Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 28 января 2005 г. N А37-2694/04
Арбитражный суд Магаданской области рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО Международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" в лице Территориального управления N 9 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком" к Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Магаданской области о признании недействительным требования N 2322 от 02.07.2004 года на сумму 58336 руб., о признании незаконным бездействия налогового органа установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице территориального управления N 9 Дальневосточного филиала обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным направленное руководителю Линейно-технического участка N 91/1 Территиориального управления N9 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком" далее - ЛТУ-91/1-требование Межрайонной Инспекции МНС РФ N 1 по Магаданской области N 2322 от 02.07.2004 г. в части недоимки по налогу на прибыль в сумме 58336 руб., подлежащей уплате в местный бюджет, а также признать бездействие ответчика, выразившееся в оставлении без исполнения уточненных расчетов по налогу на прибыль за 2000 год, незаконными.
Кроме того, заявитель просит обязать ответчика отразить в карточке лицевого счета ЛТУ-91/1 указанные в уточненных расчетах суммы по налогу на прибыль за 2000 год, а именно:
- произвести уменьшение налога на прибыль от фактической прибыли (по основной деятельности) за 2000 год в местный бюджет на 559978 руб.
- произвести уменьшение дополнительного платежа за 4 квартал 2000 года в местный бюджет на 34998 руб.
- произвести уменьшение налога на прибыль от посреднической деятельности за 2000 год в местный бюджет на 3197 руб.
- произвести уменьшение дополнительного платежа (налога на прибыль от посреднический операций) за 4 квартал 2000 года в местный бюджет на 200 руб.
Обосновывая свои требования, заявитель указал, что налоговый орган отказался отразить в карточке лицевого счета /далее - КЛС/ упомянутого выше подразделения уточненные данные по налогу на прибыль за 2000 год, представленные заявителем 29.03.2004 г., тогда как отражение указанных сумм в КЛС свидетельствовало бы об отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль в местный бюджет, и соответственно исключило бы выставление требования в части оспариваемой суммы. По мнению заявителя, действия налогового органа противоречат ст.ст.80, 81 НК РФ, п.2 р.3 Приказа МНС РФ от 05.08.2002 г. NБГ-3-10/411, устанавливающих его обязанность принять уточненные налоговые декларации и отразить их в КЛС налогоплательщика.
В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно уточнял заявленные требования.
В редакции последнего уточнения от 21.01.2005 года N 38 заявитель просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии к исполнению уточненных расчетов /налоговых деклараций налога от фактической доли прибыли за 12 месяцев 2000 года, дополнительных платежей в бюджет /возврат из бюджета/, исчисленных исходя из сумм доплат /уменьшения/ доли налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом за 4 квартал 2000 года, налога от фактической доли прибыли от посреднических операций за 12 месяцев 2000 года, дополнительных платежей в бюджет /возврат налога/, исчисленных исходя из сумм доплат /уменьшения доли налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом от посреднических операций за 4 квартал 2000 года.
Кроме того, заявитель просит обязать ответчика принять уточненные расчеты и отразить в карточке лицевого счета:
- уменьшение налога на прибыль от фактической прибыли /по основной деятельности/ за 2000 год в местный бюджет на 559978 руб.,
- уменьшение дополнительного платежа за 4-й квартал 2000 года в местный бюджет на 34998 руб.,
- уменьшение налога на прибыль от посреднической деятельности за 2000 год в местный бюджет на 3197 руб.,
- уменьшение дополнительного платежа /налога на прибыль от посреднических операций/ за 4-й квартал 2000 года в местный бюджет на 200 рублей.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В частности, в обоснование своей позиции налоговый орган указал, что уточненные декларации за 2000 год поданы заявителем в марте 2004 года, то есть по истечении трехлетнего срока, установленного ст.87 Налогового кодекса РФ для налоговых проверок. Поскольку указанный срок является пресекательным, налоговый орган не вправе произвести проверку уточненных налоговых деклараций и внести соответствующие изменения в карточку лицевого счета налогоплательщика.
В судебном заседании поступило ходатайство о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства в порядке ст. 47 АПК РФ в связи с реорганизацией налоговой инспекции. Факт реорганизации ответчика подтвержден Приказом Федеральной налоговой службы РФ NСАЭ-3-15/94 от 19.11.2004 года "О структуре Управления ФНС России в Магаданской области.
С учетом изложенного суд полагает необходимым заменить ответчика по делу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, являющуюся правопреемником Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее: Согласно правоустанавливающим документам /т.1 л.л.д.33-113/ Линейнотехнический участок N 91/1 обслуживает Ольский район и является административным подразделением Территориального управления N9 Дальневосточного филиала ОАО междугородной и международной связи ОАО "Ростелеком"/, которое является подразделением ОАО "Ростелеком", входящим в структуру Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком" и находящимся в административном подчинении филиала.
В свою очередь, Дальневосточный филиал ОАО "Ростелеком" является обособленным подразделением ОАО "Ростелеком", не обладает правами юридического лица, финансируется исключительно за счет Общества и участвует в хозяйственном обороте Общества на основании утвержденного Генеральным директором Общества положения.
В соответствии с п.4.5.1. Положения о Дальневосточном филиале ОАО междугородной и международной электронной связи "Ростелеком" /утв. Приказом ОАО "Ростелеком" 31.12.2002 года N 436/ филиал не является самостоятельным налогоплательщиком ,не наделен правом самостоятельной реализации товаров, работ и услуг. Филиал выполняет обязанности Общества по уплате налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, Учетной политикой общества для целей налогообложения, организационно-распорядительными документами Общества в области налогообложения. В соответствии с п.4.5.4. Положения филиал представляет в налоговые органы отчетность Общества в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах и Учетной политикой Общества для целей налогообложения.
В соответствии со ст. 288 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату налога на прибыль, а также авансовых платежей по налогу на прибыль по месту своего нахождения без распределения сумм по обособленным подразделениям. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
В соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Ростелеком" сдал по месту своего нахождения в налоговую инспекцию N 40 города Москвы налоговые декларации по налогу на прибыль за 2000 год /а также уточненные расчеты/ в марте-апреле 2001 года. Одновременно налоговые декларации и уточненные расчеты представлены по месту нахождения обособленного подразделения Территориального управления N 9 /до реорганизации -ТЦМС-19 -филиал ОАО "Ростелеком"/. Оплата по декларации /в части, приходящейся на Ольский район/ произведена полностью в период с 13.01.2000 года по 11.04.2001 года, что подтверждается платежными поручениями /т.3, л.д.74-95/, а также пояснениями ответчика.
29 марта 2004 года ОАО "Ростелеком" в лице Дальневосточного филиала Территориального управления N 9 обратилось к ответчику с заявлением в порядке ст. 54 НК РФ о внесении изменений в КЛС в связи с подачей уточненных расчетов по налогу на прибыль за 2000 год и за 4-й квартал 2000 года.
Как следует из письма, уточнение связано с пересчетом ОАО "Ростелеком" налога на прибыль за 1999 год и увеличением себестоимости на неоплаченные услуги связи в 2000 году. Из приложенных к письму уточненных расчетов следует, что уточнения относятся к налогу на прибыль за 2000 год , в части, приходящейся на ЛТУ N91/1 ТУ-9 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком" /Ольский район/. По утверждению заявителя ответ на данное обращение от ответчика не поступил. Однако, из письма ответчика от 29.06.2004 года NИС-08-21/6649 следует, что ответчик отказался провести суммы уточненной декларации в КЛС на том основании, что уточненные расчеты /уточненные декларации/ не могут быть проверены в связи с истечением установленного ст. 87 НК РФ трехгодичного срока.
Суд полагает, что указанные действия налогового органа не соответствуют налоговому законодательству.
Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок /искажений/ в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым /отчетным/ периодам, в текущем /отчетном/ налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
При этом статьями 54 и 81 НК РФ не предусмотрены временные ограничения для подачи уточненных деклараций в случае выявления ошибок.
В соответствии с п. 2 раздела III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов /утв. Приказом МНС России от 05.08.2002 года NБГ-3-10/411/ в случае представления налогоплательщиком уточненной /дополнительной/ налоговой декларации /расчета/ за предыдущие отчетные /налоговые/ периоды суммы доначисленного /уменьшенного/ налогоплательщиком налога /сбора/ проводятся в КЛС не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации этой декларации /расчета/ в налоговом органе по дате регистрации в налоговом органе, независимо от того, проведена или не проведена ее камеральная проверка.
Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация к доплате или уменьшению по отношению к первоначальной налоговой декларации после истечения установленного срока уплаты налога /сбора/ за соответствующий отчетный период, то доначисление или уменьшение сумм налога /сбора/ проводится в КЛС отдельной записью.
В соответствии с п. 10 того же раздела Рекомендаций данные налоговых деклараций /расчетов/ к уменьшению могут быть проведены в КЛС в течение трех лет со дня уплаты налога /сбора/ по первоначальной налоговой декларации /расчету/. Данная норма соответствует п. 8 ст. 78 НК РФ, согласно которой срок возврата излишне уплаченного налога /а также зачетапостановление Президиума ВАС РФ N 2046/04 от 29.06.2004 года/ также подлежит исчислению с момента уплаты налога.
Поскольку, как уже было указано выше, налог на прибыль за 2000 год по первоначальной декларации был полностью уплачен 11.04.2001 года, а уточненный расчет / уточненная налоговая декларация/ подана заявителем 29.03.2004 года /уточненная декларация по месту нахождения ОАО "Ростелеком" подана 26.03.2004 г/, то есть до истечения трехгодичного срока после уплаты, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в проведении данных уточненного расчета в КЛС обособленного подразделения заявителя.
Довод налогового органа о том, что отказ в проведении сумм уточненной декларации в КЛС связан с истечением предусмотренного ст. 87 НК РФ срока на проведение камеральной налоговой проверки, в данном случае не может быть принят во внимание также в силу следующих обстоятельств:
Суд полагает, что установленное ст. 87 НК РФ ограничение тремя годами срока проведения налоговой проверки направлено, прежде всего, на защиту прав налогоплательщика. Поэтому формальное применение указанного срока без учета обстоятельств дела и интересов налогоплательщика недопустимо.
Кроме того, из смысла приведенной выше ст. 288 НК РФ не следует обязанность налогового органа проводить полноценную проверку налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, поскольку такая проверка проводится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика. В случае необходимости проверки расчета налога в части, подлежащей зачислению в доход субъекта или в местный бюджет, налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в любом случае должен руководствоваться исходными данными налоговой декларации, принятой налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Согласно письму Межрайонной ИМНС РФ по налогам и сборам N 40 по городу Москве N 17.05/15363 от 17.12.2004 года уточненная декларация по налогу на прибыль ОАО "Ростелеком" за 2000 год была принята 29 марта 2004 года и проведены соответствующие начисления в КЛС 06 апреля 2004 года.
Определением от 30.12.2004 года суд поручил ответчику проверить правильность расчета сумм налога, представленных заявителем к уменьшению, исходя из данных ОАО "Ростелеком", представленных в налоговую инспекцию N 40 по городу Москве.
Представленным по результатам проверки заключением /сопроводительное письмо NИС-08-21/1267 от 24.01.2005 г./ предъявленные к уменьшению суммы налога на прибыль подтверждены. При этом, как пояснили представители ответчика в судебном заседании, проверка проведена по имеющимся в налоговом органе документам. Необходимость в представлении заявителем каких-либо дополнительных документов не возникла.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Госпошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 198, 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области решил:
1. Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Магаданской области, выразившееся в непринятии к исполнению уточненных расчетов /налоговых деклараций/ по налогу на прибыль, а именно:
- налога от фактической доли прибыли за 12 месяцев 2000 года, дополнительных платежей в бюджет /возврат из бюджета/, исчисленных исходя из сумм доплат /уменьшения/ доли налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом за 4 квартал 2000 года,
- налога от фактической доли прибыли от посреднических операций за 12 месяцев 2000 года,
- дополнительных платежей в бюджет /возврат налога/, исчисленных исходя из сумм доплат /уменьшения/ доли налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом от посреднических операций за 4 квартал 2000 года.
2. Обязать ответчика, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Магаданской области принять уточненные расчеты и отразить в карточке лицевого счета обособленного подразделения ОАО междугородной и международной связи ОАО "Ростелеком" - Линейнотехнического участка N91/1 Территориального управления N9 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком":
- уменьшение налога на прибыль от фактической прибыли /по основной деятельности/ за 2000 год в местный бюджет на 559978 руб.
- уменьшение дополнительного платежа за 4-ый квартал 2000 года в местный бюджет на 34998 руб.,
- уменьшение налога на прибыль от посреднической деятельности за 2000 год в местный бюджет на 3197 руб.
- уменьшение дополнительного платежа /налога на прибыль от посреднических операций/ за 4 квартал 2000 года в местный бюджет на 200 рублей.
3. Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей согласно платежному поручению N2561 от 16.08.2004 года по истечении срока на обжалование.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Магаданской области в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 28 января 2005 г. N А37-2694/04
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника