Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 23 марта 2005 г. N А37-4132/04
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Магаданской области к индивидуальному предпринимателю Кочневу Валерию Александровичу о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 20 471 руб., пени в сумме 638 руб. 70 коп., всего 21 109 руб. 70 коп. установил:
Заявитель, Межрайонная инспекция МНС России N 1 по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с требованием о взыскании с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Кочнева Валерия Александровича недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за 1 квартал 2004 г. в сумме 20 471 руб. и пени за несвоевременную уплату указанного НДС в сумме 638 руб. 70 коп., всего 21 109 руб. 70 коп.
В обоснование заявленного требования налоговый орган сослался на ст. 75, ст. 143, п.1 ст. 146, п.1 ст. 154, ст. 163, п.1, п.5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
В соответствии с представленными в материалы дело доказательствами суд определил в порядке ст.48 АПК РФ, считать надлежащим заявителем правопреемника Межрайонной ИМНС России N 1 по Магаданской области Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно в материалы приобщены письменные пояснения, согласно которым индивидуальным предпринимателем Кочневым В.А. была представлена 20.04.2004 года декларация по НДС за I квартал 2004 года, в которой по строке 030 "сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет" отражена сумма 20 471 руб. На титульном листе декларации отсутствует отметка "Участник ОЭЗ", поэтому декларация считается представленной по операциям, совершаемым за пределами ОЭЗ и по такой декларации налог подлежит к уплате в бюджет.
В соответствии со ст.88 НК РФ налоговый орган не мог предложить Кочневу В.А. исправить данные обстоятельства и предложить направить дополнительно недостающие документы, т.к. не мог знать, что ответчик является участником ОЭЗ, в связи с тем, что отметка участника ОЭЗ отсутствовала в декларации.
Заверенная выписка из книги учета доходов и расходов, подтверждающую ведение финансово-хозяйственных операций, осуществляемых в пределах Особой экономической зоны в Магаданской области в налоговый ответчиком не представлена.
Также заявитель ссылается на нормы главы 21 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2001 г., в которой не предусмотрены льготы в части НДС участникам особой экономической зоны в Магаданской области, а также на п.15 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 г., в соответствии с которым нормы законов, в целом не связанных с вопросами налогообложения, касающиеся налоговых льгот, подлежат применению до момента введения в действие соответствующих глав ч. I НК РФ. По мнению ответчика, с введением в действие главы 21 НК РФ в соответствии с п.15 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, льгота по уплате указанного налога, предусмотренная ст.5 ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", не подлежит применению.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований налогового органа по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и пояснил, что ответчик является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее по тексту ОЭЗ в Магаданской области), что подтверждается свидетельством участника ОЭЗ в Магаданской области, регистрационный номер 000423 от 04.04.2001 г., выданным Администрацией ОЭЗ в Магаданской области. Информация о том, что индивидуальный предприниматель Кочнев В.А. является участником ОЭЗ в Магаданской области в Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области имеется. В соответствии с ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 г. N 104 при осуществлении на территории ОЭЗ в Магаданской области финансово-хозяйственной деятельности участники ОЭЗ до 31.12.2005 г. освобождаются от уплаты налогов в федеральный бюджет.
Налог на добавленную стоимость на основании ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ" относится к федеральным налогам. Поэтому, по мнению ответчика, исчислив НДС, представив декларацию по НДС в Межрайонную инспекцию МНС России N 1 по Магаданской области, в соответствии с их требованием о предоставлении декларации по НДС участниками ОЭЗ в Магаданской области, уплатил регистрационный сбор участника ОЭЗ в Магаданской области, составляющий 50 % от суммы, полученной в результате освобождения от уплаты налога в федеральный бюджет. Перед Администрацией ОЭЗ в Магаданской области задолженности по регистрационным сборам не имеет, отчетность сдает в установленный срок. На основании изложенного представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований налогового органа.
Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кочнев Валерий Александрович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Мэрией г. Магадана 07.02.1995 г., свидетельство N 3081. Является участником ОЭЗ в Магаданской области с 04.04.2001 года (свидетельство серии ОЭЗ, регистрационный номер 000423 от 04.04.2001). В соответствии со ст.5 Федерального закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" участники Особой экономической зоны в Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, в том числе и от НДС.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2004 г. В ходе проверки установлено, что предпринимателем исчислен налог на добавленную стоимость за 1-ый квартал 2004 г. в сумме 20 471 руб.
В связи с тем, что ответчик не произвел уплату НДС за 1 квартал 2004 г. в сумме 20 471 руб. в установленный п.1 ст. 174 НК РФ срок (20.04.2004 г.), налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ была начислена пеня на указанную сумму недоимки по состоянию на 23.06.2004 г. в размере 638 руб. 70 коп.
На основании ст. 69 НК РФ налоговым органом было направлено заказным почтовым отправлением требование об уплате налога и пени N 10599 от 23.06.2004 г. со сроком исполнения до 12.07.2004 г.
В связи с неисполнением ответчиком указанного требования заявитель обратился в суд.
Согласно пп.3 п. 1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 27.05.2003 г. N 9-П, в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа.
В соответствии со ст.5 Федерального Закона РФ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.99 г., при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны (далее ОЭЗ) и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ до 31.12.2005 г. освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в ПФ РФ и ФСС РФ).
Ответчик, являясь участником ОЭЗ в Магаданской области, по результатам налогового периода (за 1 квартал 2004 г.) представил в налоговый орган налоговую декларацию, исчислив налог на добавленную стоимость, в том числе в доле федерального бюджета. Однако, уплату налога на добавленную стоимость по данному бюджету не произвел, реализовав льготу, обусловленную ст.5 названного Закона.
Исходя из изложенного, действия ответчика, основанные на положениях ст.5 ФЗ РФ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.99 г., в части неуплаты НДС за I квартал 2004 г. в доле федерального бюджета в сумме 20 471 руб. правомерны.
Являясь участником ОЭЗ в Магаданской области, ответчик в представленной в Межрайонную инспекцию МНС России N 1 по Магаданской области налоговой декларации за I квартал 2004 г. правомерно учел указанную льготу и не произвел уплату налога на добавленную стоимость в сумме 20 471 руб.
Спор между сторонами в отношении правильности расчета указанной суммы отсутствует.
Суд полагает ошибочным довод заявителя о том, что, льгота, предусмотренная ст.5 указанного выше закона, прекратила свое действие в отношении НДС, в связи с введением в действие главы 21 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.13 НК РФ, налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Как следует из п.1 ст.76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Поскольку как Закон N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", так и НК РФ относятся к федеральным законам, то в силу указанной статьи Конституции с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 182-О, ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, как указал Конституционный Суд, относится к ведению арбитражных судов.
Суд пришел к выводу, что при указанных выше обстоятельствах и в соответствии с упомянутым выше разъяснением Пленума ВАС РФ, основания полагать, что льготы по налогообложению, установленные ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", прекратили свое действие, отсутствуют. Как следует из анализа статьи ст.17 НК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 5.07.2001 г. по запросу Хорошевского районного суда г. Москвы о проверке конституционности положений ст.ст.224 и 226 НК РФ), льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения и не затрагивают правовой природы налогового обязательства. Вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.
Введение в действие ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие ч.II НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 01.01.2001 г., главы 21 "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и соответственно право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное ст.5 Федерального закона N 104-ФЗ.
Следовательно, довод налогового органа о том, что с введением в действие глав части второй НК РФ, относящимся к отдельным налогам, специальные нормы, регулирующие налоговые отношения отдельных категорий налогоплательщиков (в данном случае участников ОЭЗ) прекращают свое действие, судом не может быть принят во внимание.
Кроме того, со дня введения в действие ФЗ от 06.08.2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не поименован.
О том, что ст.5 ФЗ "Об ОЭЗ в Магаданской области" не утратила своего действия с введением отдельных глав части II НК РФ, относящихся к конкретным налогам, в частности, свидетельствует то, что указанный федеральный закон не упомянут в перечне законодательных актов, утративших силу в соответствии с ФЗ РФ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части II НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах".
Об отсутствии намерения законодателя отменить предусмотренные ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" льготы по налогообложению участников ОЭЗ также свидетельствует отсутствие об этом сведений в Федеральных законах О бюджете РФ на 2001-2005 гг.
В указанных Федеральных законах содержится норма о приостановлении действия ст.5 ФЗ N 104-ФЗ от 31.05.99 года только в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.
Таким образом, что в остальной части льготы, предусмотренные Федеральным законом "Об особой экономической зоне в Магаданской области" фактически не относится к законодательству о налогах и сборах, вместе с тем, с учетом изложенной выше правовой ситуации, суд пришел к выводу, что основания полагать, что льготы по налогообложению, установленные ФЗ "Об ОЭЗ в Магаданской области", в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, прекратили свое действие, отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд находит доводы налогового органа, приведенные в обоснование заявленных требований, без учета того обстоятельства, что ответчик является участником ОЭЗ в Магаданской области, в связи с чем имеет льготу по уплате налогов в доле федерального бюджета, не убедительными.
В силу вышеизложенного, ответчик в представленной в Межрайонную ИМНС России N 1 по Магаданской области налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004 года правомерно применил предоставленную ему Федеральным Законом льготу ОЭЗ и не уплатил сумму НДС за 1 квартал 2004 г. в размере 20 471 руб. в доле федерального бюджета РФ.
Учитывая изложенное, доводы налогового органа о том, что ответчиком в установленный срок не выполнена обязанность по уплате НДС за 1 квартал 2004 г., суд находит не состоятельными.
Начисление в соответствии с п.2 ст. 57, ст. 75 НК РФ пени на сумму недоимки по указанному налогу в размере 638 руб. 70 коп. суд находит неправомерным.
Таким образом, требования заявителя не обоснованны и подлежат отклонению в полном объеме.
Госпошлина по настоящему делу в соответствии со ст. 110 АПК РФ, пп.1 п.1 ст. 333.21 НК РФ составляет 844 руб. 38 коп. и относится на налоговый орган, который от уплаты государственной пошлины освобожден согласно 102 АПК РФ, пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 176, 180, 181, 212-215, п.1 ст. 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Считать надлежащим заявителем Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области.
2. Отказать заявителю, Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области, в удовлетворении требований.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную либо в кассационную инстанции в установленном порядке АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 23 марта 2005 г. N А37-4132/04
Текст решения официально опубликован не был