Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 27 апреля 2004 г. N А37-797/04
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрев заявление межрайонной инспекции МНС России N 2 по Магаданской области к обществу с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Вымпел" о взыскании 15 000 руб. 00 коп. установил:
Межрайонная инспекция МНС России N 2 по Магаданской области обратилась в арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Вымпел" штрафа в сумме 15 000 руб.
В обоснование своих требований заявитель сослался на ст.ст.24, 120, 230 НК РФ и решение от 30.09.2003 г. N 34, принятое им по результатам выездной налоговой проверки ответчика.
В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал, пояснил, что основанием для привлечения общества к ответственности по п. 2 ст. 120 НК РФ явилось отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2001-2003 годы.
Ответчик предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменной отзыве (л.д. 42-43). Представитель пояснил, что в соответствии со ст.120 НК РФ ответственность предусмотрена за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. При этом понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетовфактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществил выездную налоговую проверку ответчика по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 г. по 20.08.2003 г. Результаты проверки оформлены актом от 08.09.2003 г. N 34 (л.д.12-24).
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки руководителем МИ МНС России N 2 по Магаданской области было принято решение о привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2003 г. N 34 (л.д.6-9) по ч.2 ст.120 НК РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Следует отметить, что в акте выездной налоговой проверки от 08.09.2003 г. N 34, в решении от 30.09.2003 г. N 34 и требовании об уплате налоговой санкции от 30.09.2003 г. N 583 указано наименование налогоплательщика - Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел", тогда как во всех свидетельствах (о внесении в госреестр юр. лиц, о постановке на налоговый учет, о внесении изменений в учредительные документы) наименование ответчика значится как "Общество с ограниченной ответственностью "Старательская артель "Вымпел". Учитывая, что ответчик не отрицал факт налоговой проверки и то, что решением от 30.09.2003 г. N 34 именно он привлечен к ответственности, суд признал указанные акт, решение и требование заявителя надлежащими документами, обосновывающими обращение с заявлением в суд.
Привлекая ответчика к ответственности по п.2 ст.120 НК РФ заявитель исходил из того, что налоговая карточка (форма N 1 НДФЛ) по учету доходов и налога на доходы физических лиц предназначена для правильного и полного учета доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, определения размера скидок, расходов и вычетов, исключаемых из источника выплаты из суммы дохода, а также для расчета суммы подоходного налога.
Налоговая карточка согласно ст. 11 НК РФ, ст. 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" не относится к первичным документам, ее отсутствие при правильном ведении бухгалтерского учета не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 120 Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предприятия, учреждения, организации, удерживающие подоходный налог, обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым Госналогслужбой России.
Однако ответственность в соответствии со ст.120 НК РФ предусмотрена не за любое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а только за грубое.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно ст. 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О первичных учетных документах" от 08.07.97 N 835 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
В силу Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 (в редакции Приказа от 30.10.2001 N БГ-304/458 МНС России) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку законодатель в ст. 120 НК РФ не указал однозначно, что под первичными документами понимаются, в том числе, и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежит отнесению на заявителя, который в силу закона от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 180, 181, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области, решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Магаданской области в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 27 апреля 2004 г. N А37-797/04
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника