Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2012 г. N 1413-р настоящее распоряжение снято с контроля
В целях развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2016 года.
2. Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (Попов В.Е.) разработать План мероприятий по реализации Концепции развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2016 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в ходе осуществления социально-экономической политики учитывать положения Концепции развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2016 года.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) |
Г. Данчикова |
Концепция
развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2016 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2012 г. N 662-р)
Введение
Концепция развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2016 года (далее - Концепция) разработана с целью восстановления и развития потенциала лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на основе высокотехнологичных производств с комплексным использованием древесины.
При разработке Концепции были использованы:
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года;
Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года;
Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2025 года и на период до 2030 года;
государственная программа "Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2016 годы".
В Концепции определены основные направления, стратегические цели, приоритеты деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в решении вопросов по реализации задач в области развития лесоперерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу.
I. Оценка лесосырьевого потенциала
Лес является возобновляемым природным ресурсом и базой развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия).
По данным Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия) произрастает 2,5% мировых и около 11% древесных запасов России1.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, на долю республики приходится 50,8% площади лесов и 43,3% запаса древесины.
По состоянию на 01.01.2012 года общий корневой запас древесины оценивался 8,9 млрд. куб. м, в том числе запас спелых и перестойных насаждений, разрешенных к рубке, составляет 5,3 млрд. куб. м (62%), из них доступных для эксплуатации - 2,1 млрд. куб. м.
Причиной преобладания спелых и перестойных насаждений является слабая эксплуатация лесов и преимущественно внутреннее потребление.
Пригодные к рубке лесные массивы размещены крайне неравномерно и имеют низкую транспортную доступность, что предопределяет различную интенсивность заготовки древесины в лесничествах.
На территории республики произрастают высоколиквидные породы древесины, обладающие уникальными потребительскими свойствами - лиственница и сосна, которые занимают 83,5% территории региона и 61,4% от общей их площади в Дальневосточном федеральном округе; на долю мягколиственных пород приходится 6,5% покрытой лесом площади.
Без экологического ущерба природе ежегодно можно заготавливать более 30 млн. куб. м лесных ресурсов. Однако на протяжении последних пяти лет освоение расчетной лесосеки не превышает 6%.
Лесной сектор, с учетом климатических и географических условий, может стать одним из бюджетообразующих отраслей экономики, через межотраслевую кооперацию дать импульс развития смежным отраслям - транспорту, домостроению, альтернативной биоэнергетике и существенно повысить ее экспортный потенциал.
II. Современное состояние и основные проблемы развития лесоперерабатывающей промышленности
2.1. Современное состояние лесного комплекса
Лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленности взаимосвязаны между собой, поэтому развитие лесоперерабатывающей промышленности необходимо рассматривать в комплексе с лесозаготовительной.
В структуру лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) входят лесная и лесоперерабатывающая промышленности.
Схема N 1
/-------------------------\
|Лесопромышленный комплекс|
\-------------------------/
|
/---------------------\ | /----------------------\
| Лесозаготовительная |------------------| Лесоперерабатывающая |
\---------------------/ \----------------------/
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 01.11.2011 года в лесном комплексе задействованы 329 предприятий всех форм собственности с учетом наслежных администраций, осуществляющих заготовку и переработку древесины. Из них 6 деревообрабатывающих заводов (ООО "АЛМАС", ООО "Алмазлеспром", ОАО СК "АЛРОСА-Лена", ООО "Масс", ОАО "Якутуглестрой", ООО "Формат") оснащены производительным европейским и японским оборудованием, способны выпускать экспортно-ориентированную продукцию на уровне международных стандартов общей производственной мощностью свыше 300 тыс. куб. м в год (пилопродукция, погонажные и клееные изделия), более 40,0 тыс. кв. м деревянных домов заводской готовности и около 141,0 тыс. кв. м столярной продукции.
Структура лесной и лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия):
крупные и средние предприятия - 5%;
малые предприятия - 8%;
микропредприятия - 3%;
индивидуальные предприниматели - 37%;
некоммерческие (наслежные администрации) - 46%.
Природно-климатические условия региона наложили определенный отпечаток на развитие отрасли. Основные производственные мощности расположены в Алданском, Ленском, Олекминском и Усть-Майском районах, где сконцентрированы крупные лесные массивы, и в г. Якутске. Здесь выпускается более 85% товарной продукции.
Схема N 2
Территориальная схема размещения производственных мощностей лесоперерабатывающих предприятий
Производственная мощность предприятий указана при работе в 1 смену
Среди регионов Дальневосточного федерального округа по заготовке деловой древесины республика занимает четвертое место, уступая Приморскому, Хабаровскому краям и Амурской области; по производству пилопродукции на третьем месте после Приморского и Хабаровского краев.
В регионах Дальневосточного федерального округа в структуре ЛПК в большей степени преобладает лесозаготовка, тогда как производство пиломатериалов не превышает 15%. В Республике Саха (Якутия) весь объем заготавливаемой древесины идет на переработку, кроме древесины, которая используется при строительстве дорог, линий электропередач и др.
Таблица 1
Показатели объемов заготовки и переработки древесины по регионам Дальневосточного федерального округа за 2011 год
(тыс. куб. м) | ||
Регионы |
Деловая древесина |
Пиломатериал |
Республика Саха (Якутия) |
673 |
211 |
Амурская область |
1092 |
138 |
Камчатский край |
42 |
12 |
Магаданская область |
7 |
2 |
Приморский край |
3960 |
437 |
Хабаровский край |
5901 |
868 |
В перспективе предприятиями отрасли планируется довести объемы заготовки деловой древесины до 3 млн. куб. м в год.
Эффективность государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отразилась на увеличении объемов производства пилопродукции.
Основные технико-экономические показатели лесного комплекса за 2006-2011 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели лесного комплекса Республики Саха (Якутия) за 2006-2011 гг.
Показатель |
по годам: |
% 2011 г. / 2006 г. |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
929,3 |
829,7 |
883,9 |
1159 |
883,6 |
1043 |
112 |
Доля в структуре промышленного производства, % |
0,37 |
0,31 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
- |
Заготовка деловой древесины, тыс. куб. м |
586 |
567 |
723,5 |
596,9 |
608,2 |
673,41 |
115 |
Производство пилопродукции, тыс. куб. м |
248,1 |
245,1 |
238,6 |
220,9 |
205,4 |
210,7 |
85 |
Экспорт деловой древесины, тыс. куб. м |
6,2 |
1,92 |
- |
- |
- |
- |
- |
Экспорт пилопродукции, тыс. куб. м. |
24 |
16,8 |
12,6 |
3,8 |
0,41 |
- |
- |
Финансовый результат (по крупным и средним предприятиям), млн. руб. |
-29,8 |
-51,5 |
-10,9 |
-122,4 |
170,1 |
3,21 |
- |
Уплачено налогов и других обязательных платежей во все уровни бюджетов, млн. руб. |
165,7 |
230,9 |
247,2 |
293,9 |
234,9 |
155,5 |
94 |
Инвестиции, млн. руб. |
188,7 |
702,5 |
210,8 |
159,8 |
29,05 |
9,7 |
- |
Численность занятых (без внешних совместителей), тыс. чел. |
3287 |
2942 |
2543 |
2247 |
2167 |
2009 |
61 |
Среднемесячная номинальная заработная плата, рублей |
11618 |
11921 |
13044 |
17315 |
17818 |
17779 |
153 |
Начиная с 2010 года по настоящий момент российский и международный рынки пило- и деревоперерабатывающей продукции значительно оживились с ростом цен и поглощаемых объемов. Этот факт почти никак не отразился на экономических показателях роста отрасли республики.
Диаграмма N 1
Динамика развития лесопромышленного комплекса за 2006-2011 гг. (тыс. куб. м)
Учитывая последние тенденции в лесопромышленном сегменте мировой экономики, появление новых технологий и рынков, бурное развитие биоэнергетики, в перспективе лесопромышленный комплекс должен начать интегрироваться в мировую экономику и стать одним из ведущих (стабильных) секторов экономики Республики Саха (Якутия).
2.2. Основные проблемы развития лесоперерабатывающей промышленности
На сегодняшний день производственный потенциал предприятий лесной и лесоперерабатывающей промышленности не используется в полном объеме, практически отсутствуют эффективные экономические механизмы, способствующие привлекательности отрасли, созданию конкурентной среды и привлечению внешних инвестиций для ее развития. Ряд заводов и цехов находятся на консервации.
Основные причины возникновения проблем:
1. Отсутствие объективной и достоверной информации о лесном фонде Республики Саха (Якутия).
2. Отсутствие лесных дорог к неосвоенным и качественным лесным массивам.
3. Недостаточная инвестиционная и инновационная деятельность на лесоперерабатывающих производствах, сдерживание развития глубокой механической и энергетической переработки древесных ресурсов.
4. Низкий уровень менеджмента и маркетинговой политики на предприятиях, ставший причиной выведения на консервацию лесоперерабатывающих заводов.
5. Отсутствие у Якутской таможни полномочий по таможенной очистке экспортной пилопродукции на территории Республики Саха (Якутия) и рост тарифов на перевозку водным и железнодорожным транспортом на участке Томмот-Беркакит, повлиявшие на снижение объемов экспортных поставок с 24,0 тыс. куб. м в 2005 году до 410 куб. м в 2010 году. В 2011 году предприятия полностью отказались от экспорта лесопродукции.
6. Отсутствие мощностей по переработке отходов от лесозаготовительной деятельности (пеллеты, брикеты, дигидрокверцетин, ДВП и др.), которые в лесной отрасли достигают около 50%.
7. Слабое использование географического преимущества республики и использование морского порта Тикси как базы для развития международной морской и речной логистики.
Проведенный SWOT-анализ лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) выявил сильные и слабые стороны, которые представлены в табл. N 3.
Таблица 3
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Наличие крупных деревообрабатывающих заводов (8 заводов), оснащенных современным европейским оборудованием и выпускающих продукцию по параметру "Цена - Качество". |
- Высокая степень морального и физического износа оборудования предприятий малого и среднего бизнеса (62 предприятия). - Отсутствие мощностей по переработке отходов древесины. |
- Выгодное географическое положение участия в международном транзите по северному морскому пути между странами Европы и АТР. |
- Слабое использование морского порта "Тикси" как морских ворот к европейским и азиатским рынкам, неразвитость морской логистики. |
- Наличие инвестиций в промышленном и жилищном строительстве, стимулирующее развитие лесоперерабатывающей промышленности. |
- Высокие железнодорожные и водные (транспортные) тарифы. Ограниченная покупательская способность внутреннего рынка. |
- Эффективность от экспорта и от потенциальных объемов пило- и готовой продукции. Дополнительный доход предприятие имеет от экспортных поставок и реализации готовой продукции. |
- Сезонный характер работ и перевозок. - Отсутствие возможности у предприятий осуществлять таможенную очистку на территории Республики Саха (Якутия). |
- Участие предприятий отрасли в приоритетном национальном проекте "Обеспечение доступным комфортным жильем граждан России". |
- Слабое развитие инфраструктуры Технологическая отсталость отрасли деревянного домостроения. |
- Платежеспособность значительной части населения. |
- Рост заработанной платы превышает рост отрасли. |
- Отсутствие крупных загрязняющих перерабатывающих производств. |
- Неиспользование биопотенциала отрасли для переработки отходов и снижения выброса СО2 котельными, работающими на угле и мазуте. |
- Вложение инвестиций в основной капитал предприятиями отрасли за счет внебюджетных источников (таблица N 1). |
- Отсутствие новых стратегических инвесторов в отрасли. |
- Обеспеченность кадрами высшего и среднего звена. СВФУ им. М.К. Аммосова готовит специалистов высшего звена, Олекминский техникум - специалистов среднего звена. |
- Слабая обеспеченность кадрами рабочих специальностей. - Низкий уровень менеджмента и маркетинговой политики. |
Перспективы |
Угрозы |
- Снижение уровня налоговой нагрузки на экспортно-ориентированные предприятия. |
- Конкуренция со стороны лесоперерабатывающих предприятий "лесных" регионов ДВФО. |
- Проведение маркетинговых исследований по изучению новых каналов сбыта. |
- Высокий уровень инфляции. |
- Сокращение численности безработных. |
- Низкая платежеспособность населения сокращает возможность поставки лесопродукции на внутренний рынок, более того, это отражается на рентабельности предприятий отрасли. |
- Развитие индустрии биотоплива (пиллетов и брикетов). |
- Рост цен на энергоносители отразится на рентабельности производства. - Отсутствие инвестиций на организацию производств. - Нарушение экологического баланса региона. |
III. Цель и задачи Концепции развития лесоперерабатывающей промышленности
Основной целью является создание благоприятных условий (стимулирующих факторов) для роста эффективности и конкурентоспособности развития лесоперерабатывающей промышленности отрасли с целью увеличения доходов (доходности) и налоговых поступлений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Привлечение инвестиций для модернизации существующих производственных мощностей, введение в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации, развитие инфраструктуры в районах реализации приоритетных инвестиционных проектов для освоения новых лесных массивов.
2. Создание альтернативной системы малой энергетики, ориентированной на потребление биотоплива (пеллеты, брикеты, щепа) из отходов от лесозаготовительной и лесоперерабатывающей деятельности.
3. Индустриализация малоэтажного деревянного строительства.
4. Расширение географии сбыта лесопродукции и ежегодное увеличение объемов экспортных поставок.
5. Проведение добровольной лесной сертификации в соответствии с требованиями международных организаций.
6. Создание новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения через оптимальное управление вертикально-интегрированными компаниями и создаваемого ими конкурентоспособного и высокотехнологичного продукта из древесины.
Основные направления развития лесоперерабатывающей промышленности в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу определяют ускоренное развитие отрасли, способствующее удовлетворению внутреннего рынка республики и увеличению объемов экспортных поставок.
IV. Этапы реализации Концепции
Реализацию Концепции планируется осуществить в два этапа.
I этап - 2012 - 2014 годы:
разработка и реализация плана Концепции;
выявление "точек роста" среди лесоперерабатывающих компаний, оказание поддержки наращивания производства продукции глубокой переработки древесины, прежде всего, на промышленных площадях, имеющих кадровый и сырьевой потенциал, резервную транспортную и энергетическую инфраструктуру;
реализация мероприятий по формированию интегральных структур на базе действующих и вновь организуемых предприятий;
проведение мероприятий по внедрению ресурсосберегающих технологий;
развитие лесной инфраструктуры;
развитие индустрии деревянного домостроения;
организация регулярных экспортных поставок.
II этап - 2015 - 2016 годы:
динамичное развитие лесоперерабатывающей деятельности;
создание новых производств по глубокой переработке древесины;
освоение новых лесных массивов за счет развития лесной инфраструктуры;
увеличение объемов экспортных поставок за счет расширения рынков сбыта;
создание системы рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования.
V. Основные мероприятия по реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции предусматривает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
Направление 1. Привлечение инвестиций для модернизации существующих производственных мощностей, введение в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации, развитие инфраструктуры в районах реализации приоритетных инвестиционных проектов для освоения новых лесных массивов.
Реализацию приоритетных инвестиционных проектов предполагается провести в Алданском, Ленском, Олекминском и Усть-Майском районах, где сконцентрированы крупные лесные массивы, в части:
развития лесной инфраструктуры - строительство лесных (лесовозных) дорог;
проведения модернизации имеющихся имущественных комплексов;
внедрения новых современных технологий переработки древесины;
создания единых холдинговых компаний на базе дочерних предприятий ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" и АК "АЛРОСА" (ОАО), построенных по принципу вертикальной интеграции. Формирование вертикально-интегрированных структур может стать предпосылкой возрождения лесоперерабатывающей промышленности республики, что позволит шире использовать методы привлечения инвестиций: выпуск и размещение корпоративных облигаций и др.
Основной принцип деятельности вертикально-интегрированной холдинговой компании ориентирован на выполнение технологического процесса от заготовки до глубокой переработки древесины, включая реализацию лесопродукции как на внутренний рынок республики, так и на экспорт.
Создание единых экспортно-ориентированных холдинговых компаний планируется осуществить:
1. На базе дочерних предприятий АК "АЛРОСА" (ОАО)
Схема N 3
/----------------------------------------\
| холдинговая компания АК "АЛРОСА" (ОАО) |
\----------------------------------------/
/--------------------------------\
/-------------------------------------\ /----------------------\
|ООО "АЛМАС", включая ЛЗУ в пос. Витим| |ОАО СК "АЛРОСА - Лена"|
| и г. Олекминске, ДОК в г. Якутске | |включая ЛПК в г. Ленск|
\-------------------------------------/ \----------------------/
Структура экспортно-ориентированной холдинговой компании АК "АЛРОСА" (ОАО) и направления ее деятельности:
На базе ООО "АЛМАС" в пос. Витим планируется организация заготовки и переработки деловой древесины, производство пеллет. Дополнительно планируется организация лесо-биохимического производства по переработке комлевой части отходов из лиственницы и выпуску дигидрокверцетина (ДКВ+полисахариды).
Дигидрокверцетин (ДКВ) - мощный природный капиллярпротектор и антиоксидант. Как вещество, обладающее высокой степенью биологической активности, дигидрокверцетин оказывает целую гамму положительных эффектов на обменные реакции и динамику патологических процессов: нейтрализует и выводит из организма свободные радикалы, препятствует их повреждающему действию; тормозит преждевременное старение клеток и развитие различных заболеваний и т.д. При производстве ДКВ образуются побочные ценные продукты, имеющие самостоятельную ценность - полисахариды, широко используемые в фармацевтике, пищевой промышленности, косметике, полиграфии и т.п.
На базе ООО "АЛМАС" в г. Олекминске планируется организация лесозаготовительного и лесоперерабатывающего производств. Отходы, полученные от данных видов деятельности в виде щепы, использовать в котельных г. Олекминска.
На базе ДОК ООО "АЛМАС" г. Якутск предполагается производить и строить дома по технологии МНМ (массивная деревянная стена), выпускать экспортно-ориентированную пилопродукцию и продукцию механической обработки древесины.
ОАО СК "АЛРОСА-Лена" является транспортной компанией, оснащенной водным транспортом.
На базе ЛПК ОАО СК "АЛРОСА-Лена" планируется организовать заготовку и переработку древесины, выпуск мебели с применением экономичной технологии "Дендролаит", выпуск экспортно-ориентированной продукции (террасной доски и др.) и столярных изделий. В случае увеличения отходов от лесозаготовительной и лесоперерабатывающей деятельности, рассмотреть возможность организации производства по выпуску плит МДФ (используемых для выпуска мебели), а также строительство деревянных домов повышенной благоустроенности.
2. На базе дочерних компаний ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", деревообрабатывающего завода в пос. Усть-Мая Усть-Майского района с включением ОАО "Морской порт "Тикси" планируется создание вертикально-интегрированной структуры по заготовке и глубокой переработке древесины, экспорту лесопродукции.
Схема N 4
холдинговая компания ОАО "ЛОРП" |
/---------------------------------------------------\
/---------------\ /-------------\ /----------------\ /---------------\
|ООО Пеледуйский| |ООО Жатайский| | ООО "ЛОРП" | | ОАО "Морской |
| ССЗ | | ССЗ | | (пос. Усть-Мая | | порт "Тикси" |
| | | | | Усть-Майский | | |
| | | | | район) | | |
\---------------/ \-------------/ \----------------/ \---------------/
Структура экспортно-ориентированной холдинговой компания ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" и планируемые направления ее деятельности:
на базе ООО Пеледуйский ССЗ - организация заготовки деловой древесины в объеме около 50,0 тыс. куб. м с последующей переработкой и поставкой пилопродукции водным транспортом до пос. Жатай. Из отходов от лесозаготовительной и лесоперерабатывающей деятельности планируется производить биотопливо (топливные брикеты);
на базе ООО Жатайского ССЗ - организация производства по выпуску дверных блоков по европейским стандартам в объеме более 4,0 тыс. кв. м, погонажных изделий и переработки отходов от лесоперерабатывающей деятельности и выпуск биотоплива;
в пос. Усть-Мая Усть-Майского района - организация ООО "ЛОРП", деревообрабатывающего завода с полным комплексом переработки древесины. Заготовку древесины планируется осуществляться "щадящим способом" с использованием современной импортной лесозаготовительной и лесовозной техники;
на базе ОАО "Морской порт "Тикси" - создание промежуточного склада в перспективе для установки оборудования и создания плацдарма для экспорта лесопродукции.
Повышение уровня профессиональной подготовки кадров при организации экспортно-ориентированной холдинговой компании предполагается осуществить путем проведения аттестации на дочерних предприятиях, которые войдут в единую структуру компании.
Направление 2. Создание альтернативной системы малой энергетики, ориентированной на потребление биотоплива (пеллеты, брикеты, щепа и т.п.) из отходов лесоперерабатывающей деятельности.
В последнее время развитие биоэнергетики является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. В 2011 году в мире около 20% из произведенной энергии выработано из возобновляемых источников. В 2011 году инвестиции в возобновляемые источники энергии возросли в мире по сравнению с предыдущим годом на 32% и составили 211 млрд. долл. США.2
На базе государственного автономного учреждения "Центр инвентаризации, воспроизводства, охраны и защиты лесов Республики Саха (Якутия)" планируется создание производств по выпуску пеллетов и брикетов по районам республики.
С целью снижения себестоимости выпускаемой продукции на базовых предприятиях отрасли планируется организовать производства по выпуску биотоплива (пеллетов и брикетов), использовать щепу для работы в собственных котельных и для производства электрической энергии.
Направление 3. Индустриализация малоэтажного деревянного домостроения.
Одно из приоритетных направлений развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности - развитие индустрии малоэтажного деревянного домостроения, требующей наращивания мощностей по глубокой переработке древесины и структурной перестройке отрасли. Для данного мероприятия необходимо осуществлять строительство малоэтажного индивидуального деревянного благоустроенного жилья в сельской местности по новым современным, экологически здоровым и экономически доступным технологиям, используя финансовые средства, получаемые по государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы" на строительство жилья в сельской местности.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения о взаимодействии между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2011 года, пунктом 5 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2012 г. N 83 "О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности" Администрации муниципальных районов и городских округов проинформируют застройщиков об имеющихся технологиях, услугах и стоимости 1 кв. м домокомплекта как заводской готовности, так и строительство "под ключ". Застройщик вместо финансовых средств, по договору с лесоперерабатывающим предприятием, получит от лесоперерабатывающего предприятия лесопродукцию, домокомплект заводской готовности или индивидуальное жилье "под ключ". Лесоперерабатывающее предприятие после выполнения работ, согласно заключенному договору с застройщиком, направит в кредитную организацию (Банк) и ГУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)" акт выполненных работ.
С целью загрузки производственных мощностей холдинговой компании ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" планируется:
заключение договора с ОАО "Мечел" по выпуску и строительству индивидуального жилья и объектов соцкультбыта для работников Эльгинского угольного месторождения;
организация деревообрабатывающего завода по глубокой переработке древесины и выпуску домокомплектов на территории Усть-Майского района;
с целью загрузки производственных мощностей движимого имущества, являющегося собственностью Республики Саха (Якутия): поток по изготовлению комплектов домов - 25 штук, линии по изготовлению стеклопакетов - 46 штук, находящегося по адресу: пос. Табага, ул. Каландарашвили, 16 рассмотреть возможность о внесении доли в Уставный капитал деревообрабатывающего завода.
Направление 4. Расширение географии сбыта лесопродукции и ежегодное увеличение экспортных поставок.
Объем экспортных поставок определяется общим уровнем экономического развития отрасли, конкурентоспособностью выпускаемой продукции, а также емкостью и конъюнктурой спроса рынков. В настоящее время кроме постоянного спроса на пило- и строганную продукцию из лиственницы в странах Европейского Союза, продукция из сибирской сосны и ели традиционно в больших объемах экспортируется в Японию, Китай, страны Ближнего Востока. С учетом изменений конъюнктуры на мировых рынках, стратегия предприятий должна быть гибкой и своевременно меняться в соответствии с рыночными тенденциями. Для организации регулярных экспортных поставок в соответствии с требованиями и предложениями покупателей необходимо иметь:
достоверную информацию о конъюнктуре рынков и их тенденциях;
технологическую готовность предприятия для выпуска продукции по техническим условиям покупателей;
сертификаты на продукцию по стандартам FSC, PEFC.
Концепцией предусматривается опережающее развитие производств по глубокой переработке древесины в Алданском, Ленском, Олекминском и Усть-Майском районах республики и в г. Якутске. На экспорт планируется поставлять пиломатериал, продукцию глубокой механической обработки и биотопливо (пеллеты).
Экспортные поставки произведенной лесопродукции и биотоплива (пеллет) планируется осуществлять по транспортным магистралям (схема N 5):
через Северный морской путь (ОАО Морской порт "Тикси");
по реке Лене в речной порт г. Осетрово;
по железной дороге со ст. Нижний Бестях (грузовой терминал ОАО Ленское объединенное речное пароходство);
по автомобильной трассе Белькачи-Аян (морской порт Аян).
Поставка пилопродукции по Северному морскому пути в страны Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляется одной партией морским транспортом в период навигации; по железной дороге в страны Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и Россию круглый год. Способ и условия транспортировки по INCOTERMS-2000 согласовываются с потребителем.
Схема 5
Транспортная схема при экспортных поставках лесопродукции и основные деревообрабатывающие предприятия РС(Я)
Направление 5. Проведение добровольной лесной сертификации в соответствии с требованиями международных организаций.
В условиях вступления России в ВТО необходимо провести лесную сертификацию на экспортно-ориентированных предприятиях. Наличие экологического сертификата станет необходимым условием экспорта на экологически чувствительные рынки Европы.
В мире и в России основными сертификационными схемами являются схема Лесного Попечительского совета (FSC) и Пан-Европейская система лесной сертификации (PEFC). Эти две системы делят между собой лидерство и распространены примерно одинаково.
В России сейчас 110 выданных сертификатов FSC лесоуправления (более 28 млн. га лесов) и 168 сертификатов цепочек поставок. В основном сертифицированы крупные предприятия и лесопромышленные группы, но в последнее время на сертификацию гораздо чаще выходят средние и малые лесоперерабатывающие компании.
Сертифицированные предприятия по регионам распределяются на два основных макрорегиона с интенсивно сертифицирующимися компаниями: Северо-запад - республики Карелия и Коми, Ленинградская область и Восточная Сибирь, прежде всего, Иркутская область. Такое распределение объясняется основными рынками сбыта лесопродукции этих регионов. Предприятия Северо-запада интенсивно торгуют с Европой, в основном со Скандинавскими странами, а предприятия севера Иркутской области поставляют в Европу (Германия, Австрия и т.д.) и Японию.
Действующим предприятиям лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) не выдано ни одного сертификата, что негативно отражается на доходной части от экспортных поставок. В этой позиции нас обогнали производители аналогичного качества продукции из других регионов России.
Повышение конкурентоспособности лесопродукции на внешнем рынке будет способствовать внедрению сертификации лесной продукции. Стоимость сертифицированной продукции на 15-20% превышает стоимость несертифицированной продукции.
Направление 6. Создание новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения через оптимальное управление вертикально-интегрированными компаниями и создаваемую ими конкурентоспособную и высокотехнологичную продукцию из древесины.
VI. Финансирование реализации мероприятий Концепции
Источниками финансирования мероприятий Концепции являются средства федерального бюджета в соответствии с:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (с изменениями от 03 февраля 2010 года);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 205 "Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности и предприятиям спецметаллургии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" на техническое перевооружение на срок до 5 лет";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 329 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива";
и внебюджетные средства - средства предприятий и кредитных организаций.
VII. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции предусматривает использование комплекса организационных и финансовых мероприятий:
организация системного мониторинга деятельности лесоперерабатывающих предприятий;
обеспечение государственной поддержки в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях лесоперерабатывающими предприятиями, предоставление льгот по уплате налогов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с налоговым законодательством;
стимулирование предприятий для увеличения объемов переработки древесных отходов и выпуска биотоплива (пиллетов и брикетов);
разработка механизма участия предприятий лесоперерабатывающей промышленности в части индивидуального жилищного строительства, строительства ФАПов, участковых больниц, сельских школ, производственных объектов при реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы", "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы", "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" и "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы";
взаимодействие предприятий лесопромышленного комплекса республики и Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) в определении приоритетных направлений развития отрасли;
постоянное взаимодействие на уровне консультаций, независимых экспертиз и выполнения отдельных задач по основным направлениям реализации Концепции с профессиональными зарубежными Союзами - Немецко-Российский сырьевой форум (Deutsch Russisches Rohstoff Forum), German Energie (natural technologies), Sinior Expert Service и другими, имеющие большой опыт в структурном анализе и построении лесопромышленных кластеров.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Комплекс мероприятий реализации Концепции направлен на достижение следующих результатов:
1. Эффективное использование лесосырьевого потенциала за счет расширения потребительского сегмента рынками Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение выпуска товарной продукции с одного кубометра заготовленной древесины в сопоставимых ценах в 3 раза. За счет межотраслевой кооперации стимулирование сопутствующих отраслей - транспорта - автомобильного, речного и морского флота, морского порта "Тикси". Строительства. Альтернативной энергетики.
2. Развитие деревянного домостроения. Обеспечение сельского и городского населения доступными по цене малоэтажными деревянными благоустроенными домами, производимыми по новым современным технологиям.
3. Предполагается создание новых рабочих мест в количестве около 930 единиц за счет запуска крупных лесоперерабатывающих заводов, находящихся в настоящее время на консервации, организации экспортно-ориентированных холдинговых компаний на базе ОАО Ленское объединенное речное пароходство и АК АЛРОСА (ОАО), и за счет создания новых производств по выпуску биотоплива.
Таблица 4
Индикаторы результативности реализации мероприятий Концепции
Целевые индикаторы |
Ед. изм. |
Факт 2011 года |
Период по годам: |
В % 2016 к 2012 г. |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
Производство лесоматериалов |
тыс. куб. м |
211 |
300 |
310 |
315 |
330 |
350 |
116,7 |
Экспорт лесоматериалов |
тыс. куб. м |
- |
2 |
25 |
40 |
55 |
90 |
9р |
Строительство и ввод деревянных благоустроенных домов |
тыс. кв. м |
134 |
147 |
163 |
180 |
190 |
209 |
142 |
Прирост протяженности дорог круглогодичного действия |
км |
0,1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2,5р |
Прирост протяженности автозимников |
км |
9,7 |
10 |
17 |
39 |
53 |
68 |
6,8р |
Среднесписочная численность |
чел. |
2009 |
2250 |
2383 |
2645 |
2860 |
3120 |
139 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
17779 |
18360 |
19800 |
21700 |
23100 |
24320 |
132 |
1 Лесной план Республики Саха (Якутия) до 2018 года
2 источник - журнал UNEP
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью данной Концепции является создание благоприятных условий для роста эффективности и конкурентоспособности развития лесоперерабатывающей промышленности с целью увеличения доходов и налоговых поступлений.
Реализацию Концепции планируется осуществить в два этапа:
I этап - 2012 - 2014 годы.
II этап - 2015 - 2016 годы.
Комплекс мероприятий направлен на достижение следующих результатов:
- эффективное использование лесосырьевого потенциала за счет расширения потребительского сегмента рынками Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона;
- развитие деревянного домостроения;
- создание новых рабочих мест.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2012 г. N 662-р "Об утверждении Концепции развития лесоперерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2016 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 июля 2012 г. N 55
Настоящий документ снят с контроля