Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 3 октября 2003 г. N 3-73/03
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н., с участием прокурора Позднякова В.Ю., при секретаре Скуратовой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 3 октября 2003 года,
Дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных пунктов Постановления Президиума Верховного Совета Якутской - Саха ССР от 17.04.91 года N 442-XII "Об установлении порядка изготовления и распространения лотерей" противоречащим федеральному законодательству, суд
установил
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании пунктов 2, 4 Постановления Президиума Верховного Совета ЯССР от 17.04.1991 года "Об установлении порядка изготовления и распространения лотерей" противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просит его удовлетворить.
Представитель МЮ РФ по РС (Я) Подрясов А.О. поддержал заявление прокурора, считает, что оспариваемые нормы противоречат федеральному закону.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) в судебное заседание не явился, будучи извещенным в надлежащем порядке, представил отзыв на заявление. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Согласно, п. 19 Временного Положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 года N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в РФ" государственная регистрация региональных и муниципальных лотерей осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится лотерея, с соблюдением требований данного Положения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано на основе правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, разработать и утвердить правила выдачи разрешений на проведение лотерей в пределах территории одного субъекта Российской Федерации и определить органы, уполномоченные на выдачу разрешений и регистрацию лотерей.
Таким образом, оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Президиум Верховного Совета РС (Я) вправе был принимать подобные акты, носящие нормативный характер, определяющие порядок регистрации лотерей и правила выдачи разрешений на их проведение не противоречащие федеральным законодательствам.
П. 2 Постановления Президиума установлен перечень документов, необходимых для получения разрешения на проведение лотереи. В данный перечень включены: ходатайство о получении разрешения, копия устава юридического лица, условия для проведения лотереи, образцы лотерейных билетов, сведения об участниках лотереи и ее распространителях, перечень лиц, ответственных за лотерею, точное указание населенных пунктов, где будет проводится лотерея.
Однако данный перечень документов не соответствует пунктам 32, 33, 34, 35 Временного Положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента от 19 сентября 1995 года, где приведен большой объем документов для разрешения проведения лотереи.
Таким образом, Постановлением Президиума существенно сокращены требования к документам, необходимых, для получения разрешения для регистрации и выдачи разрешения лотереи, тем самым нарушены требования федерального закона и сужены возможности для проведения тщательной проверки проведения лотереи.
П. 4 абз. 2 Постановления Президиума установлено, что незаконно выпущенные лотерейные билеты подлежат изъятию органами милиции и уничтожению. Между тем, изъятие лотерейных билетов и его конфискация относится к административным правоотношениям.
В соответствии с подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом возмездное изъятие назначается судьей, а не органами милиции.
Таким образом, регулирование данных отношений относится к предметам ведения органов государственной власти Российской Федерации. Президиум Верховного Совета Якутской - Саха ССР принимая данные нормы, превысил свои полномочия, вменяя в обязанность по изъятию и уничтожению лотерей органами милиции. При таких обстоятельствах, оспариваемые нормы Постановления Президиума подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил
Заявление Прокурора РС (Я) удовлетворить.
Признать п. 2 и п. 4 в части Постановления Президиума Верховного Совета Якутской - Саха ССР от 17.04.1991 г. N 442-XII "Об установлении порядка изготовления и распространения лотерей" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в силу решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой информации.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации через суд, вынесший данное решение.
Председательствующая |
М.Н. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2003 г. N 3-73/03
Текст решения официально опубликован не был