Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 5 марта 2005 г. N А37- 4007/04
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 246 к Администрации Сусуманского района о признании незаконными действий с участием третьих лиц - Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области (КУГИ Магаданской области) и ГУ "Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Министерства транспорта РФ" (Упрдор "Магадан") установил:
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 246 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Сусуманского района, выразившихся в отказе изъятия земельных участков под территориальными автомобильными дорогами общего пользования, общей площадью 138,89га.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается п/уведомлением N 8363.
В обоснование своих требований заявитель сослался на п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ и распоряжение губернатора Магаданской области N 873-р от 25.12.2003 года, согласно которому территориальные дороги переданы в казну Магаданской области. В связи с передачей дорог в казну Магаданской области заявитель обратился к Администрации Сусуманского района с заявлением от 03.06.2004 г. N 175/4 об отказе от земельных участков под территориальными автомобильными дорогами. В нарушение положения п. 10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления, Администрацией Сусуманского района отказ от земельных участков принят не был.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В частности, ответчик указывает на то, что поскольку территориальные автомобильные дороги общего пользования приняты в казну Магаданской области и являются собственностью субъекта РФ - Магаданской области, то в соответствии с п.5 ст.1, ч.2 ст. 18 ЗК РФ вопрос об изъятии земельных участков под территориальными автомобильными дорогами относится к компетенции комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области.
Представитель Упрдор "Магадан" требования заявителя поддержал в полном объеме.
Представитель КУГИ Магаданской области пояснил, что постановлением Магаданской областной Думы от 13.02.2004 года N 767 ФГУ ДЭПам N N 246-251 было предоставлено право безвозмездного пользования имуществом - автодорогами согласно перечню. В адрес заявителя был направлен проект договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 04.01.2003 г., однако, ФГУ ДЭП N 246 договор до настоящего времени не подписало.
Земельные участки, занятые территориальными дорогами общего пользования в настоящее время не приняты в собственность и, соответственно, в казну Магаданской области, так как не завершены работы по разграничению государственной собственности в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 года N 101-ФЗ. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение государственными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Рассмотрев доказательства по делу, выслушав представителей сторон, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в размере 138,89 га, предоставленного под автодороги, перешло ФГУ ДЭП N 246 в порядке правопреемства от Сусуманского государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия. Указанное право основано на постановлениях Администрации Сусуманского района об отводе земель от 26.02.93 г. N 87, от 21.06.93 г. N 260/2, от 05.10.93 г. N 54.
В настоящее время в постоянном бессрочном пользовании заявителя находится земельные участки, занимаемые следующими объектами: автомобильной дорогой "Палатка-Кулу-Нексикан" протяженностью 75 км; автомобильной дорогой "Сусуман-Ударник", протяженностью 43 км; автоподъездом к п. Мальдьяк протяженностью 10 км; автоподъездом к п.Кадыкчан протяженностью 5 км; автоподъездом к п. Кедровый протяженностью 2 км; автоподъездом к п.Челбанья протяженностью 2 км; автоподъездом к п.Мяунджа протяженностью 6 км. Указанные объекты находились на балансе ФГУ ДЭП N 250.
Распоряжением Губернатора Магаданской области N 873-р от 25.12.2003 г. "О приеме территориальных автомобильных дорог общего пользования в состав казны Магаданской области" указанные дороги переданы в состав казны Магаданской области как имущество, являющееся государственной собственностью Магаданской области в соответствии с Постановлением Магаданской областной думы от 25.12.2000 г. N 518 "О порядке утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования Магаданской области", пп. и п.1 ст.3 Закона Магаданской области от 14.02.2002 г. N 223-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Магаданской области". Передача оформлена распоряжением КУГИ Магаданской области от 13.01.2004 г. N 1 "О приеме в состав казны Магаданской области территориальных автомобильных дорог общего пользования" и актом приема-передачи в состав казны Магаданской области территориальных автомобильных дорог общего пользования от 12.02.2004 г. Согласно указанным документам, указанные выше территориальные автомобильные дороги были внесены в Реестр государственного имущества Магаданской области с присвоением объекту учета 25.04.2002 реестрового номера В4901128.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. "п.1 ст.3 Закона Магаданской области от 14.02.2002 г. N 223-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Магаданской области" следует читать: "п.1 ст.3 Закона Магаданской области от 14.02.2002 г. N 232-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Магаданской области"
В связи передачей автодорог в состав казны Магаданской области, ФГУ ДЭП N 246 обратилось к Администрации Сусуманского района с просьбой оформить отказ от земельных участков, занятых соответствующими автодорогами.
Однако Администрацией Сусуманского района отказ от земельных участков принят не был на основании п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ, указав, что данный вопрос относится к компетенции КУГИ Магаданской области.
Действительно, пункт 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ закрепил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Из содержания данного принципа следует, что не допускается возможность нахождения в гражданско - правовом обороте как объектов недвижимости без земельных участков, на которых они расположены, так и земельных участков в отрыве от расположенных на них объектов.
Факт наличия в собственности Магаданской области указанных объектов недвижимости подтверждается Выпиской из реестра государственного имущества Магаданской области от 02.02.2005 г. N ВЗ-5/290. Сам факт передачи автодорог в государственную собственность Магаданской области сторонами не оспаривается.
Спорные земельные участки, занятые территориальными дорогами общего пользования, находящимися в собственности Магаданской области, в силу п.1 ст. 16 ЗК РФ являются государственной собственностью. Согласно п.2 этой же статьи, разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ N 101 от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю".
Ст. 2 указанного закона связывает момент возникновения права собственности соответствующего субъекта на земельные участки с их государственной регистрацией. При этом основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Поскольку указанные перечни в отношении земельных участков, расположенных под автомобильными дорогами общего пользования регионального значения в настоящее время отсутствует, к спорным правоотношениям подлежит применению п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому, право распоряжения указанными землями без регистрации права государственной собственности на земельный участок, до завершения процесса разграничения государственной собственности, предоставлено только органам местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Распоряжением Губернатора МО N 873-р от 25.12.2003 г. судьба земельных участков под автодорогами разрешена не была. Вместе с тем, 01.01.2004 г. между Упрдор "Магадан" и Администрацией Магаданской области был заключен Договор об управлении территориальными автомобильными дорогами общего пользования на территории Магаданской области на 2004 год. С учетом данного договора, Магаданской областной Думой 13.02.2004 г. было принято Постановление N 767 "О предоставлении права безвозмездного пользования объектами государственной собственности Магаданской области, согласно которому федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятиям было предоставлено на период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. право безвозмездного пользования имуществом, в частности в отношении заявителя в качестве такого имущества названы автомобильные дороги "Палатка-Кулу-Нексикан", "Сусуман-Ударник", автоподъезды к поселкам Мальдьяк, Кадыкчан, Кедровый, Челбанья, Мяунджа.
Во исполнение указанных нормативных актов КУГИ Магаданской области, как уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным имуществом Магаданской области, направил в адрес заявителя проект договора безвозмездного пользования указанным имуществом - соответствующими территориальными автомобильными дорогами. При этом, под указанным имуществом в данном договоре, с учетом толкования его положений в совокупности с п.2.1 Договора об управлении территориальными автомобильными дорогами общего пользования на территории Магаданской области от 01.01.2004 г. следует понимать ":имущественный комплекс, включающий в себя совокупность земельных участков с расположенными на них функционально связанными конструктивными элементами и инженерными сооружениями, предназначенными для непрерывного и безопасного движения автотранспортных средств:"
Однако в связи с возникшими разногласиями Договор между заявителем и КУГИ Магаданской области заключен не был.
Кроме того, согласно п.8 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, который ограничивает субъектный состав юридических лиц, обладающих титулом пользователя, государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В связи с изложенным, ФГУ ДЭП N 246 не может являться субъектом (участником) спорных земельных отношений. Следовательно, право постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками ФГУ ДЭП N 246 подлежало прекращению.
Данный вывод следует также из содержания п.1 ст.11 ФЗ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в совокупности с п.6 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ и п.1.3, ч.2 п.3.1 Устава ФГУ ДЭП N 246, не допускающих в составе имущества предприятия имущества иной формы собственности, равно как и внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставный капитал предприятия, являющегося коммерческой организацией. По изложенным обстоятельствам право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками не может быть переоформлено и в порядке п.2 ст.3 ФЗ от 25.10.01 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ.
Кроме того, бюджетом территориального дорожного фонда на 2004 год не предусмотрено ассигнований на расходы по арендной плате за землю и земельному налогу.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены ст.45 ЗК РФ, а именно - либо по воле владельца соответствующего титула (п.1) либо в принудительном порядке по решению суда (п.2).
Таким образом, заявитель воспользовался единственным возможным в данной правовой ситуации основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками - направив заявление об отказе в соответствующий орган местного самоуправления, которым такое право было ему предоставлено, а именно - в Администрацию муниципального образования "Сусуманский район Магаданской области".
По смыслу ч.1 ст. 198 АПК РФ оспариваемый акт, а также действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть признаны недействительным и незаконными, когда они одновременно не соответствует закону, иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что отказ ответчика от принятия спорных земельных участков не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, оспариваемые действия в данной части нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку фактически на заявителя возложено дополнительное бремя по содержанию земельных участков, в том числе и в части платы за землю.
Руководствуясь статьями 110, 197, 200, 201, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд Магаданской области решил:
1. Признать незаконными, как не соответствующие п.5 ст.1, ст.ст.16, 20, 45, 53 Земельного Кодекса РФ, подп, 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст.2 Федерального закона N 101 от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю" действия Администрации Сусуманского района, выразившиеся в непринятии отказа Федерального государственного дорожного эксплуатационного предприятия N 246 от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, занятыми территориальными автомобильными дорогами общего пользования Магаданской области "Палатка-Кулу-Нексикан", "Сусуман-Ударник", автоподъезды к поселкам Мальдьяк, Кадыкчан, Кедровый, Челбанья и Мяунджа.
2. Обязать ответчика в установленном порядке оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования.
3. Возвратить заявителю государственную пошлину из федерального бюджета РФ в сумме 1000руб., уплаченную по платежному поручению N 364 от 28.11.2004 г. Справку на возврат госпошлины выдать по истечении срока на обжалование.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 5 марта 2005 г. N А374007/04
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника