В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на основании Устава муниципального образования "Нерюнгринский район", в целях реализации мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Нерюнгринской районной администрации от 09.12.2010 года N 2733, Нерюнгринская районная администрация
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию подготовки и переподготовки муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район".
2. Органам местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" при организации подготовки и повышения квалификации кадров муниципальной службы руководствоваться положениями Концепции подготовки и переподготовки муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район".
3. Опубликовать настоящее постановление в "Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Нерюнгринский район" в сети Интернет.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
5. Контроль по исполнению настоящего постановления оставляю за собой.
Глава района |
А.В. Фитисов |
Концепция
подготовки и переподготовки муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район"
(утв. постановлением Нерюнгринской районной администрации от 27 июня 2012 г. N 1210)
1. Общие положения
Настоящая Концепция подготовки и переподготовки муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее Концепция) разработана с целью проведения целостной и системной реформы в сфере подготовки и переподготовки муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район".
Предлагаемая Концепция определяет основные стратегические направления развития обучения муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район" на ближайшие 3 года.
В результате реформирования предусматривается достижение муниципальными служащими необходимого, в соответствии с современными требованиями, уровня компетенций и профессионализма для эффективного исполнения своих должностных обязанностей, применение инновационных подходов в повышении качества предоставляемых муниципальными органами услуг.
2. Основные понятия, используемые в настоящей Концепции
Обучение муниципальных служащих - целенаправленный, систематически и планомерно организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками для работы в системе муниципального управления и на муниципальной службе, осуществляемый в соответствии с потребностями муниципальных органов и интересами самих муниципальных служащих.
Основными видами обучения кадров для муниципальной службы являются:
1) дополнительное образование;
2) стажировка;
3) самообразование.
Дополнительное образование - повышение профессиональных и личностных компетенций муниципальных служащих, позволяющих эффективно выполнять свои функциональные обязанности и оказывать качественные муниципальные услуги. Дополнительное образование муниципальных служащих реализуется в учебных заведениях системы повышения квалификации, региональных и различных ведомственных центрах обучения.
Стажировка - процесс развития профессиональных знаний, умений и навыков муниципальных служащих с целью формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, непосредственно связанных с функциональными обязанностями и квалифицированным выполнением своих должностных полномочий и обязанностей или новых задач и функций.
Самообразование - процесс самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с интересами и потребностями самих муниципальных служащих в повышении уровня своей квалификации и профессионального мастерства, предполагающее непосредственный личный интерес обучающегося в сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Формы обучения муниципальных служащих предполагают: очно-заочное, заочное, дистанционное обучение.
3. Анализ текущей ситуации
В муниципальном образовании "Нерюнгринский район" выстроена система обучения муниципальных служащих, которая осуществляется в соответствии с Положением о профессиональной переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих в муниципальном образовании "Нерюнгринский район", утвержденным решением Нерюнгринского районного Совета от 27.05.2008 г. N 9-41. Работа по повышению квалификации и переподготовке муниципальных служащих ведется в соответствии с утвержденными планами.
Высшее профессиональное образование (одно или несколько) имеют 98% муниципальных служащих. В том числе ученую степень имеют 2% муниципальных служащих замещающих высшую и главную должности муниципальной службы.
Профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в среднем за год проходит около 30 муниципальных служащих, из них, на базе Института Управления при Президенте Республике Саха (Якутия) - около 5 слушателей в год; на базе иных учебных заведений Высшего профессионального обучения - 25. В то же время, в системе обучения муниципальных служащих, существуют некоторые проблемы:
- неудовлетворенность возможностью повышать квалификацию по профилю профессиональной деятельности;
- слабая практическая составляющая содержания обучения;
- при обучении не в полной мере формируются ключевые и профессиональные компетенции.
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных органов необходимо:
- создать благоприятные условия для реализации возможности муниципальных служащих повышать свою квалификацию;
- осуществлять мониторинг результатов обучения с целью решения определенных проблем по стандартам обучения, определения методов и форм обучения муниципальных служащих.
В образовательных программах следует уделять внимание практической составляющей:
- увеличение объема практических занятий с использованием интерактивных методов обучения - деловых игр, ситуационных задач, кейсов и т.п.
- приглашение лекторами руководителей органов местного самоуправления.
К программам обучения необходимо предъявлять требования по развитию знаний, умений и навыков по следующим компетенциям муниципальных служащих: умение анализировать политическую, экономическую, социальную ситуацию; ясность изложения своих мыслей; актуализация своих способностей к самообразованию; конструктивное взаимодействие в потенциально конфликтных ситуациях; работа в условиях внешнего и внутреннего нормирования и др.
4. Цель, задачи, принципы и основные направления обучения муниципальных служащих
4.1. Целью обучения муниципальных служащих является:
- повышение профессиональной компетенции в области муниципального управления;
- совершенствование личностных компетенций, обеспечивающих эффективное выполнение должностных обязанностей, качественное оказание муниципальных услуг.
4.2. Основные задачи совершенствования обучения:
- создание надлежащих условий для непрерывного обучения муниципальных служащих в учебных заведениях системы повышения квалификации;
- внедрение систем стажировки, а также самостоятельного обучения с учетом лучшей мировой практики и отечественных традиций;
- внедрение современных методик и технологий обучения;
- проведение научно-методических и научно-практических конференций, семинаров, проведение встреч муниципальных служащих с работающими в конкретной области специалистами других муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и субъектов Российской Федерации.
4.3. Основные принципы развития обучения:
- соответствие Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия), республиканским целевым программам развития муниципальной службы, а также программным документам социально-экономического развития Нерюнгринского района;
- практическая ориентированность на потребности органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район";
- планомерность и последовательность обучения муниципальных служащих;
- опережающий характер с учетом перспектив развития Нерюнгринского района, функций и полномочий муниципальной службы;
- гибкий подход при формировании обучающих программ;
- использование инновационных образовательных технологий, основанных на активных методах обучения;
- использование в учебном процессе дистанционных образовательных технологий;
- привлечение к процессу обучения ведущих экспертов, действующих руководителей органов местного самоуправления, представителей организаций производственной сферы и бизнес-структур.
5. Организация процесса обучения
Процесс обучения организуется в тесном сотрудничестве кадровых служб органов местного самоуправления с образовательными учреждениями.
5.1. Обучение по программам дополнительного образования.
Дополнительное образование реализуется по программам переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. С целью повышения эффективности обучения муниципальных служащих, совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации необходимо:
- модернизация содержательной части программ курсов переподготовки и семинаров повышения квалификации муниципальных служащих;
- внедрение подготовки муниципальных служащих посредством дистанционных образовательных технологий.
Дополнительное обучение должно носить непрерывный характер, иметь многоуровневую структуру в соответствии с индивидуальными планами профессионального развития муниципальных служащих и способствовать их карьерному росту:
- 1 уровень - программа обучения для лиц, впервые принятых на муниципальную службу;
- 2 уровень - программа обучения для лиц, назначенных на руководящие должности;
- 3 уровень - программа повышения квалификации для исполнительного состава (в том числе профильное обучение);
- 4 уровень - программа повышения квалификации для управленческого состава (в том числе профильное обучение);
Образовательные программы должны быть построены по модульному принципу, что позволит сделать их гибкими и учитывать потребности органов местного самоуправления и муниципальных служащих.
5.1.1 Обучение по программам переподготовки.
Переподготовка муниципальных служащих осуществляется с целью получения дополнительных профессиональных знаний, совершенствования профессиональных и личностных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности или в связи с должностным продвижением.
Программы переподготовки муниципальных служащих должны быть разделены на два направления в соответствии с целевым назначением:
1) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу;
2) для муниципальных служащих, впервые назначенных на руководящую должность.
Целью программ переподготовки для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, является профессиональная переориентация, расширение и углубление знаний, умений и навыков для успешной адаптации в новой профессиональной среде.
Программы должны обеспечивать личностное развитие, практическое обучение по вопросам соблюдения Правил служебного поведения; умение и навыки работы с нормативными правовыми актами, информацией, написание аналитических записок, служебных, деловых писем, грамотное использование информационных технологий в делопроизводстве.
Целью программ переподготовки для муниципальных служащих, впервые назначенных на руководящую должность, является развитие аналитического и системного мышления, профессиональных компетенций, принятие управленческих решений и совершенствование ключевых компетенций. Содержание программ должны охватывать следующие направления: индивидуальное целеполагание, системное мышление, лидерство, стратегическое управление, управление изменениями, управление человеческими ресурсами и т.п.
Переподготовка муниципальных служащих обеспечивается РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Институтом Управления при Президенте Республики Саха (Якутия), а также другими высшими учебно-методическими центрами Российской Федерации.
5.1.2. Обучение по программам повышения квалификации.
Повышение квалификации призвано совершенствовать профессиональные и личностные компетенции муниципальных служащих для эффективного выполнения ими своих функциональных обязанностей.
Программы повышения квалификации муниципальных служащих разделяются на два направления:
1) повышение квалификации в области муниципального управления и муниципальной службы;
2) профильное повышение квалификации (по отраслям деятельности органа местного самоуправления).
Повышение квалификации муниципальных служащих в области муниципального управления и муниципальной службы обеспечивается высшими учебно-методическими центрами Российской Федерации, Институтом Управления при Президенте Республики Саха (Якутия) и находится в конкурентной среде.
Программы повышения квалификации должны быть дифференцированы по нескольким уровням и отличаться по содержанию в зависимости от категорий обучаемых.
Целью программ повышения квалификации для руководящего состава является изучение новейших научных подходов в соответствующих областях стратегического и корпоративного управления, развитие управленческих компетенций.
Целью программ повышения квалификации для муниципальных служащих исполнительного состава является получение необходимых знаний и навыков для качественного исполнения должностных обязанностей.
Одним из современных методов обучения является обучение посредством дистанционных образовательных технологий. Дистанционными образовательными технологиями повышение квалификации организуется по направлениям обучающих программ. Обучение проводится в режиме on-line и off-line, объединяются сеансы интерактивных двухсторонних видео- и web-связей с обучающими организациями.
5.1.3 Стажировка.
Стажировка - это вид дополнительного профессионального образования муниципальных служащих и лиц состоящих в кадровом резерве, который организуется для формирования и закрепления на практике новых профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате предварительного теоретического обучения в целях подготовки и соответствия вновь занимаемой должности в порядке повышения, в период деятельности в других органах местного самоуправления и иных организациях.
Стажировка включает в себя теоретический и практический компоненты и может проводиться с выездом в другие районы (улусы) Республики Саха (Якутия), муниципальные образования Дальнего Востока.
6. Инструменты развития сферы обучения
Финансирование обучения осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов. Эффективными формами муниципального регулирования обучения кадров муниципальной службы является формирование целевых кадровых программ и размещение муниципального заказа на оказание услуг по обучению с использованием конкурентных механизмов отбора учебных заведений.
Для организации и обеспечения стабильного функционирования дополнительного образования необходимы:
- наличие компьютеров нового поколения;
- кадровое обеспечение (специалист по работе с обучаемыми, ИТ-специалист по управлению порталом дистанционного обучения, сетевым технологиям, обслуживанию компьютерной техники, интерактивным методам обучения);
- финансовые ресурсы для приобретения компьютерного и иного оборудования, обеспечения высокоскоростного доступа к Интернету, оплаты за разработку Учебно-методического комплекса (УМК) и т.д.;
- материально-технические ресурсы (помещения, компьютерное оборудование, видеосвязь, видеокамеры, мультимедийное оборудование, качественный Интернет, телефонно-телефаксная связь, электронная библиотека, электронная база данных программно-методических материалов и т.д.).
Для обеспечения непрерывности процесса обучения центр дистанционного образования должен быть обеспечен высокопроизводительной и надежной компьютерной техникой. Необходимо увеличения полосы пропускания канала доступа к сети Интернет как минимум до 4 Мегабит/сек. Это позволит использовать видео и аудио коммуникации между преподавателем и обучающимися, а также публикацию видеороликов на страницах.
7. Этапы совершенствования системы обучения
Этап 1 - институциональное развитие, этап 2 - эффективное функционирование. Главными приоритетами первого этапа (2012-2013 гг.) являются совершенствование управления системой и ресурсное обеспечение. В ходе первого этапа основные усилия должны быть сосредоточены на:
1) создании устойчивого механизма финансирования обучения муниципальных служащих на основе бюджетного программирования;
2) утверждении требований к содержанию и объему учебных часов программ повышения квалификации;
3) разработке и развитии программ обучения муниципальных служащих по дистанционным технологиям.
Главным приоритетом второго этапа (2014-2015 гг.) является устойчивое и эффективное функционирование системы.
На втором этапе основные усилия будут направлены на:
1) введение механизма обеспечения прямой связи между повышением квалификации и карьерным ростом муниципальных служащих;
2) внедрение новых методик на основе современных информационных технологий;
3) создание конкурентной среды в системе профильного повышения квалификации муниципальных служащих.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет способствовать проведению единой политики в сфере повышения квалификации муниципальных служащих и позволит:
- создать эффективную систему повышения квалификации, что обеспечит повышение эффективности муниципального управления и местного самоуправления в целом;
- внедрить инновационные формы и виды повышения квалификации для муниципальных служащих, что приведет квалифицированному осуществлению ими своих полномочий и выполнению возложенных на них обязанностей;
- обеспечить формирование и закрепление на основе программ повышения квалификации муниципальных служащих, таких демократических ценностей, как активное участие в жизни общества, патриотизм, лидерство, ответственность, толерантность, гуманизм и социальное партнерство;
- обеспечить целевое использование бюджетных средств, выделенных для организации повышения квалификации муниципальных служащих.
Реализация Концепции будет способствовать созданию условий для развития системы повышения квалификации, определению путей создания непрерывной эффективной системы повышения квалификации, что обеспечит развитие профессиональной компетентности муниципальных служащих, повышения результативности их работы, открытость и прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
В настоящей Концепции определены основные стратегические направления совершенствования обучения муниципальных служащих, которые должны придать системе обучения непрерывный и устойчивый характер.
И.о. управляющего делами Нерюнгринской |
В.В. Шмидт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2012 г. N 1210 "Об утверждении Концепции подготовки и переподготовки муниципальных служащих муниципального образования "Нерюнгринский район"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района от 5 июля 2012 г. N 28