Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 6 июня 2002 г. N 33-31/02
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Александровой Р.С.
при секретаре Петрове Д.В.
с участием прокурора Алексеевой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске "6" июня 2002 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2000 г. "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр РС (Я)" и названного Положения противоречащим федеральному законодательству
установил:
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2000 г. N 91 утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия).
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании п. 1 постановления, которым утверждено названное положение, и Положения в целом недействительными и не порождающими правовых последствий по тем основаниям, что оно противоречит требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Алексеева А.Е. поддержала заявление и полагала его подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Представитель Правительства РС (Я) Скрябин В.В. в судебном заседании заявление прокурора не признал и пояснил, что Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр РС (Я) принято исполнительным органом государственной власти республики в пределах своих полномочий и по своему содержанию Положение не противоречит требованиям федерального законодательства, не ущемляет чьих-либо прав и обязанностей.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания оспариваемого прокурором Положения следует, что в нем установлен орган по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Республики Саха (Якутия) в лице Государственной геологической инспекции Республики Саха (Якутия), определены его функции, структура, права и обязанности инспекции.
Геологическое изучение, использование и охрана недр составляют содержание владения, пользования недрами. Указанные вопросы в соответствии с п. "в" ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. "в" ст. 72" имеется в виду "п. "в" ч. 1 ст. 72"
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона РФ "О недрах" в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.
Согласно п. 14 статьи 4 этого же закона в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в соответствии с установленным порядком.
В силу ст. 37 указанного Закона государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 132 утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Как следует из содержания указанного Положения, в нем определен перечень федеральных органов, которые реализуют компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере контроля за изучением, рациональным использованием и охраной недр. Однако в Положении не указано, в каком порядке реализуют свою компетенцию органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр.
Таким образом, при отсутствии правового регулирования на федеральном уровне вопроса о порядке осуществления субъектами Российской Федерации своих полномочий по государственному геологическому контролю по вопросам совместного ведения, субъект РФ вправе до принятия правового акта на федеральном уровне принимать соответствующие нормативные акты, которые в последующем подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством в случае регулирования этого вопроса по-иному.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации, вправе была принять Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр РС (Я). Государственная геологическая инспекция РС (Я) является единственным органом на территории Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В пункте 1.5 оспариваемого Положения определено, что Государственная геологическая инспекция РС (Я) при осуществлении государственного геологического контроля руководствуется законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и иными актами. Из содержания п. 2.1 Положения следует, что одной из основных функций Государственной геологической инспекции РС (Я) является осуществление государственного контроля за соблюдением всеми недропользователями федерального и республиканского законодательства. Поэтому доводы прокурора о том, что в оспариваемом Положении установлен иной порядок осуществления государственного контроля, подлежат отклонению.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий п. 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2000 г. N 91 об утверждении Положения и Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр РС (Я) отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Р.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2002 г. N 33-31/02
Текст решения официально опубликован не был