Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 5 марта 2004 г. N А37-2948/03
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Магаданского территориального Фонда обязательного медицинского страхования к мэрии города Магадана, Финансовому отделу мэрии города Магадана о взыскании 16575200 руб. установил:
Исполнительная дирекция Магаданского территориального Фонда обязательного медицинского страхования /далее - дирекция ФОМС/ обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчиков, мэрии города Магадана, Финансового отдела мэрии города Магадана, 11037438 рублей, в том числе недоимки страховых взносов за 2001 год по неработающему населению в сумме 6610000 руб. и суммы пени за просрочку платежей в размере 4427438 руб. по акту документальной проверки N 2 от 20-28 октября 2003 г.
В обоснование заявленных требований дирекция ФОМС указала, что в нарушение ст. 5 ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год", ст. 5 Закона Магаданской области N 176-ОЗ от 22.03.01 года "О бюджете Магаданского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год" при формировании бюджета города Магадана на 2001 год была неправомерно, без экономического обоснования, занижена на 2000 тысяч рублей сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. По мнению дирекции ФОМС, в случае недостатка средств на обязательное медицинское страхование в бюджете города Магадана ответчик обязан был обратиться за целевой дотацией из областного бюджета.
Согласно п. 7.1. акта проверки N 2 от 20-28 октября 2003 года ответчик в 2001 году должен был уплатить 12000 тыс. рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, фактически им перечислено 5390 тыс. рублей, то есть недоимка по уплате страховых взносов составила 6610 тыс. рублей.
Ответчики требования дирекции ФОМС не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В частности, Мэрия города Магадана в отзыве на заявление указала, что Магаданская городская Дума решением N 33-Д от 29.03.2001 года определила размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2001 году в сумме 10000 тыс. рублей, в то время как законом Магаданской области N 176-ОЗ от 22.03.01 года установлена контрольная цифра для указанных целей в сумме 12000 тыс. рублей. Муниципальное образование, являясь плательщиком страховых взносов, не может требовать дотации из вышестоящего бюджета, так как не является получателем страховых взносов. Субъект РФ, также являясь плательщиком страховых взносов в силу ст. 2 Закона РФ от 28.06.91 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ"., обязан перечислить недостающие страховые взносы в размере 2000 тыс. рублей непосредственно бюджету Фонда ОМС по заявке последнего. Поэтому, по мнению ответчика, данная сумма не может считаться недоимкой по страховым взносам.
Кроме того, по мнению ответчика, требование о взыскании пени по задолженности за 2001 год не основано на законе, так как Федеральным Законом РФ N 152-фз от 27.12.00 года "О бюджете федерального фонда ОМС на 2001 год" начисление пени не предусмотрено.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 05.08.00 г. N 118-фз "О введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" предусмотрено, что органами местного самоуправления уплачиваются только страховые взносы на неработающее население, взыскание пени при этом не предусмотрено.
В ходе судебного разбирательства ответчик, мэрия города Магадана также указала, что заявителем не соблюдены требования ст. 69 Налогового Кодекса РФ в части выставления требования об уплате недоимки и пени. Поэтому дело не подлежит рассмотрению по существу.
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Финансовое управление администрации Магаданской области в отзыве на заявление указало, что областной бюджет не содержит статьи расходов, предназначенной для дотирования страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Порядок дотирования Фонда обязательного медицинского страхования из областного бюджета не установлен. Областной бюджет не содержит статьи расходов на указанные цели. В судебном заседании представитель третьего лица пояснила, что ответчик с просьбой о выделении дополнительных средств на оплату задолженности в Фонд медицинского страхования не обращался.
В судебном заседании дирекция ФОМС заявила ходатайство об изменении размера заявленных требований, в связи с включением в состав требований задолженности по взносам за 4-й квартал 2003 года. Согласно приложенному к ходатайству расчету, с учетом увеличения, сумма требований составляет 16575 тыс. руб. 20 коп., в том числе 11570 руб.- недоимка и 5005,2 руб.пени.
Ответчики возражений в отношении ходатайства дирекции ФОМС не высказали. Суд нашел возможным ходатайство удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил, что ответчиком по делу является мэрия города Магадана в лице ее Финансового отдела.
Рассмотрев довод ответчика о несоблюдении досудебного порядка рассмотрения спора, суд нашел его неубедительным.
Суд полагает, обоснованными доводы Дирекции ФОМС, что в данном случае порядок рассмотрения спора регулируется специальными нормативными актами, предусматривающими только судебный порядок рассмотрения.
Об этом свидетельствует как анализ ст. 69 НК РФ, так и специфика правовых отношений между заявителем и ответчиком /в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов исчисление страховых взносов и начисление пеней производится страхователем самостоятельно/, а также специфика плательщика - страхователя, являющегося публичным субъектом
Рассмотрев доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования дирекции ФОМС подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что спор между сторонами возник только в отношении суммы страховых взносов на неработающее население за 2001 год в сумме 2000 тыс. рублей /разница между суммой, утвержденной в областном и в местном бюджетах/ и пени, начисленной на эту сумму. В остальной части требования заявителя ответчиками не оспариваются.
В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" N 1499-1 от 28.06.91 года / в редакции, действовавшей в 2001 году/ медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются, в частности, органы государственного управления субъектов Российской Федерации, местная администрация.
В соответствии со ст. 17 указанного Закона страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы государственного управления, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с условиями действующих договоров N 179 от 06.09.94 года и N 01/01 от 23.05.95 года мэрия города Магадана /правопреемник Администрации города Магадана/, как страхователь, приняла на себя обязательство по осуществлению платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.02.93 года N 4543-1 и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов /платежей/ на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 года N 1018.
Согласно ст. 2 Закона Магаданской области "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Магаданской области N 164-ОЗ от 08.02.01 года расчет платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения производится, исходя из ежегодно утверждаемой постановлением губернатора области средней величины платежа на одного неработающего и численности неработающего населения. Постановлением губернатора Магаданской области N 39 от 21.02.01 года средняя величина платежа на одного неработающего установлена в сумме 2345 рублей.
Статьями 1, 2 и 5 Закона Магаданской области "О бюджете Магаданского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год"/ принят Магаданской областной Думой 16.03.2001 года/ утвержден бюджет территориального фонда в сумме 147203 тыс. рублей. При этом, сумма страховых платежей, подлежащая перечислению в территориальный фонд из бюджета города Магадана установлена в сумме 12000 рублей.
В соответствии со ст. 25 Закона Магаданской области от 20.05.96 года N 12-ОЗ /в редакции закона N 156-ОЗ от 09.01.2001 года/ "О законодательных актах Магаданской области" законодательные акты Магаданской области, введенные в действие в установленном законом порядке, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Магаданской области органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Следовательно, объем страховых платежей в территориальный фонд ФОМС в сумме 12000 рублей, установленный для бюджета города Магадана, обязателен для исполнения ответчиком.
Ссылка мэрии города Магадана на решение Магаданской городской Думы N 33-Д от 29.03.2001 года "О консолидированном бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2001 год", которым установлен размер отчислений в ФМС в сумме 10000 рублей, признана судом необоснованной.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов, в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядком дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения /утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.92 года N 41/ предусмотрено дотирование страховых взносов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Являясь страхователем по договорам обязательного медицинского страхования неработающих граждан, мэрия города Магадана в лице Финансового отдела обязана была принять меры для исполнения Закона Магаданской области "О бюджете Магаданского территориального Фонда медицинского страхования на 2001 год".
Между тем, из материалов дела не видно, чтобы ответчики обращались к органам исполнительной власти Магаданской области с просьбой о выделении дополнительных средств для выравнивания разницы между бюджетами.
Более того, из отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования "Город Магадан" за 2001 год /утв. Магаданской городской Думой 20.05.2002 г. N 17-Д/ следует, что даже утвержденный бюджет города Магадана /10000 руб./ в части средств, передаваемых в ФМС исполнен только на 53,9%
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.2003 года N 131-О по запросу Арбитражного суда Сахалинской области "О проверке конституционности положений статьи 17 закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" указал, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, то есть с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.
Согласно Федеральному закону от 25.09.97 года "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" к средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и т.д.
Из отзыва Финансового управления Администрации Магаданской области /л.д.97/ следует, что в областном бюджете на 2001 год не была предусмотрена целевая дотация для покрытия дефицита местных бюджетов в части отчислений в ФОМС.
Однако, из материалов дела следует, что в 2001 году районным муниципальным образованиям и городу Магадану выделялись трансферты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований без указания на цели их использования. Так, в соответствии с Приложением к Закону Магаданской области "Об областном бюджете на 2001 год" от 01.03.2001 года общий трансферт городу Магадану был предусмотрен в объеме 154112 тыс. рублей. При этом общий объем трансфертов по районным муниципальным образованиям области составлял 309369 тыс. рублей. Согласно отчету об исполнении Консолидированного бюджета города Магадана на 1-е января 2002 года средства трансфертов перечислены в полном объеме.
В соответствии с отчетом об исполнении консолидированного бюджета города Магадана на 1.01.2003 года из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований областного бюджета городу Магадану в 2002 году была выделена сумма трансферта в объеме 466095 тыс. рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 135 Бюджетного Кодекса РФ все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть внесены расходы /при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы/, не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.
Из отчета об исполнении бюджета города Магадана за 2001 год не следует, что указанное требование Бюджетного Кодекса РФ соблюдалось. Так, согласно отчету в 2001 году. В процессе судебного разбирательства ответчик не смог объяснить факт перевыполнения ряда статей бюджета и недофинансирования приоритетных в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ направлений.
С учетом изложенного, суд полагает, что требование заявителя о взыскании с ответчиков недоимки в сумме 11570 рублей подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судом также признано обоснованным требование о взыскании с ответчиков пени в сумме 5005,2 тыс. рублей. При этом суд пришел к выводу, что довод ответчиков об отсутствии правовых оснований для начисления пени в 2001 году не основан на законе. В частности, указанный довод противоречит положениям ст. 10 Федерального Закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 года с последующими изменениями, ст. 75 Налогового Кодекса РФ.
Кроме того, условиям и упомянутых выше договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан предусмотрена ответственность страхователя в соответствии со специальными нормативными актами: Положением о порядке уплаты страховых взносов в Фонды обязательного медицинского страхования и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, которыми предусмотрено начисление пени в случае просрочки платежей.
Расчет пени в сумме 5005,2 руб. произведен в соответствии п. 7 упомянутого Положения из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, что соответствует требованиям п. 4 ст. 75 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления - 5 марта 2004 года.
Руководствуясь статьями 212, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области решил:
Взыскать с ответчика, мэрии города Магадана в лице Финансового отдела мэрии города Магадана, в пользу Магаданского территориального Фонда обязательного медицинского страхования граждан Магаданской области задолженность по взносам в сумме 11570000 рублей и пени в сумме 5005020 рублей, а всего 16575200 рублей.
Исполнительный лист выдать по истечении срока на обжалование.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Магаданской области в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 5 марта 2004 г.
N А37-2948/03
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника