Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 23 июня 2008 г. N 3-54/08
24 ноября 1998 года принят и в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации Закон Республики Саха (Якутия) N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и недействующими преамбулы, а также ст. 2, п.п. "а, б, в, г, з, л, д" ст. 3, ч.ч. 7, 8 ст. 4, ч. 2, 4 ст. 5, п. "з" ст. 6, глава VII, п.п. "а, в, е, м, н, п, р, ц, ч, ш" ст. 8, ч. 1 ст. 10, главы IV, V, V, ч.ч. 2, 3, 5 ст. 26, ч.ч. 2, 3, 4 ст. 27, ч.ч. 1, 2 ст. 31, ст. 33, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37 Закона Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 1998 года З N 45-II "О драгоценных камнях и драгоценных металлах".
В судебном заседании представитель прокуратуры PC (Я) А. поддержала заявленные требования в полном объеме, считает, что преамбула Закона вступает в противоречие с преамбулой ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 N 41-ФЗ в редакции ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ, ст. 12 Федерального закона N 41-ФЗ в части, определяющей, что Закон устанавливает права, полномочия и ответственность юридических и физических лиц, а также органов государственной власти и уполномоченных ими организаций в отношении владения, пользования и распоряжения драгоценными металлами и драгоценными камнями; основные виды и, формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Тогда как, в соответствии с преамбулой Федерального Закона N 41-ФЗ цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц, основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Кроме того, преамбула Закона, предусматривающая возможность оказания государственной поддержки предприятиям без указания цели государственной помощи и без указания субъектов предпринимательства, которым предполагается оказать государственную поддержку, вступает в противоречие с ч. 1 ст. 19 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Вступают в противоречие Федеральным законом N 41-ФЗ, как принятые с превышением полномочий, положения Закона PC (Я), устанавливающие государственное регулирование нормативными-правовыми актами республики отношений в области сбора лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, совершения операций с указанными ценностями, относящие к компетенции республики Саха (Якутия) установление квот на добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, регулирование объемов добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, связанных с добычей, переработкой и использованием драгоценных металлов и драгоценных камней субъектами хозяйственной деятельности на территории Республики Саха (Якутия), а также определенное в Законе полномочие республики по осуществлению государственной системы лицензирования права пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, без заключений, установленных названной п. 4 ст. 12 Федерального закона N 41-ФЗ в отношении участков недр, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.
Также, в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ, у субъекта РФ отсутствуют полномочия, закрепленные Законом PC (Я) по установлению требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также обеспечение соблюдения установленного федеральным законодательством порядка осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; полномочие по определению порядка и особых условий деятельности организаций, предприятий и производств по обработке алмазов и изготовлению ювелирных изделий; полномочие по осуществлению совместно с Российской Федерацией залоговой политики в отношении права пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни.
Пункт "д" статьи 3 Закона, устанавливающий полномочие по контролю за соблюдением законов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, из добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, без каких-либо исключений, и без указания на осуществление совместного с РФ контроля, вступает в-i противоречие с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 41-ФЗ, согласно которому к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление совместного с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях, за исключением федерального пробирного надзора.
Часть 7 статьи 4 Закона в части, устанавливающей формирование государственного фонда драгоценных металлов и камней за счет республиканской части налогов, вносимых субъектами добычи в натуральной форме и по иным законным основаниям, вступает в противоречие с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 41-ФЗ, согласно которой государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ формируются за счет средств бюджета, что исключает возможность формирования фондов путем взаимозачетов. Кроме того, статья 8 Налогового Кодекса РФ не допускает взимание налогов в какой-либо форме, за исключением денежной.
Закон PC (Я) предусматривает согласование порядка проведения верки состояния фонда в каждом отдельном случае с Правительством республики, в то время как Федеральным законом N 41-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения указанных проверок устанавливается Правительством РФ.
Статья 5 Закона вступает в противоречие с Федеральным законом N 41-ФЗ в части, устанавливающей, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, полученные при их добыче являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено международными договорами Республики Саха (Якутия), в то время как такое исключение допускается только международными договорами Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 5 Закона незаконно добытые драгоценные металлы и драгоценные камни являются государственной собственностью, а в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.
По этим же основаниям вступает в противоречие с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и ФЗ от 24.07.07 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" пункт "з" статьи 6 Закона, определяющий полномочие Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по принятию решений о государственной поддержке для отдельных предприятий и отраслей, имеющих определяющее значение для социального и экономического развития и ее административно-территориальных единиц, и Глава VII Закона, регулирующая специальный режим хозяйственной деятельности по объектам, требующим государственной поддержки.
Вступают в противоречие со статьей 12 Федерального закона N 41-ФЗ ввиду отсутствия таких полномочий у субъектов РФ пункты "а, в, е, м, н, п, р, ц, ч, ш" статьи 8 Закона.
Часть 1 статьи 10 Закона, предусматривающая возможность добычи драгоценных металлов и драгоценных камней на основе договора подряда, заключаемого с индивидуальными предпринимателями, вступает в противоречие с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 41-ФЗ, который не допускает добычу драгоценных металлов и камней индивидуальными предпринимателями. Кроме того, организации, привлекаемые на договорной основе для добычи драгоценных металлов и камней в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 41-ФЗ должны иметь лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами.
Глава IV Закона, содержащая нормы, регулирующие добычу, производство и поставку драгоценных металлов и драгоценных камней, глава V Закона, определяющая порядок предоставления права геологического изучения месторождений, добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществления операций с указанными ценностями, глава V Закона, устанавливающая порядок использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в целом противоречат действующему законодательству, так как указанные полномочия к ведению органов государственной власти субъектов РФ статьей 12 Федерального закона N 41-ФЗ не отнесены.
Части 2, 3 и 5 статьи 26 Закона вступают в противоречие с частями 1 и 3 статьи 21 Федерального закона N 41-ФЗ, в соответствии с которыми выкуп в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и отпуск из него драгоценных камней осуществляется по мировым прейскурантным ценам, при осуществлении указанных сделок оплата драгоценных камней производится по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на момент продажи; в обращение могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов, по решению Правительства Российской Федерации, а не Правительства Республики Саха (Якутия).
Части 2 и 3 статьи 27 Закона, вступают в противоречие со статьей 59 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которой установление налоговых ставок, предоставление налоговых льгот производится законодательством субъекта РФ в отношении региональных налогов. Установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии со статьей 26.3. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N 184-ФЗ органами государственной власти субъектов РФ производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 31 Закона определены цели государственного контроля за осуществлением хозяйственной деятельности, связанной с геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, обращением и использованием, которые не соответствует целям, определенным в части 1 статьи 26 Федерального закона N 41-ФЗ. Часть 2 статьи 31 Закона, определяющая виды единого государственного контроля, принята с превышением предоставленных субъекту РФ полномочий. Также приняты с превышением полномочий, предоставленных субъекту РФ статья 33 Закона, устанавливающие полномочия органов государственного контроля, и статья 34 Закона, регламентирующая права и обязанности уполномоченных лиц органов государственного контроля. Статья 35 Закона, устанавливающая организацию охраны драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в соответствии с требованиями законодательства рублики Саха (Якутия) и Российской Федерации, вступает в противоречие с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 41-ФЗ, поскольку такая обязанность устанавливается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статья 35 Закона в части определения объектов, подлежащих государственной охране, по перечням, определяемым Правительством Рублики Саха (Якутия), вступает в противоречие с постановлением Верховного Совета РФ от 11.03.92 N 2488-1 "О порядке введения в действие она РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", согласно которому указанный перечень утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 36 Закона, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства при геологическом изучении месторождений, добыче, производстве и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществлении операций с указанными ценностями принята с превышением полномочий, поскольку статьей 12 Федерального закона N 41-ФЗ указанное полномочие органу государственной власти субъекта РФ не предоставлено.
Статья 37 Закона республики в части обжалования действий органов и уполномоченных должностных лиц в соответствии с законодательством публики Саха (Якутия) в суде или в арбитражном суде вступает в противоречие с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 41-ФЗ, согласно которой обжалование действий указанных органов и должностных лиц в суд или арбитражный суд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) П. с заявлением прокурора согласна. Пояснила, что положения оспариваемого Закона PC (Я) не соответствуют требованиям федерального законодательства. В данном виде положения закона не действуют и не применяются. В настоящее время разрабатывается проект новой редакции закона.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять признание ответчиком иска, на основании чего заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я) решил:
Заявление прокурора PC (Я) о признании противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и недействующими преамбулы, а также ст. 2, п.п. "а, б, в, г, з, л, д" ст. 3, ч.ч. 7, 8 ст. 4, ч. 2, 4 ст. 5, п. "з" ст. 6, глава VII, п.п. "а, в, е, м, н, п, р, ц, ч, ш" ст. 8, ч. 1 ст. 10, главы IV, V, V, ч.ч. 2, 3, 5 ст. 26, ч.ч. 2, 3, 4 ст. 27, ч.ч. 1, 2 ст. 31, ст. 33, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37 Закона Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 1998 года З N 45-II "О драгоценных камнях и драгоценных металлах" - удовлетворить
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.