В целях защиты детей и подростков от жестокого обращения, предупреждения совершения преступлений против них, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми, оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения;
2. Рекомендовать управлениям образования муниципальных районов и городских округов на основании Методических рекомендаций разработать Инструкции по организации действий работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений при обнаружении явных признаков жестокого обращения с детьми и подростками;
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра Э.В. Кондратьева.
Министр |
А.С. Владимиров |
Методические рекомендации
для работников образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
(утв. приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2012 г. N 01-16/559)
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью работников образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.
Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться все субъекты профилактики (работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб и др.).
Государственная политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах.
Декларация прав ребенка, утвержденная ассамблеей организации объединенных наций 20 ноября 1959 г., провозгласила, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет", "ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации" (принцип 9).
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г., ратифицирована СССР 2 сентября 1990 г.) устанавливает приоритетность "интересов детей перед интересами государства" и предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: "Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания".
Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1984 г. принято, а затем в 1992 г. дополнено Заявление о пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении с детьми. Пренебрежение родительским долгом рассматривается в данном документе как неспособность родителей или других людей, несущих по закону ответственность за ребенка, обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним.
Главным актом признания Российским государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ), устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Данным документом ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) и впервые введено понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". К ним отнесены и такие дети, как жертвы насилия и дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов 30.06.2008 N 106-ФЗ) "родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в ред. Федеральных законов" имеется в виду "в ред. Федерального закона"
В современных социально-экономических условиях проблема выявления, оказания помощи и предупреждение случаев жестокого обращением с детьми выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам, в том числе, в образовательных учреждениях.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми (параметры характеристики ребенка или его семьи):
- неполные, многодетные, приемные семьи;
- низкий уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т.д.);
- внутрисемейные отношения родителей;
- антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т.д.;
- низкий уровень педагогической культуры родителей;
- традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, использованием авторитарных принципов, избыточности дисциплинарных форм;
- психическое нездоровье родителей, других членов семьи;
- неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;
- нежеланный ребенок, или имеющий особенности физического, умственного развития, какие-либо девиации в поведении;
- отягощенная наследственность ребенка;
- психологические особенности ребенка;
- кризисы данного детского возраста;
- гиперактивность ребенка.
Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на 2 категории: острое и хроническое жестокое обращение с детьми.
К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные факты физического или сексуального насилия.
Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, физическое и психическое здоровье. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание" (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.
Признаками физического насилия над ребенком являются:
- Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
- Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).
- Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Характер повреждений при физическом насилии:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов травматического характера;
- на голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения.
На неслучайный характер травм может указывать:
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.
Характерные особенности поведения родителей или законных представителей, по которым можно предположить физических мер воспитательного воздействия:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание внести ясность в происшедшее;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или необращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
- больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;
- неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки:
младший школьный возраст
- отсутствие сопротивления пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным;
- склонность к поджогам;
- стремление скрыть причину повреждения и травм;
- одиночество, отсутствие друзей;
- боязнь идти домой после школы;
подростковый возраст:
- побеги из дома;
- суицидальные попытки (попытки самоубийства);
- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение
- употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - это: постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы гола, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
склонность к уединению;
- агрессивность;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость:
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита;
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
- Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- Постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- Негативная характеристика ребенка;
- Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;
- Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку;
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Признаки отсутствия заботы о ребенке:
- задержка в росте, не набирает подходящего веса или теряет вес;
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
- не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Сексуальное насилие или развращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком с его согласия или без такового в сексуальные действия для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. К косвенным признакам наличия сексуального насилия над ребенком относятся: повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди, бедер, расширение ануса, следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей, резкие изменения веса (потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, психосоматические расстройства.
Особенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное насилие по отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:
Дети младшего школьного возраста:
- низкая успеваемость;
- замкнутость, стремление к уединению;
- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
- ночные кошмары;
- страхи;
- регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- беспричинные нервно-психические расстройства;
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессия;
- побеги из дома или институциональных учреждений;
- низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
- сексуализированное поведение;
- употребление наркотиков или алкоголя;
- проституция или беспорядочные половые связи;
- жалобы на боли в животе.
Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая более глубокого рассмотрения для принятия мер профилактического характера, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, специалистов.
Требуется расширения знаний педагогических работников в данной области, т.к. физическое и сексуальное насилие часто скрывается детьми. Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми. В основе работы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, лежит своевременная комплексная помощь семье - организация работы со случаем, социальный патронаж семей.
Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия
- Сообщить руководителю образовательного учреждения.
- Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать "Скорую помощь", отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).
- Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.
- При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.
- Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.
- При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).
- При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на Совете профилактики (педагогическом Совете школы) об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- В образовательном учреждении должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).
- В образовательном учреждении необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы "Что нужно знать, чтобы защитить себя", тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).
Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или др. действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.
Алгоритм действий специалистов ОУ в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку
- Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние;
- Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка;
- Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;
- При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;
- Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/или ребенком;
- При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием. Примерами этой формы насилия являются:
- Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства;
- Открытое неприятие и постоянная критика;
- Лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- Преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- Вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Важно понимать, что в данном случае трудно на однократных примерах диагностировать наличие психологического насилия, порой трудно отличить семейный конфликт от насилия, выявить, действительно ли ребенок лишен необходимой стимуляции или стимуляция достаточная, но особенности ребенка не позволяют ему достичь желаемого уровня, кто является тем взрослым, который поощряет ребенка к деструктивному поведению.
Особенностями детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию, является:
- Задержка психического развития;
- Невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- Низкая самооценка;
- Эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- Избыточная потребность во внимании;
- Депрессия, попытки суицида;
- Неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- Ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
- Нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Особенности вида и поведения детей, основными нуждами которых пренебрегают родители или лица их заменяющие:
Внешние проявления:
- Утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- Нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- Отставание в весе и росте от сверстников;
- Педикулез, чесотка;
- Частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- Запущенный кариес;
- Отсутствие надлежащих прививок;
- Задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
- Постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- Неумение играть;
- Постоянный поиск внимания/участия;
- Частые пропуски школьных занятий;
- Крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере, агрессивен или замкнут, апатичен, гиперактивен или подавлен, неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- Склонность к поджогам, жестокость к животным;
- Раскачивание, сосание пальцев и пр.
При выявлении данных проблем у ребенка, необходимо дифференцировать наличие этих проблем, как особенности личности ребенка, которые родители стремятся нивелировать с помощью различных медико-психолого-педагогических мер, от психологического насилия или пренебрежения нуждами ребенка, в результате чего развились данные состояния. Для этого рекомендуется:
- Выявить и зафиксировать у ребенка наличие проблемы (например, заикание или отставание в развитие);
- Сообщить родителям о выявленной проблеме и выяснить, какие меры предприняты для ее разрешения;
- При адекватности принимаемых мер предложить родителям дополнительную медицинскую (психологическую, социальную) помощь, которой располагает данное учреждение;
- При выявлении недостаточности принимаемых мер предложить родителям перечень мер по разрешению конкретных проблем (например, при неуспеваемости у ребенка, обращение к невропатологу, психиатру, логопеду, на ПМПК);
- Проконтролировать выполняемость рекомендаций;
- При наличии положительной динамики - продолжать оказание поддержки семье;
- При отсутствии положительной динамики из-за сопротивления (отказа) со стороны родителей заниматься данными проблемами, вызвать родителей на совет по профилактике (педсовет) с повторным разъяснением выявленных проблем у ребенка и сообщением о наличие ответственности родителей за физическое и психологическое состояние ребенка;
- При неэффективности данных мер сообщить информацию в органы опеки, КДН и ЗП.
Явные признаки жестокого обращения с детьми:
- Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
- Следы сексуального насилия;
- Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
- Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома;
- Асоциальное поведение ребенка:
- Ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
- Ребенок побирается;
- Ребенок грязно или не по сезону одет;
- Наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми.
- Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Очевидные "внешние" признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:
- асоциальное поведение ребенка;
- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
- у ребенка на теле травмы, следы насилия;
- ребенок побирается;
- ребенок грязно или не по сезону одет;
- семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
- наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком
- Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю ОУ.
- Информируются родители (законные представители).
- Руководитель самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
- Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
- При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.
Органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
Комиссию по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
В случае явных физических или сексуальных признаков насилия руководитель ОУ обращается в органы здравоохранения - для медицинской оценки состояния ребенка и оказания медицинской помощи.
В случаях выявления явных признаков жестокого обращения с детьми (в зависимости от степени воздействия на психологическое состояние и состояние здоровья ребенка) возможно несколько вариантов действий педагогов ОУ в соответствии с "Методическими рекомендациями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения", утвержденных Заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), председателем Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве PC (Я) от 18.11.2010 г.
Алгоритм работы социального педагога образовательного учреждения по выявлению случаев жестокого обращения с детьми
1. Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.
2. Участие в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).
3. Составление картотек учащихся, попадающих в "группу риска" и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж)
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.) на тему "жестокое обращение и насилие" с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
4. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми, "внешние признаки реагирования", поведенческие признаки ребенка и родителей.
6. При работе с семьями обращать внимание на "сигналы", характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.
Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать контактные телефоны ППМС-центра, "Телефона доверия" и/или межведомственной группы экстренной психолого-педагогической помощи при Управлении образования, по которому можно получить оперативную помощь специалиста.
7. Обратиться в центр социально - психологической реабилитации для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.
8. Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т.д.).
1. В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в приюте, социально-реабилитационном центре, социальной гостинице или стационаре.
2. В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.
Основные задачи руководителей образовательных учреждений и других учреждений системы профилактики:
- Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;
- Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
- Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
- Проводить работу по реабилитации жертв насилия.
Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.
_______________________________________
(Методические рекомендации разработаны на основании статьи рабочей группы г. Санкт-Петербург: заведующего институтом психолого-педагогического образования СПбАППО, к.п.н. О.В. Эрлих, заведующего кафедрой социально-педагогического образования, к.п.н. Е.Н. Барышникова, доцента кафедры психологии СПбАППО, к.психол.н. М.В. Оршанской, доцента кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, к.п.н. С.А. Косабуцкой, методиста социальных педагогов ЦППРК Адмиралтейского района М.А. Евсеевой, старшего преподавателя кафедры социально-педагогического образования Н.И. Цыганковой)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2012 г. N 01-16/559 "Об утверждении Методических рекомендаций для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и алгоритма выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения"
Текст приказа официально опубликован не был