Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 19 июня 2015 г. N 3-32/15
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части пункта 4 Положения о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призерам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.2012 N 411
установил:
20 сентября 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 411 "О мерах государственной поддержки спортсменов Республики Саха (Якутия) - чемпионов Российской Федерации и Европы, их тренеров, чемпионов и призеров мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренеров" (вместе с "Положением о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призерам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам"), опубликованное в печатных изданиях "Саха сирэ", N 196, 26.09.2012, "Якутия", N 178, 27.09.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части пункта 4 Положения о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призерам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам (далее - Положение), утвержденного названным постановлением.
В обоснование заявления указано, что оспариваемая норма, регламентирующая порядок выплаты единовременного вознаграждения спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам и призерам России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр является неопределенной, поскольку ставит выплату вознаграждения в зависимость от выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения, однако не конкретизирует при этом соответствующие понятия норм, требований и условий, то есть не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.
По мнению прокурора, такая редакция нормативного правового акта указывает на отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решений, отсутствие порядка совершения определенных действий либо одного из элементов такого порядка, предоставляет широту дискреционных полномочий, что оценивается как коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами "а", "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. требования поддержала, просит признать пункт 4 Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим, уточнив, что данная правовая норма оспаривается в части слов "с момента выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения".
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Билоус В.С., действующая на основании доверенности от 18.06.2015 г. N 644-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась, считает требования необоснованными.
Указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит положения, определяющие категории получателей государственной поддержки, а именно: спортсмены Республики Саха (Якутия) - чемпионы и призеры России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Утверждает, что нормы, требования и условия, при которых спортсмен может знать призовое место на соревнованиях, устанавливаются регламентом (положением) соответствующего соревнования. При этом пункт 5 Положения в перечне необходимых документов для предоставления государственной поддержки, содержит указание на необходимость предъявления регламента (положения) соответствующего соревнования; оригинала выписки из протокола соревнований или копии протокола соревнований, заверенных подписью главного судьи, главного секретаря и печатью организации, проводившей соревнования.
Полагает, что вышеприведенные правовые положения в их взаимосвязи указывают на отсутствие неопределенности и неясности оспариваемого нормативного правового акта, просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
20 сентября 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 411 "О мерах государственной поддержки спортсменов Республики Саха (Якутия) - чемпионов Российской Федерации и Европы, их тренеров, чемпионов и призеров мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренеров" (вместе с "Положением о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призерам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам"), опубликованное в печатных изданиях "Саха сирэ", N 196, 26.09.2012, "Якутия", N 178, 27.09.2012.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З N 51-I "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 15.02.1995 З N 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
В силу частей 1 и 2 статьи 3 названного закона Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
Согласно частям 3 и 4 статьи 3 названного закона Правительство республики разрабатывает и осуществляет государственную политику в сфере экономического и социального развития республики, распоряжается финансовыми, материальными ресурсами и валютными средствами, управляет государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
Из содержания Положения следует, что данный нормативный правовой акт определяет порядок выплаты единовременного вознаграждения спортсменам Республики Саха (Якутия), добившимся высоких результатов на Чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, и их тренерам (пункт 1).
Единовременное вознаграждение спортсменам Республики Саха (Якутия) и их тренерам устанавливается и выплачивается в целях поощрения за достижение высоких результатов на российских и международных соревнованиях, пропаганды высших спортивных достижений спортсменов, а также в целях оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) и тренерам, подготовившим данных спортсменов (пункт 2).
Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Саха (Якутия) как исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. Нарушений порядка принятия акта и его обнародования судом не установлено.
В соответствии с пунктом 4 Положения документы на выплату единовременного вознаграждения спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам и призерам России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр подаются в Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) в течение календарного года с момента выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения.
Между тем, под выполнением спортсменом норм, требований и условий их выполнения в федеральном законодательстве понимается, в частности, содержание норм, требований Единой всероссийской спортивной классификации, а также условий их выполнения (далее - ЕВСК), необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - ВРВС), за исключением национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется общероссийской спортивной федерацией (пункт 2 Положения о ЕВСК, утвержденного Приказом Минспорта России от 17.03.2015 N 227 "Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации").
Так, согласно пункту 10 положения о ЕВСК нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, а также условия их выполнения устанавливаются исходя из уровня развития вида спорта и его спортивных дисциплин, статуса официальных соревнований, пола и возраста спортсменов.
Норма для присвоения спортивного звания или спортивного разряда содержит показатели, в соответствии с которыми определяется квалификация спортсмена, выражающиеся в единицах измерений, установленных в соответствии со спецификой вида спорта (пункт 11 Положения о ЕВСК).
Требования для присвоения спортивного звания или спортивного разряда содержат:
а) занятое место на официальном соревновании соответствующего статуса в соответствии с пунктом 8 Положения о ЕВСК;
б) необходимое количество побед над спортсменами соответствующего спортивного разряда или спортивного звания в течение одного года на официальном соревновании (пункт 12 Положения о ЕВСК).
Условиями выполнения норм и/или требований для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов являются: количество стран, участвовавших на всех этапах в международных официальных соревнованиях; количество субъектов Российской Федерации, участвовавших на всех этапах в официальных соревнованиях - всероссийских и межрегиональных; количество участников (спортсменов, пар, групп, экипажей), спортивных команд в виде программы; возрастные группы для официальных соревнований; минимальный возраст, необходимый для присвоения соответствующего спортивного звания или спортивного разряда; е) количество спортивных судей с соответствующей квалификационной категорией; количество проведенных выступлений, поединков, игр; количество стартов в предварительной (отборочной) стадии официальных соревнований; использование соответствующих средств измерения результатов; иные условия, исходя из особенностей вида спорта и системы проведения конкретных официальных соревнований (пункт 13 положения о ЕВСК).
Текст предыдущего абзаца приводится в соответствии с источником
Поскольку редакция оспариваемой прокурором нормы не учитывает вышеприведенные положения федерального законодательства и допускает в связи с этим неоднозначное толкование правовых понятий выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения, суд считает необходимым согласиться с требованием прокурора о признании пункта 4 Положения в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению в связи не соответствием требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.
Ссылка представителя заинтересованного лица на пункт 5 Положения, в соответствии с которым для выплаты единовременного вознаграждения спортсменам Республики Саха (Якутия) необходимо представление в Коллегию Министерства по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) таких документов, как регламент (положение) соответствующего соревнования, оригинал выписки из протокола соревнований или копия протокола соревнований, заверенные подписью главного судьи, главного секретаря и печатью организации, проводившей соревнования, не может быть принята судом. Указание на необходимость представления перечисленных документов, само по себе не устраняет правовой неопределенности оспариваемой нормы, которая не содержит четких и ясных критериев, соблюдение которых необходимо для получения единовременного вознаграждения из государственного бюджета, так как не учитывает действие вышеприведенных положений федерального законодательства по вопросам совместного ведения.
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 14.07.2005 N 8-П указано на то, что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными и согласованными с системой действующего правового регулирования. Иное означает возможность неоднозначного понимания, истолкования закона и его произвольного применения.
Неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 вышеназванного Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 разъяснил, что суду проверяя содержание оспариваемого акта, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пункты "а", "в", "г", "ж" части 3, пункт "в" части 4), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, прямо относят нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию другого органа государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; а также юридико-лингвистическую неопределенность, к коррупциогенному фактору.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 4 Положения в оспариваемой части при неопределенности условий и оснований принятия решения органом государственной власти, является неполнотой административных процедур, которая свидетельствует о неопределенности содержания правовой нормы и не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможности злоупотребления правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, и признании названного положения нормативного правового акта недействующим со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда пункт 4 Положения о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призерам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.2012 N 411 в части слов "с момента выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения".
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Решение изготовлено в окончательной форме 24 июня 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г. N 3-32/15
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 19 января 2016 г. N 2