2. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Омсукчанского района на 2006 год и План развития муниципального сектора экономики Омсукчанского района согласно приложениям NN 1, 2.
3. Финансовому отделу администрации муниципального образования "Омсукчанский район Магаданской области" при разработке бюджета Омсукчанского района на 2006 год учесть данные прогноза социально-экономического развития на 2006 год.
Председатель районного
собрания представителей |
Л.М. Шадрин |
Доклад
об итогах социально-экономического развития Омсукчанского района
за 2005 год и о прогнозе на 2006 год
В состав Омсукчанского района входят 4 муниципальных образования - Омсукчанский район, вновь образованные муниципальные образования поселок Омсукчан и село Верхний Балыгычан, муниципальное образование поселок Дукат, Поселок Галимый включен в областную программу расселения неперспективных поселков.
Зарегистрировано юридических лиц 152 ед., в том числе муниципальной формы собственности 28 ед., из них организаций соцсферы 22, предприятий 5. Учтено 237 индивидуальных предпринимателей.
Идет реформирование местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который входит в силу с 01.01.06 г. Во вновь образованных муниципальных образованиях в переходный период (до 2008 г.) основные полномочия будут исполняться районными органами власти.
Для реализации федерального закона 131-ФЗ проведена большая подготовительная работа. Принято 56 нормативно-правовых актов, регламентирующих полномочия местных органов власти.
Идея реформирования местного самоуправления - приблизить народ к власти, приобщить к самостоятельному решению вопросов местной жизни в отдельно взятом поселении. Но механизм формирования доходной части бюджета муниципальных образований сводит на нет безусловно положительные стороны реформы. Так, бюджет Омсукчанского района из самодостаточного в 2003-2004 гг. превратился в дотационный с 2005 г. Вместе с тем на нашей территории собирается всех налогов и сборов более чем 800 млн.рублей, из них поступают в местный бюджет 154 млн. руб. Иными словами район, являясь донором, имеет дотационный бюджет.
В таких непростых условиях формирования доходной базы бюджета в целях эффективного функционирования учреждений социальной сферы и предприятий коммунального комплекса подписано двустороннее соглашение между администрацией Омсукчанского района и администрацией п. Дукат о передаче полномочий поселением району по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочиям в сфере культуры, физкультуры и спорта, архивного фонда.
Промышленность
Базовой отраслью экономики района является горнодобывающая промышленность. По оценке 2005 года будет добыто полезных ископаемых на 4464,5 млн. руб, по прогнозу на 2006 год - 5291,1 млн. руб., добыча угля составит по оценке соответственно на 78,0 млн. руб., по прогнозу - на 86,6 млн. руб.
Более 70% собственных доходов бюджета составляют налоги от горнодобывающих предприятий. На предприятиях отрасли трудится 2397 человек, что составляет около 60% Из общей численности работающих.
Производство и распределение тепловой энергии (кроме п. Галимый и с. В. Балыгычан) осуществляется ООО "Востокмонтажспецстрой". Общий объем производства тепловой энергии по оценке 2005 года составит 180,8 млн. руб., по прогнозу на 2006 год - 184,8 млн. руб.
Доля производственной сферы муниципального сектора экономики составляет 0,2% в общем объеме промышленной продукции, по прогнозу на 2006 год составит 0,1 %. Снижение за счет развития горнодобывающей отрасли, передачи производства теплоэнергии частным организациям, появление на рынке конкурентов (хлебопечение), приобретение минитипографии для редакции.
Сельское хозяйство
Сельхозпродукция производится в 2-х КФХ и в личных подсобных хозяйствах населения. По оценке отчетного года и прогнозу 2006 г., будет произведено мяса около 5 тн. и молока 190 тн.
Администрация района в интересах комплексного развития территории производит на конкурсной основе закупку молока и мяса от населения для нужд бюджетных учреждений. Будет добиваться выделения средств на приобретение мини-молокозавода в целях устранения сезонных трудностей в реализации свежего молока, для производства кисломолочных изделий и пакетированного молока
Социальная сфера
Существующая сеть бюджетных учреждений социальной сферы в основном соответствует прогнозируемой демографической ситуации, кроме учреждений дошкольного образования, учреждений физкультуры и спорта.
В 2005 году проведена большая работа по укреплению материально-технической базы бюджетных учреждений. Фактические расходы на строительство, капитальный и текущие ремонты зданий и сооружений составили 45,5 млн. руб., приобретены новое оборудование и инвентарь на 5,4 млн.руб.
Общей проблемой для социальной сферы является дефицит кадров. Не хватает учителей, врачей, работников культуры, кроме того, действующий персонал - это в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Администрация намерена разработать и принять районную целевую программу по кадровому обеспечению бюджетных учреждений.
Развитие отраслей социальной сферы за отчетный период характеризуется следующим:
Образование
В 2005 году функционировали 2 детских сада, которые посещали 319 детей, в том числе в Дукате 55 человек; 2 средние общеобразовательные школы и 1 школа основного образования в них обучалось 668 учащихся, в той числе в Дукате - 139 человек; Центр дополнительного образования для детей, включающий 14 объединений (38 групп) на 494 человек; 20человек обучается в вечерних классах при Омсукчанской средней школе.
В 2005 г. проделана большая работа по оснащению образовательных учреждений противопожарной сигнализацией. Уже оснащены противопожарной сигнализацией Омсукчанские школы, детский сад п. Омсукчан. В бюджет 2006 г. заложены средства на установку противопожарной сигнализации в детсаду и школе п. Дукат. Завершается реконструкция пристройки к Омсукчанской школе под Центр дополнительного образования детей. Здоровье детей является одним из важнейших приоритетов. В 2005 году для школ и детских садов было закуплено программное обеспечение по технологии БОС (Биологической Обратной Связи). Опыт школ Санкт-Петербурга показывает, что применение данной технологии значительно снижает заболеваемость ОРВИ, укрепляет иммунитет и улучшает успеваемость детей.
Для решения проблемы расширения площадей дошкольных учреждений планируется в Омсукчане реконструировать здание бывшего детсада N 4, а в Дукате в 2006 году рассматривается вариант реконструкции 2-х квартир под дополнительные места; в перспективе - расширение площадей детсада будет произведено в существующем административном здании рудника. В 2006 году будет начата реконструкции Дукатской средней школы.
Культура
В 2005 году продолжалось поступательное развитие учреждений культуры района. Проведено около 600 культурно-массовых мероприятий, которые посетили 29200 человек. В год 60-летия Победы проводились тематические вечера, смотры, конкурсы, фестивали, выставки, встречи, многие другие виды и формы работы, которые обеспечивали гражданско-правовое, патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание людей, пропаганду здорового образа жизни, развивали и укрепляли чувство гордости за свое Отечество. В районе насчитывается более 20 студий, кружков и коллективов самодеятельного народного творчества в которых занимается и обучается 194 человека. Число читателей в библиотеках составляет 6151, а число посещений одним читателем и выданных книг одному читателю выше среднеобластных показателей. Работают Омсукчанская детская школа искусств и Дукатская детская музыкальная школа контингент учащихся обеих школ составляет 156 человек. Студия телевещания "Маяк Омсукчана" освещает социально-экономическую и культурно-спортивную жизнь района, дополняя районную газету.
На укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2005 году из бюджета направлено около 1,4 млн. рублей. Проведены капитальные ремонты в детской и центральной библиотеках, ЦД и НТ. В фонд ЦБС поступило около 2,0 тыс. экз. книг, это на 18% больше, чем в 2004 г.
В 2006 году намечены капитальные и косметические ремонты Омсукчанского ЦД и НТ, Дукатской музыкальной школы, студии телевещания "Маяк Омсукчана", библиотеки п. Дукат. Будет заказана проектно-сметная документация по реконструкции здания под Центр культуры в Дукате на 150 мест, школы искусств в п. Омсукчан на 120 учащихся. Будут в центре внимания вопросы по обновлению материальной базы библиотек, покупка новых музыкальных инструментов для школ, модернизация оборудования телевизионной студии.
Здравоохранение
Здравоохранение района представлено Омсукчанской ЦРБ с коечным фондом 78 коек и поликлиникой на 289 посещений в смену, Дукатской врачебной амбулаторией с 46 посещениями в смену, двумя фельдшерскоакушерскими пунктами (п. Галимый, п. В. Балыгычан). В районе работает 23 врача и 53 средних медицинских работника. Всего работает в отрасли 169 человек. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения составила 37, средними медицинскими работниками - 85,5.
В районе отмечается отрицательный естественный прирост населения в связи с превышением количества умерших над родившимися живыми на 31,8% Общая смертность по району по сравнению с прошлым годом возросла в 1,6 раза. На первом месте по причинам смерти стоят заболевания органов кровообращения, на втором месте - онкологические заболевания. В 2,6 раза возросла смертность от несчастных случаев, основная причина которых алкоголизация населения. В 2005 году не было случаев материнской смертности. Показатель младенческой смертности составил 17,5. В 2005 году по сравнению с прошлым годом отмечается снижение общей заболеваемости в районе на 20%, первичной - на 22%. В структуре общей заболеваемости ведущее место занимают болезни органов пищеварения, дыхания, болезни глаз.
Бесплатная медицинская помощь в 2005 году населению района обеспечивалась в соответствии с утвержденной программой государственных гарантий бесплатной помощи гражданам. Продолжалась работа по программам: "Здоровый ребенок", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера". Реализация программ осуществлялась за счет средств, выделяемых из федерального, местного бюджета, внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. Программы профинансированы на сумму 1,6 млн. руб. В отчетном году продолжалось работа по совершенствованию структуры учреждений здравоохранения, планирование и прогнозирование отрасли. В августе 2005 года МУЗ "ОЦРБ" получила лицензию на право осуществления медицинской деятельности сроком на 5 лет Оказано платных услуг населению на сумму 1,8 млн. рублей.
Улучшалась материально-техническая база здравоохранения. Закончены косметические ремонты реанимационного, родильного, гинекологического отделений, кабинетов поликлиники, построено новое здание центрального стерилизационного отделения. Проведен капитальный ремонт ФАП п. В. Балыгычан.
В 2005 году приобретено медицинское оборудование на 2,2 млн. руб. В 2006 году будет заказана проектно-сметная документация на строительство нового корпуса наркологического отделения ОЦРБ, который ремонту не подлежит. Будут отремонтированы фасады и крыша здания ЦРБ. Для повышения качества диагностики будет приобретаться медицинское оборудование.
Физкультура и спорт
Одним из приоритетных направлений является создание условий для использования возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении населения, в физическом и духовном воспитании молодежи, в формировании здорового образа жизни. В этих целях реализуется районная целевая программа "Физическая культура для здоровья, спорт для всех на 2003-2006 гг.".
В течение 2005 г. проведено более 40 районных и областных физкультурно-спортивных и туристических мероприятий, в которых участвовало 1350 человек. Возросла загруженность физкультурно-спортивных учреждений. В 2005 году создан спортклуб "Юность России", принято решение о назначении стипендий главы муниципального образования спортсменам, что станет серьезным стимулом для молодежи в достижении высоких спортивных результатов и пропаганде здорового образа жизни.
Во всех школах введен дополнительный урок физкультуры. Традиционными стали "Президентские состязания" школьников, соревнования по спартакиадным видам спорта.
В вечернее время в ДЮСШ работают платные физкультурно-оздоровительные группы. Организованы платные группы в спортивно-оздоровительном центре ВЭС-2, который с 01.03.2006 г. переходит в муниципальную собственность.
В 2005 г. уделено особое внимание развитию спортивной базы. Построена бетонная основа для комплексной спортивной площадки стоимостью 2,7 млн. руб., произведен капремонт спортзала СК "Металлург" на 1,9 млн.руб., капремонт ДЮСШ на сумму 1,5 млн. руб. ЗАО "Серебро Магадана" завершает строительство крытой хоккейной коробки площадью 833,3 кв. м., стоимость работ 1,8 млн. руб.
В 2006 году планируется приобрести спецпокрытие для комплексной спортплощадки, закончить капремонт СК "Металлург" и школьных спортзалов. Необходимо обустроить плоскостные спортивные сооружения в Дукате, Верхнем Балыгычане и "Зеленом Доле". В Омсукчане нужно оборудовать спортплощадки по месту жительства, создать при СК "Металлург" пункт проката лыж, коньков.
Администрация района намерена разработать программу развития спортивной базы во всех населенных пунктах района.
Программа социальной поддержки населения
Помимо федеральных и региональных программ социальной помощи населению, из местного бюджета оказывается дополнительная социальная поддержка малоимущей категории населения, представителям из малочисленных народов Севера, неработающим пенсионерам и т.д.
N п/п |
Наименование мероприятий | 2005 г. факт |
2006 г. прогноз |
1. | Оказание адресной соц. помощи малообеспеченным семьям |
181,8 | 100,0 |
2. | Компенсация расходов по зубопротезированию | 40,0 | |
3. | Компенсация 20% скидки по ком. услугам одиноким неработающим пенсионерам старше 60 лет |
11,9 | 54,0 |
4. | Выдача талонов на продуктовые наборы инвалидам 1,2 гр. на сумму 300 р. в месяц |
4,9 | 18,0 |
5. | Проведение праздничных мероприятий | 34,5 | 35,0 |
6. | Летний заезд детей и пенсионеров в с. Меренга | 10,0 | |
7. | Подготовка национальных кадров, стипендия 500 руб. в месяц |
42,5 | 60,0 |
8. | Завоз семенного картофеля для МНС | 18,0 | 20,0 |
9. | Безвозмездные и безвозвратные перечисления (оплата обучения МНС) |
26,0 | 50,0 |
10. | Оплата проезда в райцентр неработающим пенсионерам |
10,0 | |
11. | Приобретение аптечек, медицинских средств | 5,0 | 5,0 |
12. | Денежные средства на питание детей п. Ола | 8,0 | |
Итого: | 324,6 | 410,0 |
Мероприятия социальной политики
N п/п |
Наименование мероприятий | 2005 г. факт |
2006 г. прогноз |
1. |
Оплата проезда неработающих пенсионеров, выезжающих в ЦРС |
70,5 | 84,0 |
Оплата контейнера неработающим пенсионерам, выезжающим ЦРС |
201,0 | 240,0 | |
Оплата проезда в ЦРС по социальным нуждам | 49,0 | 168,0 | |
2. | Выплата материальной помощи родителям на рождение детей |
184,3 | 300,00 |
3. | Оплата 50% скидки на коммунальные услуги участникам ВОВ |
35,0 | 50,0 |
4. | Оплата 50% скидки на коммунальные услуги труженикам тыла |
9,4 | |
5. | Пособие на погребение | 12,5 | 49,4 |
6. | Ежемесячная доплата к пенсиям участникам ВОВ в сумме 1000 руб. |
50,0 | 60,0 |
Оплата 25% - скидки на жилищно-коммунальные услуги узникам |
1,8 | 130 | |
7. | Оплата 25% - скидка на жилищно-коммунальные услуги узниками концлагерей |
||
Итого: | 613,5 | 1004,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная реформа
Жилфонд района составляет 149,5 тыс. кв.м в том числе муниципального жилья - 6095,5 тыс. кв.м, приватизированного - 61100 кв.м.
В отчетном году много внимания было уделено жилищному фонду. Проведено горячее водоснабжение в домах по ул. Майской, NN 5а, 5б и 12. Подведены сети горячего водоснабжения к домам по ул. Октябрьской, 4, 6 и ба, в будущем году жильцы этих домов будут обеспечены горячей водой, Проводились капремонта кровель, подвалов домов, восстанавливались заброшенные квартиры. Такие же работы планируются и в 2006 году. В 2005 году расселено более 1,0 тыс. кв.м ветхого и аварийного жилья. В плане 2006 г. расселение домов по ул. Ленина, 42, Индустриальная, 40 в Омсукчане. Будет продолжено расселение п. Галимый за счет областного бюджета.
Проведена экспертиза недостроенного 30-квартирного жилого дома по ул. Ленина, 43, на него будет заказана проектно-сметная документация в 2006 г. Планируется в рамках национального проекта в сфере ЖКХ восстановление и реконструкция жилого дома по ул. Мира,22, а также достройка домов по ул. Транспортной.
С 1 февраля 2005 года действует новый Жилищный кодекс, который установил новый порядок управления жилищным фондом - собственники жилья до 1 марта 2006 года должны выбрать один из способов управления своим домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений многоквартирным домом; 2) управление многоквартирным домом жилищным кооперативом или товариществом собственников жилья; 3) собственники жилья привлекают к управлению специализированную организацию. Если до 01.03.2006 г. не будут выбраны способы управления многоквартирным домом, то администрация района на конкурсной основе определяет управляющую организацию.
В отчетном периоде проводилась работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С 1 февраля 2005 г. были на конкурсной основе переданы подрядным организациям право оказывать жилищно-коммунальные и бытовые услуги в п. Омсукчан и п. Дукат. Право оказания жилищно-коммунальных услуг выиграло ООО "Востокмонтажспецстрой", а по бытовым услугам - ООО "Альтаир".
Приход частного бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство должен не ухудшить, а улучшить состояние дел в этой отрасли. Основные и финансовые средства будут использоваться более эффективно. Тарифы на услуги предприятий коммунального комплекса, независимо от форм собственности, будут регулироваться государством. Тарифы на техническое обслуживание домов будут регулироваться населением через управляющие организации
В 2006 году экономически обоснованные тарифы на содержание 1 кв.м жилья составляют 103 руб. 33 коп., рост по сравнению с 2005 г. на 23,2%. Тарифы для населения на 2006 г. установлены в размере 50 руб. 26 коп. за 1 кв.м (в пределах социальной нормы). Доля населения в покрытии затрат на ЖКУ - 48,6% при государственном стандарте 100%.
Инвестиционная деятельность
За 11 месяцев 2005 года на развитие экономики и социальной сферы крупными передними предприятиями использовано 314,2 млн. рублей инвестиций в основной капитал, в том числе инвестиций в экономику и социальную сферу муниципальной собственности 27,3 млн. руб., из них спонсорские средства 14,7 млн. руб. Прогноз на 2006 год около 75 млн. руб.
14 декабря 2005 г. прошли предварительные общественные слушания по заключению договора социального партнерства между администрацией Омсукчанского района и ЗАО "Серебро Магадана", где были озвучены наши планы по капитальному ремонту, реконструкции, строительству социальных объектов, приобретению оборудования и инвентаря для нужд бюджетных учреждений. Планируется в феврале 2006 года подписание договора социального партнерства. Надеемся, что градообразующее предприятие района возьмет на себя финансирование нескольких крупных инвестиционных проектов.
Денежные доходы и расходы населения
Денежные доходы и расходы на душу населения по оценке 2005 г. составят 13,6 тыс. руб и 5,5 тыс. руб., По прогнозу на 2006 г. денежные доходы составят 16,0 тыс. руб., а расходы - 6,3 тыс. руб. Величина прожиточного минимума в 2005 г. на 1 чел. составила 4,6 тыс. руб.
Размер средней зарплаты по оценке 2005 г. составит около 20100 рублей и увеличится относительно к прошлому году на 18%. Размер реальной заработной платы составит 18090 рублей и вырастет к уровню 2004 г. на 6,4%. По прогнозу средняя заработная плата в 2006 г. составит 21500 руб.
В 2006 году будет наблюдаться рост численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в связи с повышением расходов на жилищно-коммунальные услуги. По оценке 2005 г. данная категория населения составляла 5,7%, а в 2006 г. прогнозируется рост до 12,8%.
Потребительский рынок
Розничный товарооборот по оценке 2005 г. составит 181,2 млн. руб., по прогнозу 194,8 млн. руб. Рост объема товарооборота произойдет за счет повышения цен. Физический объем прогнозируется на уровне 2005 г. в связи со стабилизацией спроса населения на потребительские товары.
По оценке за 2005 г. объем оказанных платных услуг населению составит 73,0 млн. руб. и вырастет на 46,2% по сравнению с 2004 годом. Прогноз 2006 года по платным услугам населению составит около 127,7 млн. рублей. Рост в основном за счет увеличения стоимости услуг, а также будет наблюдаться увеличение физического объема предоставляемых услуг.
В видовом разрезе платных услуг структурных изменений не наблюдается, т.е. преобладают услуги жилищно-коммунального хозяйства - 64% и связи - 22%.
Объем бытовых услуг на одного жителя в действующих ценах в 2005 г. составит 161 руб., для сравнения по области этот показатель составляет более 500 руб. Несмотря на рост по сравнению с прошлым годом объем оказываемых населению бытовых услуг остается низким. Недостаточно услуг парикмахерских, не оказываются услуги химчистки, фотографии, ремонта сложной бытовой техники, нет бани в Дукате. Принята и реализуется районная целевая программа по поддержке малого предпринимательства, в том числе по поддержке развития бытовых услуг населению.
Рынок труда
С развитием горнодобывающей отрасли оживился рынок труда. Средняя численность работающих на крупных и средних предприятиях, организациях в 2005 г. составит 3955 чел. в том числе примерно 3630 чел. - жители района, что составляет 92,3% от общей численности работающих.
Доля занятого населения в организациях муниципального сектора составляет 17,8%.
Источники формирования трудовых ресурсов - это экономически активное население района, а также жители других районов области и г. Магадан, работающие по вахтовому методу.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, за 10 месяцев 2005 года составляет 39 чел.
Демография
По состоянию на 01.01.2005 года численность населения района составляла 6285 человек. В январе-октябре 2005 года в Омсукчанский район на постоянное место жительства прибыли 198 человек, выбыли из района 322 человека Миграционный отток населения составил "минус" 124 человека, в прошлом году этот показатель составил 151 человек. Естественный прирост за 10 месяцев 2005 г. тоже с "минусом" 17 человек. Прогноз численности населения на 2006 год составляет 6160 человек.
Возрастная структура населения. Численность пенсионеров 1550 чел. или составляет 24,8% от общей численности населения, в том числе неработающие пенсионеры - 450 человек. Количество детей в 2005 году 1337 человек, прогноз 2006 г. - 1350.
Елаева М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания представителей Омсукчанского района Магаданской области от 28 декабря 2005 г. N 78 "Об итогах социально-экономического развития Омсукчанского района за 2005 год и о прогнозе на 2006 год"
Текст решения опубликован в газете "Омсукчанские вести" от 3 марта 2006 г. N 9