Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 28 февраля 2005 г. N А37- 4140/04
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 250 к Администрации Омсукчанского района о признании незаконными действий с участием третьих лиц - Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области (КУГИ Магаданской области) и ГУ "Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Министерства транспорта РФ" (Упрдор "Магадан") установил:
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 250 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Омсукчанского района, выразившихся в непринятии мер по оформлению отказа от земельных участков, предоставленных на основании Постановления главы Администрации Омсукчанского района N 234 от 15.09.1994 года.
В обоснование своих требований заявитель сослался на п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ и распоряжение губернатора Магаданской области N 873-р от 25.12.2003 года, согласно которому территориальные дороги переданы в казну Магаданской области.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В частности, ответчик указывает на то, что в распоряжении губернатора Магаданской области N 873-р не решена судьба земельных участков под территориальными дорогами. Заявитель продолжает осуществлять деятельность по ремонту и обслуживанию дорог. При указанных обстоятельствах отказ от земельных участков под дорогами не соответствует земельному законодательству.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области, выступающего в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Рассмотрев заявленное ходатайство суд не находит его подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием предусмотренных ст. 46 АПК РФ оснований.
Упрдор "Магадан" требования заявителя поддержало.
КУГИ Магаданской области пояснил, что постановлением Магаданской областной Думы от 13.02.2004 года N 767 ФГУ ДЭПам N 246-251 было предоставлено право безвозмездного пользования имуществом - автодорогами согласно перечню. В адрес заявителя был направлен проект договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 13.02.2004 года N 186. Однако, ФГУ ДЭП N 250 договор до настоящего времени не подписало. Соответственно, земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования регионального значения, также не были предоставлены в пользование заявителя на договорной основе.
Земельные участки, занятые территориальными дорогами общего пользования в настоящее время не приняты в собственность и, соответственно, в казну Магаданской области, так как не завершены работы по разграничению государственной собственности в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 года N 101-ФЗ. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение государственными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст.123 АПК РФ, в судебном заседании участия не принимали. Заявили о рассмотрении спора в отсутствие своих представителей.
Рассмотрев доказательства по делу, суд пришел к следующему выводу:
Как следует из материалов дела и установлено судом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в размере 505,2 га, предоставленного под автодороги, перешло ФГУ ДЭП N 250 в порядке правопреемства от Омсукчанского дорожного ремонтно-строительного управления. Указанное право основано на постановлении Администрации Омсукчанского района от 15.09.1994 г. N 234 "О выдаче государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей Омсукчанскому дорожному ремонтно-строительному управлению". В дальнейшем границы, принадлежащего заявителю земельного участка неоднократно изменялись и в настоящее время в постоянном бессрочном пользовании заявителя находится земельный участок, занимаемый следующими объектами: - автомобильная дорога "Герба-Омсукчан" - автомобильная дорога "Омсукчан-Дукат" - автомобильная дорога "Омсукчан-Галимый".
Указанные объекты находились на балансе ФГУ ДЭП N 250.
Распоряжением Губернатора Магаданской области N 873-р от 25.12.2003 г. "О приеме территориальных автомобильных дорог общего пользования в состав казны Магаданской области" указанные дороги переданы в состав казны Магаданской области как имущество, являющееся государственной собственностью Магаданской области в соответствии с Постановлением Магаданской областной думы от 25.12.2000 г. N 518 "О порядке утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования Магаданской области", подп. и п.1 ст.3 Закона Магаданской области от 14.02.2002 г. N 232-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Магаданской области". Передача оформлена актом от 12.04.2004 г.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. "п.1 ст.3 Закона Магаданской области от 14.02.2002 г. N 223-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Магаданской области" следует читать: "п.1 ст.3 Закона Магаданской области от 14.02.2002 г. N 232-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Магаданской области"
В связи передачей автодорог в состав казны Магаданской области, ФГУ ДЭП N 250 обратилось к Администрации Омсукчанского района с просьбой оформить отказ от земельных участков, занятых соответствующими автодорогами.
Однако Администрацией Омсукчанского района отказ от земельных участков принят не был.
Суд находит указанные действия Администрации Омсукчанского района незаконными по следующим основаниям.
Пункт 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Из содержания данного принципа следует, что не допускается возможность нахождения в гражданско - правовом обороте как объектов недвижимости без земельных участков, на которых они расположены, так и земельных участков в отрыве от расположенных на них объектов.
Факт наличия в собственности Магаданской области указанных объектов недвижимости подтверждается Выпиской из реестра государственного имущества Магаданской области от 02.02.2005 г. N ВЗ-5/289. При этом сам факт передачи автодорог в государственную собственность Магаданской области сторонами не оспаривается.
Спорные земельные участки, занятые территориальными дорогами общего пользования, находящимися в собственности Магаданской области, в силу п.1 статьи 16 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью. Согласно п.2 этой же статьи, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 101 от 17.07.2001г. "О разграничении государственной собственности на землю".
Статья 2 указанного закона связывает момент возникновения права собственности соответствующего субъекта на земельные участки с их государственной регистрацией. При этом основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Поскольку указанные перечни в отношении земельных участков, расположенных под автомобильными дорогами общего пользования регионального значения в настоящее время отсутствует, к спорным правоотношениям подлежит применению п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому, право распоряжения указанными землями без регистрации права государственной собственности на земельный участок, до завершения процесса разграничения государственной собственности, предоставлено только органам местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Распоряжением Губернатора Магаданской области N 873-р от 25.12.2003 г. судьба земельных участков под автодорогами разрешена не была. Вместе с тем, 01.01.2004 г. между Упрдор "Магадан" и Администрацией Магаданской области был заключен Договор об управлении территориальными автомобильными дорогами общего пользования на территории Магаданской области на 2004 год. С учетом данного договора, Магаданской областной Думой 13.02.2004г. было принято Постановление N 767 "О предоставлении права безвозмездного пользования объектами государственной собственности Магаданской области, согласно которому федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятиям было предоставлено на период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. право безвозмездного пользования имуществом, в частности в отношении заявителя в качестве такого имущества названы автомобильные дороги "Герба-Омсукчан", "Омсукчан-Дукат" и "Омсукчан-Галимый". Во исполнение указанных нормативных актов КУГИ Магаданской области, как уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным имуществом Магаданской области, направил в адрес заявителя проект договора безвозмездного пользования указанным имуществом - соответствующими территориальными автомобильными дорогами. При этом, под указанным имуществом в данном договоре, с учетом толкования его положений в совокупности с п.2.1 Договора об управлении территориальными автомобильными дорогами общего пользования на территории Магаданской области от 01.01.2004 г. следует понимать ":имущественный комплекс, включающий в себя совокупность земельных участков с расположенными на них функционально связанными конструктивными элементами и инженерными сооружениями, предназначенными для непрерывного и безопасного движения автотранспортных средств:"
Однако в связи с возникшими разногласиями Договор между заявителем и КУГИ Магаданской области заключен не был.
Кроме того, согласно п.8 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, который ограничивает субъектный состав юридических лиц, обладающих титулом пользователя, государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В связи с изложенным, ФГУ ДЭП N 250 не может являться субъектом (участником) спорных земельных отношений. Следовательно, право постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками ФГУ ДЭП N 250 подлежало прекращению.
Данный вывод следует также из содержания п.1 ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в совокупности с п.6 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ и п.1.3, ч.2 п.3.1 Устава ФГУ ДЭП N 250, не допускающих в составе имущества предприятия имущества иной формы собственности, равно как и внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставный капитал предприятия, являющегося коммерческой организацией. По изложенным обстоятельствам право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками не может быть переоформлено и в порядке п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ.
Кроме того, бюджетом территориального дорожного фонда на 2004 год не предусмотрено ассигнований на расходы по арендной плате за землю и земельному налогу.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены ст.45 ЗК РФ, а именно - либо по воле владельца соответствующего титула (п.1) либо в принудительном порядке по решению суда (п.2).
Таким образом, заявитель воспользовался единственным возможным в данной правовой ситуации основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками - направив заявление об отказе в соответствующий орган местного самоуправления, которым такое право было ему предоставлено, а именно - в Администрацию муниципального образования "Омсукчанский район Магаданской области".
Довод ответчика о неопределенности дальнейшей судьбы спорных земельных участков в случае принятия отказа от них не может быть принят во внимание судом, поскольку не имеет отношения к предмету настоящего спора.
По смыслу ч.1 ст. 198 АПК РФ оспариваемый акт, а также действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть признаны недействительным и незаконными, когда они одновременно не соответствует закону, иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что отказ ответчика от принятия спорных земельных участков не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, оспариваемые действия в данной части нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку фактически на заявителя возложено дополнительное бремя по содержанию земельных, в том числе и в части платы за землю.
Руководствуясь статьями 110, 197, 200, 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области решил:
1. Признать незаконными, как не соответствующие п.5 ст.1, ст.ст.16, 20, 45, 53 Земельного Кодекса РФ, подп, 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст.2 Федерального закона N 101 от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю" действия Администрации Омсукчанского района, выразившиеся в непринятии отказа Федерального государственного дорожного эксплуатационного предприятия N 250 от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, занятыми территориальными автомобильными дорогами общего пользования Магаданской области "Герба-Омсукчан", "Омсукчан-Дукат" и "Омсукчан-Галимый".
2. Обязать ответчика в установленном порядке оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования.
3. Возвратить заявителю государственную пошлину из федерального бюджета РФ в сумме 1000руб., уплаченную по квитанции от 28.12.2004г. Справку на возврат госпошлины выдать по истечении срока на обжалование.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 28 февраля 2005 г. N А37- 4140/04
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника