Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ обращений граждан, поступивших к Уполномоченному по правам человека
Всего в 2013 году по вопросам содействия в реализации и защиты прав граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) поступило 1041 обращение, в том числе непосредственно к Уполномоченному по правам человека - 622, через обращение к общественным представителям Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях - 419.
Как видно из таблицы N 1 общее количество обращений сократилось на 24,6% по сравнению с показателями 2012 года (825 обращений).
Таблица N 1
Всего поступило обращений |
2013 |
2012 |
+/-% |
в Аппарат |
622 |
825 |
-24,6% |
через общественных представителей |
419 |
1115 |
-62,4% |
Итого |
1041 |
1940 |
-46,3% |
Из общего количества обращений, поступивших непосредственно к Уполномоченному по правам человека письменных обращений, было 432 (2012 г. - 529), на личных приемах граждан Уполномоченным по правам человека и сотрудниками аппарата принято 190 устных обращений, что на 35,8% меньше по сравнению с 2012 годом (296).
Сокращение общего количества обращений, поступивших в 2013 году, в сравнении с 2012 годом, объясняется, на наш взгляд, в первую очередь, стабильной социально-экономической ситуацией в республике, ростом доходов населения, стабилизацией рынка труда, наличием в республике сложившейся и достаточно эффективно работающей системы государственных и общественных институтов, а также переходным моментом в связи с началом деятельности нового Уполномоченного по правам человека и назначением новых общественных представителей в муниципальных образованиях республики.
Таблица N 2
N |
Форма обращений |
2013 |
2012 |
+/-% |
1. |
Письменная |
432 |
529 |
-18% |
2. |
Получено на личном приеме (устная) |
190 |
296 |
-35,8% |
|
Итого |
622 |
825 |
-24,6% |
По видам обращений (таблица N 3) поступило 455 заявлений, что на 19% больше, чем в 2012 году (381), затем жалобы - 167, снижение на 60,8% по сравнению с 2012 годом (427).
Таблица N 3
N |
Вид обращения |
2013 |
2012 |
+/-% |
|
заявление |
455 |
398 |
+14,3% |
|
жалоба |
167 |
427 |
-60,8% |
|
Итого |
622 |
825 |
-24,6% |
Как видно из таблицы N 4, от общего числа заявителей мужчины составляют 50,5%, а женщины - 47,3%, что свидетельствует о приблизительно равном гендерном соотношении и, следовательно, одинаковой социальной активности граждан по защите своих прав. По сравнению с показателями прошлого года мужчин обратилось меньше на 20,5%, женщин - на 23,2%. Заметно сократилось число коллективных обращений по сравнению с 2012 годом - на 70,2%.
Таблица N 4
N |
Гендерный состав |
2013 |
2012 |
+/-% |
1. |
мужской |
314 (50,5%) |
395 |
-20,5% |
2. |
женский |
294 (47,3%) |
383 |
-23,2% |
3. |
коллективное |
14 (2,25%) |
47 |
-70,2% |
|
Итого |
622 |
825 |
-24,6% |
В следующей таблице N 5 показано распределение по географии обращений. За отчетный период наибольшее количество обращений поступило от жителей г. Якутска 408 (65,6%), а также из Хангаласского и Ленского районов - по 30 (4,8%), Нерюнгринского района - 20 (3,2%), Томпонского района - 19 (3%), Алданского района - 12 (1,9%), Усть-Янского района - 10 (1,6%), не поступило обращений из 3 улусов - Анабарского, Верхнеколымского и Оленекского.
Таблица N 5
N |
Муниципальные образования |
Всего |
|
г. Якутск |
408 (65,6%) |
|
Хангаласский улус |
30 (4,8%) |
|
Ленский район |
30 (4,8%) |
|
Нерюнгринский район |
20 (3,2%) |
|
Томпонский район |
19 (3%) |
|
Алданский район |
12 (1,9%) |
|
Усть-Янский улус (район) |
10 (1,6%) |
|
Намский улус |
8 (1,2%) |
|
Оймяконский улус (район) |
8 (1,2%) |
|
Мирнинский район |
7 (1,1%) |
|
Мегино-Кангаласский район |
6 (0,9%) |
|
Нюрбинский район |
6 (0,9%) |
|
Булунский улус (район) |
4 (0,6%) |
|
Олекминский район |
4 (0,6%) |
|
Верхневилюйский улус (район) |
3 (0,3%) |
|
Таттинский улус |
3 (0,3%) |
|
Усть-Майский улус (район) |
3 (0,3%) |
|
Чурапчинский улус (район) |
3 (0,3%) |
|
Амгинский улус (район) |
3 (0,3%) |
|
Вилюйский улус (район) |
2 (0,3%) |
|
Верхоянский район |
2 (0,2%) |
|
Жиганский национальный эвенкийский район |
2 (0,3%) |
|
Кобяйский улус (район) |
2 (0,3%) |
|
Сунтарский улус (район) |
2 (0,3%) |
|
Усть-Алданский улус (район) |
2 (0,3%) |
|
Абыйский улус (район) |
1 (0,2%) |
|
Аллаиховский улус (район) |
1 (0,2%) |
|
Горный улус |
1 (0,2%) |
|
Момский район |
1 (0,2%) |
|
Нижнеколымский район |
1 (0,2%) |
|
Среднеколымский улус (район) |
1 (0,2%) |
|
Эвено-Бытантайский национальный улус (район) |
1 (0,2%) |
|
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район) |
0 |
|
Верхнеколымский улус (район) |
0 |
|
Оленекский эвенкийский национальный район |
0 |
|
Итого |
606 |
Как и в предыдущие годы продолжают поступать обращения от граждан, проживающих в других субъектах РФ (Амурская, Волгоградская, Кемеровская, Ленинградская, Новосибирская, Свердловская, Челябинская, Ярославская области, Красноярский край, Республики Коми и Мордовия), их количество составило 16 обращений.
Таблица N 6
N |
Субъект РФ |
Всего |
|
Кемеровская область |
2 |
|
Новосибирская область |
2 |
|
Свердловская область |
2 |
|
Челябинская область |
2 |
|
Ярославская область |
2 |
|
Амурская область |
1 |
|
Волгоградская область |
1 |
|
Красноярский край |
1 |
|
Ленинградская область |
1 |
|
Республика Коми |
1 |
|
Республика Мордовия |
1 |
|
Итого |
16 |
В таблице N 7 представлен анализ по категориям заявителей: больше всего обращений поступило от осужденных, обвиняемых и подозреваемых - 199, что составило 29,8%, от истцов и ответчиков - 80 (12%), членов семьи - 70 (10,5%), работников, должностных лиц, безработных - 69 (10,3%), собственников - 44 (65,7%), нанимателей - 40 (6%), пенсионеров - 27 (4%), инвалидов - 26 (3,9%) и т.д.
Таблица N 7
N |
Категория заявителя |
Всего |
|
осужденный, обвиняемый, подозреваемый |
199 (29,8%) |
|
истец, ответчик |
80 (12%) |
|
члены семьи |
70 (10,5%) |
|
работники, должностное лицо, безработный |
69 (10,3%) |
|
собственники |
44 (65,7%) |
|
наниматели |
40 (6%) |
|
пенсионеры |
27 (4%) |
|
инвалиды, ребенок-инвалид (до 18 лет), инвалиды с детства |
26 (3,9%) |
|
другие |
17 (2,5%) |
|
лицо без гражданства, граждане других государств (иностранцы) |
16 (2,4%) |
|
обманутые вкладчики |
15 (2,2%) |
|
коллективное |
14 (2%) |
|
потерпевший |
14 (2%) |
|
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
13 (1,9%) |
|
малоимущие |
8 (1,2%) |
|
многодетные семьи |
7 (1%) |
|
ветераны, инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица |
6 (0,9%) |
|
представители народностей |
2 (0,3%) |
|
Итого |
667 |
В основном граждане обращаются с заявлениями по жилищным вопросам, о нарушениях в уголовном производстве, действии/бездействии сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, несогласии с решениями судов, по социальным правам.
Таблица N 8
N |
Тематика обращений |
Всего |
|
Жилищное право: не предоставление жилья, постановка на учет, выселение из жилого помещения, снос ветхого и аварийного жилья, приватизация жилья, жилищная субсидия, коммунальное хозяйство, содержание и ремонт жилья, оплата коммунальных услуг, право собственности |
156 (24,8%) |
|
Нарушение уголовного производства, нарушения органов предварительного расследования, прокуратуры, исполнение наказания, нарушения в ИК, безопасность личности |
136 (21,6%) |
|
Право на справедливое судебное разбирательство, несогласие с судебным решением, приговором, затягивание судебного процесса, сроки, исковая давность, неисполнение решения суда |
103 (16,4%) |
|
Трудовое право: незаконное увольнение, оплата труда, трудовой договор, трудоустройство и занятость населения, трудовой стаж |
56 (8,9%) |
|
Социальное обеспечение, гарантии и компенсации, пособия, льготы, социальная защита военнослужащих |
34 (5,4%) |
|
Правовая информация, предоставление информации |
27 (4,3%) |
|
Право частной собственности, нарушение имущественных прав, наследование, право собственности и иные права на землю, предоставление земельных участков, землеустройство, установление границ |
22 (3,5%) |
|
Гражданство, миграция, паспортный и визовый режим |
18 (2,8%) |
|
Оказание медицинской помощи, медицинская экспертиза, медицинские учреждения |
16 (2,5%) |
|
Другое |
14 (2,2%) |
|
Пенсионное обеспечение |
13 (2%) |
|
Гражданское право, нарушение гражданского судопроизводства, разрешение споров |
11 (1,7%) |
|
Охрана семьи, вопросы по правам детей, права и обязанности родителей и детей, заключение и прекращение брака, опека над детьми |
10 (1,6%) |
|
Обманутые вкладчики |
8 (1,3%) |
|
Наследование |
4 (0,6%) |
|
Итого |
628 |
Как видно из таблицы N 9, в структуре жалоб о нарушении жилищного права лидируют обращения о невозможности постановки на учет для улучшения жилищных условий, проблемах с получением жилья, расселением из аварийного, ветхого жилья и по вопросам содержания и ремонта жилья, также преобладают жалобы о нарушении прав в сфере уголовного и гражданского судопроизводства, в числе которых обращения о несогласии с судебными решениями, приговорами, неисполнении судебных решений, иных действиях (бездействии) судебных органов, о нарушении трудовых прав: незаконное увольнение, невыплата заработной платы, трудовые споры и т.д.
Таблица N 9
N |
Нарушенное право |
Всего |
|
Гарантия защиты прав и право на справедливое судебное разбирательство (ст.ст. 45, 46, 47) |
52 (31,1%) |
|
Право на жилище (ст. 40) |
35 (20,9%) |
|
Право на свободный труд (ст. 37) |
11 (6,6%) |
|
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) |
9 (5,4%) |
|
9 (5,4%) |
|
|
Право на обращение (ст. 33) |
8 (4,8%) |
|
Право на достоинство (ст. 21) |
5 (3%) |
|
Право на жизнь (ст. 20) |
5 (3%) |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) |
5 (3%) |
|
Защита материнства и детства, семьи (ст. 38) |
4 (2,4%) |
|
4 (2,4%) |
|
|
Право на социальное обеспечение (ст. 39) |
4 (2,4%) |
|
Право на информацию (ст. 29) |
3 (1,8%) |
|
Право на получение юридической помощи, презумпция невиновности, на пересмотр приговора (ст. ст. 48, 49, 50, 51) |
3 (1,8%) |
|
Равенство перед законом и судом (ст. 19) |
3 (1,8%) |
|
Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) |
2 (1,2%) |
|
Право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32) |
1 (0,6%) |
|
Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) |
1 (0,6%) |
|
Право на образование (ст. 43) |
1 (0,6%) |
|
Право на участие в культурной жизни (ст. 44) |
1 (0,6%) |
|
1 (0,6%) |
|
|
Итого |
167 |
Наиболее распространенными нарушениями являются вынесение решений, нарушающих права, неприменение конкретных норм, устанавливающих права, отсутствие ответов на обращения, бездействие или непринятие мер по выявленным фактам нарушений, что видно из таблицы N 10.
Таблица N 10
N |
Вид действия, нарушившего право |
Всего |
|
вынесение решения, нарушившего право |
63 (37,7%) |
|
неприменение конкретных норм, устанавливающих право |
44 (26,3%) |
|
бездействие |
15 (8,9%) |
|
неправомерный отказ от надлежащих действий |
15 (8,9%) |
|
превышение полномочий |
11 (6,6%) |
|
другое |
8 (4,8%) |
|
несоблюдение сроков рассмотрения, расследования |
6 (3,6%) |
|
оставление без ответа |
5 (3%) |
|
Итого |
167 |
В таблице N 11 приведены итоги рассмотрения поступивших обращений граждан. В основном, обратившиеся граждане были удовлетворены ответами (57%), получили необходимые консультации, разъяснения о способе защиты права (30%) и им было оказано содействие в восстановлении нарушенного права (9%). Некоторые обращения были отклонены (2,2%), о чем всем авторам таких обращений был направлен аргументированный ответ в установленный законом срок. 0,5% обращений не закончены фактическим исполнением, работа по указанным в них проблемам продолжается в текущем 2014 году.
Таблица N 11
N |
Итог рассмотрения обращений |
Всего |
|
удовлетворено, удовлетворено частично |
356 (57%) |
|
консультация, разъяснение |
190 (30%) |
|
содействие |
59 (9%) |
|
отказ, не удовлетворено |
14 (2,2%) |
5. |
на контроле |
3 (0,5%) |
|
Итого |
622 |
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.