Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 22 июля 2005 г. N А37-1464/05
Арбитражный суд Магаданской области рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО энергетики и электрификации "Производственно-энергетическая компания Колымы" (ОАО "Колымаэнерго") к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения от 4.02.2005 г N ВК-07/3785
Содержание спора:
Заявитель обратился с заявлением о признании недействительным решения от 4.02.2005 г. N ВК-07/3785 Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области, в соответствии с которым привлечен к налоговой ответственности п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в срок, до 20 февраля 2004 г. налоговой декларации по НДС за январь 2004 года.
В обоснование заявленных требований, заявитель отметил, что налоговая декларация по НДС за январь 2004 г. отправлена посредством почтовой связи своевременно, 20.02.2004 г. исх. N02/351.
15 декабря 2004 г. заявитель в связи с переходом на раздельный учет направил в налоговый орган уточненную декларацию по НДС, по операциям вне Особой экономической зоны за январь 2004 г. исх. N02/2550.
В соответствии со ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации, не отражения или неполноты отражения сведений, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в декларацию.
Заявитель полагает, что внесение изменений в ранее поданную налоговую декларацию не может квалифицироваться как правонарушение по п. 2 ст. 119 НК РФ - непредставление декларации в установленный срок.
Налоговый орган в письменных пояснениях от 20.06.2005 г., от 18.07.2005 г. заявленные требования отклонил. По мнению налогового органа, заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, поскольку на предоставленной декларации не было отметки, что она является уточненной. Кроме того, налоговый орган считает, что участники ОЭЗ в Магаданской области при ведении раздельного учета определяют источник по операциям в ОЭЗ и операциям вне ОЭЗ. Следовательно, участниками ОЭЗ исчисление НДС происходит с различных налоговых баз, и отражение данных также должно осуществляться в отдельных налоговых декларациях по НДС. По мнению налогового органа, налогоплательщики - участники ОЭЗ должны представлять налоговые декларации по финансово-хозяйственным операциям вне зоны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Суд установил:
Ответчик имеет статус юридического лица, приобретенный в порядке регистрации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации N000158469 серии 49, поставлен на налоговый учет (л.д.45) и является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Обязанности налогоплательщика установлены ст. 23, 80 НК РФ.
В соответствии с ст. 23 НК РФ на ответчике лежит обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах в установленные сроки (п. 2, 4). Поскольку ответчик является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (НДС), то данное обстоятельство является основанием для представления налоговой декларации по данному виду налога по истечении налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как месяц для налогоплательщиков, чьи ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превышают 1 миллион рублей. Налоговым периодом для ответчика является месяц.
Указанная декларация должна быть представлена не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, что закреплено п. 5 ст. 174 НК РФ.
Заявитель, как участник ОЭЗ, 20.02.2004 г. направил в налоговый орган сопроводительным письмом исходящий N 02/351 (почтовая квитанция N00253) налоговую декларацию по НДС за январь 2004.
15 декабря 2004 года заявитель в связи с переходом на раздельный учет, направило сопроводительным письмом исх. N02/2550 в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за январь 2004 года. (почтовая квитанция N00222).
Межрайонной Инспекцией ФНС России N 1 по Магаданской области на основании поданных ответчиком деклараций по налогу на добавленную стоимость проведена камеральная налоговая проверка.
По результатам рассмотрения камеральной налоговой проверки налоговым принято решение от 04.02.2005 г. N ВК-07/3785 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ с наложением штрафа в размере 73219 руб. 30 коп.
Установив фактические обстоятельства спора, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ 6/8 от 1.07.1996 г "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы могут быть признаны судом не действительным. Оспариваемый акт может быть признан недействительным в случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушают права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.
Статьей 137 НК РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Статьей 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу статьи 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как месяц для налогоплательщиков, чьи ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превышают 1 миллион рублей.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающим один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал (п. 2 ст. 163 НК РФ).
Как следует из налоговой декларации, налоговым периодом для заявителя является календарный месяц.
В соответствии с пунктом 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующего налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налоговая декларация за январь 2004 года подлежала представлению в срок до 20 февраля 2004 года.
Являясь участником Особой экономической зоны (регистрационное свидетельство N 001902), заявитель направил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за январь 2004 года за исх. N 02/351 заказным письмом от 20 февраля 2004 года (квитанция N 00253). Из чего следует, что налоговая декларация изначально представлена заявителем в срок.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.05.99 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" участники Особой экономической зоны в Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации) на период до 31 декабря 2005 года.
Федеральный закон от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ не предусматривает предоставление участником ОЭЗ как отдельных налоговых деклараций вне Особой экономической зоны, так и срока их представления.
Арбитражный суд с учетом ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Давая оценку доказательствам по делу, суд пришел к выводу, что заявителем не был нарушен срок предоставления налоговой декларации за январь 2004 года. Напротив, доказательствами по делу подтвержден факт предоставления налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 174 НК РФ) срок, а именно - в срок до 20 февраля 2004 года.
Предоставление впоследствии налоговой декларации по НДС за январь2004 года в связи с ведением раздельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах ОЭЗ и Магаданской области, не может являться основанием для применения налоговой ответственности по п.2 ст.119 НК РФ.
Следует отметить, что действующее налоговое законодательство также не предусматривает привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ при представлении уточненных налоговых деклараций.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший данное решение - налоговый орган.
Поскольку налоговым органом не было доказано налоговое правонарушение, по результатам которого заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, то оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Расходы по госпошлине, исчисленные в порядке и размере, установленном ст. 333.21 НК РФ в сумме 2000 руб. в соответствии с ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика. Ответчик от уплаты госпошлины освобожден. При подаче заявления, заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения спора по существу.
Руководствуясь ст.9, 11, 64-68, 70, 71, 110, 167-170, 176, 180, 181, 212-216 АПК РФ суд решил:
1. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области от 4.02.2005 г. N ВК-07/3785 о привлечении к налоговой ответственности по ч. 2 ст. 119 НК РФ.
2. Решение подлежит немедленному исполнению, но вступает в законную силу по истечении срока на обжалование в апелляционную инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 22 июля 2005 г. N А37-1464/05
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника