Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Окружной администрации г. Якутска
от "25" августа 2010 г. N 138п
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и развитие предпринимательства в городском округе "город Якутск" на 2011-2013 годы"
18 апреля 2011 г., 24 августа 2012 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
1 |
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Поддержка и развитие предпринимательства в Городском округе "Город Якутск" на 2011-2013 годы" |
|||
2 |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
|
|||
3 |
Нормативно-правовое обеспечение |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"; - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 г.; - Закон Республики Саха (Якутия) от 16.12.08 г. 623-З N 137-IV "О внесении изменений в Государственную целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 гг."; - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 г. 278-З N 559-III "О государственной поддержке товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)"; - Постановление Окружной администрации города Якутска от 08.02.2010 г. N 10п "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Городского округа "Город Якутск" - Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 8 апреля 2008 года Пр-582; - Соглашение от 22 мая 2008 года N 49 "О сотрудничестве между Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) и Городским округом "Город Якутск". |
|||
4 |
Заказчик - координатор программы |
Окружная администрация города Якутска |
|||
5 |
Основной разработчик Программы |
Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска |
|||
6 |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска |
|||
7 |
Основные цели Программы |
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства; - увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах местных бюджетов; - увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг на территории г. Якутска; - диверсификация малого и среднего предпринимательства - существенное увеличение его доли в сфере производства, инноваций, социальных услуг, здравоохранении, образования, науке, информационных технологиях; |
|||
8 |
Основные задачи Программы |
- расширение возможностей и упрощение доступа начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства к различным видам финансовых ресурсов; - продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства г. Якутска на районные рынки Республики Саха (Якутия), региональные и международные рынки; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с целью оказания комплексной имущественной, финансовой, информационной, консультационной, учебно-образовательной, методической и юридической помощи; - участие Городского округа "Город Якутск" в конкурсах на получение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на условиях софинансирования средств из республиканского и федерального бюджетов; - координация деятельности отраслевых подразделений Окружной администрации города Якутска, реализующих меры муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства; - взаимодействие и обеспечение контроля при реализации основных направлений Программы объединениями и ассоциациями предпринимателей. |
|||
9 |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2013 годы |
|||
10 |
Перечень основных мероприятий |
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
|||
11 |
Исполнители Программы |
- Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска; - Департамент имущественных отношений Окружной администрации города Якутска; - Департамент архитектуры и градостроительства Окружной администрации города Якутска; - Управление капитального строительства Окружной администрации города Якутска; - Управы округов и администрации пригородов; - Управление по связям с общественностью Окружной администрации города Якутска; - Отдел информационно-технического обеспечения и технической защиты информации Окружной администрации города Якутска; - Правовой комитет Окружной администрации города Якутска; - Координационный Совет по предпринимательству при Главе Городского округа "Город Якутск"; - Объединения и ассоциации предпринимателей и коммерческие структуры (Якутское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Ассоциация предпринимателей г. Якутска, Ассоциация бытового обслуживания, Ассоциация автосервисных предприятий, НП "Союз-авто" и др.); Государственное учреждение дополнительного образования "Бизнес школа" г. Якутск. |
|||
12 |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
Индикаторы |
2008 г. |
2009 г. |
2014 г. (прогноз) |
Оборот малых предприятий, тыс. руб. в ценах соответствующих лет |
19 625 500,00 |
36 181 600,00 |
48 325680, 00 |
||
Объем налоговых поступлений (ЕНВД, УСН), от малого и среднего бизнеса в муниципальный бюджет, тыс. руб. |
604 100,00 |
690 500,00 |
906,5 |
||
Количество малых предприятий, ед. |
1732 |
1986 |
2 559 |
||
Количество |
217 |
338 |
379 |
||
средних предприятий, занятых в бизнесе ед. |
|
|
|
||
Количество ИП, ед. |
13 747 |
14419 |
15 980 |
||
Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике города Якутска, % |
25,7 |
26,45 |
30,1 |
||
Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике города Якутска, % |
44,1 |
45,12 |
49,3 |
||
13 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы на территории Городского округа "Город Якутск" будет способствовать: - обеспечению стабильного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства за счет создания общих благоприятных условий предпринимательской деятельности на уровне 660-680 ед. в год; - доведению к 2014 году численности работающих в малом и среднем бизнесе до 67,4 тыс. человек, т.е. созданию 10,3 тысяч новых рабочих мест и улучшению условий труда; - изменению структуры видов экономической деятельности малых и средних предприятий в пользу производственной деятельности и оказании социально-значимых услуг; - росту объема оборота продукции, работ и услуг малого и среднего предпринимательства за 2 года на 40%; - расширению налогооблагаемой базы и соответственно увеличению суммы налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса на 48% к 2014 году - за счет создания новых субъектов малого и среднего бизнеса и легализации финансово-хозяйственной деятельности действующих. Реализация мероприятий Программы будет способствовать социально-экономическому развитию Городского округа "Город Якутск" и, в конечном счете, позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в экономику г. Якутска. |
|||
14 |
Коэффициент софинансирования |
Бюджет ГО "Город Якутск", тыс. руб. |
Республиканский бюджет, тыс. руб. |
||
50% |
50% |
||||
Согласно Порядку проведения Конкурса по отбору муниципальных образований Республики Саха (Якутия), бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства | |||||
15 |
Объем и источники финансирования |
Объем и источники финансирования |
Всего |
Бюджет ГО "Город Якутск", тыс. руб. |
Республиканский бюджет, тыс. руб. |
Всего, в т.ч. по годам |
62 310,00 |
32 310,00 |
30 000,00 |
||
2011 |
14 770,00 |
7 770,00 |
7 000,00 |
||
2012 |
20 770,00 |
10 770,00 |
10 000,00 |
||
2013 |
26 770,00 |
13 770,00 |
13 000,00 |
||
16 |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска. Ежеквартальный контроль объемов финансирования Программы и контроль за изменением индикативных показателей осуществляет Комитет экономики, прогнозирования и ценообразования Окружной администрации города Якутска. |
Введение
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) в целом и по г. Якутску в частности, этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие республики, как в развитых странах, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.
Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий и бизнеса. Но именно малое и среднее предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность. Развитие малого и среднего предпринимательства - наиболее быстрый и дешевый способ создания рабочих мест и решения ряда иных социально-экономических вопросов.
Параметры результативности показывают тенденцию развития малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим их на примере параметра "количество малых предприятий на 1 тыс. человек", который является одним из самых основных, его сравнение со средним по Республике Саха (Якутия), по России, самым высоким по России (г. Москва) и средним по Европе представлен на рис. 1.
Количество малых предприятий на 1 тыс. чел. в 2009 году, ед.
Графический объект будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
В 2009 году количество малых предприятий на одну тысячу человек в г. Якутске составляло 6,4 ед., что меньше среднероссийского показателя на 1,2 ед. Показатель г. Москва достигает уровня развитых европейских городов.
Неоправданно низкие темпы развития малого и среднего предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых предприятий:
- формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества;
- создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Вместе с тем анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого и среднего предпринимательства показывает, что в г. Якутске существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной муниципальной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития городского округа.
Факторы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства |
Факторы, поддерживающие развитие малого и среднего предпринимательства |
ограниченность реального доступа субъектов предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй |
конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности |
большая налоговая нагрузка на малый и средний бизнес, недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей |
законодательное закрепление статуса малого и среднего предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки |
нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь - со стороны контролирующих органов, сдерживающих развитие предпринимательства |
наличие республиканского министерства, городского управления и различных общественных организаций, которые поддерживают развитие малого и среднего предпринимательства |
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и предпринимательской и правовой культуры |
наличие федеральных и республиканских проектов законодательных актов по поддержке предпринимательства |
недоверие граждан к государственной политике, выражающееся, в частности, в таких формах, как теневая предпринимательская деятельность |
достаточно высокий уровень предпринимательской активности и креативных способностей жителей г. Якутска |
факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым и средним предприятиям |
достигнутый уровень развития малого и среднего предпринимательства в городе, способный стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики |
Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в экономической, административной, правоохранительной и образовательной сферах.
Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, является главной целью программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Городском округе "Город Якутск" на 2011 - 2013 годы.
1. Состояние и проблемы предпринимательства в городском округе "город Якутск"
Малый и средний бизнес становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Развитие малого и среднего бизнеса в социальном аспекте означает, прежде всего, рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения. Малый и средний бизнес охватывает практически все основные виды экономической деятельности и в его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей Городского округа "Город Якутск". Малый и средний бизнес способствуют формированию среднего класса и смягчают социальную нагрузку на бюджет.
Экономический эффект от результатов деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения увеличения его вклада в объем выпускаемой продукции (услуг), повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, увеличения вклада в доходы бюджета.
В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Окружной администрации города Якутска, решающая как социальные, так и экономические задачи. В среднесрочной перспективе экономического и социального развития Городского округа "Город Якутск" на период до 2014 года определены принципы деятельности органов муниципальной власти, в том числе - содействие развитию рыночной экономики, приоритеты и основные параметры развития экономики Городского округа "Город Якутск". Ключевой задачей является формирование среднего класса, который придаст необходимую социальную устойчивость и послужит основой для преодоления дифференциации населения по доходам. Решение этой задачи напрямую зависит от эффективности развития малого и среднего предпринимательства.
По данным Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия), численность средних предприятий занятых в бизнесе по состоянию на 01.01.10 г. составляет 338 единиц, в том числе по видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6 ед. (1,8%);
- добыча полезных ископаемых - 4 ед. (1,2%);
- обрабатывающие производства - 21 ед. (6,2%);
- производство и распределение электроэнергии газа и воды - 5 ед. (1,5%);
- строительство - 12 ед. (3,6%);
- оптовая и розничная торговля - 36 ед. (10,7%);
- гостиницы и рестораны - 10 ед. (2,9%);
- транспорт и связь - 20 ед. (5,9%);
- финансовая деятельность - 20 ед. (5,9%);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 24 ед. (7,1%);
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 20 ед. (5,9%);
- предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг - 8 ед. (2,4%).
Численность малых и микропредприятий Якутска по состоянию на 01.01.10 г. составила 1986 единиц, в том числе по видам экономической деятельности:
- добыча полезных ископаемых - 10 ед. (0,6%);
- обрабатывающие производства - 141 ед. (7,9%);
- производство и распределение электроэнергии газа и воды - 19 ед. (1,1%);
- строительство - 406 ед. (22,6%);
- оптовая и розничная торговля - 474 ед. (26,4%);
- прочие виды деятельности - 770 ед. (44,4%)
Помимо средних и малых предприятий в городе по состоянию на 01.01.10 г. зарегистрировано 14419 индивидуальных предпринимателей (ИП), в том числе по видам экономической деятельности:
- транспорт - 2340 ед. (16,2%);
- торговля, общественное питание - 5828 ед. (40,4%);
- товарное производство (промышленность) - 1010 ед. (7%);
- строительство - 1016 ед. (7%);
- финансовые, страховые, операции с недвижимым имуществом - 383 ед. (2,6%);
- медицинские услуги - 148 ед. (1%).
Из выше приведенных данных видно, что число субъектов малого и среднего предпринимательства видом деятельности которых является торговля и общественное питание, гораздо больше, чем занятых в товарном производстве (промышленность), обрабатывающие производства, медицинские услуги, образование, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
Динамика основных экономических показателей малого предпринимательства малого и среднего предпринимательства представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика основных экономических показателей малого и среднего предпринимательства за период 2007-2009 гг.
Наименование показателей |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Количество средних предприятий, занятых в бизнесе ед. |
209 |
217 |
338 |
Количество малых предприятий, ед. |
1451 |
1732 |
1986 |
Количество малых предприятий на 1 тыс. чел., ед. |
5,5 |
6,2 |
6,9 |
Общий объем реализованной продукции, работ (услуг) малых предприятий, млн. руб. |
18 651,70 |
19 625,50 |
36 181,60 |
Объем налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства по специальным налоговым режимам (УСН, ЕНВД), млн. руб. |
569,0 |
696,5 |
690,500 |
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, млн. руб. |
268,20 |
322,40 |
1041,70 |
Среднемесячная оплата труда на 1 работника малых предприятий, руб. |
11 592,00 |
15 610,80 |
18099,80 |
Общая численность работающих занятых в средних предприятиях, чел. |
23193 |
23870 |
23565 |
Общая численность работающих занятых в малых предприятиях, чел. |
15 594 |
18 437 |
21188 |
Численность индивидуальных предпринимателей, чел. |
13 247 |
13 747 |
14419 |
Доля индивидуальных предпринимателей зарегистрированных в городе Якутске от общего числа ИП по всей Республике Саха (Якутия) |
37,6 |
36,0 |
37,2 |
Доля малых предприятий в общем объеме реализации продукции, работ (услуг), % |
17,4 |
18,8 |
20,1 |
Доля численности работников, занятых в малом предпринимательстве в общей численности работников, занятых в экономике Городского округа "Город Якутск", % |
22,6 |
25,7 |
26,45 |
Доля численности работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве в общей численности работников, занятых в экономике Городского округа "Город Якутск", % |
40,8 |
44,1 |
45,12 |
Согласно статьи 15 "Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа" Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ Окружной администрацией города Якутска за 2008 год проведено 598 торгов и котировок цен на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, объем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг составил 1853836,10 тыс. руб. Объем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства 1501607,24 тыс. руб., что в общем объеме поставок (продукции, работ, услуг) для муниципальных нужд составляет 81%.
За 2009 год проведено 628 торгов и котировок цен на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, объем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг составил 1804349,15 тыс. руб. Объем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства 1172826,95 тыс. руб., что в общем объеме поставок (продукции, работ, услуг) для муниципальных нужд составляет 65%.
Наряду с общими позитивными изменениями существуют и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в г. Якутске, которые обусловлены рядом причин:
- высокая стоимость покупки и аренды недвижимого имущества (земельные участки, нежилые помещения);
- долгая процедура согласования документов касающихся земельных вопросов;
- высокая стоимость подключения к электросетям и подвода коммуникаций (электроэнергия, газоснабжение, водоснабжение, теплоэнергия);
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
Реализация муниципальной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 апреля 2011 г. N 81п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Основные цели Программы:
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах местных бюджетов;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг на территории г. Якутска;
- диверсификация малого и среднего предпринимательства - существенное увеличение его доли в сфере производства, инноваций, социальных услуг, здравоохранении, образования, науке, информационных технологиях;
Основными задачами Программы на среднесрочную перспективу являются:
- расширение возможностей и упрощение доступа начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства к различным видам финансовых ресурсов;
- продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства г. Якутска на районные рынки Республики Саха (Якутия), региональные и международные рынки;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с целью оказания комплексной имущественной, финансовой, информационной, консультационной, учебно-образовательной, методической и юридической помощи;
- участие Городского округа "Город Якутск" в конкурсах на получение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на условиях софинансирования средств из республиканского и федерального бюджетов;
- координация деятельности отраслевых подразделений Окружной администрации города Якутска, реализующих меры муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- взаимодействие и обеспечение контроля при реализации основных направлений Программы объединениями и ассоциациями предпринимателей.
Для успешного решения данных задач необходимо обеспечить более тесное взаимодействие органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления ГО "Город Якутск", общественных организаций и объединений предпринимателей Городского округа.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям Федерального закона N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", к участию в программе;
- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- открытость процедур оказания поддержки;
Приоритетом пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, занятые в следующих сферах деятельности:
- пищеперерабатывающая промышленность:
- производство хлеба и хлебобулочных изделий;
- переработка молочной продукции;
- производство полуфабрикатов;
- производство рыбной продукции.
- социально-значимые услуги:
- услуги в сфере образования, в т.ч. дошкольного образования;
- медицинские и санаторно-оздоровительные услуги;
- услуги парикмахерских в пригородах и окраинах города Якутска;
- услуги пассажирского транспорта;
- услуги физической культуры и спорта;
- услуги бань и душевых;
- ритуальные услуги;
- ремонт и пошив обуви;
- ремонт и пошив одежды;
- изготовление и ремонт мебели;
- химчистка и крашение;
- услуги прачечных;
- ремонт жилья;
- услуги платных туалетов в зонах отдыха;
- ветеринарные услуги;
- производство строительных материалов:
- производство шлакоблоков, кирпичей, плит и др.
- производство пиломатериалов.
- производство традиционных сувенирных и художественных изделий, ремесленничество;
- оказание услуг по эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства,
- утилизация ТБО и переработка вторичного сырья;
- организация сбыта собственной продукции местных товаропроизводителей в т.ч. организаций инвалидов, расположенных на территории Городского округа "Город Якутск" в т.ч. за пределами Республики Саха (Якутия).
Настоящая Программа рассчитана на среднесрочный период - 2011 - 2013 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложению N 2 к постановлению Окружной администрации города Якутска N 138п от 25 августа 2010 года.
Расходы, связанные с исполнением мероприятий Программы и предусмотренное финансирование из местного и республиканского бюджетов подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджетов.
3. Основные мероприятия программы
Основные направления государственной поддержки предпринимательства определены Законом Российской Федерации от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ", к которым отнесены следующие виды поддержки:
- финансовая;
Поддержка малого и среднего предпринимательства для г. Якутска является относительно новым направлением, мероприятия по поддержке и развитию предпринимательства в ГО "Город Якутск" разработаны с учетом полномочий местного самоуправления на основе реальных возможностей бюджета Городского округа "Город Якутск".
Эти мероприятия с каждым годом будут способствовать установлению тесной связи между муниципальной властью и бизнесом.
Комплекс основных мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства в Городском округе "Город Якутск" на 2011 - 2013 годы:
1. Финансовая поддержка.
Цель финансовой поддержки: обеспечение и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1.1. субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, международных экономических и тематических форумах, проведению презентации республиканской промышленной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, (субсидии предоставляются на покрытие части затрат участия в выставках-ярмарках, конкурсах, чемпионатах, а именно: а) транспортные расходы одного представителя субъекта малого и среднего предпринимательства до места проведения и обратно; б) провоз багажа весом до 100 кг до места проведения; в) аренда выставочных площадей, включая выставочные стенды, оборудование, витрины).
Порядок предоставления субсидий для компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, международных экономических и тематических форумах, проведению презентации республиканской промышленной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства приведен в Приложении N 5 настоящей Программы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в Приложении N 5 к постановлению Окружной администрации города Якутска N 138п от 25 августа 2010 года"
1.2. предоставление субсидий начинающим предпринимателям для создания собственного бизнеса (для компенсации части затрат за аренду помещения в первый год деятельности, для покупки оборудования, для подключения к электросетям и подвода коммуникаций).
Порядок предоставления субсидий начинающим предпринимателям для создания собственного бизнеса приведен в Приложении N 6 настоящей Программы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в Приложении N 6 к постановлению Окружной администрации города Якутска N 138п от 25 августа 2010 года"
2. Имущественная поддержка.
2.1. Формирование и ведение реестра муниципального имущества Городского округа "Город Якутск", предназначенного для предоставление в аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.2. Предоставление арендаторам муниципального имущества осуществляющие социально-значимые услуги населению льгот по уплате арендной платы согласно Постановлению Главы Городского округа "Город Якутск" N 21 от 23.03.09 г.
2.3. Предоставление земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Городского округа "Город Якутск".
3. Информационная, консультационная поддержка.
3.1. Создание и поддержка блока "Поддержка малого и среднего предпринимательства по Городскому округу "Город Якутск" на официальном сайте Городского округа "Город Якутск" - Yakutsk-city.ru.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "http://www.yakutsk-city.ru"
Цель мероприятия: максимальное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о существующей муниципальной поддержке со стороны ГО "Город Якутск". На портале будут размещаться нормативные документы, онлайн-консультации, электронная биржа товаров и услуг и многие другие интересующие предпринимателей вопросы.
3.2. Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки о механизмах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Якутске (создание плана работы со СМИ);
3.3. Содействие максимальному охвату статистическим наблюдением субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производстве товаров и услуг.
4. Организационные мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства:
4.1. Организация работы Координационного Совета по предпринимательству при Главе Городского округа "Город Якутск";
4.2. Проведение конкурса "Лучший предприниматель города Якутска", выставок, ярмарок для субъектов малого и среднего предпринимательства, проведение ежегодного Дня предпринимателя.
Положение о городском конкурсе "Лучший предприниматель города Якутска" приведено в Приложении N 7 настоящей Программы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в Приложении N 7 к постановлению Окружной администрации города Якутска N 138п от 25 августа 2010 года"
4.3. Проведение опроса (анкетирования) субъектов малого и среднего предпринимательства по проблемам развития малого и среднего предпринимательства в г. Якутске.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 апреля 2011 г. N 81п в подпункт 4.4 пункта 4 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
4.4. Ежегодно рассматривать возможность предоставления налоговых послаблений субъектам малого и среднего предпринимательства в части уплаты местных налогов в местный бюджет.
Исполнители мероприятий, сроки реализации, объемы и источники финансирования приведены в Приложении N 2 к постановлению Окружной администрации города Якутска N 138п от 25 августа 2010 года.
4. Сведения о распределении объемов и источников финансирования
Общий объем финансирования на весь период составляет 62 310,00 тыс. рублей, из них:
Таблица 2
Наименование источников |
Единица измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего, в т.ч.: |
тыс. руб. |
14 770,00 |
20 770,00 |
26 770,00 |
62 310,00 |
- республиканский бюджет |
тыс. руб. |
7 000,00 |
10 000,00 |
13 000,00 |
30 000,00 |
- городской бюджет |
тыс. руб. |
7 770,00 |
10 770,00 |
13 770,00 |
32 310,00 |
* Расходы, связанные с исполнением мероприятий Программы и предусмотренное финансирование из местного и республиканского бюджетов подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджетов.
Согласно Порядку проведения Конкурса по отбору муниципальных образований Республики Саха (Якутия), бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, доля софинансирования в общей сумме расходов за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) устанавливается одинаковой для всех мероприятий муниципального образования - победителя конкурса и не превышает 50%.
5. Организация и механизм выполнения программы, контроль над ходом ее реализации
Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках и объемах утвержденных сумм, включенных в Программу. Заказчиком-координатором Программы является Окружная администрация города Якутска.
Порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства требующих финансовых затрат:
- разработка и утверждение ежегодного Плана действий с указанием конкретных исполнителей и сроков реализации отдельных мероприятий. Реализация программных мероприятий Программы предусматривает взаимодействие Управления предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска с Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), общественными объединениями и инфраструктурами поддержки предпринимателей г. Якутска (отв. УПППиТ);
- составление бюджетной заявки на выделение средств из местного и республиканского бюджетов для финансирования мероприятий в очередном году (отв. УПППиТ);
- разработка нормативно-правовой базы для мероприятий по реализации программы (отв. УПППиТ совместно с Правовым комитетом Окружной администрации города Якутска);
- организация информационно-разъяснительной работы по информированию населения о принятой Программе через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров (отв. УПППиТ);
- сбор заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на получение муниципальной поддержки (отв. УПППиТ);
- составление списка субъектов малого и среднего предпринимательства, нуждающихся в муниципальной поддержке (отв. УПППиТ);
- утверждение на Координационном Совете по предпринимательству при Главе Городского округа "Город Якутск" списка субъектов малого и среднего предпринимательства планируемым оказание муниципальной поддержки в текущем году с указанием суммы поддержки (отв. УПППиТ);
- распределение утвержденным на Координационном Совете по предпринимательству при Главе Городского округа "Город Якутск" предпринимателям финансовых средств согласно утвержденных размеров (отв. УПППиТ).
Порядок реализации мероприятий Программы не требующих финансовых затрат:
- составление плана работы (отв. УПППиТ).
- работа по составленному плану (отв. УПППиТ).
Ответственным за ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки является Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска.
При изменении объемов бюджетного финансирования Городского округа "Город Якутск", по сравнению с предусмотренными утвержденной Программой, Окружная администрация города Якутска, как Заказчик, в установленном порядке сроки уточняет объемы финансирования за счет других источников, а также проводит корректировку перечня первоочередных проектов для реализации Программы в установленные сроки.
Распорядителем средств финансирования мероприятий Программы является Окружная администрация города Якутска.
Организация управления реализацией Программы и контроль над ходом реализации возлагаются на Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска. Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, осуществляет оперативный контроль над исполнением Программы и разрабатывает предложения по изменению и дополнению Программы, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, координирует деятельность государственных, негосударственных и общественных организаций, функционирующих в сфере малого и среднего предпринимательства. Также в функции Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта входят:
- совершенствование нормативной, правовой и методической базы для развития малого и среднего предпринимательства;
- содействие дальнейшему развитию инфраструктур поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание эффективных механизмов использования средств местного, республиканского и иных источников финансирования для достижения целей Программы;
- составление реестра субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей муниципальной поддержки в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечение контроля над реализацией Программы с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта.
Формирование, порядок, направление и использование средств регулируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Уставом Городского округа "Город Якутск". Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении программных мероприятий, осуществляется на основе отдельных соглашений и договоров.
Расходование средств на Программу производится в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Объемы и структура источников финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями местного бюджета ГО "Город Якутск" и иных средств.
Координация деятельности участников Программы возлагается на Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта Окружной администрации города Якутска.
Ответственные исполнители мероприятий, указанные в Программе первыми, могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки.
Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Комитет экономики, прогнозирования и ценообразования отчет о реализации Программы по утвержденным формам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.