Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)
от 12 марта 2014 г.
"О состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 году"
Введение
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 30 Закона Республики Саха (Якутия) "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" и представляет собой аналитический документ, в который включена информация о деятельности регионального Уполномоченного в 2013 году дана оценка ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории республики и представлены предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государственных и муниципальных органов в сфере соблюдения прав и законных интересов граждан.
Целью доклада является информирование органов власти, должностных лиц, широкой общественности о соблюдении прав и свобод граждан в Якутии, привлечение их внимания к проблемам в этой сфере, содействие усилению гарантий правовой защиты жителей республики.
Доклад основывается на обобщении и анализе сведений и фактов, изложенных в обращениях граждан; итогов проверок, проведенных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, а также государственными и муниципальными органами по его запросам; материалов заседаний коллегий государственных органов, проведенных с участием Уполномоченного, семинаров, "круглых столов"; выездных встреч с населением и приемов жителей районов; проверок и посещений различных учреждений (социальной защиты, образования, здравоохранения, системы исполнения наказаний, СИЗО и ИВС); сообщений средств массовой информации; анализа законодательства и правоприменительной практики.
Опыт демократических стран показывает, что самым действенным средством против любых проявлений коррупции является гласность, то есть предание гласности подобных нарушений закона.
Поэтому ежегодные Доклады омбудсменов о состоянии соблюдения прав и законных интересов граждан в том или ином государстве или отдельно взятом регионе являются эффективным средством против нарушений закона, в том числе связанных с бюрократизмом, чиновничьим бездушием, ведомственностью, корпоративностью и проявлениями коррупции.
Ежегодный Доклад - очень важная форма реагирования омбудсмена на выявленные нарушения. В этом документе он анализирует наиболее часто встречающиеся нарушения прав граждан, отмечает недостатки в деятельности органов управления, дает сведения о неправильном толковании и применении законов, сообщает о случаях незаконного уголовного преследования, высказывает свои рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Эффективность усилий омбудсмена во многом определяется тем, что чиновник боится попасть в его ежегодный доклад и уже само по себе заставляет его прислушиваться к рекомендациям омбудсмена.
Прошедший год был знаменателен тем, что институт Уполномоченного по правам человека в РС (Я) отметил свое 10-летие. За эти десять лет институт республиканского Уполномоченного состоялся, получив признание населения и доказав свою востребованность.
За год до этого, то есть в 2012 году, отметил свое 15-летие институт федерального Уполномоченного по правам человека. В связи с этим, 16 августа 2012 года в Екатерининском зале московского Кремля состоялась памятная встреча Президента России с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ.
Владимир Владимирович Путин высоко оценил деятельность омбудсменов, подчеркнул важность их работы для общества и государства и посчитал возможным сделать такие встречи традиционными.
Так, обращаясь к уполномоченным, он отметил, что основной целью любого государства является обеспечение законных прав и интересов граждан и сказал: "...И в этой связи Ваша работа как работа людей абсолютно независимых от государственной власти, безусловно, является очень и очень важной. Я считаю, что Вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите прав и законных интересов наших граждан".
Эти слова руководителя государства о роли и месте федерального и региональных уполномоченных по правам человека являются основополагающими и подтверждают всю важность миссии омбудсменов.
Настоящий годовой Доклад направляется Президенту Республики Саха (Якутия), в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), Конституционный суд Республики Саха (Якутия), Верховный суд Республики Саха (Якутия), Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), Прокурору Республики Саха (Якутия), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации и Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Полагаю, что приведенные в Докладе критические замечания о фактах нарушений прав и законных интересов граждан и рекомендации по их устранению будут максимально приняты во внимание органами власти всех уровней, в том числе правоохранительными и судебными.
Надеюсь, что ими будут приняты конкретные и действенные меры по недопущению впредь подобных нарушений закона, ущемлений прав и свобод граждан.
Заключение
2013 год стал для нас юбилейным, как и для многих коллег Уполномоченных по правам человека, которые подвели итоги десятилетней работы. Итоги деятельности Уполномоченного позволяют сделать вывод об ее эффективном влиянии на соблюдение прав и свобод человека государственными, в том числе правоохранительными и судебными органами, способности противодействовать коррупции, бюрократизму, ведомственности и корпоративности.
Усилия правозащитного органа в отчетном году были в основном направлены на соблюдение права граждан на справедливое судебное и следственное разбирательство, закрепленное в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. К сожалению ситуация в республике такова, что требует от правозащитника принятия комплексных методов воздействия на органы власти. Это и публичные доклады на конференциях судейского сообщества, выступления на коллегиальных совещаниях федеральных ведомств, а также использование полномочий, предусмотренных статьей 24 республиканского Закона об Уполномоченном о направлении заключения, содержащего рекомендации о восстановлении нарушенных прав и свобод граждан в адрес государственных органов, должностных лиц.
Как неоднократно отмечалось правозащитником в своих выступлениях и докладах механизм реализации права на компенсацию за нарушение сроков рассмотрения дел и за неисполнение судебных решений требует усовершенствования, поскольку как со стороны граждан не отмечается активности в предъявлении соответствующих исков в суды, так и судебные органы не формируют судебную практику ввиду большого процента возвращаемых исковых заявлений гражданам. Так, в 2013 году все 7 исковых заявлений о компенсации за нарушение разумных сроков возвращены судом гражданам по различным причинам.
Говоря о справедливости судебного решения нельзя не отметить невероятно низкую долю выносимых судами республики оправдательных приговоров, что впрочем, характерно для всей российской судебной практики.
Указывая на недостаточность уровня правового сознания граждан, в ходе своей деятельности Уполномоченный пришел к выводу о необходимости принятия исполнительными органами республики мер организационного характера, направленных на повышение правовой культуры населения и реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь.
Давая оценку работы следственных органов республики в контексте соблюдения прав и свобод граждан на стадии предварительного следствия правозащитнику приходится констатировать негативные тенденции, прослеживающиеся на протяжении ряда лет, а именно факты незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, в том числе, связанные с необоснованным содержанием под стражей.
Об этом говорил в своем выступлении 12 февраля 2014 года перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ Генеральный прокурор России Юрий Чайка, указав на многочисленные факты необоснованного возбуждения уголовных дел органами, осуществляющими предварительное расследование, особенно следователями Следственного комитета России.
Генпрокурор подчеркнул, что за последние три года незаконному преследованию подверглись более 14 тысяч россиян, из которых незаконно арестованы или задержаны 4 644 человека. При этом наказание по фактам нарушения конституционных прав граждан понесли лишь 12 следователей, уголовные дела в отношении виновных должностных лиц следственных органов не возбуждались.
Генеральный прокурор признал недопустимым подобное положение вещей и указал на необходимость неотвратимости наказания виновных следователей и их руководителей.
В Якутии за 2013 год в ходе предварительного расследования были нарушены конституционные права и признано право на реабилитацию 40 граждан. Из них 25 граждан, то есть 60% от общего количества реабилитированных - по уголовным делам, расследованным следователями Следственного управления Следственного комитета РФ по РС (Я).
Среди реабилитированных в прошлом году бывший министр здравоохранения республики А. и заместитель начальника одного из районных отделов внутренних дел С., которые более двух лет были вынуждены доказывать свою невиновность в инкриминируемых им преступлениях коррупционной направленности.
За последние годы только по так называемым резонансным делам коррупционной направленности, о которых неоднократно писали в СМИ, были оправданы или реабилитированы в ходе следствия пять членов Правительства республики, в том числе четыре республиканских министра.
Именно имея в виду подобные грубые нарушения законности со стороны следственных органов, Президент России предостерег их: "Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом кампанейщины... В условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И еще каким. Мало никому не покажется".
Другой не менее важной задачей, стоящей перед следственными органами, по мнению Уполномоченного, является соблюдение права граждан на разумный срок уголовного судопроизводства.
Уполномоченный по правам человека вынужден признать, что отдельные органы исполнительной власти и федеральные структуры не готовы в полной мере вступать в прямой диалог особенно если речь идет о наболевших проблемных вопросах, касающихся их деятельности. Это отчасти объясняется тем, что власть в любом ее проявлении не заинтересована в том, чтобы ее недостатки стали достоянием общественности, а значит и рядовых граждан.
В то же время следует отметить, что факты недопонимания со стороны руководителей властных структур носят единичный характер и связаны с ненадлежащим или несвоевременным реагированием на запросы Уполномоченного. В этой связи правозащитником инициировано внесение дополнений в Кодекс РС (Я) об административных правонарушениях, а именно об установлении административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законных требований Уполномоченного, по аналогии с федеральным законодательством.
Вместе с тем, Уполномоченный по-прежнему ориентирован на конструктивное взаимодействие со всеми органами власти и управления, основываясь, прежде всего на конституционном принципе, обязывающем государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, рассчитывая на понимание и сотрудничество со стороны властных структур. Ведь как отметил Президент России Владимир Путин, выступая перед региональными уполномоченными на встрече 16 августа 2012 года в Кремле, основной целью любого государства и исполнительной власти на любом уровне: на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном, является обеспечение законных прав и интересов граждан. И в этом смысле Президент России назвал региональных уполномоченных "прямыми союзниками в работе по защите прав и законных интересов наших граждан".
В соответствии с пунктом "а" статьи 28 Закона РС (Я) "Об Уполномоченном по правам человека в РС (Я)" Уполномоченный разработал следующие свои предложения и рекомендации с целью повышения эффективности использования гражданами своих прав, а также восстановления нарушенных их прав и законных интересов, адресованные органам государственной власти республики и местного самоуправления, территориальным подразделениям федеральных органов государственной власти.
Правительству Республики Саха (Якутия):
Разработать и принять республиканскую целевую программу по повышению правовой культуры населения.
Органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия):
Принять меры, направленные на строительство муниципального жилья социального использования. Для этого ежегодно в бюджетах муниципальных образований предусматривать денежные средства на эти цели, создать необходимые условия для жилищного строительства.
Надлежащим образом и своевременно выполнять обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, которые имеют право на его получение вне очереди, а также гражданам, имеющим право на получение жилья в общем порядке.
Принять меры, направленные на формирование маневренного жилищного фонда.
Своевременно и в полном объеме решать вопросы ремонта и эксплуатации муниципального жилищного фонда.
В рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, осуществлять контроль за деятельностью обслуживающих и управляющих организаций на соответствующей территории. В случае выявления нарушений действующего законодательства и прав граждан со стороны названных организаций - принимать меры, направленные на их устранение.
Систематически повышать уровень знаний сотрудников органов местного самоуправления в сфере действующего жилищного законодательства РФ и практики его применения.
Своевременно и в полном объеме предоставлять гражданам по их запросам информацию, необходимую для реализации жилищных прав.
Систематически осуществлять правовое просвещение граждан по вопросам их прав и обязанностей в жилищно-коммунальной сфере, способах защиты прав в названной сфере.
Государственному комитету юстиции Республики Саха (Якутия):
Завершить формирование республиканской нормативной правовой базы в сфере оказания бесплатной юридической помощи.
Расширить перечень категорий граждан, имеющих право пользоваться бесплатной юридической помощью, а также перечень правовых оснований для обращения за бесплатной юридической помощью.
Принять меры для активизации работы адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.
Исключить случаи необоснованных отказов в выделении предусмотренных законом субсидий адвокатам, оказавшим бесплатную юридическую помощь гражданам (как это имело место ранее).
Организовать работу по информированию населения о возможностях получения бесплатной юридической помощи.
Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия):
Принять меры по окончательному формированию в Республике Саха (Якутия) государственной системы оказания бесплатной юридической помощи.
Адвокатской палате Республики Саха (Якутия):
Активизировать работу адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.
Проводить работу по информированию населения о возможностях получения бесплатной юридической помощи.
Следственному управлению Следственного комитета РФ по Республике Саха (Якутия):
Принимать меры по недопущению фактов незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности.
Дать соответствующую оценку указанным фактам и решительно пресекать подобные факты. Решить неукоснительно вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения конституционных прав граждан.
Добиваться соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.
Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия):
Не допускать фактов незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности.
Дать соответствующую оценку фактам незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности и решительно пресекать подобные факты. Решить неукоснительно вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения конституционных прав граждан.
Не допускать нарушение разумных сроков при расследовании уголовного дела.
Принимать меры, направленные на лицензирование медицинских кабинетов в ИВС.
Не допускать содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных в ИВС свыше 10 суток в месяц.
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия):
Разработать конкретные предложения применительно к каждому исправительному учреждению, направленные на трудоустройство осужденных.
Повысить качество медицинского обеспечения осужденных, не допускать факты игнорирования обращений, в том числе от родственников осужденных по вопросам, связанным с необходимостью оказания медицинской помощи.
Обеспечить условия содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных в камерах следственных изоляторов из расчета 4 кв. метра на одного человека.
Принять меры по исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства в части получения осужденными информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания, в том числе об изменениях в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном кодексах РФ.
Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия):
Принять необходимые в пределах компетенции меры для создания и функционирования в республике специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы РФ.
Принять в пределах компетенции меры по созданию межведомственного института переводчиков, принимающих участие при оформлении административных материалов и при рассмотрении административных дел в судах.
Уделять особое внимание повышению профессионального уровня и компетентности специалистов с целью исключения формального подхода в работе с обращениями граждан, проявления к гражданам неуважительного отношения.
Проводить работу по широкому информированию граждан по разъяснению вопросов миграционного законодательства.
Полагаю, что понимание и реализация изложенных предложений и рекомендаций, несомненно, будет способствовать улучшению ситуации в сфере соблюдения прав человека и гражданина на территории нашей республики.
Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) |
А.М. Ефимов |
г. Якутск
12 марта 2014 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) от 12 марта 2014 г. "О состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 году"
Текст доклада опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 мая 2014 г. N 29