Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), народным депутатам Республики Саха (Якутия), в представительные органы муниципальных образований для замечаний и предложений.
Установить, что замечания и предложения к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству до 8 марта 2013 года.
3. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству (О.В. Макиенко) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель Государственного Собрания |
В. Басыгысов |
г. Якутск, 21 февраля 2013 года
ГС N 1557-IV
Вносится Правительством
Республики Саха (Якутия)
Проект Закона Республики Саха (Якутия)
"Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства"
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон Республики Саха (Якутия) устанавливает основы правового регулирования, порядок, условия и формы участия Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства.
Статья 2. Цели участия Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства
Целями участия Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства являются:
1) привлечение инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия) для реализации социально значимых проектов в Республике Саха (Якутия);
2) развитие общественной инфраструктуры для обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста Республики Саха (Якутия);
3) повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям с использованием объектов общественной инфраструктуры;
4) обеспечение эффективности использования объектов общественной инфраструктуры.
Статья 3. Правовое регулирование участия Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства
Настоящий Закон основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, а также земельного, бюджетного, налогового, антимонопольного законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Участие Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим Законом, иными законами Республики Саха (Якутия) и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона применяются следующие определения:
1) государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество публичного партнера с частным партнером по реализации проектов по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, и реализуемых на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера на условиях и в отношении имущества, предусмотренных настоящим Законом, осуществляемое путем заключения и исполнения соглашений;
2) инфраструктурный проект государственно-частного партнерства (далее - проект государственно-частного партнерства) - это проект по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, и реализуемый на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера на условиях и в отношении имущества, предусмотренных настоящим Законом;
3) соглашение о государственно-частном партнерстве (далее - соглашение) - договор, заключаемый публичным партнером и частным партнером, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и направленный на реализацию проекта государственно-частного партнерства;
4) публичный партнер - Республика Саха (Якутия) либо Республика Саха (Якутия) совместно с одним или несколькими муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия) (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ);
5) уполномоченное лицо - организация, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей в уставном капитале, 100 процентов имущества) которой является Республика Саха (Якутия);
6) частный партнер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо объединение юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей. Частным партнером не могут выступать государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества, доля участия Республики Саха (Якутия) либо муниципального образования Республики Саха (Якутия) в уставных (складочных) капиталах которых превышает 25 процентов, а также их дочерние общества;
7) стороны - публичный партнер и частный партнер, участвующие в соглашении. Отдельные права и обязанности публичного партнера могут осуществляться уполномоченными публичным партнером в соответствии с действующим законодательством органами и лицами. Публичный партнер должен известить частного партнера о таких уполномоченных органах и уполномоченных лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 2 статьи 10 и частью 3 статьи 11, уполномоченное лицо участвует на стороне публичного партнера в обязательствах по соглашению и осуществляет отдельные полномочия публичного партнера;
8) общественная инфраструктура (далее - инфраструктура) - объекты, взаимосвязанные комплексы и системы объектов инфраструктуры, предназначенные для обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения, повышения его качества жизни и удовлетворения потребностей экономического развития территорий;
9) объект соглашения - входящее в состав общественной инфраструктуры движимое и (или) недвижимое имущество, создаваемое (реконструируемое) и (или) эксплуатируемое в соответствии с соглашением;
10) паспорт проекта государственно-частного партнерства - документ, содержащий основную информацию о технических и финансовых параметрах проекта, участниках проекта, принимаемых ими обязательствах и результатах реализации проекта, об объеме имущественных прав участников проекта на результаты реализации проекта;
11) проектирование - комплекс мероприятий, в том числе включающий инженерные изыскания, проектно-конструкторские работы и экономические расчеты;
12) техническое обслуживание - комплекс мероприятий по ремонту и содержанию объекта соглашения, выполняемый в целях поддержания нормативного технического состояния и обеспечения безопасности его эксплуатации;
13) создание объекта соглашения - комплекс мероприятий, включающий в себя строительство (в отношении объектов капитального строительства) и (или) формирование, комплектацию, в том числе оснащение оборудованием, и иные мероприятия (в отношении иных объектов соглашения);
14) реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, входящих в состав объекта соглашения, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности), и качества инженерно-технического обеспечения, и (или) мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего оборудования и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;
15) эксплуатация - использование объекта соглашения, включая его техническое обслуживание, в соответствии с его целевым назначением, в том числе в целях производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, по своему объему и содержанию соответствуют понятиям, применяемым в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Принципы участия Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства
Участие Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства основывается на принципах:
1) законности;
2) договорной основы отношений с распределением обязательств, ответственности и рисков сторон соглашений;
3) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений;
4) приоритетности исполнения обязательств, принятых на себя сторонами соглашения;
5) гласности, прозрачности процедур подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства, обеспечения равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в проектах государственно-частного партнерства;
6) соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;
7) защиты общественных интересов путем эффективного использования государственного и муниципального имущества и бюджетных средств.
Статья 6. Участие Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства
1. Республика Саха (Якутия) участвует в проектах государственно-частного партнерства:
1) путем заключения соглашений в соответствии с настоящим Законом;
2) путем заключения концессионных соглашений в соответствии с федеральным законодательством;
3) иными способами, предусмотренными действующим законодательством.
2. Республика Саха (Якутия) вправе участвовать в реализации муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных проектов государственно-частного партнерства.
Порядок участия Республики Саха (Якутия) в реализации предусмотренных настоящей частью проектов утверждается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Участие муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства, межмуниципальное сотрудничество в целях реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Республики Саха (Якутия)
1. Условия, порядок и формы участия муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.
2. Проекты государственно-частного партнерства, реализуемые в отношении объектов общественной инфраструктуры нескольких муниципальных образований Республики Саха (Якутия), могут реализовываться в порядке межмуниципального сотрудничества. Условия такого сотрудничества устанавливаются в межмуниципальных соглашениях, заключаемых органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
3. Проекты государственно-частного партнерства, реализуемые в отношении объектов общественной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), одного или нескольких муниципальных образований Республики Саха (Якутия), могут реализовываться в порядке сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и соответствующими муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия). Порядок и условия такого сотрудничества определяются в соглашениях о сотрудничестве, заключаемых между Республикой Саха (Якутия) и соответствующими муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия).
4. Республика Саха (Якутия) вправе способствовать реализации муниципальных и межмуниципальных проектов государственно-частного партнерства в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Закона, в том числе путем:
1) оказания органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) информационной и методической поддержки;
2) оказания органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) организационной поддержки в части подготовки документации, необходимой для реализации проекта государственно-частного партнерства, содействия в проведении процедур выбора частного партнера, заключения соглашения;
3) оказания органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) финансовой поддержки в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
4) организации экспертизы проектов договоров, конкурсной и иной документации;
5) иными способами в соответствии с действующим законодательством.
5. Муниципальные образования Республики Саха (Якутия) могут самостоятельно осуществлять реализацию проектов муниципально-частного партнерства в отношении объектов общественной инфраструктуры местного значения и (или) муниципальной собственности. Условия, порядок и формы участия муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в проектах муниципально-частного партнерства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Участие иных субъектов в проектах государственно-частного партнерства
1. Проекты государственно-частного партнерства, объектами которых являются объекты общественной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) и иных субъектов Российской Федерации и (или) объекты которых расположены на территории Республики Саха (Якутия) и иных субъектов Российской Федерации, реализуются на основании соглашений между Республикой Саха (Якутия) и соответствующими субъектами Российской Федерации.
2. В целях исполнения своих обязательств по соглашению стороны соглашения вправе привлечь иных лиц в порядке взаимодействия субъектов гражданских правоотношений в рамках действующего законодательства.
Статья 9. Объекты соглашений
1. Объекты соглашений могут входить в состав следующих видов инфраструктуры:
1) объекты транспортной инфраструктуры и транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт и иные виды транспорта общего пользования;
2) объекты коммунальной инфраструктуры и иные объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, а также объекты, предназначенные для благоустройства территорий, обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда;
3) объекты электроэнергетики;
4) объекты обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности, управления природными ресурсами и их использования;
5) объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
6) объекты социальной инфраструктуры, в том числе объекты образования, воспитания, культуры, социального обеспечения, бытового обслуживания, здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, досуга и рекреации, иные социально значимые объекты обслуживания населения;
7) гидротехнические сооружения и искусственные земельные участки, предназначенные для строительства и (или) реконструкции гидротехнических сооружений, объектов их производственной и инженерной инфраструктуры;
8) объекты для обеспечения северного завоза;
9) объекты, используемые для сельскохозяйственного производства;
10) объекты производственной и инновационной инфраструктуры, в том числе для обеспечения производственных площадок, техно- и индустриальных парков, иных объектов, зон и территорий необходимой инфраструктурой;
11) иные объекты инфраструктуры, определяемые Правительством Республики Саха (Якутия) при принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства.
2. В качестве объекта соглашения могут передаваться имущественные комплексы, несколько объектов инфраструктуры, которые технологически и (или) функционально связаны между собой.
Статья 10. Права собственности на объекты соглашений
1. Права собственности на объекты соглашений подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
2. При реализации проектов государственно-частного партнерства в соответствии с соглашениями устанавливаются:
1) государственная и (или) муниципальная собственность на объекты соглашений;
2) частная собственность на объекты соглашений с дальнейшей передачей их в собственность Республики Саха (Якутия), муниципального образования Республики Саха (Якутия) или уполномоченного лица в сроки, установленные соглашением;
3) долевая собственность на объекты соглашений с дальнейшей передачей доли частного партнера в собственность Республики Саха (Якутия), муниципального образования Республики Саха (Якутия) или уполномоченного лица в сроки, установленные соглашением.
Статья 11. Формы участия Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства
1. Участие Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства осуществляется на основании соглашения в соответствии с действующим законодательством в следующих формах:
1) имущественное участие;
2) финансовое участие;
3) иное участие, не противоречащее федеральному законодательству и законодательству Республики Саха (Якутия).
2. Соглашением может предусматриваться одна или несколько форм участия Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства.
3. Способами имущественного участия являются:
1) предоставление частному партнеру в аренду земельных участков, необходимых для реализации проектов государственно-частного партнерства в соответствии с действующим законодательством;
2) предоставление частному партнеру иного недвижимого и (или) движимого имущества, необходимого для реализации проектов государственно-частного партнерства в соответствии с действующим законодательством;
3) предоставление частному партнеру определенных соглашением исключительных и иных прав в целях реализации частным партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения;
4) иные способы, не противоречащие действующему законодательству.
4. Способами финансового участия являются:
1) осуществление бюджетных инвестиций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Саха (Якутия), включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
2) осуществление бюджетных ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на подготовку проекта государственно-частного партнерства, в том числе на подготовку конкурсной и иной документации, подготовку и проведение конкурсов на право заключения соглашения;
3) предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование разработки проектной документации и (или) подготовки и проведения конкурсов на право заключения соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, и (или) на софинансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков, и (или) на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности муниципальных образований Республики Саха (Якутия), создаваемых в рамках соглашения;
4) участие в уставных капиталах юридических лиц в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
5) предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) частным партнерам, являющимся стороной соглашения, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг, предусмотренных соглашением, в том числе в связи с:
а) тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией частным партнером товаров (работ, услуг) по установленным Республикой Саха (Якутия) тарифам на уровне, не обеспечивающем возмещение затрат частного партнера, с учетом определенной прибыли и (или) возврата на вложенные инвестиции в соответствии с соглашением;
б) исполнением частным партнером обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предусмотренных соглашением;
в) обеспечением минимального дохода от деятельности частного партнера по эксплуатации объекта соглашения, в том числе в виде платы за эксплуатационную готовность объекта соглашения;
г) расторжением соглашения в случаях, предусмотренных в нем, в соответствии с действующим законодательством;
д) в иных случаях, предусмотренных законодательством;
6) предоставление публичным партнером частному партнеру налоговых льгот и (или) изменение сроков уплаты налогов частным партнером в порядке и на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах, и в случае, если предоставление налоговых льгот и (или) изменение сроков уплаты налогов частным партнером предусмотрены паспортом проекта государственно-частного партнерства;
7) предоставление публичным партнером государственных или муниципальных гарантий в соответствии с бюджетным законодательством, обеспечивающих надлежащее исполнение публичным партнером, частным партнером или третьим лицом обязательств, необходимых для реализации проекта государственно-частного партнерства;
8) иные способы, не противоречащие действующему законодательству.
5. Объемы и сроки участия Республики Саха (Якутия) в финансировании проекта государственно-частного партнерства могут изменяться в установленном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) порядке в случаях, предусмотренных соглашением, в частности:
1) при изменении показателей инфляции или колебании валютных курсов;
2) в связи с нарушением частным партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и (или) сроков создания (реконструкции) объекта соглашения, производственного графика выпуска производимых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг.
6. Расходные обязательства Республики Саха (Якутия) по соглашениям могут приниматься в соответствии с долгосрочными целевыми программами Республики Саха (Якутия), разрабатываемыми в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия). В случае принятия решения о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы Республики Саха (Якутия) или о досрочном прекращении ее реализации в бюджете Республики Саха (Якутия), начиная с очередного финансового года должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из заключенных соглашений, если сторонами соглашений не достигнуто соглашение об их прекращении.
7. Эффективность использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках соглашения должна быть обоснована при принятии решения о заключении соглашения и о проведении конкурса на право заключения соглашений. Методика оценки эффективности участия Республики Саха (Якутия) в финансировании проектов государственно-частного партнерства разрабатывается и утверждается уполномоченным органом Республики Саха (Якутия), определяемым нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия).
8. К иным способам участия Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства относятся:
1) оказание частным партнерам информационной, методической и иной организационной поддержки для реализации проектов государственно-частного партнерства в пределах своей компетенции;
2) обеспечение информационной поддержки реализации проектов государственно-частного партнерства в пределах своей компетенции;
3) информирование населения и общественности о готовящихся к реализации и реализуемых проектах государственно-частного партнерства;
4) иные способы, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 12. Условия участия Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства
1. Участие Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется при условии обязательного согласования между сторонами соглашения следующих условий:
1) объект соглашения;
2) срок действия соглашения и (или) порядок его определения;
3) порядок проектирования и (или) создания, и (или) реконструкции, и (или) технического обслуживания, и (или) эксплуатации объекта соглашения;
4) порядок предоставления сторонами финансирования для целей осуществления инвестиций и исполнения иных обязательств сторон финансового характера в связи с реализацией проекта государственно-частного партнерства, в том числе в связи с нарушением или расторжением соглашения;
5) распределение обязанностей и ответственности (рисков) между сторонами соглашения;
6) распределение имущественных и обязательственных прав на объект соглашения (право собственности, права владения и пользования, распределение долей в праве собственности), условия и порядок возникновения, перераспределения и прекращения таких прав.
2. Помимо условий, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, участие в проектах государственно-частного партнерства осуществляется при согласовании в соглашениях любых иных условий, не противоречащих действующему законодательству, в частности:
1) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;
2) целевые показатели надежности, качества и энергетической эффективности реализуемых товаров, выполняемых работ, предоставляемых услуг частным партнером с использованием объекта соглашения, которые ему необходимо обеспечить в процессе реализации соглашения;
3) технико-экономические показатели и характеристики, которые должны быть достигнуты в результате проектирования, и (или) создания, и (или) эксплуатации объекта соглашения, а также технико-экономические показатели и характеристики объекта соглашения на момент окончания действия соглашения;
4) порядок эксплуатации объекта соглашения, а также случаи и порядок прекращения (приостановления) эксплуатации объекта соглашения;
5) условия об обеспечении исполнения обязательств, предоставляемом сторонами соглашения;
6) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;
7) порядок передачи информации, имущества и прав в целях строительства, реконструкции, технического обслуживания, эксплуатации объекта соглашения;
8) срок выполнения работ по проектированию и (или) созданию объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядок изменения этого срока;
9) порядок осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения;
10) возможность передачи частным партнером объекта соглашения в залог финансирующей организации или иному указанному финансирующей организацией лицу на иных обязательственных правах либо на основании продажи под отлагательным условием, а также возможность уступки прав, в том числе в рамках договора финансирования под уступку денежного требования, в частности, при наступлении определенных в соглашении обстоятельств, на любом этапе реализации проекта государственно-частного партнерства;
11) порядок предоставления согласия частному партнеру на передачу прав и обязанностей по соглашению, в том числе в порядке уступки права требования и (или) перевода долга, а также на передачу объекта соглашения в залог или на ином праве финансирующей организации или иному указанному финансирующей организацией лицу на любом этапе реализации проекта государственно-частного партнерства в целях обеспечения исполнения обязательств по соглашению. Указанное согласие может быть дано как в отношении конкретного лица или нескольких лиц, так и в отношении иных лиц, соответствующих требованиям, предусмотренным в соглашении;
12) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство, страхование и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;
13) обязательства по страхованию объекта соглашения и иного имущества в связи с исполнением соглашения;
14) источники дохода частного партнера в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением, в частности:
а) получение частным партнером платы от потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых (выполняемых, оказываемых) с использованием объекта соглашения;
б) выплаты Республики Саха (Якутия), иного лица, выступающего на стороне публичного партнера, или третьего лица, определенного в соответствии с соглашением, размер таких выплат или порядок его определения;
в) иные источники, предусмотренные соглашением;
15) размер, форма, порядок и сроки платы, вносимой частным партнером в период использования (эксплуатации) объекта соглашения либо в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации) и устанавливаемой в форме:
а) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
б) установленной доли продукции или доходов, полученных частным партнером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
в) передачи публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности частного партнера;
г) иной форме распределения между сторонами соглашения доходов, полученных в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
16) обязательства частного партнера по подготовке или приобретению проектной документации у публичного партнера или компенсации частным партнером расходов публичного партнера на подготовку проектной документации в полном объеме или частично, а также компенсации частным партнером иных расходов публичного партнера на подготовку проекта государственно-частного партнерства;
17) порядок взаимодействия с иными лицами, участвующими в реализации соглашения, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, предоставлению согласия на выполнение определенных действий, получение и распределение денежных средств, поступающих в результате реализации соглашения, осуществлению сторонами иных платежей в объеме и в порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;
18) обязательство частного партнера по согласованию с Правительством Республики Саха (Якутия) третьих лиц, привлекаемых частным партнером для целей исполнения своих обязательств по соглашению. Порядок такого согласования устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия);
19) право Республики Саха (Якутия) на отстранение частного партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации публичным партнером на условиях, определенных в соглашении, в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;
20) положение о том, что соглашение вступает в силу после наступления определенных событий или исполнения определенных условий, в частности, условий о получении частным партнером заемного финансирования для реализации проекта государственно-частного партнерства;
21) возможность заключения между финансирующей организацией, предоставляющей заемное финансирование для реализации проекта, с одной стороны, публичным партнером и частным партнером прямых и иных соглашений, в том числе определяющих содержание и порядок реализации права, указанного в пункте 19 части 2 настоящей статьи;
22) исключительные случаи одностороннего изменения условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения;
23) арбитражная оговорка, в том числе предусматривающая возможность разрешения споров по соглашению третейским судом или международным коммерческим арбитражем;
24) иные условия, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 13. Управление проектами государственно-частного партнерства
1. Основой управления проектами государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия) являются нормативные правовые акты стратегического (комплексного, отраслевого, территориального) социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на средне- и долгосрочный периоды.
2. Планирование деятельности в сфере государственно-частного партнерства осуществляется органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на проведение государственной политики в сфере государственно-частного партнерства, на основании:
1) приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и перечней проектов строительства (реконструкции) объектов общественной инфраструктуры, предполагаемых к реализации на основе механизма государственно-частного партнерства, определенных в документах стратегического планирования;
2) предложений органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления;
3) предложений иных заинтересованных лиц.
3. Республика Саха (Якутия) формирует программу инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) на средне- и долгосрочный периоды. Программа инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) представляет собой информационный материал, содержащий сведения о планируемых и реализуемых проектах государственно-частного партнерства. Порядок формирования программы инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
4. Правительство Республики Саха (Якутия) утверждает регламент подготовки и реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия).
Статья 14. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) при заключении и исполнении соглашений
1. Решение о заключении соглашения принимается Президентом Республики Саха (Якутия) в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 15 настоящего Закона, или Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Соглашения от имени Республики Саха (Якутия) заключает Президент Республики Саха (Якутия), или Правительство Республики Саха (Якутия), или иной исполнительной орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на подписание соглашения в соответствии с решением о заключении соглашения.
3. В случае участия Республики Саха (Якутия) в финансировании проекта государственно-частного партнерства исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета Республики Саха (Якутия), определяется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 15. Принятие решений о заключении соглашения
1. Соглашение заключается по результатам проведения конкурса в соответствии с решением о заключении соглашения, за исключением случаев, предусмотренных в части 4 настоящей статьи.
2. Решением о заключении соглашения утверждаются:
1) паспорт проекта государственно-частного партнерства;
2) конкурсная документация;
3) состав конкурсной комиссии по проведению конкурса (при проведении конкурса);
4) порядок заключения соглашения либо порядок проведения переговоров с потенциальным частным партнером в целях обсуждения условий соглашения (при заключении соглашения без проведения конкурса);
5) исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на заключение и исполнение соглашения.
3. Решение о заключении соглашения принимается в форме указа Президента Республики Саха (Якутия) или постановления Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 1 статьи 14 настоящего Закона.
4. Соглашение может быть заключено без проведения конкурса в следующих случаях:
1) по решению Правительства Республики Саха (Якутия) в случае расторжения соглашения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением частным партнером своих обязательств по такому соглашению с участником конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса, с согласия такого участника конкурса;
2) по решению Правительства Республики Саха (Якутия) с единственным участником конкурса, если конкурс признан не состоявшимся в связи с подачей одной заявки на участие в таком конкурсе;
3) по решению Президента Республики Саха (Якутия) или Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством или международными договорами, предусматривающими заключение соглашений без проведения торгов.
5. При заключении соглашения без проведения конкурса уполномоченный Президентом Республики Саха (Якутия) или Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) на основании решения о заключении соглашения проводит переговоры в форме совместного совещания с потенциальным партнером в целях обсуждения диспозитивных условий соглашения, при этом должны соблюдаться цели и принципы, установленные настоящим Законом. Сообщение о заключении соглашения подлежит опубликованию в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
6. В случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрен иной специальный порядок заключения соглашения, чем в настоящем Законе, применяется порядок, предусмотренный таким федеральным законом или нормативным правовым актом Российской Федерации.
Статья 16. Конкурс
1. Конкурс проводится в соответствии с принятым решением о заключении соглашения, утвержденной конкурсной документацией и может осуществляться в один или несколько этапов, в том числе предусматривать предварительный отбор участников конкурса:
1) опубликование сообщения о проведении конкурса;
2) прием заявок на участие в конкурсе;
3) вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе;
4) предварительный отбор участников конкурса;
5) подача конкурсных предложений;
6) вскрытие конвертов с конкурсными предложениями;
7) оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса;
8) проведение переговоров с победителем конкурса в целях обсуждения условий соглашения в части, не затрагивающей условий, определенных конкурсной документацией;
9) заключение соглашения.
2. Предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет:
1) соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, содержащимся в конкурсной документации. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленной им заявки на участие в конкурсе;
2) соответствие заявителя требованиям к участникам конкурса, установленным конкурсной документацией. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленных им документов и материалов, подтверждающих его соответствие указанным требованиям;
3) соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам конкурса на основании статьи 17 настоящего Закона;
4) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя или о прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) отсутствие решения о признании заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении него.
3. Конкурс является открытым по составу участников, за исключением случаев, когда конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также иных случаев, предусмотренных действующим законодательством. В последнем случае конкурс проводится без проведения этапа, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при этом информирование лиц, имеющих право на участие в конкурсе, осуществляется в форме письменного уведомления.
4. Если иное не указано в решении о заключении соглашения, принятие решений и совершение иных действий в связи с проведением конкурса от имени Республики Саха (Якутия) осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).
5. Правительство Республики Саха (Якутия) или его уполномоченный орган определяет порядок проведения конкурса в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом и иным применимым законодательством, содержание конкурсной документации, порядок формирования конкурсной комиссии, опубликования сообщения о проведении конкурса и о результатах конкурса, подачи заявок на участие в конкурсе, предварительного отбора участников конкурса, оценки конкурсного предложения.
6. Конкурсная документация должна содержать следующие условия конкурса:
1) критерии оценки конкурсных предложений;
2) срок рассмотрения и оценки конкурсных предложений;
3) требования к квалификации, профессиональным и деловым качествам участников конкурса;
4) проект соглашения о государственно-частном партнерстве.
В качестве критериев оценки конкурсных предложений могут быть использованы в частности:
а) технико-экономические показатели объекта соглашения;
б) качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения в случае, если соглашением предусмотрено проектирование объекта;
в) сроки проектирования и (или) строительства (реконструкции) и (или) период эксплуатации объекта соглашения;
г) целевые показатели объема и качества продукции и услуг, производимых с использованием объекта соглашения;
д) гарантии качества объекта соглашения, предоставляемые частным партнером;
е) объем финансирования, перечень имущества или имущественных прав, подлежащих предоставлению со стороны Республики Саха (Якутия) в целях исполнения соглашения;
ж) объем средств частного партнера, подлежащих привлечению для исполнения соглашения;
з) обеспечение исполнения частным партнером своих обязательств по соглашению;
и) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением;
к) риски, принимаемые на себя частным партнером;
л) внесение изменений в проект соглашения о государственно-частном партнерстве;
м) иные критерии, предусмотренные конкурсной документацией.
7. Конкурс проводится в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 17. Требования к участникам конкурса
1. Если иное не предусмотрено федеральным законодательством, конкурсная документация содержит требования к квалификации, профессиональным и деловым качествам участников конкурса.
2. Конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ кого-либо из них к участию в конкурсе, в том числе содержать указание на товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы или наименования мест происхождения товаров.
3. Внесенный участником конкурса задаток в соответствии с действующим гражданским законодательством не подлежит возврату в случае, если участник конкурса отказался от заключения соглашения.
4. Частный партнер, претендующий на заключение соглашения, на момент подачи заявки на участие в конкурсе подтверждает в установленном законодательстве порядке:
1) соответствие требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим деятельность, являющуюся предметом соглашения;
2) отсутствие административного приостановления деятельности, возбуждения производства по делу о банкротстве, принятия решения о ликвидации или реорганизации;
3) отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
5. Иные требования к частному партнеру устанавливаются конкурсной документацией.
Статья 18. Подача конкурсных предложений
1. Если иное не предусмотрено федеральным законодательством, подача конкурсных предложений может осуществляться в один или несколько этапов.
2. Конкурсная документация может предусматривать следующие этапы подачи конкурсных предложений:
1) подача конкурсного предложения по критериям конкурса и иным вопросам, имеющим технический характер (первый этап), и подача конкурсного предложения по критериям конкурса и иным вопросам, имеющим финансовый характер (второй этап);
2) иные этапы подачи конкурсных предложений.
3. В любое время до истечения срока представления в конкурсную комиссию конкурсных предложений участник конкурса вправе изменить или отозвать свое конкурсное предложение.
4. Участник конкурса не вправе подавать два или более конкурсных предложений в рамках одного и того же этапа подачи конкурсных предложений. Однако если это предусмотрено конкурсной документацией и не противоречит федеральному законодательству, одно конкурсное предложение может предусматривать несколько альтернативных технических решений с различной стоимостью.
5. Победителем конкурса является участник конкурса, конкурсное предложение которого по заключению конкурсной комиссии содержит лучшие условия по сравнению с конкурсными предложениями других участников конкурса. Решение конкурсной комиссии об оценке конкурсных предложений и определении победителя конкурса должно быть мотивированным.
6. Если по результатам рассмотрения конкурсных предложений принято решение о том, что ни одно из конкурсных предложений не соответствует критериям конкурса, установленным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.
7. Если к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в конкурсную комиссию не было подано ни одного конкурсного предложения, конкурс признается несостоявшимся.
8. Если к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в конкурсную комиссию было подано только одно конкурсное предложение, конкурсная комиссия осуществляет оценку конкурсного предложения и, если конкурсное предложение соответствует конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся, при этом соглашение может быть заключено с лицом, подавшим данное конкурсное предложение, без проведения конкурса.
9. Результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений отражаются в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных предложений, который подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования сообщения о проведении конкурса в сроки, указанные в конкурсной документации. Участникам конкурса направляются письменные уведомления о результатах рассмотрения и оценки конкурсных предложений.
Статья 19. Заключение соглашения по результатам проведения конкурса
1. Конкурсная комиссия направляет проект соглашения победителю конкурса одновременно с направлением протокола о результатах проведения конкурса.
2. Переговоры в форме совместного совещания в отношении проекта соглашения в целях обсуждения условий соглашения в части, не затрагивающей условий, определенных конкурсной документацией, и заключение соглашения с победителем конкурса осуществляются в порядке, установленном конкурсной документацией, в течение 30 дней со дня направления проекта соглашения победителю конкурса, если иной срок не установлен действующим законодательством или конкурсной документацией.
3. В случае отказа победителя от заключения соглашения и (или) иных соглашений в установленные в конкурсной документации сроки Правительство Республики Саха (Якутия) вправе принять решение о заключении соглашения и иных соглашений с участником конкурса, конкурсное предложение которого соответствует требованиям конкурсной документации и по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса.
4. В случае отказа участника конкурса, подавшего следующее после победителя лучшее конкурсное предложение, от заключения соглашения в течение 90 дней со дня направления участнику предложения о заключении соглашения и (или) проекта соглашения конкурс признается несостоявшимся.
5. В части, не урегулированной настоящей статьей, порядок заключения соглашения определяется конкурсной документацией.
Статья 20. Гарантии прав частных партнеров при заключении и исполнении соглашений
1. В случае, если в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Республики Саха (Якутия) или должностных лиц этих органов частный партнер понес убытки, ему гарантируется возмещение понесенных убытков в соответствии с гражданским законодательством и соглашением.
2. Принятие в течение срока действия соглашения нормативного правового акта Российской Федерации или Республики Саха (Якутия), ухудшающего положение частного партнера, в том числе возлагающего на частного партнера дополнительные по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации или Республики Саха (Якутия), действовавшими на момент заключения соглашения, обязанности, может являться основанием для изменений условий соглашения, в том числе продления срока его действия и (или) осуществления выплат в соответствии со статьей 11 настоящего Закона в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения.
3. Условия соглашения могут изменяться в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения, в том числе в случае наступления следующих обстоятельств:
1) нарушение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению Республикой Саха (Якутия), иным лицом, выступающим на стороне публичного партнера;
2) принятие решения или совершение действий каким-либо органом государственной власти Республики Саха (Якутия), препятствующих исполнению частным партнером своих обязательств по соглашению, включая необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера;
3) обнаружение на предоставленном частному партнеру земельном участке или другом недвижимом или движимом имуществе обременений, которые не были и не могли быть известны частному партнеру при заключении соглашения;
4) в случае установления экономически необоснованных тарифов без учета положений соглашения в отношении товаров, работ, услуг, реализуемых частным партнером по регулируемым ценам (тарифам), если частный партнер несет убытки или не получает дохода, на который он был бы вправе рассчитывать в случае установления экономически обоснованных тарифов в соответствии с соглашением.
4. Отсутствие или недостаточность средств в бюджете Республики Саха (Якутия), предусмотренных в законе Республики Саха (Якутия) о бюджете Республики Саха (Якутия) для финансирования обязательств Республики Саха (Якутия) по соглашению, не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение, если иное не предусмотрено соглашением.
Статья 21. Гарантии прав финансирующих организаций
1. Права финансирующей организации, возникающие из договора о предоставлении заемного финансирования или гарантий частному партнеру, могут быть обеспечены, среди прочего, путем заключения прямого соглашения и предоставления финансирующей организации права на вмешательство в процесс осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, включая право на прямое управление.
2. Основания и пределы вмешательства финансирующей организации в процесс осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, и порядок реализации проекта на этапе вмешательства устанавливаются соглашением и (или) прямым соглашением.
3. Финансирующие организации, предоставляющие заемное финансирование для реализации проекта, имеют право заключать соглашения с частным партнером о субординации своих прав на получение платежей от частного и публичного партнера.
Статья 22. Контроль за исполнением частным партнером условий соглашения
1. Контроль за исполнением частным партнером условий соглашения осуществляется в соответствии с соглашением:
1) уполномоченным органом Республики Саха (Якутия) в сфере государственно-частного партнерства - за реализацией проекта государственно-частного партнерства в целом;
2) финансовым органом Республики Саха (Якутия) - за целевым, своевременным и эффективным использованием средств бюджета Республики Саха (Якутия);
3) уполномоченным органом Республики Саха (Якутия) в сфере управления государственным имуществом - за эффективностью управления государственным имуществом, находящимся в собственности Республики Саха (Якутия);
4) уполномоченным органом Республики Саха (Якутия) в соответствующей сфере отраслевой политики - достижение целевых показателей объема и качества продукции и услуг, производимых с использованием объекта соглашения;
5) Общественной палатой Республики Саха (Якутия) - по осуществлению общественного контроля за реализацией проекта государственно-частного партнерства путем участия в работе коллегиального консультативно-совещательного органа по государственно-частному партнерству Республики Саха (Якутия), по обеспечению взаимодействия жителей Республики Саха (Якутия) с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в целях учета интересов жителей Республики Саха (Якутия) при реализации проектов государственно-частного партнерства.
2. Частный партнер представляет информацию о ходе реализации проекта государственно-частного партнерства контролирующим органам в порядке и сроки, установленные соглашением.
3. Выявление нарушений частным партнером порядка использования имущественных или финансовых средств является основанием для изменения условий соглашения в части, касающейся использования указанных имущества или финансовых средств.
При нарушении частным партнером существенных условий соглашения, в том числе невыполнение принятых обязательств производственных и инвестиционных программ, оно расторгается по решению Правительства Республики Саха (Якутия). В этом случае новое соглашение заключается в порядке, определенном конкурсной документацией.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2013 г. ГС N 1559-IV "О проекте закона Республики Саха (Якутия) "О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления официально опубликован не был