Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 29 июля 2014 г. N 3-18/14
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре Марковой Д.Р.,
с участием прокурора Ефремова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению части 1 статьи 4 Закона РС (Я) 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 З N 1202-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Закон РС (Я) N 1201-IV) опубликованный в печатных изданиях: "Якутские ведомости", N 100, 29.12.2012, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), N 4, декабрь, 2012, часть II", "Ил Тумэн", N 1, 11.01.2013.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению часть 1 статьи 4 Закона РС (Я) N 1201-IV.
В обоснование заявления указано, что оспариваемой нормой установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее дети-сироты) жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по месту жительства их законных представителей при установлении опеки или попечительства либо по месту выявления и первичного устройства указанных детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По мнению прокурора, указанная норма противоречит части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанной норме федерального законодательства жилые помещения указанной категории граждан предоставляется по месту их жительства. В силу частей 1 и 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации для гражданина старше 14-ти лет местом жительства является место, где он постоянно или преимущественно проживает
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме, просил заявление удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 16 июня 2014 года и представитель министерства образования РС (Я) Мыреев Г.Г., действующий на основании доверенности от 21 октября 2013 года в судебном заседании согласились с заявленными требованиями прокурора. Разногласия с прокуратурой возникли по вопросу о дате вступления в силу изменений в региональный закон. С учетом того, что внесение изменений в статью 4 Закона РС(Я) N 1201-IV повлечет перевод граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоящих на учете в конкретном муниципальном образовании, в другое муниципальное образование, повлечет за собой необходимость дополнительного финансирования из бюджета республики, в связи с желанием граждан получить жилые помещения в г. Якутске, очередность нуждающихся в г. Якутске резко возрастет и потребность в жилых помещениях в 2013, 2014 годах будет удовлетворена лишь в 2016 году, Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) предлагалось определить дату вступления в силу изменений с 1 января 2015 года, с чем не была согласна прокуратура. В связи с чем изменения в закон не внесены до настоящего времени.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 г Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным положениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
С 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Между тем, частью 1 статьи 4 Закона РС (Я) N 1201-IV предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по месту жительства их законных представителей при установлении опеки или попечительства либо по месту выявления и первичного устройства указанных детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Место жительства совершеннолетнего гражданина или гражданина, приобретшего полную дееспособность до достижения совершеннолетия, может не совпадать с местом жительства его бывших законных представителей и местом нахождения учреждения, в котором он воспитывался и проживал до совершеннолетия. Тем не менее, согласно оспариваемой норме, жилое помещение такому гражданину будет предоставлено не по месту его проживания, а по месту проживания его бывших законных представителей или по месту нахождения учреждения, в котором он проживал и воспитывался до достижения совершеннолетия.
Такое регулирование указанных правоотношений свидетельствует о том, что региональный законодатель снизил уровень гарантий, установленный федеральным законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ограничил жилищные права указанной категории граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу о противоречии части 1 статьи 4 Закона РС (Я) N 1201-IV федеральному законодательству.
Согласно ч. 2 ст 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, признании недействующей часть 1 статьи 4 Закона РС (Я) N 1201-IV со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению часть 1 статьи 4 Закона РС (Я) 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части слов "по месту жительства их законных представителей при установлении опеки или попечительства либо по месту выявления и первичного устройства указанных детей в учреждения для детей-сирот", со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья |
З.С. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 г. N 3-18/14
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 20 января 2015 г. N 1