Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 5 марта 2005 г. N А37- 65/05
Арбитражный суд Магаданской области рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Моторные масла" к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения NИС-07-10/3 от 22.12.2004 г. с участием третьего лица - Администрации Особой экономической зоны установил:
ООО "Моторные масла" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции МНС РФ N 1 по Магаданской области NИС-07-10/3 от 22.12.2004 г.
Обосновывая свои требования, заявитель полагает, что оспариваемое решение противоречит Федеральному закону от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", Закону Магаданской области от 29.06.1999 г. N 75-ОЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" и иным нормативным актам, регулирующим деятельность участников ОЭЗ.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Кроме того, от ответчика поступило ходатайство о замене стороны в порядке п.1 ст.48 АПК РФ. В качестве обоснования налоговый орган указал, что Межрайонная ИМНС РФ N 1 по Магаданской области реорганизована путем преобразования в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области.
Ходатайство налогового органа подлежит удовлетворению по основаниям ст.48 АПК РФ, предусматривающей в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) замену этой стороны ее правопреемником на любой стадии арбитражного процесса. Факт реорганизации подтверждается представленными налоговым органом документами, а именно - копиями Приказа ФНС от 19.11.2004 г. N САЭ-3-15/94, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет.
Третье лицо поддержало доводы заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании от заявителя поступили письменные дополнения в обоснование заявленных требований. В частности, по мнению заявителя, ответчик, мотивируя оспариваемое решение, необоснованно ссылается на Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 г. N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области", поскольку действие указанного постановления ограничено сроком исполнения федерального бюджета на 2000 год. Кроме того, издавая указанное Постановление, Правительство вышло за пределы своей компетенции, установленной ст.4 НК РФ и ст.4 ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области". Также заявитель со ссылкой на п.20 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ N 71 от 17.03.2003 г., полагает неправомерным привлечение его к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ.
Рассмотрев доказательства по делу, суд пришел к следующему выводу:
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИМНС РФ N 1 по Магаданской области проведена камеральная налоговая проверка заявителя по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет акциза на нефтепродукты за сентябрь 2004 года. В ходе проверки установлено, что заявителем исчислен акциз на нефтепродукты (масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей) за сентябрь 2004 года в сумме 106698 руб. При этом, заявителем в декларации указана льгота по уплате акциза в части федерального бюджета, согласно ст.5 ФЗ N 104-ФЗ, которая составила 40%, а именно - 42679руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 22.12.2004 г. N ИС-04-10/3 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 8535 руб.80 коп., по п.1 ст. 126 НК РФ в сумме 50 рублей, в пункте 3 резолютивной части решения заявителю предложено в срок, указанный в требованиях, уплатить в федеральный бюджет неуплаченный акциз на масла за сентябрь 2004 года в сумме 42679 руб., пени за несвоевременную уплату указанного акциза в сумме 460 руб. 93 коп., а также указанные выше налоговые санкции.
ООО "Моторные масла" является участником ОЭЗ, что подтверждается соответствующим свидетельством (регистрационный номер 000312 от 14.06.2000 г.), осуществляет деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов на основании Свидетельства о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию нефтепродуктов масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей) от 25.12.2003 г. серия 49 N000136036.
Согласно п.3 ст.182 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по получению нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами. Поскольку получением нефтепродуктов признается приобретение их в собственность, объект налогообложения возникает в момент получения нефтепродуктов в собственность налогоплательщика, имеющего указанное свидетельство.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, в сентябре 2004 года заявитель приобрел масла у ООО "Лукойл-Пермьнефтепродукт", зарегистрированного в г.Пермь (ИНН 5902182943), т.е. у продавца, который зарегистрирован вне ОЭЗ и пределов Магаданской области.
По смыслу ст.5 ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", для применения льготы по уплате налогов в федеральный бюджет, необходимо выполнение следующих условий: являться участником ОЭЗ; осуществлять операции финансово-хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.
Во исполнение ст.5 ФЗ N 104-ФЗ Правительством РФ принято Постановление "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической области в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" от 31.08.2000 г. N 646. Указанное постановление конкретизирует критерии отнесения операций участников ОЭЗ к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения, а именно:
операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, работы и услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.
При этом подчеркивается одновременное выполнение указанных выше условий.
Таким образом, при приобретении нефтепродуктов у поставщика, зарегистрированного вне пределов ОЭЗ и Магаданской области, заявителем не учтены требования ст. 5 ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", а также Постановления Правительства РФ N 646, определяющего критерии отнесения операций к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения.
Следовательно, ООО "Моторные масла", приобретая нефтепродукты у поставщика, не являющегося участником ОЭЗ, неправомерно заявляло льготу с данного вида деятельности по уплате акциза в части федерального бюджета, в результате чего, за сентябрь 2004 года не уплачен акциз в доле федерального бюджета в сумме 42679 руб.
Утверждение заявителя о том, что он не ведет хозяйственную деятельность вне территории Магаданской области, не принято во внимание судом, поскольку хозяйственная операция по приобретению в собственность нефтепродуктов, являющаяся объектом налогообложения акцизом, в данном случае не может быть признана операцией финансово-хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области по основаниям, изложенным выше.
Суд также находит неубедительным довод заявителя о незаконности ссылки налогового органа в обоснование оспариваемого решения на Постановление Правительства N 646.
Полномочия Правительства РФ на издание Постановления N 646 прямо предоставлены ему законодателем, а именно - частью 2 ст.14 Федерального закона от 31.12.1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". Именно такой вывод следует из того, что в преамбуле Постановления содержится ссылка на упомянутую правовую норму.
Как Налоговый Кодекс РФ, так и законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "Об особой экономической зоне в Магаданской области" являются федеральными законами, т.е. относятся к одному иерархическому уровню в системе правовых актов РФ. Поскольку ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой, следовательно, то, в каком нормативном акте одного и того же уровня законодатель предоставил полномочия Правительству РФ на принятие указанного Постановления, правового значения для выводов суда по настоящему делу не имеет.
Действительно, Федеральный закон N 227-ФЗ, согласно, ч.1 ст.2, п.2 ст.5, ст.12 Бюджетного Кодекса РФ, является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, и в силу этого его действие ограничивается временными рамками финансового года.
Вместе с тем, как следует из содержания части 2 ст.14 Федерального закона N 227-ФЗ, в данном случае воля законодателя была направлена не на регулирование бюджетного процесса, а именно на реализацию статьи 5 ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", действие которой во времени периодом 2000 года не ограничено.
Кроме того, необходимость ведения финансово-хозяйственной деятельности в пределах ОЭЗ и Магаданской области как условие предоставления налоговой льготы следует из содержания самой статьи 5 ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", Постановление Правительства N 646 лишь конкретизирует положение указанной нормы.
Таким образом, суд пришел к выводу, что налоговым органом правомерно установлена неполная уплата заявителем акциза за сентябрь 2004 года в доле федерального бюджета, в связи с чем доначислен акциз в сумме 42679 руб., начислена пеня в сумме 460 руб. 93 коп. за несвоевременную его уплату, и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 8535 руб. 80 коп.
Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя в части оспаривания штрафа по п.1 ст.126 НК РФ.
Пункт 1 статьи 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Нарушение, повлекшее привлечение к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ, выразилось в непредставлении ООО "Моторные масла" в налоговый орган выписки из главной книги, подтверждающей ведение отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых в пределах Особой экономической зоны, вместе с налоговой декларацией по акцизам за сентябрь 2004 года.
Часть 3 ст.5 ФЗ "Об Особой экономической зоне" устанавливает прямую зависимость между предоставлением льготы по уплате налогов участникам ОЭЗ и их обязанностью по ведению отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.
Таким образом, обязанность представления налогоплательщиком-участником ОЭЗ указанной выписки, подтверждающей его право на льготу, установленную статьей 5 ФЗ "Об Особой экономической зоне", и соответственно необходимой для подтверждения правильности исчисления акциза, следует из смысла статьи 5 ФЗ "Об Особой экономической зоне" в совокупности с положениями подп.1 п.1 ст.31 НК РФ, который предоставляет налоговым органам право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Как следует из материалов дела, выписка из главной книги ООО "Моторные масла" вместе с соответствующей декларацией по акцизам за сентябрь 2004 года представлена не была. Следовательно, налоговый орган правомерно привлек ООО "Моторные масла" к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ.
При этом суд находит необоснованной ссылку заявителя на п.20 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ N 71 от 17.03.2003 г., поскольку выписка из главной книги в данном случае не относится к приложению к налоговой декларации, а является документом, подтверждающим право налогоплательщика - участника ОЭЗ на льготу, установленную ст.5 Федерального закона N 104-ФЗ.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 48, 110, 197, 200, 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области решил:
1. В порядке процессуального правопреемства считать ответчиком по настоящему делу - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области.
2. В удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 5 марта 2005 г.
N А37-65/05
Текст решения официально опубликован не был