери в сетях снижены до 7% против 15% нормативных и 20% фактических, а также впервые за 10 лет прекратились жалобы населения на недопоставку услуг.
В Булунском районе с июля 2011 года идет реализация проекта по реконструкции системы тепловодоснабжения п. Тикси с применением новых технологий с целью ликвидации неконтролируемых сливов теплоносителя в домах, утечек в сетях, гидравлической наладки системы. Кроме того, ожидается существенное улучшение качества теплоснабжения. Госкомцен-РЭК РС(Я) совместно с Министерством ЖКХ и энергетики РС(Я), ОАО "Сахаэнерго" и ГУП "ЖКХ РС(Я)" рассмотрены варианты оптимизации работы ТЭЦ п. Тикси Булунского района. С учетом проведенной работы подготовлены и начаты мероприятия по комплексному внедрению новых технологий, что позволит снизить расход топлива и потери в тепловых сетях. Планируется, что проведение указанных мероприятий в 2011-2015 годах приведет к экономии бюджетных средств, в размере 169 млн рублей.
В Усть-Янском районе практически весь п. Депутатский оснащен квартирными счетчиками горячей и холодной воды. Населению производится перерасчет квартплаты по показаниям как квартирных, так и общедомовых счетчиков. За счет полученной экономии средств внутренняя система водоснабжения жилого фонда п. Депутатский полностью переведена на пластиковые трубы. Экономия бюджетных средств за период 2006 - 2011 годы за счет перехода составила свыше 200 млн рублей.
В то же время сохраняется большой уровень потерь в сетях (40%), вследствие высокой степени их износа, достигающей до 70%.
"Потери тепловой энергии в теплосетях п. Депутатский в сравнении с отпуском тепла, Гкал"
Для решения данной проблемы ОАО "Сахаэнерго" разработан рабочий проект по реконструкции тепловых сетей п. Депутатский. Экономический эффект от реализации проекта может составить до 92,1 млн рублей в год, со сроком окупаемости проекта 5 лет.
Мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий предусматриваются также в инвестиционных программах муниципальных образований. На 2011 год 26 муниципальными образованиями совместно с поставщиками коммунальных услуг приняты инвестиционные программы, направленные на оптимизацию тепловых источников, повышение удельных характеристик энергоснабжения, снижение потерь.
Вопросы ресурсного обеспечения Программы и освоение выделенных бюджетных средств в 2010 - 2011 годах
По данным Министерства финансов РС(Я) в рамках реализации республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года" из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2010 - 2011 годы на мероприятия по установке приборов учета тепла и воды учреждениям бюджетной сферы, энергосберегающие мероприятия в жилищном фонде направлены бюджетные ассигнования в сумме 285 112,3 тыс. рублей.
В 2010 году на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2010 г. N 872-р из республиканского бюджета выделено 21 муниципальному району 38,5 млн рублей, в том числе 21,9 млн. рублей - 19 муниципальным районам на оснащение приборами учета учреждений бюджетной сферы и органов муниципальной власти: 16,6 млн рублей - MP "Усть-Янский улус (район)" (п. Депутатский), MP "Хангаласский улус" (п. Мохсоголлох) - на выполнение государственного задания по внедрению единой системы технологического и коммерческого учета (ЕСТКУ), реализации мероприятий энергосбережения, подключение приборов учета тепла и воды к единому серверу.
Кроме этого, увеличены бюджетные ассигнования на мероприятия по энергосбережению, на установку приборов учета тепла и воды учреждениям бюджетной сферы в объеме 20 000,0 тыс. рублей 7 министерств и ведомств (см. приложение N 1).
Увеличены бюджетные ассигнования Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) на общую сумму 21 500,0 тыс. рублей, в том числе для предоставления государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканское агентство инноваций и ресурсосбережения" субсидии на выполнение государственного задания по осуществлению мероприятий по энергосбережению в Республике Саха (Якутия) в 16 500,0 тыс. рублей, на проведение энергетических обследований 5 000,0 тыс. рублей на основании соглашения между Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и государственным автономным учреждением Республики Саха (Якутия) "Республиканское агентство инноваций и ресурсосбережения".
В 2010 году исполнение выделенных средств на энергосберегающие мероприятия муниципальными образованиями составило 94,3%. Из предусмотренных в бюджете 38 500,0 тыс. рублей, фактически освоено 36 276,19 тыс. рублей, остаток средств на 01 января 2011 года составил 2 223,8 тыс. рублей (см. приложение N 2).
Освоение средств на энергосберегающие мероприятия республиканскими министерствами и ведомства при плановом назначении 20 000,0 тыс. рублей составило 18 876,9 тыс. рублей или 94,4%, с учетом использования остатков 2010 года в 2011 году - 85,6%. Недоосвоило выделенные средства в 2010 году Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) на сумму 162,0 тыс. рублей (см. приложение N 1).
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год", утвержденного 15 декабря 2010 г. 872-З N 645-IV остатки средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2011 года на счетах Республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия), образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 г. 792-З N 419-IV "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год", определено направить на финансирование мероприятий по энергосбережению в 2011 году на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований.
В 2011 году кассовое исполнение оставшихся средств в сумме 2 223,8 тыс. рублей на энергосберегающие мероприятия муниципальными образованиями составило 1 659,1 тыс. рублей или исполнено на 74,6%. Не полностью освоили выделенные средства пять улусов: Булунский, Нижнеколымский, Оймяконский, Сунтарский, Чурапчинский (см. приложение N 2).
В 2011 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств на энергосберегающие мероприятия всего выделено в сумме 205 112,3 тыс. рублей.
На основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г. N 377-р "О распределении средств, выделенных на мероприятия по энергоснабжению в Республике Саха (Якутия)" в 2011 году предусмотрено 47 236,0 тыс. рублей, в том числе: 37 000,0 тыс. рублей направлено муниципальным образованиям (см. приложение N 2), 10 236,0 тыс. рублей - министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) (см. приложение N 1).
Несмотря на напоминание Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о том, что в 2012 году на финансирование мероприятий по энергосбережению не будут направляться остатки средств, выделенные в 2011 году, освоение муниципальными образованиями составило лишь 84,2%, из предусмотренных в бюджете 37 000,0 тыс. рублей, фактически освоено 31 158,3 тыс. рублей. Недоосвоенные средства в сумме 5 841,7 тыс. рублей возвращены муниципальными образованиями в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (см. приложение N 2).
Республиканские министерства и ведомства освоили выделенные на энергоресурсосбережение средства на 99,5%, при плановых назначениях 10 236,0 тыс. рублей, освоено 10 182,7 тыс. рублей. Недоосвоили средства Министерство здравоохранения РС(Я) на 3,0 тыс. рублей и Министерство профобразования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) - на 50,2 тыс. рублей (см. приложение N 1).
Муниципальным образованиям в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия) "О распределении средств субсидий на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения" от 27 октября 2011 года N 1128-р и от 22 декабря 2011 года N 1368-р выделены средства на сумму 96 546,9 тыс. рублей.
Вместе с тем, в связи с непринятием муниципальными образованиями программ по энергоресурсосбережению не профинансированы следующие муниципальные районы на сумму 3 985,2 тыс. рублей:
N |
Муниципальный район |
Размер субсидии, тыс. рублей |
1 |
MP "Алданский район" |
30 000,0 |
2 |
MP "Верхневилюйский улус (район)" |
1 653 000,0 |
3 |
MP "Кобяйский улус" |
30 200,0 |
4 |
MP "Намский улус" |
1 872 000,0 |
|
Нераспределенная часть |
33,0 |
|
Итого |
3 985 233,0 |
Из предусмотренных муниципальным образованиям средств на энергосбережение в сумме 92 561,7 тыс. рублей, фактически освоено 14 151,5 тыс. рублей, или 15,3% (см. приложение N 3).
Причиной неполного освоения средств является поздний выход распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) о распределении средств субсидий на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения в жилищном фонде 27 октября 2011 года N 1128-р и отсутствие у муниципальных образований муниципальных программ по энергосбережению.
Согласно приказу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 N 01-04/1434 остатки вышеуказанных средств в сумме 78 410,2 тыс. рублей направляются на энергосберегающие мероприятия в жилищном фонде в 2012 году.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2011 г. N 746 Республикой Саха (Якутия) была подана бюджетная заявка на субсидии, предоставляемые в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2011 г. N 1843-р государственному бюджету Республики Саха (Якутия) предоставлена субсидия из федерального бюджета на сумму 38 655,4 тыс. рублей. Однако, указанные средства не освоены и возвращены в федеральный бюджет в связи с поздним выходом распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) о распределении средств субсидий на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения 24 декабря 2011 года N 1386-р и поздним перечислением средств из федерального бюджета (платежное поручение от 15.12.2011 N 853). Данные средства на основании письма Председателя Правительства РС(Я) от 11.02.2012 N 85-П1 решением Межведомственного координационного совета по энергосбережению России в начале 2012 года возвращены и в настоящее время полностью освоены.
Государственное бюджетное учреждение "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" профинансировано в 2011 году на выполнение государственного задания по осуществлению мероприятий по энергосбережению в размере 22 674,0 тыс. рублей, предусмотренные средства освоены полностью.
Также в 2011 году, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2011 г. N 1128-р, муниципальным образованиям направлено 96,5 млн рублей сэкономленных средств субсидий, предоставляемых организациям, оказывающим коммунальные услуги населению за 2010 год на оснащение приборами учета и на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов.
Факты неосвоения средств, выделенных на энергосберегающие мероприятия, министерствами и ведомствами, и муниципальными образованиями в 2010 и в 2011 годах (см. приложения N 1, N 2, N 3) Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) не отработаны.
Также следует отметить, что в полной мере не обеспечен периодический ежемесячный или ежеквартальный своевременный сбор, обобщение и анализ данных об экономии по коммунальным услугам в учреждениях бюджетной сферы за 2010 и 2011 годы. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" в связи с отсутствием соответствующих полномочий встречает определенные проблемы при осуществлении ежемесячного мониторинга выполнения Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.
Кроме того, в рамках реализации республиканской программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности привлекаются внебюджетные источники. Информация о ходе выполнения основных технических мероприятий программы энергосбережения Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2012 года за счет внебюджетных источников приводится в приложении N 5.
С учетом вышеизложенного считаем целесообразным рассмотреть на заседании Межведомственной координационной комиссии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия) работу государственного заказчика - координатора программы - Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и уполномоченного органа по реализации программы - ГБУ "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" в части вопросов целевого эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2010 - 2011 годах на мероприятия по энергосбережению, причины неполного освоения средств, дальнейшие задачи реализации мероприятий государственной программы "Энергоэффективная экономика Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и на период до 2020 года". В целях наиболее эффективной реализации требований Федерального закона N 261-ФЗ возникает необходимость наделения дополнительными полномочиями ГБУ "РАЭР" с изменением типа учреждения и передачей в введение Министерства экономики и промышленной политики РС(Я) или в непосредственное подчинение Правительству Республики Саха (Якутия).
В 2011 г. ГБУ "РАЭР" совместно с ООО "Спецтехнострой" проведено энергетическое обследование 14 республиканских учреждений с наибольшим количеством потребления ТЭР. В настоящее время, получены положительные экспертные оценки СРО по всем 14 энергетическим паспортам, которые направлены на регистрацию в Минэнерго России. Следует отметить, что отсутствие единой федеральной ценовой методики определения стоимости проведения энергетического обследования, отсутствие порядка составления сметной документации и ценообразования для проведения работ по энергоаудиту в дальнейшем может стать проблемой в вопросе плановой реализации Государственной программы энергоэффективной экономики.
Федеральным законом N 261-ФЗ основным инструментом в реализации мероприятий по энергосбережению определен механизм заключения энергосервисных договоров (контрактов) или договоров поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта). Необходимо отметить, что на основании статей 19, 20, 21 Федерального закона N 261-ФЗ издано распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2011 года N 715-р "О внедрении энергосервисных договоров (контрактов)", в соответствии с которым у бюджетных учреждений появилась возможность проводить энергосберегающие мероприятия путем заключения энергосервисных договоров (контрактов).
По состоянию на 01.03.2012 г. по Республике Саха (Якутия) заключено всего 47 энергосервисных контрактов бюджетных учреждений в 4-х районах: в Горном улусе - 20 контрактов, в том числе с ООО "Энергосберегающие технологии" - 14, с ООО "Легион" - 6, в Усть-Алданском улусе - 15 с ООО "Энергосберегающие технологии", в Анабарском районе 5 контрактов и 7 контрактов в Нижнеколымском заключено с ГБУ РС(Я) "РАЭР". Например, в Горном и Усть-Алданском улусах, 29 бюджетных учреждений, в результате реализации заключенных энергосервисных контрактов, за период с сентября 2011 г. по март 2012 г. получили в свое распоряжение экономию средств в 14, 2 млн. руб., или 71% от общей экономии.
На стадии разработки находится конкурсная документация на заключение энергосервисных контрактов по Хангаласскому, Мегино-Кангаласскому и повторно по Эвено-Бытантайскому улусам. Подготовлена конкурсная документация для проведения торгов по объектам жилфонда п. Черский Нижнеколымского района.
ГБУ РС(Я) "РАЭР" совместно с ОАО "ЦЭРС и НТ РС(Я)" проведены на конкурсной основе работы по проведению диспетчеризации приборов учета тепловой энергии бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) по 61 объектам 27 учреждений бюджетной сферы. По состоянию на 12.01.2012 г., заказчиком ГБУ РС(Я) "РАЭР" приняты по акту-приемке в эксплуатацию 48 объектов.
В декабре 2011 года запущена в эксплуатацию водопроливная поверочная установка для приборов учета тепловой энергии и воды "Взлет ПУ". Исполнителем данных работ ООО "Инженерно-технический центр "Промавтоматика" (г. Санкт-Петербург) проведено обучение трех специалистов. Заключены соглашения о сотрудничестве в области компания"(ФЭСКО) и ЗАО "Взлет".
Хотя по темпам внедрения энергосервисной деятельности Республика Саха (Якутия) занимает лидирующее положение в Дальневосточном федеральном округе, следует отметить, что в целом по республике слабо работают механизмы стимулирования энергосбережения в министерствах, ведомствах и большинстве муниципальных районов, которые, прежде всего, направлены на обеспечение устойчивых механизмов эффективного использования энергоресурсов. Как следствие - нарушается требование части 3 статьи 24 Федерального закона N 261-ФЗ, а на уровне бюджетных учреждений наблюдается недопонимание того, что экономия энергии может становиться источником финансирования последующей экономии. Наличие значительных рисков на рынке энергосервисных услуг в республике, отсутствие на федеральном уровне типовых энергосервисных контрактов, соответствующих Федеральному закону N 261-ФЗ и Бюджетному кодексу, нехватка квалифицированных специалистов у потенциальных участников рынка энергосервисной деятельности, отсутствие механизмов реализации энергосервисных контрактов в части гарантированного возврата финансовых средств при достижении положительных результатов контракта в настоящее время являются тормозящими факторами активного внедрения механизмов энергосервисных договоров (контрактов).
По состоянию на 01.03.2012 показатель оснащения зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов государственной власти, находящихся в государственной собственности, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 13 261-ФЗ, составляет 100%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 3 ст. 13 261-ФЗ" имеется в виду "ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ"
По состоянию на 31 декабря 2011 года на 2734 учреждениях бюджетной сферы установлено 1125 приборов учета тепловой энергии (67,7%) и 1099 приборов учета воды (82,9%). В многоквартирных домах установлено 774 прибора учета тепловой энергии (21,5%) и 562 прибора учета воды (42,4%)
Тип энергоресурса |
Объекты муниципальных учреждений с мощностью потребления тепловой энергии > 0,2 Гкал/ч |
Многоквартирные дома с мощностью потребления тепловой энергии > 0,2 Гкал/ч |
||
Количество установленных приборов |
Необходимо дополнительно установить |
Количество установленных приборов |
Необходимо дополнительно установить |
|
Тепловая энергия |
1125 |
537 |
774 |
2823 |
электрическая энергия |
1468 |
89 |
1719 |
1878 |
вода |
1099 |
227 |
562 |
764 |
При этом общая потребность в узлах учета сформирована в муниципальных программах энергосбережения без учета ограничения требований по мощностям потребления в 0,2 Гкал/ч и 5 кВтч исходя из целевой задачи постепенного перехода к полному приборному учету по отпуску коммунальных ресурсов. Естественно, потребность в этом случае, как показывает анализ муниципальных программ энергосбережения, получается очень большая, только по тепловой энергии она составляет более 2,8 тыс. узлов учета. Потребность в финансовых средствах составляет порядка 424 млн. руб.
Оснащенность бюджетной сферы в разрезе муниципальных районов и городских округов приборами учета тепловой энергии, по состоянию на начало 2012 года, имеет большие различия. Так, 100% оснащенности бюджетной сферы приборами учета тепловой энергии имеет п. Жатай, от 60 до 85% - Нерюнгринский, Алданский, Томпонский, Усть-Алданский районы и г. Якутск, от 40 до 55% - Мирнинский, Чурапчинский и Усть-Янский районы. Наихудшее положение 0% наблюдается в Эвено-Бытантайском, Среднеколымском и Анабарском районах. В остальных 24 муниципальных районах данный показатель колеблется в пределах 1,5 - 23,0% (см. приложение N 4)
Основной целью реализации мероприятий энергосбережения в области транспортного комплекса определено - снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов; снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу транспортной работы; улучшение контроля, надзора и статистического наблюдения за расходом топливно-энергетических ресурсов; расширение применения технических средств измерения и учета потребления энергоресурсов.
В целях реализации энергосберегающей политики на транспортном комплексе подведомственными организациями Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) в целом осуществляются организационно-технические мероприятия - разработка и принятие Программы (Планов мероприятий) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводятся энергетические обследования объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании предприятию (организации, учреждению). Так, ФКП "Аэропорты Севера" путем привлечения ООО "Техпромэнерго" проведено энергетическое обследование в 16 филиалах, а именно "Аэропорт Алдан", "Аэропорт Батагай", "Аэропорт Белая Гора", "Аэропорт Вилюйск", "Аэропорт Верхневилюйск", "Аэропорт Депутатский", "Аэропорт Жиганск", "Аэропорт Зырянка", "Аэропорт Мома", "Аэропорт Нюрба", "Аэропорт Олекминск", "Аэропорт Среднеколымск", "Аэропорт Сунтар", "Аэропорт Хандыга", "Аэропорт Черский", "Аэропорт Чокурдах". ОАО "Аэропорт "Якутск" планируется до 01 октября 2012 года проведение комплексного энергетического обследования (энергоаудита) объектов аэропорта. ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" заключен договор от 26.01.2012 N 51 с ОАО "ЭЛТЕК" на проведение энергоаудита объектов пароходства.
Организованы системы мониторинга и наблюдения за объемами использованных в течение года энергетических и топливных ресурсов, затратами на их оплату, за оснащенностью приборами учета используемых энергетических ресурсов. Здания, строения, сооружения оснащены приборами учета энергетических ресурсов. Проводятся меры по повышению тепловой защиты зданий, строений и сооружений, лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения, заменены на энергосберегающие малой мощности.
Приняты меры по снижению удельных расходов топливных ресурсов, в том числе за счет: оснащения транспортных средств и судов навигационным оборудованием, оборудованным датчиком уровня топлива для мониторинга производительности транспорта и показания уровня топлива; своевременной замены физически изношенных и морально устаревших энергоагрегатов на новые современного технического уровня; модернизации тепловозов ОАО АК "Железные дороги Якутии" по технологии GE; оптимизации маршрутов движения транспортных средств с целью сокращения их простоев, а также перегрузочных мощностей и складских емкостей, увеличения нагрузки на единицу мощности и грузоподъемности транспортных средств.
Приняты меры по снижению удельного потребления топливных ресурсов на единицу транспортной работы, в том числе проводится систематический анализ и контроль за выполнением линейных норм расхода топлива, разработаны и реализуются организационно-технические мероприятия по совершенствованию технологии перевозочного процесса, организована система метрологического контроля средств измерений, учета, хранения, отпуска топлива.
О ходе реализации программ (планов мероприятий) предприятия и организации ежегодно представляют Министерству транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) отчеты по энергоресурсосбережению и повышению энергетической эффективности.
Так, например, в ОАО АК "Железные дороги Якутии" экономия электроэнергии в 2010 году составила 97,8 тыс. кВт час или 363,22 тыс. рублей, в 2011 году - 313,65 тыс. кВт час или 1 562,92 тыс. рублей. В 2012 году намечается сэкономить электроэнергии в объеме 380,32 тыс. кВт-час или 1 895,14 тыс. рублей.
Экономия тепловой энергии в 2010 году составила 208,30 Гкал или 502,60 тыс. рублей, в 2011 году - 332,5 Гкал или 802,30 тыс. рублей. В 2012 году планируется получить экономию тепловой энергии в объеме 1330,30 Гкал или 3 210,0 тыс. рублей.
Экономия дизельного топлива в 2010 году составила 310,65 тонн или 6 365,22 тыс. рублей, в 2011 году - 150,40 тонн или 3 984,10 тыс. рублей. В 2012 году ожидается получить экономию дизельного топлива в объеме 886,91 тонн или 27 494,21 тыс. рублей.
Удельный расход дизельного топлива на тепловозы в 2010 году составил 83,95 кг/10000 ТКБ, в 2011 году - 83,41 кг/10000 ТКБ.
Достигнуты следующие целевые показатели:
энергоемкость производственной деятельности (Е) в 2010 году в натуральном исчислении составила 327,235 кг усл. т/прив. Ткм нетто, в стоимостном исчислении 10,373 кг усл. т/тыс. рублей, в 2011 году - 324,774 кг усл. т/прив. Ткм нетто, в стоимостном исчислении 8 кг. усл. т/тыс. рублей. В 2012 году энергоемкость производственной деятельности (Е) в натуральном исчислении составит 321,728 кг. усл. т/прив. Ткм нетто, в стоимостном исчислении 9,759 кг. усл. т/тыс. рублей.
энергоэффективность производственной деятельности (Э) в 2010 году в натуральном исчислении составила 30,559 прив. Ткм нетто/кг усл. т, в стоимостном исчислении - 0,096 тыс. рублей/кг усл. т, в 2011 году - 30,791 прив. Ткм нетто/кг усл. т, в стоимостном исчислении - 0,125 тыс. рублей/кг усл. т. В 2012 году энергоэффективность производственной деятельности (Э) в натуральном исчислении составит 31,082 прив. Ткм нетто/кг усл. т, в стоимостном исчислении - 0,102 тыс. рублей/кг усл. т.
Экономия бензина автомобильного в 2010 году составила 7,66 тонн или 146,29 тыс. рублей, в 2011 году - 15,40 тонн или 360,34 тыс. рублей.
В 2012 году экономия бензина автомобильного планируется в объеме 16,05 тонн или 455,85 тыс. рублей.
В ОАО "Аэропорт Якутск" выполненные работы по модернизации систем тепло- водоснабжения позволили существенно сократить эксплуатационные расходы, связанные с ремонтами и ликвидацией аварийных ситуаций, а также исключить утечки теплоносителя, повысить надежность эксплуатации систем тепло- водоснабжения. Экономия в 2011 году составила более 1 млн рублей, количество аварийных ситуаций сократилось с 48 в 2009 году до 11 в 2011 году.
По итогам внедрения и реализации мероприятий по теплосбережению на объектах предприятия ожидается получить экономический эффект в расчете на год 1 093,6 тыс. рублей в ценах и условиях 2011 года.
В 2010 году установлены и приняты в эксплуатацию 36 приборов учета холодной и горячей воды. В результате получена экономия в сумме 460 тыс. рублей. В 2011 году установлены приборы учета тепловой энергии на 22 объектах, произведен монтаж элеваторных узлов и узлов учета тепловой энергии, приобретено и установлено необходимое оборудование для организации автоматизированной системы диспетчерского контроля и учета энергопотребления. В 2012 году планируемый экономический эффект от внедрения приборов учета на объектах предприятия в расчете на год составляет более 2 млн рублей в год.
В целях рационализации электропотребления объектов аэропорта г. Якутска проводится установка устройств компенсации реактивной мощности.
В результате ожидаемая экономия электропотребления на освещение мест общего пользования на 2012 - 2014 годы составляет в среднем 15 тыс. кВт или 56 тыс. рублей, снижение - на 25-35%.
В целях совершенствования учета работы транспорта и расхода ГСМ на предприятии в 2009 году внедрена программа учета работы транспортных средств и движения ГСМ. Осуществлена оптимизация расходов на ГСМ путем включения объемов потребности в государственный заказ Республики Саха (Якутия). За счет разницы между коммерческими ценами и ценами по государственному заказу, экономия за 2010-2011 годы составила более 12 млн рублей. За 2010-2011 годы на 71 единице автотранспорта внедрена система мониторинга и контроля автотранспортных средств и спецтехники предприятия, оборудованная датчиками контроля расходования топлива на базе навигационной системы GPS/ГЛОНАСС. В результате в 2011 году предприятие сэкономило более 80 тонн нефтепродуктов на сумму боле 2,5 млн рублей. В 2012 году планируется оснащение 60 единиц автотранспортных средств и спецтехники предприятия системой мониторинга и контроля, оборудованной датчиками контроля расходования топлива на базе навигационной системы GPS/ГЛОНАСС.
Вместе с тем, в работе Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) не на должном уровне поставлены вопросы координации и управления процессами энергосбережения в подведомственных транспортных организациях. Действующее Положение о Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) содержит полномочия министерства в области энергосбережения только по отношению к подведомственным государственным учреждениям.
Проверкой установлено, что в ОАО "ЛОРП" и ООО "Жатайский судоремонтный завод" большая часть проведенных мероприятий по энергосбережению в 2010 - 2011 годы относится скорее к текущей производственной работе, нежели к целенаправленному развитию политики энергосбережения. Исходя из этого, Министерству транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) необходимо внести соответствующие дополнения в Положение о министерстве, усилить координацию и контроль деятельности подведомственных организаций в реализации требований Федерального закона N 261-ФЗ.
Основными целями реализации мероприятий энергосбережения в области строительного комплекса определено: обеспечение перехода строительной отрасли республики на энергосберегающий путь развития к 2020 году, улучшение теплозащиты существующих зданий, позволяющей сократить расход топливно-энергетических ресурсов в промышленности строительных материалов, уменьшение потребления топлива при эксплуатации зданий.
Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) в рамках первого этапа реализации республиканской целевой программы энергосбережения осуществлено:
1. По градостроительству и архитектурно-планировочным аспектам ведется разработка документов территориального планирования поселений Республики Саха (Якутия) (генеральных планов населенных пунктов, схем территориального планирования районов), в которых предусматриваются решение вопросов развития коммунального обслуживания населения, определение оптимальной системы магистральных улиц и перспектив развития пассажирского транспорта, а также обоснование принципиальных решений по развитию инженерного оборудования. При проектировании объектов заполняется энергетический паспорт, в котором указываются объемно-планировочные параметры здания, энергетические показатели в сопоставлении с нормативными требованиями. В связи с этим новые проекты разрабатываются с учетом энергоэффективности объемно-пространственных решений.
2. По энергосберегающим инженерным системам зданий и сооружений и эффективным источникам энергии ведется разработка нормативного документа по усовершенствованию отопления и вентиляции жилых домов и общественных зданий в климатических условиях Республики Саха (Якутия). Имеется положительный опыт прокладки энергоэффективных бесканальных подземных инженерных сетей на основе предизолированных полиэтиленовых трубопроводов Группы предприятий ООО "ХангаласГазСтрой". Обобщив опыт данной работы, в дальнейшем планируется разработка Руководства по проектированию и прокладке бесканальных траншейных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в районах распространения вечномерзлых грунтов. В п. Жатай введен в эксплуатацию первый многоквартирный жилой дом с применением инновационных энергоэффективных технологий (с использованием солнечной энергии).
3. По энергосберегающим решениям наружных ограждающих конструкций и фундаментов при строительстве объектов применяются эффективные фасадные системы и трехслойные изделия для наружных ограждающих конструкций, при капитальном ремонте существующих объектов введено дополнительное утепление наружных стен. В целях энергосбережения, как в процессе строительства, так и при эксплуатации объектов ведется разработка эффективных типов фундаментов в условиях меняющегося климата.
4. По энергосбережению в промышленности строительных материалов на предприятиях промышленности строительных материалов ежегодно снижается расход теплоэнергетических ресурсов при росте объемов производства, что свидетельствует об эффективности выполняемых мероприятий по энергосбережению, в частности: разработаны программы энергосбережения; проводится энергообследование предприятий. Например, ОАО ПО "Якутцемент" построен энергоцентр электрической мощностью 2 мВт для питания котельной и водозабора; внедрены системы оборотного водоснабжения, возврата конденсата; смонтировано автономное горячее водоснабжение за счет теплообмена из системы отопления; оптимизирована работа технологических котельных; на котловые агрегаты установлены приборы "климат контроля"; установлены экономичные винтовые компрессоры малой мощности; на двигатели большой мощности установлены частотные преобразователи; смонтированы парогенераторы для технологического процесса производства продукции; переоборудованы системы канализации; в освещении цехов и территории заводов применяются энергосберегающие лампы; установлены датчики движения, электромагнитные счетчики по учету теплоэнергии, холодной и горячей воды, газовые счетчики с корректором. Службами главных энергетиков предприятий проводится анализ потребления энергоресурсов в разрезе номенклатуры продукции.
Вышел на проектную мощность ООО "Завод базальтовых материалов" в г. Покровске, производящий энергоэффективные, экологически чистые, пожаробезопасные утеплители для ограждающих конструкций зданий из местного сырья. За 2011 год произведено 47,4 тыс. куб. м минераловатных изделий, реализовано 38,4 тыс. куб. м.
Текущая оценка эффективности программы
Анализ индикаторов оценки состояния энергосбережения в РС(Я)
Основной целью государственной программы "Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и на период до 2020 года" является достижение за счет реализации мероприятий программы энергоемкости валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) к 2020 году (в сопоставимых условиях) 19,1 кг у. т/тыс. руб., что на 40 процентов ниже уровня 2007 года.
По данным Министерства экономики и промышленной политики РС(Я) усредненное значение энергоемкости ВРП за период с 2007 по 2011 годы демонстрирует стабильное снижение и в 2011 году достигло 31,52 кг у. т/тыс. руб., что по сравнению с показателем 2007 года снижение составило на 9,54 кг у. т./тыс. руб. Ежегодное снижение показателя до 2011 года колеблется с 2,4 до 3,29 кг у. т/тыс. руб., при этом в 2011 году наблюдается наименьшее снижение по сравнению с 2010 годом - 1,0 кг у. т/тыс. руб. (диаграмма N 1).
"Диаграмма N 1"
Абсолютные значения энергоемкостей муниципального продукта сильно отличаются у промышленных районов и районов сельскохозяйственных: если для Нюрбинского улуса значение показателя составляет 1,65 кг у. т/тыс. руб., то у Верхоянского улуса - 152,4 кг у. т/тыс. руб. (диаграмма N 2)
"Диаграмма N 2"
Удельный расход тепловой энергии по бюджетной сфере за рассматриваемый период с 2007 по 2011 гг. снизился на 21,3%, в основном, как мы считаем, за счет массовой установки приборов учета в 2009 - 2011 гг. (диаграмма N 3). К примеру, удельный расход электрической энергии на тех же объектах снизился незначительно (диаграмма N 4).
"Диаграмма N 3"
"Диаграмма N 4"
Снижение удельного расхода тепловой энергии по жилфонду с 2007 по 2011 гг. составило 10,1% (диаграмма N 5). В этом случае, слабая динамика снижения объясняется низкими темпами проведения мероприятий по оснащению приборами учета объектов жилфонда. Снижение показателя происходит, на наш взгляд, в основном, за счет проведения мероприятий по оптимизации жилфонда, выведением из эксплуатации неиспользуемых площадей, а также проведения работ по капремонту многоквартирных домов.
"Диаграмма N 5"
Динамика удельного расхода электроэнергии по жилфонду муниципальных образований до 2011 года имела тенденцию незначительного прироста и по итогам 2010 года составила 62,97 кВт ч/м2, что по сравнению с 2007 годом увеличилось на 0,07%. Значительное снижение достигнуто по итогам 2011 года и удельный расход электроэнергии по жилфонду муниципальных образований составил 47,68 кВт ч/м2, что по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 19,2%, а по сравнению с 2010 годом - на 24,3% (диаграмма N 6).
"Диаграмма N 6"
Дальнейшее снижение более высокими темпами должно происходить, в основном, за счет проведения мероприятий по оптимизации жилфонда, выведению из эксплуатации неиспользуемых площадей, а также проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Экономия тепла за 2011 год по предварительным данным составляет по бюджетной сфере 250 тыс. Гкал, по жилфонду - 859 тыс. Гкал.
В результате реализации мероприятий программы в 2010 и 2011 годах, в соответствии с данными статистической отчетности (форма N 22-ЖКХ (реформа), удалось достичь следующих целевых индикаторов (см. приложение N 6):
Доля объема отпуска холодной воды, счет за которую выставлен по показаниями приборов учета, в 2010 году, составила 15,0% и в 2011 году - 30,0% соответственно против установленных программой пороговых значений индикаторов - 11,95% и 12,0%.
Доля объема отпуска горячей воды, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета также имеет хорошую динамику тенденции роста и в 2011 году составила 23,0% при пороговом значении индикатора - 7,0%, и факта 2010 года - 7,5%.
Доля объема отпуска тепловой энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета, в 2011 году составила 20,52%, при пороговом значении индикатора - 12,0%, что в сравнении с фактом 2010 года увеличилось на 7,52 процентных пункта.
Доля объема отпуска электрической энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета, имеет стабильный характер и в 2010 году составила 97,4%, в 2011 году - 97,5%.
Доля объема отпуска газа, счет за который выставлен по показаниями приборов учета, в 2010-2011 годах в сравнении с фактическими данными 2009 года увеличилась более 31 процентного пункта и при пороговом значении индикатора 2011 года 75,0% в 2011 году составила 98,55%.
Анализ итогов выборочной проверки рабочей группы
По итогам выборочного выезда рабочей группы в республиканские учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения РС(Я), Министерству культуры и духовного развития РС(Я), Министерству профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я), в муниципальные учреждения городского округа "Город Якутск", MP "Намский улус", MP "Хангаласский улус", МО "Жатай", а также в ОАО "ЛОРП" и ООО "Жатайский судоремонтный завод" по вопросам ознакомления состояния реализации Федерального закона N 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности выявлено:
Республиканские учреждения
На балансе ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N 3" Министерства здравоохранения РС(Я) находится 12 объектов. Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РС(Я) N 01-8/4-571 "а" от 04.06.2010 "Об утверждении плана мероприятий ответственным исполнителем и координационной комиссии по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отраслях здравоохранения" изданы приказы ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N 3" от 15.07.2010 N 248 "О создании комиссии по электросбережению и утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в подразделениях больницы", и от 21.10.2010 N 249 "О назначении ответственного лица по энергосбережению". Утвержден план мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности на объектах больницы. Проведено 100% энергетическое обследование объектов учреждения. Все объекты больницы N 3 на 100% оснащены приборами учета потребляемой энергии (водосчетчики ГВС (ХВС), электросчетчики и теплосчетчики). Частично внедрено оснащение элеваторных узлов автоматическими регуляторами температуры. Осуществлен переход на энергосберегающие лампы, проведена замена деревянных окон на ПВХ. Внедрена 100% диспетчеризация и заключен договор обслуживания приборов учета с ООО "Фаворит". На основании договора с ОАО "Центр энергосбережения и новых технологий РС(Я)" разрабатывается программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N 3".
На балансе ГОБУ "Якутский сельскохозяйственный техникум" Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) находится 2 объекта (учебный корпус и общежитие). Во исполнение приказа Миннауки и профобразования РС(Я) от 01.06.2010 N 01.07/284 "Об установке энергетических показателей (индикаторов) энергетической эффективности подведомственных учреждений МН и ПО РС(Я)" издан приказ ГОБУ "Якутский сельскохозяйственный техникум" от 28 ноября 2011 года N 01-05/293/1-п "О назначении ответственных лиц за энергосбережение". Утвержден план мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности по учреждению. Произведена замена утеплителей теплотрассы, радиаторов, осуществлен ремонт системы отопления, установлены входные группы из алюминиевого профиля, в том числе в парадную дверь.
На балансе АУ РС(Я) "Саха академический театр" Министерства культуры и духовного развития РС(Я) находятся 2 объекта (театр и гараж). Здание театра построено энергоэффективным способом, в силу чего с начала эксплуатации здание театра оснащено приборами учета воды и электротеплосчетчиками, имеет автономную газовую котельную, которая вырабатывает собственную теплоэнергию. Учреждение производит оплату за поставку природного газа. Во исполнение приказа Министерства культуры и духовного развития РС(Я) "Об мероприятиях по энергосбережению в учреждениях культуры" утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учреждения, издан приказ АУ РС(Я) "Саха академический театр" от 01 декабря 2010 г. N 06-30 "Об ответственных лицах энергоресурсосбережения". Проведено 100-процентное энергетическое обследование объектов за счет государственного задания ГБУ РС(Я) "Республиканское агентство энергоресурсосбережения". Согласно Плану мероприятий на основании показаний приборов учета производится ежеквартальный анализ расходов на коммунальные услуги. Постоянно проводится замена утеплителей по мере выхода из эксплуатации. Проводится контроль за использованием воды, электроэнергии и тепла.
Вместе с тем, ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N 3", ГОБУ "Якутский сельскохозяйственный техникум", АУ РС(Я) "Саха академический театр" в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2012 N 261-ФЗ целевые программы энергосбережения по учреждению не разработаны. Планы мероприятий по энергосбережению не соответствуют результатам проведенных энергетических обследований объектов. Ответственные лица, занимающиеся вопросами энергосбережения, специальное обучение в аккредитованных учебных заведениях не прошли. Положения о моральном и материальном стимулировании ответственных лиц учреждений по энергосбережению не разработаны и не утверждены. Методы практической работы и управления вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности не развиваются и не совершенствуются. Ежеквартальный анализ расходов на коммунальные услуги на основании показаний приборов учета ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N 3", ГОБУ "Якутский сельскохозяйственный техникум" не производится.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 261-ФЗ следует читать как "23.11.2009"
Подведомственные организации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)
В ОАО "ЛОРП" и ООО "Жатайский судоремонтный завод" в 2010-2011 годах слабо поставлена работа по реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Разработан и утвержден План мероприятий проведения энергоресурсосбережения. Не разработана целевая ведомственная программа энергоресурсосбережения. Определены и назначены ответственные лица по вопросам энергосбережения. Не организовано проведение первоочередных энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований).
Только в январе 2012 года ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" заключен договор N 51 на проведение энергоаудита объектов пароходства с ОАО "ЭЛТЕК".
В настоящее время ОАО "ЛОРП" в рамках мероприятий основных производственных задач ведет работу в части снижения расходов на топливно-энергетические ресурсы путем установления системы мониторинга расхода топлива на судах, использования присадки к дизельному топливу "Адизоль Т-6", осуществления точной регулировки судовых двигателей, разработки нормы расхода топлива для отдельных участков судовождения -номинальный и экономический ход.
Таким образом, в ОАО "ЛОРП" и ООО "Жатайский судоремонтный завод" не приняты на должном уровне меры по реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, а также РЦП "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2010-2015 годы и на период до 2020 года" и государственной программой "Энергоэффективная экономика Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и на период до 2020 года".
ОАО "ЛОРП" имеет огромный потенциал для повышения энергетической эффективности и упрочения своей конкурентоспособности на рынке транспортных услуг путем активной реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, мероприятий государственной программы "Энергоэффективная экономика Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и на период до 2020 года".
В целях усиления и повышения эффективности реализации Федерального закона N 261-ФЗ Министерству здравоохранения РС(Я), Министерству профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я), Министерству культуры и духовного развития РС(Я), Министерству транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) требуется:
1. Взять на особый контроль и обеспечить координацию вопросов разработки и утверждения Плана мероприятий по энергосбережению и целевой программы энергосбережения подведомственных учреждений (организаций) согласно требованиям федерального законодательства.
2. Ежеквартально анализировать расходы на коммунальные услуги на основании показаний приборов учета.
3. Организовать обучение ответственных лиц, занимающихся вопросами энергосбережения.
4. Разработать и утвердить положение о стимулировании ответственных лиц по энергосбережению.
Городской округ "Город Якутск". Выборочная проверка муниципальных учреждений - МУ "Хатасская участковая больница (Якутской городской больницы N 4)", МУП "Городская взрослая стоматология", МОУ "Якутская городская музыкальная школа", МП "Арт-галерея "Ургэл" - показала, что в 2010 - 2011 годах мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не проводились. Не разработаны ведомственные целевые программы по энергосбережению. Отсутствуют приказы об утверждении ответственных лиц по энергосбережению и планы его мероприятий. Не проведено энергетическое обследование объектов бюджетной сферы. На большинстве объектов приборы учета тепловой энергии не установлены, имеются только приборы по учету холодного и горячего водоснабжения. Не полностью заменены лампы накапливания на энергосберегающие.
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение городского округа "Город Якутск" на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением окружной администрации города Якутска от 30.07.2010 N 117п, не прошла обязательную экспертизу Межведомственной координационной комиссии РС(Я) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на предмет соответствия требованиям федеральных и республиканских нормативных актов. Программой на проведение первоочередных энергосберегающих мероприятий (оснащение объектов приборами учета) на 2011 год было предусмотрено 32 248,9 тыс. рублей, на 2012 год - 0,00, на 2013-2020 годы - 100776,7 тыс. рублей. Однако, в связи с дефицитом средств в бюджете городского округа "Город Якутск" финансирование мероприятий на установку приборов учета по тепло-, водоснабжению в 2011 году не произведено. На 2012 год финансирование данных мероприятий программой не предусмотрено.
С учетом федеральных, республиканских нормативных правовых актов и методик разработан проект новой Муниципальной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности городского округа "Город Якутск" на период до 2020 года, который находится на доработке по устранению замечаний Межведомственной координационной комиссии Республики Саха (Якутия) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Городской округ "Жатай". Ведется систематическая работа по реализации МЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "п. Жатай" на 2010-2012 годы и на период до 2020 года", утвержденной Межведомственной координационной комиссией Республики Саха (Якутия) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности от 08 октября 2010 года. Планомерно проводится энергетическое обследование бюджетных учреждений и жилого фонда. Оснащенность приборами учета бюджетных учреждений составляет 100%. Успешно проводится целенаправленная работа по повышению энергетической эффективности бюджетных учреждений путем капитального ремонта зданий и диспетчеризации объектов. Осуществляется модернизация коммунальной инфраструктуры поселка (квартальных котельных, теплосетей и т. д.). Введен в эксплуатацию энергосберегающий многоквартирный дом. Ведется работа по привлечению инвесторов и энергосервисных компаний. Планируется строительство энергоэффективного жилого квартала.
Экономия по тепловой энергии в бюджетной сфере за счет проведения энергоэффективных мероприятий составила за 2009 г. - 27%, за 2010 г. - 32%, за 2011 г. - 41%, всего за 3 года - 6,5 тыс. Гкал.
МО "Городской округ п. Жатай" по вопросам реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ признается как передовое среди муниципальных образований республики.
Муниципальный район "Хангаласский улус (район)". Работа ведется согласно утвержденному Плану мероприятий энергосбережения. Реализуется МЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального района "Хангаласский улус (район)" на 2011 - 2015 и на период до 2020 года", утвержденная Межведомственной координационной комиссией PC (Я) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в декабре 2011 года. Ведется совместная плановая работа с ОАО "Центр энергоресурсосбережения и новых технологий Республики Саха (Якутия)". Продолжается установка приборов учета воды, тепла и газа на объектах бюджетного и жилого фонда. Осуществляется замена тепловых сетей, модернизация котельных с заменой оборудования. Так, в 2011 году на установку приборов учета израсходовано 5 797 тыс. руб., на замену сетей трубопровода отопления объектов - 3 427 тыс. руб. Разрабатывается конкурсная документация на заключение энергосервисных контрактов по Хангаласскому району. В 2012 году в бюджете муниципального образования на проведение мероприятий по энергосбережению запланированы средства в размере 4 300 тыс. рублей.
Муниципальный район "Намский улус". План мероприятий по энергосбережению администрацией MP "Намский улус" не разработан и не утвержден. Реализация Федерального закона от 23.11.2012 N 261-ФЗ не организована, комплексные мероприятия по энергосбережению в 2010-2011 годы не проводились. Мероприятия по энергетическому обследованию объектов бюджетной сферы не запланированы и не проведены, отсутствуют нормативные правовые акты по энергосбережению, локальные нормативные правовые акты муниципального района по энергосбережению не разработаны и не приняты, вновь назначенные ответственные лица по энергосбережению в муниципальном образовании не прошли соответствующий минимум обучения. Самостоятельно осуществляемые учреждениями бюджетной сферы мероприятия по установке приборов учета тепла на объектах проводятся хаотично. Разработка муниципальной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности находится на начальном этапе.
Таким образом, в целях усиления и повышения эффективности реализации Федерального закона N 261-ФЗ требуется:
1. Администрации городского округа "Город Якутск":
доработать муниципальную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "Город Якутск" на 2012 - 2013 годы и на период до 2020 года" и обеспечить своевременное утверждение программы Межведомственной координационной комиссией РС(Я) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
взять на особый контроль вопрос реализации муниципальными учреждениями городского округа требований Федерального закона от 23.11.2012 N 261-ФЗ.
2. Администрации муниципального района "Намский улус":
разработать План мероприятий по энергосбережению администрации MP "Намский улус";
ускорить разработку муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального района "Намский улус" на 2012-2013 годы и на период до 2020 года" и внести на рассмотрение и утверждение Межведомственной координационной комиссии РС(Я) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
3. Администрации городского округа "Город Якутск" и администрации муниципального района "Намский улус":
провести проверку и утверждение ведомственных целевых программ по энергосбережению и планов основных мероприятий по энергосбережению муниципальных учреждений;
назначить отдельным распоряжением главы ответственных лиц по энергосбережению;
обеспечить обучение ответственных лиц, занимающихся вопросами энергосбережения;
разработать и утвердить Положение о стимулировании ответственных лиц по энергосбережению;
организовать в муниципальных учреждениях проведение первоочередных энергосберегающих мероприятий (оснащение приборами учета, проведение энергетических обследований) в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ;
осуществлять ежеквартальный анализ расходов на коммунальные услуги, по мере реализации энергосберегающих мероприятий, на основании показаний приборов учета.
Общие выводы
1. Отметить, что работа по энергосбережению в Республике Саха (Якутия) получила положительную оценку федерального руководства и руководства Дальневосточного федерального округа. В Республике Саха (Якутия) в полной мере осуществлена работа по созданию и развитию нормативно-правового механизма регулирования процессов энергосбережения, ведется постоянная работа по совершенствованию нормативной базы.
2. Межведомственная координационная комиссия Республики Саха (Якутия) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (руководитель - заместитель Председателя Правительства РС(Я) Маринычев П.А.) завершает рассмотрение программ энергосбережения муниципальных образований, вместе с тем не рассмотрены вопросы хода реализации принятых в 2010 году муниципальных целевых программ.
3. Государственное бюджетное учреждение "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" профинансировано в 2011 году на выполнение государственного задания по осуществлению мероприятий по энергосбережению в размере 22 674,0 тыс. рублей, предусмотренные средства освоены полностью.
4. Предоставленная бюджету Республики Саха (Якутия) в 2011 году федеральная субсидия в объеме 38 655,4 тыс. рублей полностью освоена 2012 году, оплата за поставку оборудования полностью осуществлена, оборудование получено. Проект распоряжения Правительства РС(Я) по распределению данных приборов учета в разрезе муниципальных районов и городских округов разработан и проходит процедуру согласования.
5. Муниципальные образования в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия) "О распределении средств субсидий на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения" от 27.10.2011 N 1128-р и от 22.12.2011 N 1368-р из предусмотренных муниципальным образованиям средств на энергосбережение освоили только 15,3%.
6. Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" в дальнейшем необходимо:
6.1. Усилить работу по контролю за своевременным расходованием выделенных бюджетных средств.
6.2. Подготовить информацию по факту неосвоения средств, выделенных на энергосберегающие мероприятия, министерствами и ведомствами, муниципальными образованиями в 2010 и 2011 годы и представить на рассмотрение Межведомственной координационной комиссии РС(Я) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
6.3. В целях усиления работы по проведению ежемесячного мониторинга выполнения Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, осуществления качественного сбора, обобщения данных и анализа конкретных итогов реализации мероприятий по энергосбережению внести в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения по созданию республиканской информационной системы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
7. В целях наиболее эффективной реализации требований Федерального закона N 261-ФЗ необходимо наделить ГБУ РС(Я) "РАЭР" дополнительными полномочиями с изменением типа учреждения и передать под непосредственное подчинение Правительству Республики Саха (Якутия) по опыту передовых регионов Российской Федерации - Республики Татарстан, Саратовской области и других.
8. Закон Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" необходимо привести в соответствие Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" либо разработать соответствующий проект Закона Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия)" в новой редакции.
В адрес Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поступил протест Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 28.04.2012 N 72-3/11-2012 на отдельные нормы Закона Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.