Рассмотрев представление прокурора Магаданской области от 20 марта 2006 года N 30/13-22-06 об устранении нарушений законодательства об экологической экспертизе (далее - представление прокурора Магаданской области), Магаданская областная Дума считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование своих требований прокурором Магаданской области приводятся нормы Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) в редакции от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. С этим доводом прокурора Магаданской области в части Закона Магаданской области от 07 июля 2004 года N 473-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Магаданской области" на 2004-2007 годы" (далее - Закон Магаданской области N 473-ОЗ) согласиться не представляется возможным, поскольку статья 62 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которой внесены изменения в Федеральный закон N 174-ФЗ, вступила в силу с 01 января 2005 года, тогда как указанный Закон Магаданской области был принят Магаданской областной Думой 22 июня 2004 года.
Действие Федерального закона N 174-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может распространяться на день принятия Закона Магаданской области N 473-ОЗ. Статьей 6 Федерального закона N 174-ФЗ в редакции от 15 апреля 1999 года N 65-ФЗ к ведению субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы было отнесено правовое регулирование отношений посредством принятия в развитие указанного Федерального закона нормативных правовых актов в области экологической экспертизы с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, статьей 10 Федерального закона N 174-ФЗ было установлено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации был вправе самостоятельно определять необходимость проведения экологической экспертизы и проводить экспертизу на своем уровне.
Кроме того, проект закона Магаданской области "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Магаданской области" на 2004-2007 годы" не мог быть представлен на экологическую экспертизу в Управление Росприроднадзора по Магаданской области, поскольку указанного Управления в период разработки законопроекта не существовало: оно создано приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06 сентября 2004 года N 29, то есть уже после принятия Закона Магаданской области N 473-ОЗ и вступления его в законную силу.
Следует также отметить, что субъектом права законодательной инициативы проекта закона Магаданской области "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Магаданской области" на 2004-2007 годы" являлся губернатор Магаданской области. В соответствии со статьей 34 Закона Магаданской области от 10 июля 2002 года N 258-ОЗ "О Магаданской областной Думе" в действующей на 22 июня 2004 года редакции от 24 февраля 2004 года N 434-ОЗ затраты на проведение экспертиз проектов законов Магаданской области нес субъект законодательной инициативы. В смете расходов Магаданской областной Думы на 2004 год средства на проведение экспертиз законопроектов, в том числе экологической, предусмотрены не были.
В соответствии с постановлением губернатора Магаданской области от 15 октября 1997 года N 273 "Об областном экологическом совете" обсуждение и выработка согласованных решений по результатам экологической экспертизы важнейших объектов и программ, создаваемых на территории Магаданской области, является основной задачей областного экологического совета.
Таким образом, Магаданская областная Дума не только не обязана была организовывать проведение экологической экспертизы проекта Закона Магаданской области "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Магаданской области" на 2004-2007 годы", но и не могла обеспечить ее проведение.
03 февраля 2006 года Магаданской областной Думой был принят Закон Магаданской области от 09 февраля 2006 года N 676-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевого комплекса Магаданской области" на 2006-2010 годы" (далее - Закон Магаданской области N 676-ОЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 174-ФЗ в редакции от 29 декабря 2004 года обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат: проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивнометодических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность.
Согласно статье 1 Федерального закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Пункт 1 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698, предусматривает, что обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Областной целевой программой "Развитие минерально-сырьевого комплекса Магаданской области" на 2006-2010 годы предусматривается финансирование за счет средств областного бюджета тематических и других работ, направленных на информационное обеспечение деятельности минерально-сырьевого комплекса с целью повышения эффективности управления им, разработку современных технологий добычи и использования полезных ископаемых, профессиональную ориентацию молодежи Магаданской области с целью привлечения их к работе в горно-геологической отрасли, привлечение инвестиций в освоение минеральных ресурсов.
Закон Магаданской области N 676-ОЗ не содержит норм, определяющих конкретные объемы и размеры хозяйственной деятельности по недропользованию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Закон Магаданской области N 676-ОЗ не содержит норм, реализация которых может оказать какое-либо воздействие на окружающую природную среду, мероприятия областной целевой программы направлены в основном на информационное, аналитическое обеспечение деятельности минеральносырьевого комплекса Магаданской области, включающее составление и издание различного рода документации, систематизацию сведений и оценку прогнозных результатов, профессиональную ориентацию молодежи и другие мероприятия.
Что касается иных законов Магаданской области, затрагивающих сферу природопользования и не прошедших государственную экологическую экспертизу, следует отметить, что в период с 01 января 2005 года по настоящее время законов Магаданской области, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, Магаданской областной Думы не принималось.
Таким образом, при анализе положений законов Магаданской области, принятых в период с 01 января 2005 года по настоящее время, в том числе указанных в представлении прокурора Магаданской области, оснований для удовлетворения представления прокурора Магаданской области не установлено.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 52 Закона Магаданской области "О Магаданской областной Думе" Магаданская областная Дума постановляет:
1. Отклонить представление прокурора Магаданской области от 20 марта 2006 года N 30/13-22-06 об устранении нарушений законодательства об экологической экспертизе полностью.
2. Направить настоящее Постановление прокурору Магаданской области.
Председатель
Магаданской областной Думы |
А.П.Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.