Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 15 мая 2013 г. N 135
"О Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия)"
В целях определения принципов и основных направлений реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере государственно-частного партнерства Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия).
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2012 г. N 3 "Об утверждении Концепции создания регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и о создании Координационного совета Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству".
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Концепция
развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 135)
I. Общие положения
В современных условиях одной из эффективных форм взаимодействия публичных и частных образований стало государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), представляющее собой взаимовыгодное сотрудничество публичного партнера с частным партнером по реализации проектов по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, реализуемых на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера, осуществляемое путем заключения и исполнения соглашений.
Мировой опыт использования ГЧП очень разнообразен. Для каждой страны характерны свои особенности использования этого института: в США ГЧП регулируется преимущественно на региональном и местном уровнях общими гражданско-правовыми нормами, во Франции основной формой ГЧП является концессия, в Великобритании - частная финансовая инициатива.
Зарубежный опыт развития ГЧП очень важен для России, поскольку этот институт является новым и актуальным в условиях формирования рыночной экономики и позволяет привлекать средства частных инвесторов для реализации инфраструктурных проектов.
В настоящее время развитие ГЧП в России проходит на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В Российской Федерации отсутствует единая правовая база ГЧП. Единственным законодательным актом, предмет регулирования которого составляют отношения в области ГЧП, является федеральный закон "О концессионных соглашениях". Вместе с тем, развивается региональное законодательство о ГЧП.
Республика Саха (Якутия) активно формирует политику в сфере ГЧП. В целях развития ГЧП разрабатывается региональная нормативная правовая база, в частности, разработан проект Закона Республики Саха (Якутия) "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства". Создан Региональный центр ГЧП, инициированы пилотные инфраструктурные проекты ГЧП. Ведется планомерная работа по формированию системы отношений с институтами развития, финансовыми компаниями, консалтинговыми структурами по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП.
Основными проблемами на пути реализации проектов, основанных на принципах ГЧП в Республике Саха (Якутия), являются отсутствие нормативной правовой базы, общих принципов и правил использования этого инструмента, сформулированной долгосрочной и прозрачной государственной политики в области развития ГЧП.
Концепция направлена на привлечение инвестиций в экономику республики для реализации социально значимых проектов, развития общественной инфраструктуры в целях обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста Республики Саха (Якутия).
Концепция развития ГЧП Республики Саха (Якутия) представляет собой описание общих подходов по реализации государственной политики в сфере ГЧП, определение целевых задач, принципов и приоритетов реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере ГЧП.
Положения Концепции опираются на комплексную оценку состояния инвестиционной деятельности и инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия), объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития ГЧП, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, российского и зарубежного опыта.
Положения Концепции являются основой для консолидации усилий органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, субъектов инвестиционной деятельности, а также общественных организаций и населения по активному использованию механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия).
К инвестиционным проектам, осуществляемым на принципах ГЧП, относятся:
1) инфраструктурный проект ГЧП - проект по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, реализуемый на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП;
2) комплексный промышленно-инфраструктурный инвестиционный проект - инвестиционный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов по созданию объектов промышленности и необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктуры, реализуемый двумя или более инвесторами на основании инвестиционного соглашения между инвестором и Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальным образованием, заключаемого в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия);
3) инвестиционные проекты комплексного развития территорий, включающие инвестиционные проекты формирования территориально-локализованных зон инвестиционной активности (территориально-производственные комплексы, особые и специализированные экономические зоны, индустриальные и технологические парки), проекты комплексной застройки территорий и иные проекты, реализуемые на основе разделения обязательств по строительству необходимой инфраструктуры и коммерческих объектов между Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальным образованием и инвестором.
II. Цель, задачи, принципы и приоритеты государственной политики в сфере государственно-частного партнерства
Целями участия республики в проектах ГЧП являются привлечение инвестиций в экономику для реализации социально значимых проектов, развития общественной инфраструктуры для обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям с использованием объектов общественной инфраструктуры, и обеспечение эффективности использования объектов общественной инфраструктуры.
В целях развития ГЧП в Республике Саха (Якутия) необходимо создать необходимую нормативную правовую базу развития ГЧП и условия для развития ГЧП.
Участие в проектах ГЧП основывается на принципах:
законности - формирование нормативной правовой базы в сфере ГЧП;
договорной основы отношений с распределением обязательств, ответственности и рисков сторон соглашений;
добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений;
приоритетности исполнения обязательств, принятых на себя сторонами соглашения;
гласности, прозрачности процедур подготовки и реализации проектов ГЧП, обеспечения равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в проектах ГЧП;
соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;
защиты общественных интересов путем эффективного использования государственного и муниципального имущества и бюджетных средств.
Для ускоренного социально-экономического развития республики необходимо использование механизмов ГЧП как метода внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры. ГЧП позволяет превратить бюджетные ресурсы в инвестиционные ресурсы с эффектом финансового рычага и перейти от административного контроля расходования бюджетных средств к банковскому (рыночному) контролю эффективности использования инвестиций.
Приоритетными направлениями для реализации инфраструктурных проектов ГЧП являются проекты в сферах:
транспортной инфраструктуры;
социальной инфраструктуры;
жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
производственной инфраструктуры (в рамках особых экономических зон, технопарков, реализации проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, государственных корпораций, комплексных промышленно-инфраструктурных инвестиционных проектов).
Необходимо переориентировать подходы в отношении осуществления инвестиций республикой в форме капитальных вложений в объекты инфраструктуры и предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия) в сторону реализации инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП, что позволит активнее замещать бюджетные инвестиции на внебюджетные источники.
В этой связи представляется необходимым провести анализ адресной инвестиционной программы, государственных программ и инвестиционных программ государственных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале в размере 100%, на предмет возможности создания соответствующих объектов общественной инфраструктуры в рамках инфраструктурных проектов ГЧП.
Реализация инвестиционных проектов с использованием принципов ГЧП позволит снять "пиковые" нагрузки на бюджет по капиталовложениям, пересмотреть планы строительства объектов инфраструктуры в сторону расширения перечня и ускорения сроков ввода их в эксплуатацию, обеспечить более полный и широкий масштаб охвата новым строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры в территориальном и отраслевом разрезе, обеспечить кэптивной инфраструктурой новые промышленные площадки и ввод новых производственных мощностей, использовать современные технологии, инновационные и энергоэффективные решения.
III. Инфраструктура развития государственно-частного партнерства
Ключевым элементом формирования инфраструктуры развития ГЧП является Региональный центр ГЧП.
Региональный центр ГЧП Республики Саха (Якутия) обеспечивает квалифицированное сопровождение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по применению инструментов ГЧП для реализации стратегий отраслевого, регионального и муниципального развития.
Региональный центр ГЧП Республики Саха (Якутия):
обладает полномочиями и необходимой компетенцией для ведения деятельности по организации проектов ГЧП;
обеспечивает формирование Программы проектов ГЧП в качестве инструмента реализации программ (стратегий) социально-экономического развития республики (муниципальных образований);
обеспечивает взаимодействие с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов, переподготовки кадров;
организует подготовку проектов ГЧП в соответствии с утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) регламентом, обеспечивая легитимность и прозрачность процедур, а также достижение результатов, пригодных для привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений;
координирует (контролирует) исполнение обязательств органов государственного и муниципального управления, принятых перед частным партнером и финансирующими организациями по соглашению о ГЧП.
Задачи Регионального центра ГЧП Республики Саха (Якутия):
1. Развитие рынка проектов ГЧП на территории Республики Саха (Якутия).
2. Создание благоприятных условий для реализации проектов ГЧП на территории Республики Саха (Якутия).
3. Формирование Программы проектов ГЧП Республики Саха (Якутия).
4. Среднесрочное планирование использования инструментов ГЧП для реализации стратегий (планов) регионального и местного развития.
5. Содействие формированию бюджета развития ГЧП в республике.
6. Формирование центра компетенции по подготовке и реализации инвестиционных проектов ГЧП.
7. Координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по организации проектов ГЧП.
8. Методологическое обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам ГЧП.
9. Организация переподготовки кадров органов государственного и муниципального управления по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП.
10. Формирование квалифицированного спроса и конкуренции на участие в организации проектов ГЧП со стороны консультационных компаний, инвестиционного сообщества, отраслевых профессиональных участников.
11. Взаимодействие с государственными корпорациями, государственными, международными и иными институтами развития, финансовыми организациями и иными структурами по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП на территории республики.
12. Отбор проектных предложений для реализации на условиях ГЧП.
13. Организация, координация и пакетирование мероприятий при подготовке и реализации проектов ГЧП.
14. Экспертиза и оценка эффективности проектов ГЧП.
15. Регулирование условий соглашения ГЧП.
16. Контроль и мониторинг реализации проектов ГЧП и исполнения обязательств всех участников проекта.
Региональный центр ГЧП Республики Саха (Якутия) представляет собой трехуровневую структуру:
а) Координационный совет Республики Саха (Якутия) по ГЧП, обеспечивающий координацию и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), бизнеса и общественности по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП и осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым решением Правительства Республики Саха (Якутия);
б) орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на формирование и реализацию единой государственной политики в сфере ГЧП, обеспечивающий информационное, аналитическое и организационное сопровождение работы Координационного совета по ГЧП Республики Саха (Якутия);
в) государственное бюджетное учреждение "Агентство инвестиционного развития" - институт развития Республики Саха (Якутия), деятельность которого направлена на привлечение инвестиций в экономику республики. Одним из основных направлений деятельности Агентства является подготовка и реализация проектов, осуществляемых на принципах ГЧП.
IV. Организация проектов государственно-частного партнерства
Планирование деятельности в сфере ГЧП осуществляется органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на проведение государственной политики в сфере ГЧП (далее уполномоченный орган), на основании:
1) приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), определенных в документах стратегического планирования;
2) предложений органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц;
3) предложений частных партнеров.
Для обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по инициации, подготовке, реализации и сопровождению инфраструктурных проектов ГЧП Республики Саха (Якутия) с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), инициаторами проектов, инвесторами и иными заинтересованными лицами Правительством Республики Саха (Якутия) утверждается Регламент подготовки и реализации инфраструктурных проектов ГЧП.
Организация проекта ГЧП включает в себя следующие этапы:
1. Инициация проекта ГЧП. Данный этап предполагает подготовку пакета документов, необходимых для осуществления отбора проектов ГЧП в целях их реализации путем участия Республики Саха (Якутия) в проектах ГЧП.
2. Подготовка проекта ГЧП. Данный этап предусматривает включение проекта в Программу проектов ГЧП, разработку необходимого пакета документов с целью организации и проведения конкурса на выбор частного партнера для заключения соглашения, определяющего условия достижения заявленных целей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Проведение конкурсных процедур по выбору частного партнера.
4. Подписание соглашения и выполнение отлагательных условий.
5. Строительство (реконструкция) объекта ГЧП.
6. Эксплуатация объекта ГЧП.
7. Завершение проекта ГЧП.
Отбор проектов ГЧП для целей включения в Программу проектов ГЧП Республики Саха (Якутия) осуществляет Региональный центр ГЧП. Программа проектов ГЧП представляет собой перечень планируемых к реализации и реализуемых на территории Республики Саха (Якутия) проектов ГЧП, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и Регламентом подготовки и реализации инфраструктурных проектов ГЧП, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия).
Программа проектов ГЧП включает в себя Реестр проектов ГЧП Республики Саха (Якутия) и паспорта проектов ГЧП Республики Саха (Якутия), утверждаемые Правительством Республики Саха (Якутия). Форма и требования к Реестру проектов ГЧП и паспорту проектов ГЧП Республики Саха (Якутия), а также порядок формирования Программы проектов ГЧП устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
Для подготовки и реализации проектов ГЧП необходимо организовать систему обучения, профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников уполномоченных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и специализированных организаций, занятых в сфере ГЧП.
Одним из направлений при подготовке проектов для реализации на условиях ГЧП должно стать взаимодействие с институтами развития, оказывающими поддержку региональным проектам, реализуемым на условиях ГЧП (Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и другими институтами развития).
Финансирование подготовки и реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах ГЧП, осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 135 "О Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 22 мая 2013 г. N 33
Постановлением Правительства Республики Саха от 27 июля 2023 г. N 391 настоящий документ признан утратившим силу с 1 августа 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2019 г. N 178
Изменения вступают в силу с 2 июля 2019 г.