2. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Горохов А.В.):
2.1. Обеспечить реализацию Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Саха (Якутия)".
2.2. Предоставлять в сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации, информацию (отчеты) о ходе выполнения мероприятий Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Саха (Якутия)".
2.3. Провести работу по увеличению заработной платы за счет снижения неэффективных расходов.
3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Горохов А.В.) предусмотреть средства на увеличение заработной платы отдельным категориям работников, необходимые для реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Саха (Якутия)".
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
План мероприятий
("дорожная карта") "изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Саха (Якутия)"
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2013 г. N 449-р)
I. Общее описание "Дорожной карты"
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Саха (Якутия) (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на территории региона на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы, создание необходимых условий для сохранения здоровья населения республики. Достижение указанных целей требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Площадь Республики Саха (Якутия) составляет 3083,5 тыс. кв. метров. Центр - Якутск с населением 304,5 тыс. человек. В республике проживает 955859 человек. Плотность населения - 0,3 человека на один кв. км.
Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 224549 тыс. человек, в трудоспособном возрасте - 603463 человека, старше трудоспособного возраста - 127847 человек. Рождаемость в 2012 году составила 17,6 на 1000 населения, смертность - 9,3 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (47,4% в общем числе умерших), травмы и отравления (18,4%) и новообразования (14%).
Всего к началу 2013 года в республике функционировало 564 медицинские организации республиканской подчиненности.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 10207 коек (с учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации, круглосуточный коечный фонд сократился на 10,5% (2007 г. - 11398 коек), мощность дневных стационаров составила 1755 коек, из них в поликлиниках - 676 (38,5%).
Модель организации медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации республиканского, межтерриториального и муниципального уровней.
Кроме того, на территории республики функционируют учреждения здравоохранения федерального подчинения и учреждения иной формы собственности.
Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) будут осуществляться на основе сформированной трехуровневой системы оказания медицинской помощи:
1 уровень - обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью. В рамках данного уровня медицинская помощь осуществляется городскими поликлиниками, городскими и центральными районными больницами. По состоянию на 01.01.2013 количество таких медицинских организаций в регионе - 45.
2 уровень - межрайонный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме. В Республике Саха (Якутия) созданы межрайонные отделения, где сконцентрированы квалифицированные кадровые ресурсы. Данные отделения оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием, в том числе экспертного класса. Открыты межрайонные травматологические отделения на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" на 45 коек, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" на 31 койку, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница" на 25 коек, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нюрбинская центральная районная больница" на 25 коек. Открыты первичные сосудистые отделения на базе Мегино-Кангаласской центральной районной больницы на 20 коек, Нюрбинской центральной районной больницы на 20 коек, Нерюнгринской и Мирнинской центральных районных больниц. Организованы 5 межрайонных родильных отделений на базе Верхоянской, Вилюйской, Мегино-Кангаласской, Мирнинской, Среднеколымской центральных районных больниц. Функционируют 8 межрайонных центров здоровья на базе Ленской, Алданской, Сунтарской, Мирнинской и Нерюнгринской центральных районных больниц.
По состоянию на 01 января 2013 года количество межрайонных отделений (центров) - 13, межрайонных центров здоровья - 8.
3 уровень - республиканский для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Учреждения оснащены современным медицинским оборудованием, в том числе экспертного класса, укомплектованы квалифицированными специалистами. По состоянию на 01 января 2013 года количество специализированных республиканских учреждений - 19.
В соответствии с приказами Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 918н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", от 15 ноября 2012 г. N 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 26 января 2011 г. N 01-8/4-68 "О реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями" открыты Региональный сосудистый центр на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи". В дальнейшем в течение 2011-2012 годов поэтапно открыты 4 первично сосудистых отделения в Нерюнгринской, Мирнинской, Мегино-Кангаласской и Нюрбинской центральных районных больницах.
Открытие сосудистых центров позволило повысить доступность специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В Региональном сосудистом центре осуществляются высокотехнологичная помощь больным с сосудистой патологией.
Обучение кадров сосудистых центров проведено на базах ведущих учебных заведений федерального уровня.
В регионе сформирована 3-уровневая система оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде: I уровень - 30 родильных отделений центральных районных больниц (368 акушерских коек), II уровень - 6 родильных отделений (340 акушерских коек), III уровень - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" перинатальный центр (80 акушерских коек).
В рамках реализации мероприятий Программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы" в 2012 году закуплено для родовспомогательных и педиатрических подразделений 1086 единиц лечебно-диагностического оборудования.
Организован акушерский дистанционно-консультативный центр в перинатальном центре государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины", консультирование в режиме реального времени родов, происходящих в родильных отделениях центральных районных больниц. В республике внедрена маршрутизация беременных и рожениц высокой группы риска и с преждевременными родами.
В 2012 году продолжилась работа отделения вспомогательных репродуктивных технологий на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" перинатальный центр. В 2012 году проведено 96 циклов процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): 13 - за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 83 - за счет личных средств пациентов. Эффективность лечения бесплодия методом ЭКО (на перенос эмбриона) составила 6,6%. В рамках программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы" для повышения эффективности вспомогательных репродуктивных технологий закуплено 3 единицы оборудования, обучены врач акушер-гинеколог и эмбриолог, в конце 2012 года внедрен метод ЭКО ИКСИ.
В рамках Программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы" в 2012 году создана трехуровневая система оказания медицинской помощи. Организованы межрайонные специализированные отделения по приоритетным профилям заболеваний: 4 первичных сосудистых, 4 по травматологии и ортопедии, 5 родильных.
Функционируют 2 отделения восстановительного лечения для детей (дневное и круглосуточное), 1 отделение для взрослых, отделение паллиативной помощи для взрослых и детей. Созданы и работают постоянно действующие передвижные медицинские бригады для оказания практической помощи детскому и взрослому населению труднодоступных и отдаленных местностей. С целью повышения доступности для населения г. Якутска открыто межполиклиническое отделение лучевой диагностики для проведения диагностических исследований на томографе. На базе "Республиканской больницы N 1 - Национальный центр медицины" создан маммологический центр для оказания практической помощи районному здравоохранению. Развернуты койки интенсивной терапии новорожденных, второго этапа выхаживания недоношенных, неонатальной хирургии.
Кроме того, проведен анализ соответствия материально-технической базы медицинских организаций республики существующим санитарно-техническим нормам и правилам. В целях приведения их в соответствие с Порядками оказания медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения республики проведены капитальные ремонты в медицинских организациях, приобретается лечебно-диагностическое оборудование и проводится обеспечение кадрами.
В целях повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению в 2012 году продолжилось материально-техническое оснащение 13 межрайонных отделений, в том числе компьютерными томографами, флюорографами, аппаратами для рентгенографии, наркозными аппаратами, аппаратами искусственной вентиляции легких, лабораторным и другим диагностическим и лечебным оборудованием, в том числе экспертного класса.
Продолжено развитие института общей врачебной (семейной) практики на территории республики. С 1997 года проводится первичная подготовка врачей общей практики на центральных и местных базах. На 01 января 2013 года работают 79 врачей общей практики и 74 медицинские сестры врача общей практики.
В 2011 году нормативная база организации первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики приведена в соответствие с территориальными особенностями на уровне региона, издано распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2011 г. N 1326-р "Об организации общей врачебной (семейной) практики в Республике Саха (Якутия)". Реализуется приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2012 г. N 01-8/4-1174 "Об организации общей врачебной (семейной) практики в Республике Саха (Якутия)".
В 2012 году проведено оснащение медицинским оборудованием офисов врачебной практики в соответствии с табелем оснащения. Всего будет оснащено 50 офисов врачебной практики согласно порядку, в том числе 5 офисов врачебной практики модульным оборудованием.
Охрана и укрепление здоровья практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач здравоохранения, в соответствии с которой получило развитие принципиально новое направление деятельности - смена приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. Из-за высокой медико-социальной значимости хронических неинфекционных заболеваний государственная политика в сфере здравоохранения направлена в первую очередь на профилактику указанных заболеваний.
В настоящее время на территории республики, среди прочих, реализуются:
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 982.
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 976.
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 965.
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 972.
В рамках реализации указанных государственных программ Республики Саха (Якутия) на территории региона достигнуты определенные положительные результаты:
продолжилась положительная тенденция снижения смертности населения от болезней системы кровообращения населения на 3,5%, заболеваемости цереброваскулярными заболеваниями на 14,2% (по сравнению с показателями 2011 года);
отмечается улучшение выявляемости новообразований на ранних стадиях опухолевого процесса и достигла 35,7% (2011 г. - 33,5%); снизилась летальность на первом году с момента установления диагноза злокачественными новообразованиями - 40,6% (2011 г. - 44,1%).
С 2006 года в республике реализуется Приоритетный национальный проект "Здоровье" (далее - ПНП). В рамках ПНП на территории республики организована работа 5 Центров здоровья и 3 мобильных Центров здоровья в рамках государственной программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия), специалистами которых в 2012 году принято порядка 40 тыс. человек, что на 4 раза больше, чем в 2010 году (9 тыс.). В последние годы, в целях повышения доступности профилактической медицинской помощи населению республики, в том числе в арктических и труднодоступных районах с низкой плотностью населения, практикуются выездные формы работы Центров здоровья.
В Республике Саха (Якутия) сформирована эффективная система скорой медицинской помощи. С целью повышения эффективности координации работы и обеспечения максимально четкого контроля, сокращения времени прибытия к пациенту, совершенствуется материально-техническая база станций и отделений скорой медицинской помощи - в 2011 году в рамках мероприятий государственной целевой программы "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" приобретено 5 единиц автомашин скорой медпомощи на сумму 2 475, 00 тысяч рублей, в 2012 году в рамках мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" приобретены 5 единиц автомашин марки скорой медпомощи на сумму на сумму 2 575,00 тысяч рублей, также в рамках реализации Программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы" приобретено 192 автомашины скорой медпомощи на сумму 98 480 тысяч рублей.
Кроме того, в рамках Программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы" служба скорой медицинской помощи региона в 2012 году оснащена навигационно-информационным оборудованием, а автомобили скорой медицинской помощи - бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, осуществляется в соответствии с Планом мероприятий Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" и аналогичной программы в Республике Саха (Якутия). В рамках реализации данных программ был организован образовательно-методический центр "Школа медицины катастроф". Школа имеет учебный класс, оснащенный современным оборудованием: компьютеры, проектор, экран, мультимедийные слайды, видеофильмы, манекены, учебная литература, пособия, таблицы, плакаты и т.д.
Сформирован коллектив преподавателей - врачи, фельдшер высшей категорий, кандидаты медицинских наук, люди, работа которых связана с медициной катастроф.
В данной школе с 2006 года проводятся мероприятия, направленные на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий, так с 2006 года на базе Республиканского центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) проводится обучение сотрудников Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия), государственной инспекции безопасности дорожного движения, Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), водителей пассажирского транспорта, стюардесс, студентов и школьников методам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
В рамках Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2011 г. N 556 "Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы" созданы, оснащены четыре межрайонных травматологических отделения (центры) второго уровня с обслуживанием населения согласно схеме маршрутизации. Приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 г. N 01-8/4-486 "О совершенствовании оказания медицинской помощи больным при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы" разработано и утверждено Положение о межрайонных травматологических отделениях (центрах), на базах государственных бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница", "Нюрбинская центральная районная больница", "Мегино-Кангаласская центральная районная больница", "Мирнинская центральная районная больница".
Планируется открыть вдоль федеральных трасс дополнительно к существующим два межрайонных травматологических центра второго уровня, оснастить травматологический центр 1 уровня, оснастить фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы вдоль федеральных трасс, усилить станции скорой медицинской помощи с последующей реализацией порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком.
На территории Республики Саха (Якутия) по результатам проведенного анализа 2012 года с аналогичным периодом 2011 года, отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий, количества раненных с одновременным снижением числа погибших.
Причины роста раненных в дорожно-транспортных происшествиях обусловлены немедицинскими факторами: низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении или игнорировании Правил дорожного движения.
На республиканском и муниципальном уровнях разработаны оперативные планы по организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с определением зон ответственности медицинских учреждений по медицинскому обеспечению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в пределах муниципальных образований.
Функционирует система подготовки специалистов службы скорой помощи по организации оказания помощи при дорожно-транспортных происшествиях с применением разных организационных форм работы: выездные семинары-тренинги, конференции, соревнования, командно-штабные учения, программа курсовой подготовки с применением фантомного оборудования.
Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации. Необходимо отметить, что в республике на сегодня недостаточно медицинских организаций, оказывающих медицинскую реабилитацию больным с сосудистой патологией, заболеваниями дыхательной и периферической нервной систем, заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. В связи с чем существует потребность в дальнейшем развитии реабилитационной помощи больным травматологического, неврологического, соматического профиля для осуществления комплексной медицинской реабилитационной помощи. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов лечебной физической культуры, физиотерапевтов, логопедов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.)
Развитие реабилитационной помощи в Республике Саха (Якутия) осуществляется по следующим направлениям: реабилитация пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, травмы и заболевания периферической нервной системы, реабилитация детей с неврологической и соматической патологией, и детей, родившихся с экстремально низкой массой тела.
В настоящее время, в республике реабилитация пациентов осуществляется в 3 этапа:
первый этап реабилитации начинается в учреждениях здравоохранения республики, где пациент получает медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара в соответствии с профилем заболевания, в том числе в первичных сосудистых отделениях (4) и региональном сосудистом центре, в межрайонных ортопедо-травматологических отделениях (4) и отделениях патологии новорожденных и выхаживания недоношенных;
второй этап реабилитации для сосудистых больных осуществляется на базе отделения долечивания и реабилитации в Республиканской больнице N 3-25 коек и в Абалахском Центре восстановительной медицины и реабилитации - 60 коек, а также на профильных койках больницы Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Якутской больницы Дальневосточного медицинского центра. Реабилитация детей, в том числе родившихся с экстремально низкой массой тела проводится на профильных койках Педиатрического центра государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" и "Детской городской больницы", где проводится реабилитация больных с заболеваниями опорно-двигательной системы и хронической соматической патологией. Для комплексного подхода к решению проблемы медицинской реабилитации детей нашей республики планируется создание многопрофильного реабилитационного центра "Мать и дитя" на 250 коек в г. Якутске.
Для проведения третьего этапа проводится работа по развитию системы медицинской реабилитации на амбулаторном уровне: патронажной службы, "стационаров на дому", организации выездных "мультидисциплинарных" бригад. Кроме того, проведение третьего этапа реабилитации осуществляется в санаторно-курортных учреждениях республики (санатории "Чэбдик", "Абырал", "Хоту") за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В 2012 году в рамках оказания реабилитационной помощи населению санаторно-курортное лечение получили 120 пациентов.
В соответствии с Программой реабилитации планируется:
На I этапе: организация работы по медицинской реабилитации в отделениях реанимации, специализированных отделений по профилю оказываемой помощи (неврологические, травматологические, ревматологические и первичные сосудистые отделения). Дооснащение Республиканского сосудистого центра и первичного сосудистого отделения.
На II этапе из-за сложной транспортной схемы на территории республики планируется организовать 5 специализированных отделений реабилитации по профилям заболеваний (сосудистые нарушения, травматология):
1. Вилюйская группа - Мирнинский, Нюрбинский, Сунтарский, Верхневилюйский и Вилюйский улусы (районы) на базе Мирнинской центральной больницы;
реконструкция Мирнинской центральной районной больницы;
оснащение реабилитационного отделения Мирнинской центральной районной больницы.
2. Центральная группа улусов - Таттинский, Амгинский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский улусы (районы), на базе Мегино-Кангаласской центральной районной больницы;
капитальный ремонт Мегино-Кангаласской центральной районной больницы;
оснащение реабилитационного отделения Мегино-Кангаласской центральной районной больницы.
3. Промышленная группа районов - Нерюнгринский и Алданский районы на базе Нерюнгринской центральной районной больницы;
реконструкция Нерюнгринской центральной районной больницы;
оснащение реабилитационного отделения Нерюнгринской центральной районной больницы.
4. На базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - центр экстренной медицинской помощи" - создание реабилитационного отделения для больных с неврологическими и травматологическими нарушениями;
реконструкция государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - центр экстренной медицинской помощи";
оснащение реабилитационного отделения государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - центр экстренной медицинской помощи".
5. На базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 3" - создание реабилитационного отделения для больных с кардиологическими нарушениями;
реконструкция государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 3";
оснащение реабилитационного отделения государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 3".
На III этапе планируется:
строительство Республиканского многопрофильного реабилитационного центра, оказывающего специализированную амбулаторную медицинскую помощь по медицинской реабилитации с возложением функции по амбулаторной помощи специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины";
оснащение высокотехнологичным современным медицинским и реабилитационным оборудованием Республиканского многопрофильного реабилитационного центра;
создание в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных (направление в "стационар на дому" через связь с патронажной службой учреждения амбулаторно-поликлинического звена в соответствии с местом жительства больного);
организация отделений реабилитации в медицинских организациях амбулаторной помощи и санаториях, в части создания сети медицинских организаций по медицинской реабилитации и медицинского ухода, хосписов, расширение деятельности стационарозамещающей помощи;
создание амбулаторной реабилитационной службы, объединяющей работу врачей участковой службы, физиотерапевтов, эрготерапевтов, психологов, социальных работников и пр.;
организация медицинского ухода и реабилитации на дому, обучение родственников уходу за больными. Совершенствование службы активного патронажа, в том числе оснащение необходимым инструментарием и оборудованием;
внедрение новых технологий реабилитации и мониторинга ее эффективности;
внедрение мультидисциплинарных, реабилитационных бригад;
реконструкция имеющейся материально-технической базы государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Абалахский республиканский Центр медицинской реабилитации" п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района;
оснащение "Абалахского республиканского Центра медицинской реабилитации" санаторно-курортного типа;
оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания на уровне региона осуществляется с 2006 года в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" (по профилям "Нейрохирургия" и "Сердечно-сосудистая хирургия"), с 2009 года - в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (по профилям "Травматология и ортопедия", "Травматология и ортопедия/ Эндопротезы", с 2011 года по профилям по "Нейрохирургия", "Комбустиология", "Оториноларингология", "Челюстно-лицевая хирургия"). С 2013 года планируется оказание высокотехнологичной медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская офтальмологическая больница" по профилю "Офтальмология", в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) Научно-практический центр "Фтизиатрия" по профилям "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия".
Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным является уменьшение страданий пациентов, адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу.
С целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также помощи членам семьи в условиях неизлечимой болезни ребенка планируется развитие сети медико-социальных учреждений, специализирующихся на оказании паллиативной помощи детям.
С 2011 года на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N 4" функционируют 4 койки паллиативной помощи для взрослого населения. В рамках региональной программы модернизация здравоохранения расширены койки паллиативной помощи до 11 коек взрослой службы и 10 детских коек.
В 2013 году для оказания паллиативной медицинской помощи населению планируется создание на базе амбулаторно-поликлинических учреждений выездных хосписных бригад.
В здравоохранении республики трудится 28408 человек, из которых 4 613 врачей, 11 216 средних медицинских работников. Расчетная обеспеченность населения Республики Саха (Якутия) составила 48,1 (по Российской Федерации 44,0, по Дальневосточному федеральному округу - 46,7), средним медицинским персоналом - 117,0 на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 92,4, по Дальневосточному федеральному округу - 92,0). При обеспечении населения профильными, преимущественно врачебными кадрами, отмечается неравномерность их распределения, проявляющаяся на уровне крупных регионов и отдельных административных территорий Российской Федерации.
В целях закрепления и привлечения квалифицированных кадров в учреждения здравоохранения в сельскую местность и с целью улучшения жилищных условий Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 977 утверждена программа "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы", принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 682 "Об утверждении Порядка реализации подпрограммы "Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы". Указанный порядок устанавливает следующие требования к педагогическому и медицинскому работнику для участия в подпрограмме:
гражданин Российской Федерации;
возраст до 40 лет;
высшее педагогическое образование;
высшее медицинское образование;
наличие у педагогического работника трехстороннего договора с Министерством образования Республики Саха (Якутия) и муниципальным органом управления образования о работе сроком на 5 лет в сельских школах, расположенных в арктических или северных улусах (районах);
наличие у медицинского работника трехстороннего договора с Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и лечебно-профилактическим учреждением о работе сроком на 5 лет в учреждениях здравоохранения, расположенных в арктических и северных улусах;
наличие заключенного трудового договора с работодателем-учреждением, расположенным в арктическом или северном улусе (районе);
отсутствие факта получения мер государственной и (или) муниципальной поддержки за счет средств федерального, республиканского или местного бюджетов на обеспечение жильем за исключением средств материнского (семейного) капитала. Государственная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры по месту избрания постоянного места жительства в размере 50% от расчетной стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры.
В течение 2012 года по программе "Земский доктор" осуществлялась единовременная компенсационная выплата медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) о получении единовременной компенсационной выплаты, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Республики Саха (Якутия).
В начале 2012 года не были укомплектованы врачами 21 участковая больница и 14 врачебных амбулаторий. Благодаря программе "Земский доктор" в указанные учреждения были направлены 55 врачей, что удовлетворило потребность лишь на 68%.
На сегодняшний день имеется опыт осуществления оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия) с формированием рейтинга эффективности и размещением его на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Также, в целях повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения региона ежеквартально осуществляется оценка деятельности руководителей медицинских организаций. Результаты оценки применяются для определения ежеквартальной выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 января 2013 г. N 7 утверждена "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Территориальная программа). Территориальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Расчетная стоимость Территориальной программы определена исходя из средних подушевых нормативов финансирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074, с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Республики Саха (Якутия), основанных на данных медицинской статистики, прогноза численности населения республики, представленного Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), численности застрахованного населения с учетом данных регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, с учетом поясного регионального индекса по Республике Саха (Якутия) на 2,5792:
на 2013 год - 25992,87 млн. рублей;
на 2014 год - 30028,55 млн. рублей;
на 2015 год - 35562,15 млн. рублей.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
в 2013 году - 25386,73 рублей;
в 2014 году - 27552,96 рубля;
в 2015 году - 31641,62 рубль;
в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования составляют:
в 2013 году - 18821,38 рубль;
в 2014 году - 20337,28 рублей;
в 2015 году - 22751,26 рубль.
Финансовое обеспечение Территориальной программы осуществляется в объемах, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. При изменении размера ассигнований, предусмотренных на выполнение Территориальной программы, ее финансовое обеспечение будет пересмотрено в порядке, установленном законодательством.
Финансовое обеспечение Территориальной программы составит в 2013 году 24432,76 млн. рублей, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 18157,21 млн. рублей, в 2014 году - 26516,79 млн. рублей, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 19619,62 млн. рублей, в 2015 году - 30446,35 млн. рублей, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 21948,41 млн. рублей.
Дефицит Территориальной программы составит:
2013 год - на 1560,11 млн. рублей (6,0%) в части финансирования из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
2014 год - на 3511,77 млн. рублей (11,7%) в части финансирования из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
2015 год - на 5115,8 млн. рублей (14,38%) в части финансирования из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Прогноз стоимости Территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов рассчитан исходя из:
видов медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
объемов медицинской помощи, скорректированных на численность, демографический состав, с учетом коечного фонда медицинских организаций, заболеваемости населения республики;
нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи - тарифов, которые включают в себя все статьи расходов медицинских учреждений.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Кроме того, стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования включает расходы на ведение дела для страховых медицинских организаций, расходы на выполнение управленческих функций территориальным фондом обязательного медицинского страхования, нормированный страховой запас.
Здоровье граждан является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства региона. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.
Оптимальная структура системы здравоохранения региона в целом и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций региона, разработку программы развития здравоохранения Республики Саха (Якутия), направленных на достижение целевых индикаторов, определенных государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения Республики Саха (Якутия).
Необходима реализация мероприятий, направленных на профилактику в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи - необходимо повышать эффективность первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи.
Требуется создание системы контроля за ходом выполнения мероприятий по первичной профилактике и ранней диагностике. Необходима разработка и реализация мероприятий по первичной профилактике хронических неинфекционных заболеваний.
В случае непринятия мер по усилению профилактической работы и формированию приверженности граждан к здоровому образу жизни и ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, будут усиливаться негативные демографические процессы в обществе, увеличиваться затраты государства и населения на восстановление трудового потенциала региона, возрастут экономические потери от временной нетрудоспособности граждан, возможно негативное влияние на численность трудовых ресурсов региона.
В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.
Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную обеспечивает не только профилактику инфекционных болезней, но и неинфекционных заболеваний, так, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.
С целью формирования потоков пациентов по единым принципам маршрутизации с 2013 года начата реализация концепции трехуровневой системы медицинской помощи, схем маршрутизации при оказании медицинской помощи и распределения по уровням медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи населению Республики Саха (Якутия).
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет продолжено путем развития сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, развитие офисов общей врачебной практики, расширения выездной работы в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы.
Необходимо создание системы оказания медицинской помощи сельскому населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров, развитие таких форм оказания медицинской помощи, как стационарозамещающих и выездных методов работы, системы оказания медицинской помощи пожилому населению.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Республике Саха (Якутия) предполагают реализацию следующих мероприятий:
на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;
обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;
оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров,
обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается:
совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных;
развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения;
развитие реабилитации для детского населения.
Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривают создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в регионе.
Необходимо создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи, а также дальнейшее совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Совершенствование оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях планируется по основным направлениям:
повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе, создание системы обучения населения навыкам оказания первой помощи;
повышение качества оказания квалифицированной и специализированной помощи на госпитальном этапе путем создания сети травматологических центров с последующей реализацией порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком;
организация трассовой медицинской помощи.
С учетом больших расстояний для оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, запланировано привлечение ресурсов Республиканского центра медицины катастроф, фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, которые укомплектованы санитарным транспортом.
До 2014 года планируется внедрить систему телемедицинских консультаций и консилиумов с участием лечебных учреждений муниципального, регионального и федерального уровня.
В целях реализации государственной политики в сфере здравоохранения в части развития системы реабилитации в республике планируется обеспечить проведение основных стратегических мероприятий по реализации комплексного подхода, направленного на совершенствование оказания медицинской помощи пациентам, нуждающимся в реабилитации, в связи с чем в республике разработана "Республиканская комплексная программа развития медицинской реабилитации в Республике Саха (Якутия) на 2013-2014 годы".
Совершенствование медицинской реабилитации в республике будет осуществляться путем обеспечения доступности и повышения качества медицинской реабилитации. Данная цель будет осуществляться через реализацию следующих задач:
организация единой системы учреждений, оказывающих помощь по медицинской реабилитации на базе медицинских учреждений Республики Саха (Якутия);
разработка поэтапной модели организации проведения мероприятий по медицинской реабилитации;
оснащение реабилитационных подразделений современным оборудованием;
внедрение современных методологий в диагностике и выявлении факторов риска, проведении реабилитационных мероприятий, разработка алгоритмов, стандартов;
использование передовых информационных технологий в образовательном процессе, проведение выездных семинаров, конференций, обучение на центральных базах, издание методического материала, информационная поддержка пациентов.
Реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации деятельности педиатрических и родовспомогательных учреждений здравоохранения, включает оснащение современным лечебным, диагностическим оборудованием родовспомогательных и детских учреждений здравоохранения, оснащение физиотерапевтическим и реабилитационным оборудованием домов ребенка, детских санаториев, совершенствование пренатального, неонатального и аудиологического скринингов; внедрение современных технологий питания детей; профилактику заболеваний репродуктивной системы у детей и подростков.
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отрасли является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.
В целях привлечения в государственные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.
В рамках "дорожной карты" планируется решить вопросы, связанные с развитием кадрового потенциала учреждений здравоохранения.
В целях реализации "дорожной карты" с 2013 года на территории региона планируется к реализации Комплексная программа Республики Саха (Якутия) по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров в Республике Саха (Якутия) на 2013 - 2017 годы. Данная программа прежде всего будет направлена на повышение укомплектованности врачами и средними медицинскими работниками учреждений здравоохранения республики в городских и сельских условиях, устранение дефицита по наиболее востребованным специальностям, устранение дисбаланса по обеспеченности кадров между амбулаторно-поликлиническим звеном и стационаром, изменение системы оплаты труда медицинских работников, стимулирующей улучшение количественных и качественных показателей их деятельности, профессиональный рост, рост престижа профессии медицинского работника и отрасли в целом по региону, усовершенствование баз данных вакантных должностей медицинских работников учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия), расширение возможностей повышения квалифицированного уровня специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, профессиональной переподготовки.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации медицинских работников, привлечение в учреждения здравоохранения высококвалифицированных кадров определяет основу для повышения эффективности и результативности деятельности работников медицинских учреждений, в том числе путем внедрения принципов эффективного контракта.
Заключение эффективного контракта со специалистами медицинских организаций позволит повысить эффективность медицинских работников, административно-хозяйственного и административно-управленческого персонала учреждений здравоохранения.
Внедрение эффективного контракта будет способствовать достижению отдельных задач развития сферы здравоохранения, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" в части повышения заработной платы работников учреждений здравоохранения.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда.
В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в учреждениях здравоохранения Республики Саха (Якутия) планируется обеспечить повышение оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, предусмотрев следующие мероприятия:
сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по республике;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия) (в том числе младшего медицинского персонала - до 71 процента от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия), среднего медицинского персонала - до 118 процентов от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия)), работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия);
установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
повышение заработной платы работников с возможным привлечением средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
прозрачность оплаты труда руководителей медицинских организаций с установлением соотношения средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
пересмотр стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям;
установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Реализация мероприятий по повышению оплаты труда позволит:
повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);
внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных услуг (выполнения работ);
повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);
повысить качество оказания государственных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Вместе с тем, для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
Достижение стратегической цели Программы в Республике Саха (Якутия) к 2018 году будет характеризоваться снижением значений следующих целевых индикаторов:
смертность от всех причин - до 9,0 случая на 1000 населения;
младенческая смертность - до 7,0 случая на 1000 родившихся живыми;
материнская смертность - до 15,0 случая на 100 тыс. родившихся живыми;
смертность от болезней системы кровообращения - до 415,5 случаев на 100 тыс. населения;
смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 9,4 случаев на 100 тыс. населения;
смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 125 случаев на 100 тыс. населения;
смертность от туберкулеза - до 8,7 случаев на 100 тыс. населения;
заболеваемость туберкулезом - до 72 случаев на 100 тыс. населения.
К 2018 году - повышение значений следующих целевых индикаторов:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 70,2 лет;
обеспеченность врачами до 47,3 на 10 тысяч населения;
соотношение врачей и среднего медицинского персонала до 1:3;
средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) - до 200% от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия);
средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 118% от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия);
средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 71% от средней заработной платы в Республике Саха (Якутия).
/--------------------------------------------\ /---------------------\
| Республиканский уровень | |Федеральный уровень |
|/------------------------------------------\| |/-----------------\ |
|| Плановая | Плановая |Консультативно-|| ||Высокотехнологич-| |
||высокотехно-|специализиро-|диагностическая||--||ная | |
||логичная |нная | помощь || || | |
||медицинская |медицинская | || || | |
|| помощь | помощь | || || | |
|\------------------------------------------/| |\-----------------/ |
\--------------------------------------------/ \---------------------/
|--------------------+--------------------\
\---------------------+---\
/-----------------------------------------------------\ | |
| Межтерриториальный уровень | | |
|2011-2012 гг. - 13 МРЦ и 8 ЦЗД; 2013 г. - 13 МРЦ и | | |
| 9 ЦЗД; 2014 г. - 17 МРЦ и 10 ЦЗД | | |
| /------------\/---------------------------------\ | | |
| | ЦРБ и ГБ || Специализированные отделения | | | |
| |ДГБ ДГКБ N 2||- Кардиология ||--\ | |
| | КДЦ ||- Неврология | | | | |
| | ||- Травматология | | | | |
| | ||- Родильные | | | | |
| \------------/\---------------------------------/ | | | |
\-----------------------------------------------------/ | | |
| | |
| /----------------------------+------ |
/------------------------------\ /------------------------------------\
| Муниципальный уровень | | Восстановительная медицина |
|/---------------------------\ | |/----------------------------------\|
|| ЦРБ |ЦРБ | РБ | | ||ЦВМиР | Санаторно-курортные||
|| ГБ | | УБ | |-||РМДЦМР | учреждения ||
||Поликлини-| | ВА | | ||ДС при | ||
||ки | | ФАП | | ||поликлиниках | ||
|| СМП | | | | || | ||
|\---------------------------/ | |\----------------------------------/|
\------------------------------/ \------------------------------------/
Показатели
структурных преобразований системы оказания медицинской помощи
|
Наименование целевого показателя |
|
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
6,9 |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
Российская Федерация |
6,0 |
5,7 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
|||
2 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
23,30 |
27,00 |
27,10 |
27,20 |
27,30 |
27,40 |
Российская Федерация |
25,3 |
26,8 |
28,3 |
29,6 |
30,6 |
31,7 |
|||
3 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
1,30 |
1,90 |
2,00 |
2,10 |
2,20 |
2,30 |
Российская Федерация |
1,4 |
1,8 |
2,2 |
2,7 |
3,3 |
3,9 |
|||
4 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
3,60 |
3,80 |
4,00 |
4,20 |
4,40 |
4,60 |
Российская Федерация |
7 |
7,4 |
7,7 |
8,1 |
8,5 |
9 |
|||
5 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
64,90 |
60,50 |
60,20 |
59,90 |
59,60 |
59,30 |
Российская Федерация |
60,3 |
58,3 |
56,4 |
54,3 |
52,4 |
50,3 |
|||
6 |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
Российская Федерация |
75 |
78 |
80 |
83 |
86 |
90 |
|||
7 |
Доля аккредитованных специалистов |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
- |
- |
- |
- |
20 |
40 |
Российская Федерация |
- |
- |
- |
- |
20 |
40 |
|||
8 |
Обеспеченность населения (на 10 тысяч населения) врачами |
Республика Саха (Якутия) |
|
44,95 |
45,50 |
45,90 |
46,35 |
46,75 |
47,30 |
9 |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
Республика Саха (Якутия) |
|
1/2 |
1/2,15 |
1/2,25 |
1/2,5 |
1/2,75 |
1/3 |
10 |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах (агрегированные значения) |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
123 |
128 |
135 |
159 |
200 |
200 |
Российская Федерация |
129,7 |
130,7 |
137,0 |
159,6 |
200,0 |
200,0 |
|||
11 |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
73 |
75 |
79 |
86 |
100 |
100 |
Российская Федерация |
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
|||||
12 |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
48 |
50 |
52 |
69 |
||
Российская Федерация |
50,1 |
51 |
52,4 |
70,5 |
|||||
13 |
Число дней работы койки в году |
Республика Саха (Якутия) |
дней |
320,0 |
321,0 |
323,0 |
325,0 |
327,0 |
330,0 |
Российская Федерация |
324,5 |
327,2 |
328,5 |
329,6 |
330,1 |
331,5 |
|||
14 |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
Республика Саха (Якутия) |
дней |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,3 |
12,1 |
11,9 |
Российская Федерация |
12,2 |
12,1 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
11,7 |
|||
15 |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
68,0 |
67,0 |
64,0 |
62,0 |
61,0 |
59,9 |
16 |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям от общего числа пациентов пролеченных в стационарных условиях |
Республика Саха (Якутия) |
процентов |
33,5 |
33,8 |
34,1 |
34,4 |
34,7 |
35,0 |
Основные показатели здоровья населения
17. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
68,1 |
68,3 |
68,9 |
69,4 |
69,8 |
70,2 |
18. |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
9,3 |
9,3 |
9,2 |
9,2 |
9,1 |
9,0 |
19. |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
15 |
20. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
9,6 |
9,4 |
9,2 |
8,8 |
8,0 |
7,0 |
21. |
Смертность детей в возрасте 0-17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
12,1 |
11,9 |
10,4 |
9,8 |
9,0 |
8,1 |
22. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
424 |
423 |
422 |
420 |
418 |
415,5 |
23. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
10,0 |
10,0 |
9,5 |
9,5 |
9,4 |
9,4 |
24. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
127,8 |
127,2 |
126,0 |
125,3 |
125,0 |
125,0 |
25. |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
8,9 |
8,8 |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
26. |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
80,3 |
78,5 |
76,8 |
75,0 |
73,5 |
72,0 |
27. |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процентов |
72,3 |
73,1 |
74,4 |
75,7 |
77,0 |
78,1 |
II. План мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1. |
Анализ итогов реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Будет проведен анализ итогов модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения в Республике Саха (Якутия). Представление результатов анализа итогов реализации программ модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) в Минздрав России |
2. |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в субъекте Российской Федерации целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
3. |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций субъекта Российской Федерации и муниципальных образований порядкам оказания медицинской помощи |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Республики Саха (Якутия) порядкам оказания медицинской помощи |
4. |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций субъекта Российской Федерации и муниципальных образований порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Республики Саха (Якутия) порядкам оказания медицинской помощи |
5. |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Будет выявлена неудовлетворенная потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи |
6. |
Разработка ведомственного плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
01 мая 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Утверждение региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
7. |
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения субъекта Российской Федерации |
01 апреля 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
8. |
Разработка программы развития здравоохранения субъекта Российской Федерации с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
01 мая 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Утверждение программы развития здравоохранения Республики Саха (Якутия) до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников. Программа развития здравоохранения Республики Саха (Якутия) должна быть составлена с учетом раздела IV. "Основные направления структурных преобразований в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации" Методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") субъектов Российской Федерации "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Республики Саха (Якутия) | ||||
9. |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации, их руководителей и работников |
02 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
10 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Составление ежегодных совместных планов с ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" по вопросам совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачей. Организация циклов повышения квалификации с участием преподавательского состава ВУЗов из других регионов. Проведение обучения на рабочих местах с целью изучения опыта. Обеспечение доступа к электронным полнотекстовым базам данных медицинской и научной литературы, электронному каталогу. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка медицинских работников со средним медицинским образованием на базе ГБОУ СПО PC (Я) "Якутский медицинский колледж" |
11. |
Заключение трудовых договоров (дополнительных) соглашений с руководителями государственных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового Кодекса Российской Федерации |
02 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Заключение трудовых договоров (дополнительных) соглашений с руководителями медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового Кодекса Российской Федерации |
12. |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт) работников медицинских организаций |
02 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Проведение мероприятий по организации и направлению на курсы повышения квалификации руководителей (ответственных работников) по переводу работников учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на эффективный контракт |
13. |
Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Разработка типовой формы трудового договора с медицинскими работниками учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия). Осуществление контроля за переводом работников учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на эффективный контракт |
14. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Оптимизация численности административно-управленческого персонала государственных медицинских организаций с учетом реальной потребности отрасли путем расширения профессиональных возможностей и уровня полномочий руководителей без увеличения их штатной численности, создания условий для их эффективной профессиональной служебной деятельности, повышения квалификации сотрудников администраций медицинских организаций в области управления здравоохранением. Также необходимо обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов |
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Республике Саха (Якутия) | ||||
15 |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения субъекта Российской Федерации до 2020 года |
2013-2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Республики Саха (Якутия), направленных на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения субъекта Республики Саха (Якутия) до 2020 года |
16. |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
17. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Контроль, корректировка и актуализация показателей структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения на основе мероприятий "дорожной карты" |
18 |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышение качества работы медицинских организаций |
19 |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 г. |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2013 г. N 449-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Саха (Якутия)"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2017 г. N 939-р
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2015 г. N 318-р
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2014 г. N 618-р
Настоящий документ снят с контроля