Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 23. Порядок назначения местного референдума
1. Наличие необходимого количества подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, является основанием для назначения местного референдума представительным органом местного самоуправления и главой местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим законом.
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V в часть 2 статьи 23 внесены изменения
2. Комиссия местного референдума проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов и настоящего закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку инициативы проведения местного референдума в порядке, установленном настоящим законом. По решению комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата комиссии, членов нижестоящих комиссий с правом решающего голоса.
К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Саха (Якутия), а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках местного референдума и их подписей.
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V в часть 3 статьи 23 внесены изменения
3. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, комиссия местного референдума использует государственную автоматизированную информационную систему, предусмотренную федеральным законом, включая регистр участников местного референдума. Установление достоверности подписи участника местного референдума методом опроса запрещается.
4. Комиссия проводит проверку всех представленных подписей. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума. О времени проверки подписных листов комиссия обязана сообщить указанным лицам.
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V часть 5 статьи 23 изложена в новой редакции
5. Проверке и учету не подлежат подписи участников местного референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию местного референдума.
6. Подписи участников местного референдума, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим, считаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения местного референдума, учитывается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недействительными подписями также считаются:
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V пункт 1 части 8 статьи 23 изложен в новой редакции
1) подписи участников местного референдума, собранные вне периода сбора подписей, установленного частью 2 статьи 22 настоящего закона, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а также до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме на день проставления подписи, а также подписи лиц, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V пункт 3 части 8 статьи 23 изложен в новой редакции
3) подписи участников местного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Саха (Якутия), либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V в пункт 4 части 8 статьи 23 внесены изменения
4) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением участников местного референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников местного референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
5) подписи участников местного референдума без указания каких-либо сведений из требуемых в соответствии с настоящим законом либо без собственноручного указания даты внесения подписи самим участником местного референдума, поставившим подпись;
6) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V пункт 7 части 8 статьи 23 изложен в новой редакции
7) подписи участников местного референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума, а также подписи участников местного референдума, даты внесения которых проставлены участниками местного референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке;
8) подписи участников местного референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках местного референдума, если эти исправления специально не оговорены участником местного референдума или лицами, удостоверяющими подписные листы;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V пункт 9 части 8 статьи 23 изложен в новой редакции
9) все подписи участников местного референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников местного референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников местного референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников местного референдума, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению местного референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников местного референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V пункт 10 части 8 статьи 23 изложен в новой редакции
10) все подписи участников местного референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 9 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
11) подписи участников местного референдума в случае, если сведения об участниках местного референдума внесены в подписной лист не самими участниками местного референдума, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
12) все подписи участников местного референдума в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных частью 6 статьи 22 настоящего закона;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V часть 8 статьи 23 дополнена пунктом 13
13) подписи участников местного референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума;
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 г. 1429-З N 413-V часть 8 статьи 23 дополнена пунктом 14
14) все подписи участников местного референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников местного референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума.
9. Не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
10. В ходе проверки подписных листов составляется ведомость, в которой фиксируются номера подписей, признанных недостоверными, недействительными, номера листов и папок, в которых такие подписи находятся, а также указываются основания (причины) признания подписей недостоверными, недействительными. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом комиссии местного референдума с правом решающего голоса и предоставляется комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей участников местного референдума, количество представленных подписей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными и недействительными. Протокол прилагается к соответствующему решению комиссии местного референдума. Внесение изменений в протокол после принятия решения комиссией не допускается. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных достоверных и действительных подписей недостаточно для назначения местного референдума, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума не менее чем за двое суток до заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос об итогах проверки подписных листов, должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников местного референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
11. При выдвижении инициативы проведения местного референдума представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации, выдвинутой ими совместно, сбор подписей участников местного референдума не проводится, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.
12. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям закона комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению местного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению местного референдума.
13. В случае наличия оснований, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, комиссия местного референдума принимает решение об отказе в проведении референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума по аналогичному вопросу.
14. В случае отказа в проведении местного референдума комиссия местного референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении местного референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в проведении местного референдума могут быть:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения местного референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа назначения местного референдума в случае, когда для назначения местного референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения местного референдума;
4) несоздание инициативной группой по проведению местного референдума фонда местного референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 41 настоящего закона создание фонда местного референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде местного референдума не является основанием отказа в проведении местного референдума;
5) использование инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей участников местного референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, помимо средств собственного фонда местного референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей участников местного референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению местного референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
15. Перечень оснований отказа в проведении местного референдума, установленный частью 14 настоящей статьи, является исчерпывающим.
16. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, местный референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Республики Саха (Якутия) или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.