Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Документация
педагога-психолога образовательного учреждения
Актуальность разработки и утверждения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога на региональном уровне, вызвана необходимостью создания единой управленческой и методической инфраструктуры в психологической службе системы образования PC (Я); единых подходов в проведении государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, согласованных требований в организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях республики.
Основой для разработки данной рабочей документации педагога-психолога послужили нормативные документы Министерства образования РФ и PC (Я):
- Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N 636 от 22.10.99.);
- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);
- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N 29/1886-6 от 24.12.2001;
- Концепция развития психологической службы образования РС (Я) от 28.01.2003 г.
- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС (Я) (приказ 01-08/1188 от 18.06.07);
- Положение об аттестации специалистов системы образования МО РС (Я), работающих на должности "педагог-психолог" (приказ 01-08/1188 от 18.06.07).
Основные формы документации педагога-психолога образовательного учреждения:
1. План работы педагога-психолога на год.
2. План работы на неделю.
3. Журнал индивидуальных консультаций.
4. Журнал учета групповых форм.
5. Программы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса (не менее трех)
6. Карта психологического сопровождения.
7. Заключение по результатам психологического исследования.
8. Статистический отчет педагога-психолога по полугодиям.
9. Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год.
10. Аналитический отчет о работе руководителя (методиста) муниципальной психологической службы.
11. Карта экспертной оценки деятельности педагога-психолога
12. Портфолио педагога-психолога образовательного учреждения
Методические рекомендации по оформлению документации педагога-психолога
Форма 1. План работы педагога-психолога на год
План работы психологической службы или педагога-психолога образовательного учреждения составляется на учебный год по единой форме, включает в себя цели и задачи, направления работы с учетом специфики учебно-образовательного учреждения.
При составлении плана необходимо учитывать:
- краткий анализ деятельности психологической службы или педагога-психолога за предыдущий учебный год;
- цели, задачи образовательно-воспитательной деятельности данного учреждения;
- цели и задачи психологического обеспечения ОУ;
- нормы расходов времени на каждый вид деятельности согласно рекомендациям Минобразования РФ (Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.01 N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения").
План должен быть заверен руководителем ОУ.
Ответственность за содержание и выполнение плана несут руководитель психологической службы или педагог-психолог и администрация ОУ.
Перспективный план работы на год.
|
1. Диагностическая деятельность |
|||||
N |
Содержание работы |
Виды и формы работы |
Срок выполнения |
исполнители |
Результат |
примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Коррекционно-развивающая деятельность |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
3. Консультативная деятельность | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
4. Экспертная деятельность | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
5. Профилактическая деятельность | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
6. Просветительская деятельность | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2. План работы педагога-психолога на неделю.
Циклограмма составляется как график педагога-психолога с указанием дней недели и форм проводимой работы (консультации, занятия и пр.). При этом индивидуальная и групповая работа с детьми, консультативная работа с педагогами, родителями, администрацией должна составлять 18 рабочих часов в неделю. Подготовка к инд. и групповой работе, обработка, анализ и обобщение результатов деятельности, заполнение отчетной документации, затраты времени на повышение профессиональной компетенции должны составлять 18 рабочих часов в неделю.
Циклограмма работы педагога-психолога на неделю
|
Затраченное время |
учащиеся |
педагоги |
родители |
Составление документаций |
Другая деятельность |
понедельник |
|
|
|
|
|
|
вторник |
|
|
|
|
|
|
Среда |
|
|
|
|
|
|
Четверг |
|
|
|
|
|
|
Пятница |
|
|
|
|
|
|
Суббота |
|
|
|
|
|
Форма 3. Журнал индивидуальных консультаций
В журнале отмечаются индивидуальные консультации детей, родителей, педагогов. В журнале вносятся консультации педагогов по поводу их профессиональной деятельности (общение с детьми, управление классным коллективом, успеваемость и пр.)
Дата |
Консультируемый |
Нация |
Статус семьи |
От кого поступил запрос |
(код) обращения |
проблема |
Результат консультирования |
|||
Ф.И.О. |
Статус |
Возраст |
Пол |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
9 |
Примерные коды причин обращения:
1. О...- Проблемы, связанные с обучением
2. В... - Проблемы, связанные с воспитанием
3. П... - Проблемы, связанные с поведением
4. Э... - Эмоциональные проблемы
5. А... - Проблемы, связанные с адаптацией
6. К... - Коммуникативные проблемы
7. ДРО - Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями
8. Проф - Профессиональная ориентация
9. З... - Проблемы, связанные с зависимостями
10. ОМ... - Определение дальнейшего образовательного маршрута
11. Д-ка - Диагностика
Список кодов может быть дополнен психологом ОУ в зависимости от специфики консультаций.
В этом журнале психолог фиксирует выходы в класс (группу) с целью наблюдения за отдельным ребенком, либо всеми детьми. В графе примечание педагог-психолог может указать дату повторной встречи, рекомендации по поводу обращения к другим специалистам, о зачислении в группу коррекции, либо N протокола обследования.
Форма 4. Журнал учета групповых форм работы
В журнале учета групповых форм работы можно отнести:
- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
- педагогические советы, семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Дата |
Тема или название |
Количество участников |
Форма |
Статус или категория участников |
Примечание или оценка работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Форма 5. Программа коррекционно-развивающих занятий
1. Пояснительная записка:
Актуальность, цель программы (значимость для работы с данным контингентом ОУ).
Задачи (пути достижения цели участниками занятий).
Адресат (целевая группа).
Содержание (содержание разделов).
2. Тематический план занятий. По следующей схеме:
Тема |
Цели и задачи |
Целевая группа, количество |
Объем программы (ак. часов) |
Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
|
|
|
|
|
3. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы)
Ведущий |
Ф.И.О., должность |
Форма 6. Карта психологического сопровождения ребенка, нуждающегося в особом педагогическом внимании
1. Данные ребенка
Фамилия, имя, отчество обратившегося (код):
Контактные данные (адрес, телефон):
Возраст ребенка:
Дата обращения:
Повод обращения:
Особенности раннего развития:
Особенности развития в дошкольном детстве:
Положение в школе, в социуме (общение со сверстниками в школе, вне школы):
Медицинские сведения:
Сведения о родителях (ФИО, возраст, место работы):
Семейная ситуация:
Выявленная проблема:
Рекомендации после первичной консультации:
Подпись педагога-психолога, проводившего консультацию
2. Диагностика
Диагностируемые параметры:
Применяемые методики:
Результаты диагностики:
Рекомендации:
Дата заполнения:
Подпись педагога-психолога:
3. Совместный план работы с ребенком специалистов СПС (педагог-психолог, соц. педагог, логопед, классный руководитель, медицинский работник школы, рук. наркопоста, ПМПк)
Дата проведения |
Направление работы |
Цель |
Исполнитель |
Заключение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Диагностика |
|
|
Психологические данные |
|
|
|
Медицинские данные |
|
|
|
|
Логопедические данные |
|
|
|
|
Социально-педагогические данные |
|
|
Консультирование |
|
|
Психологические данные |
|
|
|
Медицинские данные |
|
|
|
|
Логопедические данные |
|
|
|
|
Социально-педагогические данные |
|
|
Учебно-воспитательная деятельность |
|
|
|
|
Работа с семьей |
|
|
|
|
Взаимодействие с другими органами, службами и учреждениями профилактики |
|
|
|
|
Сведения о получении информации из ведомств |
|
|
|
Общие рекомендации:
Форма 7. Заключение по результатам психологического исследования
1. Цель и задачи исследования.
2. Ф.И.О.________________________________________________________________
3. Возраст________________ Класс________________ Школа __________________
4. Пол__________________________________
5. Дата обследования_____________________
6. Выбор методик психодиагностического исследования (автор Ф.И.О.).
7. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
8. Результаты и выводы исследования (см. табл. учета результатов
тестирования)
A) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс
(группу);
Б) обобщенная интерпретация данных;
- аналитическое описание полученных результатов и выводы по
результатам
B) рекомендации по результатам исследования.
Схема учетов результатов тестирования
N | Ф.И.О. тести- руемого |
Результаты выполнения диагностического задания |
Заключение | |||
1 | 2 | ... | N |
Дата
Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.
Форма 8. Статистический отчет деятельности педагога-психолога
(по полугодиям)
За 200_______-200________ учебный год
Утверждаю
Руководитель ОУ________
"__"_____200____г.
Образовательное учреждение_______________________________________________
Цели ОУ
Задачи ОУ
Тема школы
Численность детей__________, в том числе по возрастам и ступеням обучения
Дошкольники_____________1-я ступень_______________2-я ступень____________
3-я ступень__________________
Численность педагогических работников в ОУ______________
1. Личные данные
ФИО педагога- психолога |
Стаж работы |
Нагрузка | Квалиф-ия Аттестация |
Базовое образование по специальности |
Повышение квалификации |
2. Объемные показатели работы педагога-психолога
N | Категория | Количество мероприятий |
Охват (всего человек) |
|
1 | Проведено индивидуальных консультаций: |
Детей - | ||
Родителей - | ||||
Специалистов - | ||||
2 | Проведено групповых мероприятий: (в т.ч. семинаров, занятий, тренингов) |
С детьми - | ||
С родителями - | ||||
С педагогами - | ||||
3 | Количество диагностических обследований: |
Детей - | ||
Родителей - | ||||
Педагогов - | ||||
4 | Реализация коррекционно-разви- вающих программ: |
Коррекционных | _____программ _____всего часов |
|
Развивающих | программ | |||
всего часов | ||||
5 | Участие в проведении открытых мероприятий |
Района | ||
Города | ||||
Республики |
3. Методическое обеспечение
3.1. Список используемых психодиагностических методик
N | Название психодиагностических методики |
Автор | литературный источник |
3.2. Список используемых коррекционно-развивающих
и профилактических программ
N | Название программ |
Автор программы |
Адапти- рована |
Кем и когда утвержде- на |
Количе- ство часов |
назначе- ние |
Количест- во детей |
Форма 9. Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год
Утверждаю
Руководитель ОУ_____________
"_"________200___г.
1. Выявленные проблемы
2. Реальные и идеальные пути их решения
3. Процент выполнения годового плана.
4. Анализ выполненной работы
5. Причины не выполнения плана
6. Задачи на следующий учебный год и перспективный план работы
Форма 10. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы.
1. Анализ состояния психологической службы образования района (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Актуальные проблемы образовательной среды района.
3. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в ОУ в форме таблиц, графиков)
4. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы
5. Анализ результатов мониторинговых исследований по наркоситуациям, по психологическому здоровью в ОУ
6. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами МПС (прилагается обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков и т.д.)
7. Отчет о работе педагогов-психологов ОУ по профилактике:
- злоупотребления ПАВ;
- правонарушений и безнадзорности;
- суицидального поведения.
8. Выявленные проблемы: задачи и методы их решения.
9. Перспективы развития муниципальной службы.
Форма 11. Карта экспертной оценки деятельности педагога-психолога
Образовательное учреждение_______________________________________________
Ф И О педагога-психолога_________________________________________________
Образование______________________________________________________________
Квалификация_____________________________________________________________
Стаж работы по специальности_____________________________________________
Стаж работы в данном учреждении__________________________________________
Ф.И.О. эксперта, должность_______________________________________________
Сроки проведения экспертизы______________________________________________
Предлагаемая "Карта" дает возможность членам экспертной группы
оценить работу педагога-психолога
"Карта" состоит из трех частей. Первая и вторая части заполняются
членом экспертной группы. В первой части оцениваются условия труда,
созданные администрацией ОУ для работы педагога-психолога.
Результаты первой часта (максимум 6 баллов) в общем подсчете
баллов не учитываются. Содержание первой части рассматривается как
фактор, влияющий на эффективность деятельности психолога. Вторая часть
оценивает наличие разных видов документации, методический комплекс,
содержание работы. В графе "оценка" проверяющий обводит одну из трех
возможных оценок: если оцениваемый критерий не представлен или
представлен недостаточно - ставится 0 баллов, достаточно представлен - 1
балл, максимально представлен, значительно выше достаточного уровня - 2
балла. Например, оценивается наличие кабинета. Если у психолога нет
отдельного кабинета - обводим 0 баллов; имеется отдельный кабинет - 1;
есть кабинет для методической и индивидуальной работы и кабинет для
групповой психологической работы - 2 балла.
Третья часть карты заполняется только экспертом-психологом, т.к.
оценивается качество деятельности педагога-психолога с профессиональных
позиций.
После заполнения всех частей карты набранные баллы по второй и
третьей части суммируются.
Максимально возможное количество баллов по первой части - 6, по
второй - 16, по третьей - 14 баллов.
2 часть | 3 часть | Сумма баллов | Соответствующая категория |
8-10 | 8-10 | 16-20 | 2 категория |
11-13 | 11-13 | 21-26 | 1 категория |
14-16 | 14 | 27-30 | Высшая категория |
Все три части "Карты" оцениваются по одинаковой системе.
Оценка: 0 - не представлено или представлено недостаточно;
1 - достаточно представлено;
2 - максимально представлено (значительно превышает достаточный
уровень).
Часть 1 (заполняется членом экспертной группы)
N п/п | Критерий | Оценка | Коммен- тарий |
1. | Условия труда | ||
1.1. | Наличие кабинета | 2 1 0 | |
1.2. | Оснащенность кабинета: а) мебель, стулья, столы, мягкая мебель, шкафы, ковер, сейф; б) техника: секундомер, калькулятор, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, компьютер и др.; в) игры, игрушки, пособия; г) канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы и т.д.); д) бланки и карты для диагностической и коррекционной работы (где к кем изготавливаются); е) другое |
2 1 0 | |
1.3. | Нормативно-правовая база: Наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога: а) информационные письма, приказы, рекомендации МО РФ; б) локальные акты ("Положение ..." для служб); в) должностные обязанности |
2 1 0 |
Часть II (заполняется членом экспертной группы)
N п/п | Критерий | Оценка | Коммента- рий |
1. | Наличие рабочей документации | 2 1 0 | |
1.1. | План работы на год, утвержденный руководителем образовательного учреждения: соответствие плана работы педагога-психолога плану образовательного учреждения |
||
1.2. | Отчет о проделанной работе. Возможные формы: статистический; аналитический. Принятая в ОУ периодичность отчета: месячный, квартальный, полугодовой, годовой (подчеркнуть) |
||
1.3. | Журнал консультаций | ||
1.4. | Журнал учета групповых форм работы | ||
1.5. | Индивидуальные карты учащихся (Указать категорию детей, на которых заводятся индивидуальные карты, их количество) |
||
1.6. | Протоколы диагностических исследований |
||
1.7. | Заключения и рекомендации по результатам обследований |
||
1.8. | Другая документация | ||
2. | Наличие методического комплекса | 2 1 0 | |
2.1. | Диагностический инструментарий (перечислить) |
||
2.2. | Программы для коррекционно-развивающей работы (указать проблемы, на решение которых они направлены) |
||
2.3. | Методические материалы для учащихся, педагогов, родителей |
||
3. | Содержание работы | ||
3.1. | Работа с детьми: - обучение ключевым компетентностям: а) просветительская (лекции, беседы, психологические часы и др. формы); б) психопрофилактическая (тренинги, групповые занятия, деловые игры, др.); в) диагностическая; г) психокоррекционная и развивающая (тренинги, коррекционные занятия, игры и др.); д) профориентационная (диагностика, консультирование, групповые занятия, игры) - проектная деятельность - экспертная деятельность |
1 0 | |
3.2. | Работа с педагогическим коллективом: - обучение ключевым компетентностям: а) психолого-педагогическое просвещение (семинары, педсоветы, конференции); б) консультирование педагогов по вопросам практического применения психологии, ориентированного на повышение социально-психологической компетенции - проектная деятельность - экспертная деятельность |
1 0 |
|
3.3. | Работа с родителями: - Обучение ключевым компетентностям: а) просветительская (психолого-педагогическое просвещение, лекции, тренинги, воскресные гостиные и др. формы); б) консультирование (по вопросам обучения и воспитания ребенка, обучающегося в учреждении) - проектная деятельность - экспертная деятельность |
2 1 0 | |
4. | Участие в опытно-экспериментальной работе |
2 1 0 | |
5. | Самообразование и повышение квалификации |
2 1 0 | |
5.1. | Изучение профессиональной литературы | ||
5.2. | Участие в работе методических и научно-практических семинаров по освоению передового опыта |
||
5.3. | Выступления на конференциях, семинарах, посвященных психолого-педагогическим проблемам |
||
5.4. | Повышение квалификации: где и когда? Перечислить полученные специализации (наличие сертификатов) |
||
5.5. | Потребность в повышении квалификации | ||
6. | Взаимодействие психолога с администрацией учреждения, специалистами (отметить предмет взаимодействия, указать формы, отметить наличие психолого-педаго- гической системы) |
2 1 0 |
Часть III. Качество деятельности педагога-психолога (заполняется
экспертом-психологом)
Ф.И.О. эксперта-психолога________________________________________________
Дата___________________
п/п | Критерий | Оценка | Коммента- рий |
1. | Систематизированность материалов, находящихся а кабинете психологе (наличие методик, программ, литературы) |
2 1 0 | |
2. | Ведение рабочей документации | ||
2.1. | Соответствие плана работы педагога-психолога тану ОУ |
||
2.2. | Умение составлять аналитико-прогностические справки, на основе мониторинговых мероприятий, обобщать результаты работы, делать выводы, анализировать и прогнозировать результаты деятельности на основе отчета в аналитической форме |
||
3. | Умение разработать рекомендации для участников образовательного процесса и наметить пути реализации в их практической деятельности |
||
3.1. | Соответствие рекомендаций психолога выявленным проблемам. |
||
3.2. | Соответствие развивающих воздействий выявленным проблемам |
||
4. | Умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса ОУ на уровне использования новых психолого-педагогических технологий |
2 1 0 | |
4.1. | Формы осуществления взаимодействия с участниками образовательного процесса ОУ (констиум, педсовет, комплексные занятия, совместные программы и др.) |
||
4.2. | Умение осуществлять обоснованный выбор адекватных путей реализации психолого-педагогического обеспечения образовательной системы ОУ (роль психолога в этих мероприятиях: координатор, участник, слушатель) |
||
5. | Владение современной моделью, алгоритмом и технологией профессиональной деятельностью практического психолога. Соответствие уровня профессиональной квалификации педагога-психолога решаемым им проблемам (указать какие дополнительные к диплому сертификаты получены психологом. Где и когда?) |
2 1 0 | |
6. | Профессиональный интерес психолога направлен на: решение проблем развития ОУ |
2 1 0 | |
7. | Наличие авторских методических разработок, авторских программ, публикаций |
2 1 0 |
Форма 12. Портфолио педагога-психолога образовательного учреждения
I. Общие сведения
1. Ф.И.О, др. паспортные данные.
2. Учреждение, должность.
3. Образование (базовое, по специальности)
4. Стаж работы (общий, профессиональный, в данной должности)
5. Звания, награды.
6. Тип, вид учреждения, цель (тема) работы. Тема работы по самообразованию педагога-психолога. Область профессиональных интересов.
- Соответствие направлению работы учреждения (за исключением педагогов-психологов со стажем до 3-х лет)
7. Ведение нормативной документации. Организация рабочего места.
8. Психолого-педагогический опыт работы (с указанием сроков
Тема опыта |
Накопление |
Обобщение |
Распространение |
|
|
|
|
9. Реализуемые образовательные программы
II. Работа педагога-психолога (по субъектам образовательного процесса: учащийся - родитель - педагог - администрация учреждения)
- Психологический анализ образовательной среды, собственной деятельности; психологическая диагностика;
- Повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (в том числе членов управляющего совета учреждения)
- Психологическая профилактика; работа по обеспечению комфортной образовательной среды;
- Психологическое консультирование;
- Психологическая коррекция;
- Участие в общественном управлении учреждением; взаимодействие с социальными партнерами, общественными организациями;
- Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования (включая социально-психологические мониторинги);
- Научно-исследовательская деятельность (включая публикации, статьи);
- Использование современных информационно-коммуникативных технологий;
- Достижения в работе (включая достижения обучающихся) с указанием сроков, результатов.
Улусный, муниципальный |
Региональный, республиканский |
Всероссийский, международный |
|
|
|
III. Повышение квалификации. Преставление документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.)
IV. Внешняя оценка деятельности педагога-психолога методом анкетирования (добровольное, по желанию самого педагога-психолога):
Обучающиеся |
Родители обучающихся |
Педагогический коллектив |
Администрация учреждения |
Члены метод объединения психологов района/города |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.