Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 21 сентября 2005 г. N А37-2461/05
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МДСК" к межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области 3 лицо: государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" о признании недействительным требования от 05.07.2005 г. N 27331 установил:
Заявитель, ООО "МДСК", обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования ответчика, межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, от 05.07.2005 г. N 27331 об уплате налога.
В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что оспариваемое требование противоречит Федеральному закону "Об особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ, Закону Магаданской области "Об особой экономической зоне в Магаданской области" от 29.06.1999 г. N 75-ОЗ и иным нормативным актам, регулирующим деятельность участников ОЭЗ.
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьего лица, извещены. В материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд полагает возможным рассмотреть дело на основании ч.ч. 3 и 5 ст. 156 АПК в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Представитель заявителя предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что общество является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ). Согласно ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ (далее - ФЗ N 104-ФЗ) участники ОЭЗ в Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Однако ответчик требованием от 29.06.2055 г. N 26902 обязал заявителя в срок до 15.07.2005 г. уплатить в федеральный бюджет не уплаченный налог на прибыль за 1 квартал 2005 г. в размере 212 816 руб.
Ответчик предъявленные требования не признал, как следует из представленного в материалы дела письменного отзыва (л.д. 33-34), считает, что с 01.01.2005 г. ст. 18 НК РФ установлен закрытый перечень специальных налоговых режимов, в котором специальный налоговый режим для особых экономических зон отсутствует. Следовательно, заявитель обязан уплачивать налог на прибыль на общих основаниях.
Третье лицо поддержало доводы заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 40-41), ссылается на п. 1 ст. 1 НК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2001г. N 5, п. 1 ст. 56 НК РФ. Полагает, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ надлежит применять нормы закона, касающиеся налоговых льгот независимо от того, в какой законодательный акт они включены.
Установив фактические обстоятельства спора, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения материалов камеральной проверки ответчиком установлено, что обществом не уплачен налог на прибыль за 1 квартал в федеральный бюджет в сумме 212 816 руб.
Ответчик в рамках ст.ст. 69 и 70 НК РФ выставил заявителю требование от 05.07.2005 г. N 27331 которым обязал его в срок до 15.07.2005 г. уплатить в федеральный бюджет не полностью уплаченный налог на прибыль за 1 квартал 2005 г. в сумме 212 816 руб.
Ответчик полагает, что порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с 1 января 2002 года регламентируется нормами гл. 25 НК РФ, не предусматривающей льготы по уплате налога на прибыль в доле федерального бюджета участникам ОЭЗ. Налог на прибыль в федеральный бюджет подлежит уплате заявителем на общих основаниях.
Не согласившись с требованием налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заявитель является участником Особой экономической зоны с 02.04.2001 г., о чем свидетельствует регистрационное свидетельство серии ОЭЗ N 002662 (л.д. 9). В соответствии со ст.5 ФЗ N 104-ФЗ участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный Фонд РФ и Фонд социального страхования РФ), в том числе и от налога на прибыль.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в п. 6 Совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996, если суд установит, что оспариваемый акт одновременно не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица, то такой акт подлежит признанию недействительным.
Статьей 137 НК РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность вынесенного ненормативного акта.
С учетом правовой позиции, сформулированной Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 г. N 182-О, ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
Следовательно, доводы ответчика о приоритетном действии норм НК РФ перед N 104-ФЗ несостоятельны.
Положения ст. 5 ФЗ N 104-ФЗ об освобождении участников ОЭЗ в Магаданской области от уплаты налогов в части поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации) действуют до 31 декабря 2005 года.
Введение в действие с 01.01.2002 г. главы 25 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, не отменило в установленном законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ согласно ст.5 указанного Закона (т.е. действие льготы по уплате налога на прибыль для участников ОЭЗ).
Федеральный закон N 104-ФЗ не указан в перечне федеральных законов, утративших силу в связи с введением в действие (Федеральным законом "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000г. N 118-ФЗ) части второй НК РФ и не признан утратившим силу в установленном законом порядке.
Таким образом, до введения соответствующих норм налогового законодательства, регулирующих специальные налоговые режимы, участники ОЭЗ в Магаданской области должны руководствоваться ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.99г. N 104-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст.65 АПК РФ, п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший данный акт. Ответчик в нарушение данных требований не доказал законность и обоснованность принятого им требования от 05.07.2005 г. N 27331 об уплате налога.
Следовательно, заявление о признании недействительным требования налогового органа является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По ходатайству заявителя были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа, данные меры в соответствии с п. 4 ст. 96 АПК РФ сохраняют свое действие до принятия решения по настоящему делу.
Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика, который в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден. В материалах дела представлено доказательство уплаты заявителем государственной пошлины в размере 2 000 руб., которая подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст.104, 110, 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области решил:
1. Признать недействительным требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 05.07.2005 г. N 27331 об уплате налога, как противоречащее ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 5 ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ.
2. Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб., уплаченную платежным поручением N 231 от 15.07.2005 г., после вступления решения в законную силу.
3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 21 сентября 2005 г. N А37-2461/05
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника