Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)", внесенный Президентом Республики Саха (Якутия).
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), народным депутатам Республики Саха (Якутия), в представительные органы муниципальных образований для замечаний и предложений.
Установить, что замечания и предложения к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству до 28 февраля 2014 года.
3. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству (А.И. Еремеев) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель Государственного Собрания |
А. Жирков |
г. Якутск,
5 февраля 2014 года
ГС N 143-V
Вносится Президентом
Республики Саха (Якутия)
Проект Закона Республики Саха (Якутия)
"Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)"
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации гарантированного Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) права на непосредственное участие в управлении делами государства путем осуществления общественного контроля.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящим Законом устанавливаются организационные и правовые основы осуществления общественного контроля в Республике Саха (Якутия) как деятельности субъектов общественного контроля, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом, по наблюдению, проверке и оценке соответствия деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), иных объектов общественного контроля общественным интересам.
2. Действие настоящего Закона распространяется на осуществление общественного контроля в отдельных сферах, связанных с деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и суда, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, здравоохранением, исполнением наказаний, жилищно-коммунальным хозяйством, а также в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции во взаимосвязи и в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим правоотношения в указанных сферах.
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и понятия:
1) общественные интересы - осознаваемые обществом потребности в обеспечении благополучия, безопасности, стабильности, устойчивом развитии общества, представлении и защите прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) и законодательством Республики Саха (Якутия);
2) общественный контроль - деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных объектов общественного контроля;
3) субъекты общественного контроля - граждане, их объединения, инициативные группы общественного контроля, некоммерческие негосударственные организации, Общественная палата Республики Саха (Якутия), общественные советы при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), общественные советы (палаты) муниципальных образований, общественные представители Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях, общественные наблюдательные комиссии, комиссии общественного контроля, профессиональные союзы, наблюдательные и попечительские советы некоммерческих организаций, иные субъекты общественного контроля, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), муниципальных образований;
4) объекты общественного контроля - органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, в том числе коммерческие организации, деятельность которых затрагивает общественные интересы;
5) государственные и муниципальные организации - юридические лица, созданные с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), в уставных капиталах (имуществе) которых доля (вклад) Республики Саха (Якутия), муниципального образования составляет более пятидесяти процентов, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения;
6) обязательная общественная экспертиза - общественная экспертиза, проведение которой является обязательной в силу требований настоящего Закона, других нормативных правовых актов, которые затрагивают осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
7) инициативная общественная экспертиза - общественная экспертиза, проводимая по инициативе субъектов общественного контроля.
Статья 3. Цели и задачи общественного контроля
1. Общественный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов, прав и свобод граждан.
2. Общественный контроль призван способствовать:
1) признанию, обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина;
2) повышению уровня участия граждан и их объединений в государственном управлении и местном самоуправлении;
3) реализации гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;
4) повышению уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления, обеспечению прозрачности этой деятельности, обеспечению обратной связи между обществом и государством, предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
5) формированию и развитию гражданского правосознания;
6) повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижению рисков принятия и реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления противоправных и (или) противоречащих общественным интересам решений;
7) устойчивому и благополучному развитию общества и государства.
Статья 4. Основные принципы общественного контроля
Принципами общественного контроля являются:
1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;
3) самостоятельность, добросовестность и разумность субъектов общественного контроля;
4) публичность и открытость проведения общественного контроля и рассмотрения его результатов с использованием широкого спектра информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств массовой информации;
5) законность действий субъектов общественного контроля;
6) объективность и достоверность;
7) недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля;
8) обязательность рассмотрения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, их должностными лицами результатов общественного контроля;
9) независимость субъектов общественного контроля от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
10) недопустимость вмешательства в деятельность государственных и муниципальных органов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Основные формы общественного контроля
1. Общественный контроль в Республике Саха (Якутия) осуществляется в следующих формах:
1) общественные обсуждения;
2) общественные (публичные) слушания;
3) общественный мониторинг;
4) общественная экспертиза;
5) общественная проверка;
6) общественное расследование;
7) опрос общественного мнения;
8) публичный отчет руководителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.
2. Настоящий Закон не ограничивает перечень форм общественного контроля и допускает иные формы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Основные формы результатов мероприятий общественного контроля
1. Результатом общественного контроля может быть общественная инициатива, имеющая целью отмену, дополнение или изменение действующего либо принятие нового правового акта, обжалование неправомерных решений органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
2. Основными формами результатов мероприятий общественного контроля являются:
1) итоговый протокол общественных обсуждений;
2) итоговый протокол общественных (публичных) слушаний;
3) доклад о результатах общественного мониторинга;
4) заключение общественной экспертизы;
5) акт общественной проверки;
6) акт общественного расследования;
7) доклад о результатах опроса общественного мнения;
8) резолюция по итогам публичного отчета руководителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций;
9) внесение предложений по совершенствованию деятельности и устранению условий, способствующих нарушениям со стороны органов власти.
3. Настоящий Закон не ограничивает перечень форм результатов мероприятий общественного контроля и допускает иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля
1. Субъекты общественного контроля доводят до всеобщего сведения информацию о своей деятельности, в том числе о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их итогах, на своих официальных сайтах, публикуют ее в средствах массовой информации, а также доводят информацию об итогах общественного контроля до сведения органов прокуратуры и (или) органов государственной власти и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих объектов общественного контроля.
2. Организации, являющиеся объектами общественного контроля, доводят до всеобщего сведения информацию о своей деятельности в области общественного контроля в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Субъекты общественного контроля запрашивают необходимую им для осуществления своей деятельности информацию у организаций, являющихся объектами общественного контроля, их должностных лиц в устной или письменной форме либо в форме электронного документа.
В запросе, составленном в письменной форме или в форме электронного документа, указываются:
1) наименование субъекта общественного контроля либо фамилия, имя и отчество общественного контролера (общественного инспектора, общественного эксперта), почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса;
2) наименование организации или лица, являющихся объектами общественного контроля, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица;
3) предмет запроса информации в порядке осуществления общественного контроля.
Запрос информации подлежит рассмотрению в двухнедельный срок со дня его поступления. В случае если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, то в течение семи дней со дня поступления запроса субъект общественного контроля уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Законом срока для ответа на запрос.
Отказ и отсрочка в предоставлении информации, а равно нарушение порядка предоставления субъекту общественного контроля запрошенной им информации могут быть обжалованы в суд.
Статья 8. Конфликт интересов
1. При наличии конфликта интересов участие в общественном контроле не допускается.
2. Под конфликтом интересов в настоящем Законе понимается ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью субъекта общественного контроля и целями общественного контроля, установленными настоящим Законом, которое влияет или может влиять на надлежащую реализацию им полномочий по осуществлению общественного контроля либо препятствовать обеспечению или защите общественных интересов.
3. Под личной заинтересованностью в настоящем Законе понимается возможность получения субъектом общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг для себя либо для третьих лиц.
Глава 2. Субъекты и объекты общественного контроля
Статья 9. Субъекты общественного контроля
1. В соответствии с настоящим Законом субъектами общественного контроля являются:
1) граждане, их объединения;
2) инициативные группы общественного контроля;
3) некоммерческие негосударственные организации;
4) Общественная палата Республики Саха (Якутия);
5) общественные советы при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);
6) общественные советы (палаты) муниципальных образований;
7) общественные представители Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях;
8) общественные наблюдательные комиссии;
9) комиссии общественного контроля;
10) профессиональные союзы;
11) наблюдательные и попечительские советы некоммерческих организаций;
12) иные субъекты общественного контроля, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
2. Осуществление общественного контроля в сфере деятельности профессиональных союзов, защиты прав потребителей, избирательного законодательства регулируется соответствующими федеральными законами.
3. Субъекты общественного контроля вправе:
осуществлять общественный контроль в формах, установленных настоящим Законом, в том числе в качестве инициаторов, организаторов и участников проводимых мероприятий;
запрашивать и получать необходимую для защиты общественных интересов информацию о деятельности объектов общественного контроля, за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, в том числе фотографировать или иным образом копировать представленные документы и материалы, получать и фиксировать с помощью технических средств пояснения должностных лиц и сотрудников;
получать доступ в организации, являющиеся объектами общественного контроля, для контактов с их руководителями или лицами, специально уполномоченными для работы с представителями общественности, для получения пояснений должностных лиц и сотрудников, несущих ответственность за деятельность, подлежащую общественному контролю;
направлять отчеты об итогах осуществления общественного контроля организациям и лицам, являющимся объектами общественного контроля, и требовать от них мотивированного ответа на все содержащиеся в отчетах замечания и предложения;
обращаться за содействием в осуществлении общественного контроля в органы прокуратуры, а также в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих объектов общественного контроля, приглашать представителей указанных органов к участию в проводимых мероприятиях;
обжаловать в судебном порядке неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, затрудняющие осуществление общественного контроля в соответствии с законом.
Субъекты общественного контроля имеют также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
4. Субъекты общественного контроля обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
осуществлять общественный контроль добросовестно и непредвзято, не злоупотреблять полномочиями по осуществлению общественного контроля, избегать конфликта интересов;
не создавать препятствий законной деятельности организации, являющейся объектом общественного контроля, ее должностных лиц и сотрудников;
соблюдать конфиденциальность полученной в процессе осуществления общественного контроля информации, распространение которой ограничено федеральными законами;
доводить до всеобщего сведения информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о ее итогах;
рассматривать поступившие от организаций и лиц, являющихся объектами общественного контроля, возражения и замечания на отчет об итогах общественного контроля и в установленные сроки направлять мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.
Субъекты общественного контроля несут также иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 10. Общественная палата Республики Саха (Якутия)
1. Общественная палата Республики Саха (Якутия) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы, союзов (ассоциаций) общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия), с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
2. Общественная палата Республики Саха (Якутия) является координатором общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и общественных советов муниципальных образований Республики Саха (Якутия), других субъектов общественного контроля, действующих в соответствии с настоящим Законом.
Статья 11. Общественный совет при исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия)
1. Общественный совет при исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) - орган общественного контроля, наделенный полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с исполнительным органом государственной власти в целях учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этого органа.
2. Общественный совет при исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) формируется решением исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) по предложению Общественной палаты Республики Саха (Якутия) по результатам рассмотрения предложений, поступивших от граждан, их объединений, организаций и учреждений и с учетом консультаций, проведенных с соответствующим исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
3. Член общественного совета при исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) при необходимости вправе принимать участие в работе соответствующих комиссий общественных советов в муниципальных образованиях, а также в работе органов местного самоуправления.
4. Порядок формирования и деятельности, полномочия общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) устанавливаются постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 12. Общественный совет муниципального образования Республики Саха (Якутия)
1. Общественный совет муниципального образования Республики Саха (Якутия) - орган общественного контроля, наделенный полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления в целях учета общественных интересов, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов.
2. Общественный совет муниципального образования формируется решением представительного органа муниципального образования по предложению Общественной палаты Республики Саха (Якутия) с учетом предложений граждан, их объединений, органов территориального общественного самоуправления.
3. Количественный состав, порядок формирования, полномочия и срок деятельности общественного совета муниципального образования определяются положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Статья 13. Общественный представитель Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальном образовании
1. Общественный представитель Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальном образовании является субъектом общественного контроля, осуществляющим на территории соответствующего муниципального образования наблюдение, проверку и оценку соответствия общественным интересам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), иных объектов общественного контроля.
2. Общественным представителем Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальном образовании может быть гражданин, достигший 21 года и постоянно проживающий в соответствующем муниципальном образовании.
3. Порядок формирования состава общественных представителей Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), а также порядок их деятельности и полномочия определяются Президентом Республики Саха (Якутия).
Статья 14. Общественные наблюдательные комиссии
Общественные наблюдательные комиссии являются субъектами общественного контроля, обеспечивающими общественный контроль за соблюдением прав человека и гражданина в пределах компетенции, определяемой Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и иными федеральными законами, в соответствии с которыми такие наблюдательные комиссии созданы.
Статья 15. Комиссии общественного контроля
1. Комиссии общественного контроля создаются по инициативе Общественной палаты Республики Саха (Якутия), общественных советов муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
2. Комиссии общественного контроля не являются государственными и муниципальными органами или общественными организациями и не осуществляют полномочия государственных и муниципальных органов и должностных лиц, которые осуществляют проверку работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, не вмешиваются в их административно-экономическую деятельность.
Статья 16. Профессиональные союзы
Профессиональные союзы, их ассоциации и объединения являются субъектами общественного контроля и осуществляют свою деятельность в сфере общественного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах.
Статья 17. Попечительские (наблюдательные) советы некоммерческих организаций
Попечительские (наблюдательные) советы некоммерческих организаций, действующих в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, деятельности негосударственных пенсионных фондов, являются субъектами общественного контроля и обеспечивают общественный контроль за соблюдением общественных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 18. Взаимодействие субъектов общественного контроля с общественными объединениями, муниципальными и государственными органами
Субъекты общественного контроля строят свою работу во взаимодействии с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления, общественными объединениями, Общественной палатой Республики Саха (Якутия), общественными советами муниципальных образований Республики Саха (Якутия), а также иными субъектами общественного контроля.
Статья 19. Объекты общественного контроля
1. Объектами общественного контроля являются органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, предприятия и учреждения, подведомственные соответствующему органу государственной власти или органу местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
2. Объектами общественного контроля могут являться коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели в той части, в которой их деятельность затрагивает общественные интересы и осуществляется в сфере торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, здравоохранения, оказания иных социальных услуг населению, использования объектов животного или растительного мира, а равно использования средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджетов муниципальных образований.
3. Организации и лица, являющиеся объектами общественного контроля, вправе:
получать отчеты об итогах осуществления общественного контроля;
направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на отчеты об итогах осуществления общественного контроля и требовать от них мотивированного ответа на все содержащиеся замечания;
обжаловать в суд отчеты об итогах осуществления общественного контроля.
4. Организации и лица, являющиеся объектами общественного контроля, обязаны:
содействовать осуществлению общественного контроля, уважать права и законные интересы субъектов общественного контроля, взаимодействовать с ними;
обеспечить доступность информации о своей деятельности, представляющей общественный интерес;
рассматривать запросы субъектов общественного контроля, направленные в их адрес в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественном контроле, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
рассматривать отчеты об итогах осуществления общественного контроля и в установленные сроки направлять мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.
Глава 3. Основные формы общественного контроля
Статья 20. Общественные обсуждения
1. Общественное обсуждение - процесс публичного рассмотрения вопросов и проблем, затрагивающих общественные интересы, организуемый субъектами общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными объектами общественного контроля.
2. Проведение общественных обсуждений является обязательным в отношении проектов:
1) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), конституционных законов Республики Саха (Якутия), а также законов, вносящих в них изменения;
2) законов Республики Саха (Якутия), которые затрагивают:
осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
осуществление государственной политики в сфере труда и социального обеспечения, поддержки лиц, относящихся к социально уязвимым группам населения;
обеспечение государственной и общественной безопасности, а также правопорядка;
охрану окружающей среды и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения;
межнациональные и межконфессиональные отношения, гарантии равноправия граждан;
основы избирательной системы, организации выборов и референдумов;
основы макроэкономической и кредитно-финансовой политики;
образование и просвещение, науку и культуру, массовый туризм и спорт;
деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
3. Общественные обсуждения проводятся с привлечением к участию в них максимально широких слоев населения, представителей различных социальных групп, в том числе лиц, чьи права и законные интересы затрагивает или может затронуть предмет обсуждения.
Решением уполномоченного Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) на основе предложений органов местного самоуправления определяются площади единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест в населенных пунктах муниципального образования.
Перечень специально отведенных мест подлежит обязательному опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Общественные обсуждения проводятся публично и открыто, с возможностью свободного высказывания мнений и предложений относительно предмета обсуждения. При этом использование доступных организатору средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационной сети Интернет является обязательным.
5. Порядок проведения общественного обсуждения определяется его организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Организатор общественного обсуждения заблаговременно доводит до всеобщего сведения информацию о предмете обсуждения, сроках, порядке проведения и подведения итогов обсуждения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона. Одновременно организатор обеспечивает свободный доступ, в том числе удаленный, ко всем имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся предмета обсуждения.
6. Организатор общественного обсуждения обеспечивает прием и документирование письменных замечаний и предложений, а также размещение их на информационных ресурсах, используемых для освещения хода обсуждения.
7. Подведение итогов общественного обсуждения может проводиться путем голосования участников на официальном сайте организатора обсуждения.
8. По итогам общественного обсуждения его организатор составляет итоговый протокол, содержащий сводную информацию о ходе и результатах обсуждения, в том числе об основных мнениях его участников, а также об одобренных большинством участников рекомендациях. Если в рамках обсуждения проводились общественные (публичные) слушания, опрос общественного мнения, иные мероприятия, относящиеся к формам общественного контроля, то их итоги являются неотъемлемой частью итогового протокола общественного обсуждения.
9. Итоговый протокол общественного обсуждения направляется на рассмотрение и доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
Статья 21. Общественные (публичные) слушания
1. Общественные (публичные) слушания - собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, иными объектами общественного контроля, для обсуждения вопросов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, на предмет соответствия общественным интересам решений, предлагаемых объектами общественного контроля.
2. Проведение общественных (публичных) слушаний является обязательным в отношении проектов:
закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и об исполнении закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) за предыдущий финансовый год, а также проектов законов, вносящих в них изменения;
устава муниципального образования и нормативных правовых актов, вносящих в них изменения, кроме случаев, когда изменения в устав муниципального образования вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
нормативных правовых актов о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и об исполнении бюджета за предыдущий финансовый год, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
государственных программ Республики Саха (Якутия) и муниципальных программ, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения.
правовых актов и решений, касающихся вопросов градостроительства, землепользования и застройки, дорожного строительства, использования природных ресурсов, экологической безопасности.
Обязательные общественные (публичные) слушания проводятся также в отношении:
материалов оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, когда такая оценка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 100 миллионов рублей;
других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
3. Общественные (публичные) слушания проводятся, как правило, в помещениях, позволяющих обеспечить участие в них представителей различных групп населения, чьи права и законные интересы затрагивает предмет рассмотрения. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ к участию в них заинтересованных лиц или их представителей.
4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто, с возможностью свободного высказывания мнений и предложений относительно предмета рассмотрения. Аудиозапись слушаний является обязательной. Организатор и участники слушаний вправе вести их видеозапись, в том числе с одновременным доведением их до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и подведения их итогов определяется его организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор слушаний заблаговременно доводит до всеобщего сведения информацию о предмете рассмотрения, дате, порядке проведения и подведения итогов слушаний в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона. Одновременно организатор обеспечивает свободный доступ, в том числе удаленный, ко всем имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся предмета рассмотрения.
6. Организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает прием и документирование письменных замечаний и предложений, касающихся предмета рассмотрения и поступивших в адрес организатора с момента объявления о проведении слушаний и до момента подведения их итогов. Полученные замечания и предложения приобщаются к итоговому протоколу слушаний.
7. Подведение итогов общественных (публичных) слушаний проводится путем голосования участников.
8. По итогам общественных (публичных) слушаний их организатор в двухнедельный срок составляет итоговый протокол и (или) заключение о результатах, содержащие сводную информацию об их ходе, в том числе об основных мнениях его участников, о поступивших предложениях и заявлениях, а также одобренные большинством участников рекомендации.
9. Итоговый протокол и (или) заключение о результатах общественных (публичных) слушаний, а также их аудиозапись направляются на рассмотрение и доводятся до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
Статья 22. Общественный мониторинг
1. Общественный мониторинг - постоянное или систематическое наблюдение за деятельностью объектов общественного контроля, включающее сбор, обобщение, систематизацию и анализ информации, представляющей общественный интерес.
2. Проведение общественного мониторинга является обязательным в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
3. Общественный мониторинг проводится публично и открыто, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. При выявлении нарушений общественных интересов в деятельности объекта общественного контроля организатор общественного мониторинга незамедлительно доводит соответствующую информацию до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
4. Порядок проведения общественного мониторинга и подведения его итогов определяется его организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Организатор заблаговременно доводит до всеобщего сведения информацию о предмете общественного мониторинга, предполагаемых сроках и порядке его проведения и подведения итогов в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
5. По итогам общественного мониторинга его организатор в двухнедельный срок составляет доклад о результатах общественного мониторинга, содержащий сводную информацию о его ходе, а также полученных выводах и рекомендациях.
6. Доклад о результатах общественного мониторинга направляется на рассмотрение и доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
7. В зависимости от хода или итогов общественного мониторинга их организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, общественного расследования, иных мероприятий, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.
Статья 23. Общественная экспертиза
1. Общественная экспертиза - исследование и оценка документов и материалов, касающихся деятельности объекта общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам, основанные на использовании ее исполнителями (общественными экспертами, общественными экспертными организациями) специальных знаний и (или) опыта в соответствующей сфере.
2. Общественная экспертиза проводится в форме обязательной или инициативной общественной экспертизы.
3. Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении проектов:
1) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), конституционных законов Республики Саха (Якутия), а также законов, вносящих в них изменения;
2) закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и об исполнении закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) за предыдущий финансовый год, а также законов, вносящих в них изменения;
3) устава муниципального образования и проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
4) государственных программ Республики Саха (Якутия);
5) закона Республики Саха (Якутия), регламентирующего порядок формирования и деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
4. Проекты иных нормативных правовых актов, не подпадающих под действие части 3 настоящей статьи, могут стать предметом общественной экспертизы по инициативе субъектов общественного контроля.
5. Решение о проведении обязательной общественной экспертизы принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, на рассмотрении которого находится соответствующий проект. В случае отсутствия такого решения ответственность за проведение обязательной общественной экспертизы возлагается на ее организатора.
6. Организаторами обязательной общественной экспертизы могут быть Общественная палата Республики Саха (Якутия), общественные советы при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), общественные советы (палаты) муниципальных образований, а также Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Саха (Якутия), Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
7. При направлении проекта нормативного правового акта на общественную экспертизу соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления доводит до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона его текст, сопроводительные материалы, а также сведения:
о сроках проведения обязательной общественной экспертизы;
об организаторе обязательной общественной экспертизы, которому направлен проект нормативного правового акта;
о порядке приема и рассмотрения заключения обязательной общественной экспертизы.
8. Порядок проведения общественной экспертизы определяется ее организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Исполнителями общественной экспертизы могут быть общественные эксперты и общественные экспертные организации, аккредитованные (зарегистрированные) в порядке, установленном законодательством.
Организатор обязательной общественной экспертизы в десятидневный срок с момента доведения проекта до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона обязан сформировать экспертную комиссию, для чего в том же порядке довести до всеобщего сведения информацию:
о квалификационных требованиях к приглашаемым общественным экспертам;
о порядке и сроках направления заявок общественными экспертами, желающими войти в состав экспертной комиссии;
о порядке рассмотрения и критериях отбора общественных экспертов из числа пожелавших войти в состав экспертной комиссии;
о сроках представления экспертных заключений.
При формировании экспертной комиссии организатор общественной экспертизы учитывает сведения об общественных экспертах, чтобы обеспечить необходимое разнообразие как по профессиональным квалификациям общественных экспертов, так и по представляемым ими интересам разных социальных, территориальных, профессиональных и иных групп.
По завершении формирования экспертной комиссии организатор общественной экспертизы обязан довести до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона сведения:
об общественных экспертах, которые включены в состав экспертной комиссии;
о порядке работы экспертной комиссии и ее членов, в том числе о порядке направления запросов и получения дополнительных материалов и документов;
о формах обсуждения экспертных заключений с целью выработки заключения экспертной комиссии;
о порядке оформления экспертных заключений членами экспертной комиссии.
9. Организатор обязательной общественной экспертизы вправе по инициативе проводящих ее общественных экспертов либо по собственной инициативе запрашивать необходимые для ее проведения дополнительные сведения и материалы, а также разъяснения разработчиков проекта. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, а также их должностные лица обязаны безвозмездно предоставлять запрошенные сведения и материалы не позднее чем в семидневный срок.
10. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может быть менее шестидесяти и более ста восьмидесяти дней с момента доведения проекта до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона. Орган государственной власти Республики Саха (Якутия) или орган местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект соответствующего нормативного правового акта, вправе обратиться к организатору обязательной общественной экспертизы с мотивированной просьбой о сокращении сроков проведения экспертизы.
Организатор обязательной общественной экспертизы вправе обратиться к органу государственной власти или органу местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект соответствующего нормативного правового акта, с мотивированной просьбой об отложении принятия данного акта до завершения обязательной общественной экспертизы.
11. Заключение обязательной общественной экспертизы должно содержать:
объективные и обоснованные выводы о соответствии или несоответствии экспертируемого проекта нормативного правового акта или отдельных его положений общественным интересам;
оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия оцениваемого проекта нормативного правового акта;
рекомендации по совершенствованию экспертируемого проекта нормативного правового акта.
В случае согласия членов экспертной комиссии готовится общее экспертное заключение, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии, несущими коллективную ответственность за объективность и обоснованность сделанных выводов.
Если члены экспертной комиссии за отведенное организатором обязательной общественной экспертизы время не смогли прийти к согласию относительно положений общего экспертного заключения, то организатор экспертизы вправе:
организовать публичное и открытое обсуждение проекта, ставшего предметом общественной экспертизы, на заседании своей организации, предоставив общественным экспертам, имеющим альтернативные точки зрения, возможность представить и обосновать свои выводы для последующего утверждения экспертного заключения организатором обязательной общественной экспертизы;
самостоятельно подготовить экспертное заключение, отразив в нем альтернативные точки зрения. В этом случае общественные эксперты, представляющие альтернативные точки зрения, должны при содействии организатора общественной экспертизы получить возможность представить и обосновать свои выводы при обсуждении проекта в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления;
организовать общественные (публичные) слушания по проекту, ставшему предметом общественной экспертизы, предоставив общественным экспертам, имеющим альтернативные точки зрения, возможность представить на них свои выводы.
Инициаторы и разработчики проекта нормативного правового акта, ставшего предметом обязательной общественной экспертизы, вправе знакомиться с проектами экспертных заключений, представлять свои аргументированные доводы организатору обязательной общественной экспертизы, участвовать в их обсуждении.
12. Заключение обязательной общественной экспертизы направляется на рассмотрение и доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
Статья 24. Общественная проверка
1. Общественная проверка - совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности объектов общественного контроля, в целях определения ее соответствия общественным интересам.
2. Общественные проверки проводятся по инициативе Общественной палаты Республики Саха (Якутия), общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), общественных советов (палат) муниципальных образований (организаторы общественных проверок) в форме инициативных общественных проверок (общественных инспекций).
3. Организатор общественной проверки принимает решение о ее проведении в связи с:
выявлением фактов, являющихся поводом для организации и проведения общественной проверки в силу требований законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
публикациями в зарегистрированных средствах массовой информации о фактах бездействия государственных органов Республики Саха (Якутия) в отношении проверки обращений граждан и их объединений по поводу ущемления общественных интересов.
4. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемого объекта общественного контроля информацию о предмете проверки, сроках, порядке проведения и подведения итогов. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.
Информация о проведении общественной проверки доводится ее организатором до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона не позднее чем за две недели до начала проверки, а информация о проведении экстренной общественной проверки - не позднее чем за два дня до ее начала.
5. Руководитель проверяемой организации обязан оказывать содействие общественным инспекторам, проводящим проверку, в том числе определить порядок доступа в проверяемую организацию, а также к документам и материалам, касающимся объекта проверки.
6. В целях подготовки общественной проверки ее организатор вправе направить запрос в адрес проверяемой организации о предоставлении необходимых для ее проведения документов и материалов.
7. По итогам общественной проверки ее организатор составляет акт общественной проверки, который должен содержать:
1) дату проведения проверки;
2) полное и сокращенное наименование проверяемого объекта общественного контроля, место его нахождения;
3) данные об организаторе проверки, фамилии, имена, отчества общественных инспекторов, проводивших проверку;
4) основания для проведения проверки;
5) перечень документов и иных материалов, изученных общественными инспекторами в ходе проверки;
6) краткую характеристику деятельности, в отношении которой проводилась проверка;
7) перечень мероприятий общественных инспекторов, проведенных при осуществлении проверки;
8) установленные и подтвержденные факты нарушения общественных интересов, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
9) выводы и предложения общественных инспекторов по устранению выявленных нарушений.
8. Акт общественной проверки направляется руководителю проверяемого объекта общественного контроля, а также направляется иным лицам и доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона, в том числе может размещаться на личных страницах общественных инспекторов.
Статья 25. Права и обязанности общественных инспекторов
1. При проведении общественной проверки общественный инспектор вправе:
получить доступ к лицу, отвечающему за связь с общественностью, либо к руководителю проверяемого объекта общественного контроля;
получить доступ к информации, касающейся предмета проверки;
направлять организатору обязательной общественной проверки запросы о необходимости представления дополнительных материалов и разъяснений от должностных лиц, имеющих отношение к предмету общественной проверки;
участвовать в подготовке акта общественной проверки.
2. При проведении общественной проверки общественный инспектор обязан:
лично подготовить и представить организатору обязательной общественной проверки выводы по своему участку общественной проверки;
обеспечить объективность и обоснованность выводов в своем акте в отношении предмета общественной проверки.
3. Общественный инспектор обязан сообщить организатору общественной проверки:
об отсутствии у него конфликта интересов;
о любых попытках подкупа или давления на него;
о том, подготавливает ли он акт проверки по поручению третьего лица либо за плату.
Декларация общественного инспектора, содержащая указанную информацию, доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
4. Помимо прав и обязанностей, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, общественный инспектор пользуется иными правами и несет иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
5. Акт общественной проверки признается недействительным, то есть не подлежащим дальнейшему использованию, если установлено, что выводы общественного инспектора были заведомо ложными либо мотивированы корыстными или иными низменными побуждениями, а также если общественный инспектор обнародовал декларацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, с заведомо ложной информацией. Мотивированное решение организатора общественной проверки о признании акта недействительным доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
6. Решение о признании акта общественного инспектора недействительным может быть обжаловано в суд.
Статья 26. Общественное расследование
1. Общественное расследование - исследование обстоятельств события, нанесшего существенный ущерб общественным интересам, включая изучение причин и условий, ему способствовавших, а также деятельности объектов общественного контроля по его предотвращению и минимизации его последствий.
2. Организаторами общественного расследования могут быть лица, указанные в части 6 статьи 23 настоящего Закона.
3. Порядок проведения общественного расследования определяется организатором общественного расследования и может носить конфиденциальный характер.
4. По итогам общественного расследования его организатор составляет доклад о результатах общественного расследования, содержащий сводную информацию о его ходе и результатах. Если в рамках расследования проводились общественные (публичные) слушания, экспертизы, проверки, иные мероприятия, относящиеся к формам общественного контроля, то их итоги являются неотъемлемой частью доклада.
5. Доклад о результатах общественного расследования направляется для рассмотрения и доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
Статья 27. Опрос общественного мнения
1. Опрос общественного мнения проводится социологическими службами по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления либо субъектами общественного контроля по собственной инициативе для получения достоверной информации о мнениях граждан относительно проблем, затрагивающих общественные интересы.
Опрос должен соответствовать критериям представительности, обоснованности и достоверности.
2. Проведение опроса общественного мнения является обязательным в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Опрос общественного мнения по вопросам, затрагивающим общественные интересы жителей определенной территории, считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 50 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории.
По результатам опроса соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления принимается решение в зависимости от волеизъявления более 50 процентов граждан, принявших участие в опросе.
4. Организатор опроса общественного мнения заблаговременно доводит до всеобщего сведения информацию о предмете опроса, сроках, порядке его проведения и подведения итогов в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона. Одновременно организатор обеспечивает свободный доступ, в том числе удаленный, ко всем имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся предмета опроса.
5. По итогам опроса общественного мнения его организатор в двухнедельный срок составляет подробный доклад о результатах опроса, который направляется для рассмотрения и доводится до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
Статья 28. Публичный отчет руководителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (публичный отчет должностного лица)
1. Публичный отчет руководителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (далее - публичный отчет должностного лица) - публичное представление должностным лицом на собрании граждан информации о своей деятельности за определенный период и (или) по определенному кругу вопросов, а также обсуждение этой информации и принятие решений по состоявшемуся отчету о его соответствии общественным интересам. Отчет организуется субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления.
2. Публичный отчет должностного лица является обязательным, если:
это предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
этого требует субъект общественного контроля, в компетенцию которого входит общественный контроль деятельности данного должностного лица, в данной сфере или на данной территории, в связи с имевшими место событиями, затрагивающими общественные интересы.
Должностные лица вправе инициировать свой публичный отчет в любое время, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
3. Публичный отчет должностного лица проводится, как правило, в помещении, позволяющем обеспечить участие представителей различных групп населения, чьи права и законные интересы затрагивает деятельность данного должностного лица. Организатор отчета не вправе ограничить доступ к участию в нем заинтересованных лиц или их представителей.
4. Публичный отчет должностного лица проводится публично и открыто, с возможностью свободного высказывания мнений и предложений по содержанию отчета. Аудиозапись отчета является обязательной. Организатор и участники собрания вправе вести видеозапись отчета, в том числе с одновременным доведением ее до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
5. Порядок проведения публичного отчета и подведения его итогов определяется его организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор отчета заблаговременно доводит до всеобщего сведения информацию о должностном лице и предмете его публичного отчета, а также о дате, порядке проведения и подведения итогов отчета в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона. Одновременно организатор обеспечивает свободный доступ, в том числе удаленный, ко всем имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся предмета публичного отчета.
6. Организатор публичного отчета обеспечивает прием и документирование поступивших письменных замечаний и предложений, а также протоколирование собрания. Полученные замечания и предложения приобщаются к итоговому протоколу и решению собрания по публичному отчету должностного лица.
7. Подведение итогов публичного отчета может проводиться путем открытого голосования участников собрания.
8. По итогам публичного отчета их организатор в двухнедельный срок составляет итоговый протокол и решение собрания по публичному отчету должностного лица, содержащие сводную информацию о ходе собрания, в том числе о поступивших предложениях и заявлениях.
9. Итоговый протокол и решение собрания по публичному отчету должностного лица, а также аудиозапись мероприятия направляются на рассмотрение и доводятся до всеобщего сведения в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.
Глава 4. Организация деятельности комиссий общественного контроля и их полномочия
Статья 29. Комиссии общественного контроля
1. В составе Общественной палаты Республики Саха (Якутия), общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), общественных советов муниципальных образований решениями этих органов могут быть созданы комиссии общественного контроля. Состав комиссии общественного контроля может быть постоянно действующим на срок полномочий создавшего органа.
2. Комиссии общественного контроля обязаны обеспечивать освещение своей деятельности в средствах массовой информации.
Статья 30. Порядок формирования комиссий общественного контроля
1. Общественная палата Республики Саха (Якутия), общественные советы при исполнительных органах государственной власти, общественные советы в муниципальных образованиях предлагают представителям общественности республики, отвечающим требованиям статьи 31 настоящего Закона, войти в состав комиссий общественного контроля.
2. Представители общественности, получившие предложение войти в состав комиссии общественного контроля, в течение недели письменно уведомляют Общественную палату Республики Саха (Якутия), общественный совет при исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия), общественный совет муниципального образования о своем согласии либо об отказе войти в состав комиссии общественного контроля.
3. Количественный состав комиссии общественного контроля не может превышать девять членов.
Статья 31. Члены комиссий общественного контроля
1. Членом комиссии общественного контроля может быть гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Саха (Якутия), достигший возраста 18 лет, занимающий активную гражданскую позицию и заинтересованный в защите общественных интересов, прав и свобод человека и гражданина.
2. Членом комиссии общественного контроля не может быть лицо, имеющее непогашенную судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.
3. Членами комиссий общественного контроля не могут быть лица, занимающие должности государственной и муниципальной службы в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и органах местного самоуправления, руководителей иных юридических лиц, являющихся объектами общественного контроля в соответствии с настоящим Законом.
Статья 32. Регламент деятельности комиссии общественного контроля
1. Регламент деятельности комиссии общественного контроля разрабатывается комиссией по общественному контролю и утверждается субъектом общественного контроля, в составе которого создается комиссия.
2. Регламент деятельности комиссий общественного контроля устанавливает;
1) порядок проведения заседаний, их периодичность и правомочность;
2) порядок подготовки и рассмотрения вопросов на заседании;
3) порядок рассмотрения обращений, поступающих в комиссию по общественному контролю;
4) полномочия председателя комиссии;
5) порядок принятия и оформления решений;
6) требования к заключению по результатам проверки;
7) порядок взаимодействия с комиссиями по общественному контролю в муниципальных образованиях;
8) порядок взаимодействия с органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления;
9) осуществления иных форм деятельности комиссий общественного контроля в соответствии с настоящим Законом.
Статья 33. Направления деятельности комиссий общественного контроля
1. Основными направлениями деятельности комиссий общественного контроля являются:
1) общественная экспертиза законов и других нормативных правовых актов и их проектов;
2) проверка деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в Республике Саха (Якутия) в порядке, установленном настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами;
3) независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в порядке, установленном федеральным законодательством;
4) рассмотрение обращений, предложений граждан и юридических лиц;
5) взаимодействие по вопросам, относящимся к их деятельности, с органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия), общественными объединениями, средствами массовой информации и иными субъектами по своему усмотрению;
6) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности.
2. О планируемых проверках комиссии общественного контроля уведомляют соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), государственные и муниципальные предприятия и учреждения и органы местного самоуправления, указывая намеченные к проверке подразделения и даты посещения.
3. По решению комиссии общественного контроля могут проводиться внеплановые проверки.
Статья 34. Права комиссий общественного контроля
1. Комиссии общественного контроля и члены комиссий общественного контроля при осуществлении возложенных на них задач имеют право:
1) знакомиться с документами, получать другую необходимую информацию в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, за исключением сведений и документов, составляющих (содержащих) государственную и иную охраняемую законом тайну;
2) запрашивать у руководителей и других должностных лиц органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственных и муниципальных организаций и органов местного самоуправления необходимые документы и материалы, за исключением сведений и документов, составляющих (содержащих) государственную и иную охраняемую законом тайну;
3) проверять исполнение мероприятий, в том числе в рамках действующих государственных программ, по профилактике и противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия);
4) принимать участие в формировании и работе совещательных органов по противодействию коррупции, в последовательной реализации антикоррупционных стандартов;
5) представлять комиссиям по урегулированию конфликта интересов обязательные для рассмотрения заключения о соблюдении требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия), должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), муниципальные должности, должности муниципальной службы.
2. Комиссии общественного контроля на основе результатов проверок имеют право вносить предложения по совершенствованию работы, повышению эффективности исполнения принятых решений в соответствующие представительные и исполнительные органы муниципальных образований и органы государственной власти Республики Саха (Якутия).
3. При установлении нарушений требований законодательства или антикоррупционных стандартов комиссией по общественному контролю составляется заключение, которое должно быть одобрено на заседании соответствующей комиссии общественного контроля и может быть направлено:
1) уполномоченному лицу в целях самостоятельного устранения выявленных нарушений;
2) на рассмотрение руководителю исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), руководителю органа местного самоуправления, руководителю государственной и муниципальной организации;
3) в комиссию по урегулированию конфликта интересов;
4) на рассмотрение вышестоящим или контролирующим органам для принятия необходимых мер.
4. Материалы проверок о действиях должностных лиц, влекущих уголовную ответственность, либо заявления о правонарушениях, предусматривающих иную установленную законодательством ответственность, комиссии общественного контроля направляют в органы прокуратуры.
Статья 35. Ограничения, связанные с деятельностью члена комиссии общественного контроля
Член комиссии общественного контроля не вправе участвовать в контроле деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственных и муниципальных организаций и органов местного самоуправления в случае, если его близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки) является должностным лицом проверяемого подразделения либо он или его близкий родственник ранее работали в этом подразделении.
Статья 36. Ответственность члена комиссии общественного контроля при осуществлении общественного контроля
1. Нарушение членом комиссии общественного контроля при осуществлении контроля требований регламента деятельности комиссий общественного контроля, а также неисполнение законных требований должностных лиц органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственных и муниципальных организаций, органов местного самоуправления влекут прекращение полномочий члена соответствующей комиссии, а также ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, решение о прекращении полномочий члена соответствующей комиссии принимается по согласованию с Общественной палатой Республики Саха (Якутия) на заседании комиссии общественного контроля большинством голосов членов комиссии.
3. Члены комиссии общественного контроля не вправе разглашать данные, подлежащие защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, ставшие им известными при осуществлении общественного контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Поводы и основания для проведения проверки
1. Поводом для проведения проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение законодательства и (или) прав и свобод человека и гражданина (сообщения физических и юридических лиц, общественных объединений, публикации и сообщения в средствах массовой информации).
2. Основанием для проведения проверки деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственных и муниципальных организаций, органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Закона служит решение соответствующей комиссии общественного контроля.
Статья 38. Порядок проведения проверки
1. После принятия решения о проведении проверки председатель комиссии общественного контроля поручает проведение проверки группе членов комиссии в составе не более трех членов комиссии. При проведении проверки члены комиссии, которым поручено ее проведение, пользуются правами комиссии общественного контроля в соответствии с частью 1 статьи 34 настоящего Закона.
2. Срок проведения проверки не должен превышать тридцать дней.
3. По итогам проверки составляется заключение, которое должно быть одобрено на заседании соответствующей комиссии общественного контроля и направлено для рассмотрения и согласования в Общественную палату Республики Саха (Якутия).
Статья 39. Обязательность рассмотрения заключения комиссии общественного контроля
1. Уполномоченные органы и лица, руководители обязаны рассматривать каждое заключение комиссии общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, а также в случае необходимости устранять нарушения либо дать письменный обоснованный ответ о невозможности устранения нарушения.
2. Невыполнение обязанности по рассмотрению заключений, а равно воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 40. Взаимодействие комиссий общественного контроля с общественными объединениями, муниципальными и государственными органами
1. Комиссии общественного контроля строят свою работу во взаимодействии с Общественной палатой Республики Саха (Якутия), постоянными комитетами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), комиссиями и комитетами представительных органов муниципальных образований, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), государственными и муниципальными организациями, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и организациями.
2. Комиссии общественного контроля могут осуществлять выявление нарушений требований законодательства или антикоррупционных стандартов во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел, безопасности, юстиции, другими правоохранительными и надзорными органами.
3. Порядок проведения совместных мероприятий, а также иных форм взаимодействия комиссий общественного контроля с общественными объединениями, муниципальными и государственными контролирующими органами закрепляется в регламенте деятельности комиссий общественного контроля.
Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле
Статья 41. Защита прав объектов общественного контроля
Защита прав объектов общественного контроля осуществляется в рамках осуществления следующих процедур:
1) подача обоснованных возражений на заключения, рекомендации, результаты проверок (расследований), подготовленных в рамках процедур общественного контроля;
2) рассмотрение обоснованных возражений на заключения, рекомендации, результаты проверок (расследований), подготовленных в рамках процедур общественного контроля;
3) подготовка и принятие решений субъектами общественного контроля по итогам рассмотрения обоснованных возражений на заключения, рекомендации, результаты проверок (расследований), подготовленных в рамках процедур общественного контроля.
Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле
1. Ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле наступает в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Субъекты общественного контроля при исполнении возложенных на них обязанностей общественного контроля находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми объектами общественного контроля.
3. Воспрепятствование законной деятельности граждан, осуществляющих процедуры общественного контроля, а равно насилие в отношении их или угроза его применения, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением ими обязанностей общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. ГС N 143-V "О проекте закона Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления официально опубликован не был