• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Магаданской городской Думы от 1 июля 1999 г. N 40-Д "О городской целевой программе "Одаренные дети" на 1998-2000 г.г."

2. Поручить мэрии города Магадана выделить необходимые средства для финансирования городской целевой программы "Одаренные дети" на 1998-2000 г.г.

 

Глава городского самоуправления

Н.Б. Карпенко

 

Целевая программа "Одаренные дети"
на 1998-2000 годы.
(утв. решением Магаданской городской Думы от 1 июля 1999 г. N 40-Д)

 

1. Введение.

 

В связи с важностью проблемы одаренности детей как в России в целом, так и в городе Магадане городская целевая программа "Одаренные дети" является документом, конкретизирующим Программу развития образования в городе Магадане на 1998-2000 годы.

В программе "Одаренные дети" учтены актуальные потребности и возможности удовлетворения социального заказа, в том числе родительского, определены основные направления организации текущей и перспективной деятельности Управления образования и образовательных учреждений в реализации способностей одаренных и талантливых детей.

Применение идей программы, накопленный в учреждениях образования опыт в работе с одаренными детьми позволяет максимально использовать возможности педагогических коллективов для достижения реальных и социально значимых целей обновления содержания образования.

Программа будет являться нормативной моделью совместной деятельности, средством интеграции усилий образовательных учреждений, ведомств, людей, действующих в интересах развития способностей детей, их таланта и одаренности.

Наличие городской программы "Одаренные дети" даст уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен, какие действия для этого должны совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата.

Программа позволит своевременно предупреждать возможные просчеты и неудачи в работе с талантливыми и одаренными детьми, обнаруживать угрозы достижению поставленной цели.

 

II. Цели и задачи программы "Одаренные дети".

 

Процесс формирования самосознания - важнейший и сложнейший процесс, начинающийся в раннем возрасте.

Без развитого самосознания не может быть развитой личности, невозможно раскрытие индивидуальных возможностей ребенка, его самоактуализация.

Формирование самостоятельной творческой гуманной и внутренне свободной личности, способной ценить себя и уважать других, разносторонне развитых людей, которые могут подняться выше среднего уровня, т.е. элиты, становится необходимой реальностью нашего образования.

В основе работы с одаренными детьми заложена идея построения эффективной системы, которая бы способствовала постоянному притоку в обществе свежих интеллектуальных сил.

Главное в работе с одаренными и талантливыми детьми - научить их самостоятельно добывать и приращивать знания, дать им методологию научного познания.

Программа "Одаренные дети" направлена на поднятие престижа интеллекта, разносторонней образованности, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- создание необходимых предпосылок для удовлетворения потребностей ребенка в активности, расширении информации, для формирования чувства защищенности;

- предоставление каждому возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскроются индивидуальные качества и способности;

- поиск путей, способов и средств максимально полного раскрытия и проявления личности ребенка, раскрытие его индивидуальности;

- ориентация в обучении на уровне контроля не на сегодняшний, а на завтрашний день детского развития;

- консолидация усилий педагогов, ученых, заинтересованных организаций по совершенствованию активизации работы с детьми.

Для одаренных и талантливых детей требуется создать высокий уровень креативности, вкус к исследовательской деятельности, подкрепленный сформированными навыками исследовательской работы, активное критическое отношение к изучаемому содержанию образования, внутренняя потребность постоянно приближаться к истине.

В основу учебно-воспитательного процесса работы с одаренными детьми должны быть положены принципы:

- принцип признания самобытности личности ребенка;

- принцип уникальности личности, индивидуальности ребенка, его способностей и возможностей.

В связи с этим предстоит разработать научно обоснованную методику психологической инструментовки учебно-воспитательного процесса.

Сотрудничество и демократизация, уважение личности ребенка, поощрение и всесторонняя поддержка - основные принципы работы с одаренными детьми.

Обеспечение научно-методической базы для работы с талантливыми и одаренными детьми, координация усилий различных учреждений и ведомств позволят реализовать намеченные программой цели и задачи.

 

III. Характеристика состояния и основные направления работы с
одаренными детьми в городе.

 

Программой развития образования в городе Магадане в 1998 - 2000 годы, как и предыдущими программами, предусмотрено содействие образованию детей с высоким интеллектом развития на всех ступенях.

В последние 10 лет проблема одаренных и способных детей стала одной из актуальных в работе образовательных учреждений города.

За этот период накоплен определенный опыт как в организации, так и в содержании работы с данной категорией детей.

Положено начало перехода к образованию по выбору содержания, формы его получения, вида образовательного учреждения.

Для более полного удовлетворения разносторонних потребностей детей в городе функционируют три школы-гимназии (NN 13, 24, 30), английская гимназия, две школы-лицея (NN 1 и 27), математическая школа N 15, разнопрофильная школа с углубленным изучением предметов N 14, разнопрофильная школа N 4, образовательная профильная школа-центр N 7, русская культурологическая школа N 2, школа - СОЦ N 29, дошкольная прогимназия N 63, центр развития ребенка - санаторный детский сад N 2, детский микрорайонный центр N 13, учреждения дополнительного образования (ГЭЦУ, ДД и ЮТ, ГЦТТУ).

Расширение сети образовательных учреждений произошло не за счет открытия элитных учреждений, а путем реорганизации образовательных учреждений, предполагающих социальную защиту детей средствами образования.

Для создания условий, обеспечивающих качественное и разностороннее образование, реализуется дифференциация образования по вариативным планам, программам, учебникам.

С 13 до 43 увеличилось количество классов, работающих в тринадцати школах по системе развивающего обучения. В пяти школах города открыто 7 профильных классов. На начало 1997/98 учебного года функционировало 57 классов с углубленным изучением предметов, 149 гимназических и лицейских классов.

Во многих образовательных учреждениях осуществляется работа по нескольким учебным планам.

Обновлению содержания образования, усилению его вариативности способствовало освоение новых программ, учебников. Это, в свою очередь, потребовало внедрения новых форм организации учебного процесса.

В адаптивном образовательном пространстве города должное место занимает дополнительное образование школьников.

Спектр реализуемых в образовательных учреждениях дополнительных программ достаточно широк. Во многих школах для ведения спецкурсов, семинаров, факультативов привлекаются специалисты высшей школы, ученые, что позволяет уже в школьном возрасте прививать вкус к научно-исследовательской работе.

Управление образования целенаправленно ориентирует образовательные учреждения начинать работу с одаренными детьми с более раннего возраста - дошкольного.

В содержании образования дошкольников в последние годы произошли существенные изменения. Этому способствовало внедрение альтернативных и авторских программ развивающего характера, работа по расширению дополнительных образовательных услуг, использование новых педагогических технологий.

Во многих дошкольных учреждениях используются программы "Развитие" и "Одаренный ребенок" Венгера Л.А., "Детский сад - дом радости" Крыловой Н.М. и Ивановой В.Т., "Радуга" Дороновой Т.Н. и др., ориентированные на развитие умственных и художественных способностей ребенка, специфических дошкольных видов деятельности.

Преемственность в работе дошкольных учреждений и школ положительно влияет на развитие всех детей, в том числе и одаренных (школа - СОЦ N 29 и МДЦ N 13, ШГ N 24 и ДОУ N 55, ЭБШЛ N 27 и ДОУ N 57 и др.)

Сеть учреждений дополнительного образования позволяет в определенной мере удовлетворить творческие и образовательные потребности детей и подростков.

В учреждениях дополнительного образования содержание работы с одаренными детьми реализуется в программах, ориентированных на углубленное изучение предметных областей, художественно-прикладного, эстетического, спортивно-технического направлений. Важное место отводится выбору форм организации работы с одаренными детьми.

Наиболее привлекательными для юных дарований стала работа в объединениях по различным направлениям деятельности, в школах "Юный медик", "Юный биолог", студиях, клубах, туристско-археологических экспедициях.

Учреждения дополнительного образования становятся своего рода площадками для "выращивания" способных и одаренных детей, базой для развития на новой основе изобретательства и рационализаторства - нетривиального продуктивного мышления.

Совершенствуя работу с талантливыми, одаренными детьми, в учреждениях дополнительного образования повышенное внимание уделяется проблеме изучения личности ребенка, его интересов.

Ежегодно проводимые в учреждениях города конкурсы, фестивали, выставки дают возможность воспитанникам представлять свое мастерство в сфере искусства, литературы, науки, спорта, в области технического и прикладного творчества, проявлять способности и талант.

В городе сложилась определенная система в работе с одаренными детьми, определились формы и методы, наметились новые направления.

В выявлении способных и одаренных детей большую роль играют школьные, городские предметные олимпиады, выступающие в качестве экспертизы способностей и средства повышения статуса знаний.

Ежегодно в городских предметных олимпиадах принимают участие до 2-х тысяч школьников. Большинство победителей областных олимпиад - учащиеся школ города.

Значительное место в образовательных учреждениях нового типа отводится организации научно-исследовательской работы с учащимися. В ряде школ созданы научные общества и объединения школьников, проводятся школьные научно-практические конференции. В ЕМШЛ N 1 и ШГ N 30 открыты филиалы заочных физматшкол от Новосибирского и Московского физикотехнического университетов.

Городская научная конференция учащихся направлена на поддержку интеллектуального творчества молодежи, организацию сотрудничества исследователей и ученых разных поколений. Ежегодно в городских научных конференциях принимают участие около 100 учащихся. Опыт проведения пяти научных конференций показывает рост качества представляемых докладов, актуальность и перспективность исследований учащихся. Следствием организованной научно-исследовательской работы с детьми является участие 46 школьников и воспитанников учреждений дополнительного образования в международной студенческой конференции. Учащиеся школ города уже традиционно выступают на чтениях им. Вернадского. Два участника городской научной конференции успешно участвовали со своими докладами в третьей Российской научной конференции школьников и молодежи "Шаг в будущее".

Ежегодно, начиная с 1993 года, до 100 и более учащихся Магадана, знатоков английского языка, состязаются в открытом международном конкурсе "Акт в поддержку свободы", организуемого АСПРЯЛом. Проводимая в течение нескольких лет международная туристско-экологическая экспедиция учащихся стала своего рода научной лабораторией для школьников.

Больше внимания образовательные учреждения стали уделять организации индивидуальной работы с одаренными детьми. В этих целях широко используется привлечение ученых, преподавателей высшей школы, специалистов научных организаций для консультирования учащихся и педагогов, оказания помощи в проведении научных исследований и опытно-экспериментальной работы.

Вместе с тем, в последние три года идет заметное снижение реальных возможностей обеспечения работы с одаренными детьми.

Отсутствие финансовых средств не позволяет строить работу с детьми с опорой на фундаментальные психологические и социологические исследования. Происходит отставание научно-методического обеспечения. Все труднее удается координировать в городе работу различных ведомств и организаций, направленную на поиск, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

 

Прогноз:

 

В ближайшие два - три года работа с одаренными и талантливыми детьми приобретет системный характер. Больше внимания проблемам одаренных детей будет уделяться органами местного самоуправления.

Дальнейшее развитие получат сложившиеся формы и методы обучения и воспитания раннее выявление одаренных и способных детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В учебно-воспитательный процесс более активно будут включаться программы, технологии и методики развивающего характера.

Формирование банка данных позволит более полно удовлетворять потребности в развитии одаренных детей, обеспечить высокий научно-теоретический уровень преподавания, создать условия для реализации собственной творческой активности ребенка.

Продолжится положительно зарекомендовавшая себя практика привлечения деятелей науки, культуры и искусства к работе с талантливыми и одаренными детьми.

Будут изыскиваться финансовые средства для поддержки одаренных детей, предоставления им возможности проявлять свой талант и способности на различных городских, областных, региональных, Российских и международных форумах.

В связи с этим возникнет необходимость в создании городского фонда "Одаренные дети".

 

Программа действий:

 

Основными направлениями в работе с одаренными детьми на период до 2000 года станут:

- организация разработки и освоения новых программ, методик и технологий развивающего обучения и воспитания;

- организация научно-исследовательской и экспериментальной работы;

- совершенствование программно-методического обеспечения и поиск новых форм в работе с одаренными детьми;

- консолидация усилий работников образования, науки, культуры, искусства и здравоохранения в целях сохранения развивающего пространства, становления творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития одаренных детей.

Продолжится реализация городской программы "Компьютеризация образовательных учреждений г.Магадана на 1997 - 2000 г.г.". Предполагается реорганизация двух дошкольных образовательных учреждений (NN 57 и 46) соответственно в центры экологического и эстетического развития детей.

В образовательных учреждениях будут разработаны целевые программы "Одаренные дети", созданы банки данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Будет сформирован городской банк данных "Одаренные дети".

Расширятся связи образовательных учреждений с высшими учебными заведениями. Продолжится практика научного консультирования как педагогического, так ученического и родительского коллективов, индивидуальная научно-исследовательская работа с учащимися.

С целью совершенствования работы и овладения современными методиками и технологиями предполагается организовать постоянно действующий семинар по проблеме выявления одаренных детей и организации работы с ними.

Помощь в развитии способностей, таланта может оказать только личность педагога, склонная к рефлексии своей деятельности, обладающая эрудицией, эмпатией. Подбор и развитие творческого потенциала педагогов будет осуществляться через обучение на основе диагностики.

Городские научные конференции, предметные олимпиады, фестивали, конкурсы, выставки детского творчества, конкурс юных талантов "Звездопад" и др. станут традиционными мероприятиями. Планируется ежегодное участие школьников в Российской научной конференции школьников "Шаг в будущее", в чтениях им. Вернадского, региональных и международных олимпиадах, в международной олимпиаде школьников, проводимой Ассоциацией развивающего обучения, в международном фестивале "Золотая игла" по направлениям: театр моды, хореография, юные умельцы, фольклорные объединения.

Предусматривается создание городского клуба "Диалог", организация конкурса "Молодые таланты", конкурса переводчиков и др.

В образовательных учреждениях предполагается:

- разработка системы спецкурсов, направленных на гуманитаризацию образования;

- дальнейший поиск интеграции учебных дисциплин;

- изучение возможностей интеграции учебных программ школ и вузов и обеспечение преемственности в преподавании;

- использование нетрадиционных технологий, методов и форм обучения.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса возможно через осуществление дальнейшей разработки и внедрения новых программ. Предполагается разработка авторских программ, что позволит более полно удовлетворить запросы одаренных детей. Ежегодно проводимый городской конкурс авторских программ будет являться индикатором качества этих программ.

Планируется дальнейшее использование и расширение системы льгот для одаренных детей по оплате дополнительных образовательных услуг, установление стипендий и др.

В образовательных учреждениях продолжится культивирование традиций - КВН, клубы, литературные вечера и т. д., - привлечение к работе творческой и научной интеллигенции; создание системы индивидуальной работы педагогов с одаренными детьми, предполагающей изучение личностных особенностей детей, их интересов, запросов, разработку критериев оценки одаренных и способных детей, индивидуальных планов работы с ними, организацию научно-исследовательской деятельности педагогов.

Внедряемые в практику новые педагогические технологии адаптивной системы обучения, уровневой дифференциации, коллективных способов обучения, модульной организации учебного процесса позволят модернизировать традиционные методы обучения в образовательных учреждениях города.

Одаренные дети, как и дети с девиантным поведением, относятся к группе риска. И поэтому им необходима медико-педагогическая поддержка и коррекция, особенно старшеклассникам, несущим большие интеллектуальные и психологические нагрузки. Такая поддержка и коррекция предусматривается через привлечение к работе с одаренными и талантливыми детьми психологов, психологических и медицинских служб.

 

IV. Финансовое обеспечение программы "Одаренные дети"

 


NN
п/п

Мероприятия

Сроки
проведения
Выделяемые
финансовые
средства
(тыс. руб.)
1999 2000

1.
2.

3.


4.
I. Образовательный процесс
Городские предметные олимпиады
Участие в областной, региональной
и международной олимпиадах
Участие в организации работы
профильных смен для одаренных
детей на базе лагеря "Дзержинец"
Участие в международной олимпиаде
Ассоциации "Развивающее обучение"

ноябрь-декабрь
январь-март

июнь-август


январь-март

10
40

30


30

10
40

30


30
      110 110


1.

2.


3.
II. Научно-исследовательская и
опытно-экспериментальная работа
Городская научная конференция
учащихся
Участие в Российской научной
конференции молодежи и школьников
"Шаг в будущее
Участие в чтениях им. Вернадского


март

апрель


март


11

22


18


11

22


18
4. Городской конкурс авторских
программ
декабрь-январь 10 10
5. Международная школьная экспедиция
в рамках программы "Экошкола"
июнь-август 50 50
      111 111
  III. Мероприятия художественно-
эстетического направления
     
1. Городской конкурс эстрадной песни
и танца "Звездопад"
январь-апрель 6 6
2. Городской фестиваль хоровых
коллективов "В песнях остаемся
мы"
январь-февраль 6 6
3. Городская выставка технического и
прикладного творчества школьников
март 15 15
4. Городской конкурс моды март 6 6
5. Городской фестиваль
самодеятельного творчества
январь 16 16
6. Участие в международном конкурсе
рисунков "Дети русского Севера и
Аляски в защиту природы"
март-ноябрь 5 5
7. Участие в международном фестивале
детского творчества "Золотая
игла"
июль-август 100 100
8. Участие в выставке детского
художественного творчества
городов Заполярья и Крайнего
Севера
август-декабрь 15 15
9. Участие в областной выставке
технического и прикладного
творчества школьников
февраль-март 5 5
      174 174
  IV. Повышение квалификации
педагогических кадров
     
1. Участие педагогических и
руководящих работников номере в
Российских научно-практических
конференциях, проведения курсах,
семинарах по проблеме работы с
одаренными детьми
по мере
проведения
50 50
2. Организация работы постоянно
действующего семинара "Одаренные
дети"
  5 5
      55 55
  Итого:   450 450

 

Всего на 1999-2000 г.г.: 900 тыс. руб.

 

V. Основания городской целевой программы "Одаренные дети"

 

1. Концепция реформирования и развития системы образования в городе Магадане.

2. Программа развития образования в городе Магадане на 1998-2000 годы.

3. Решение Совета Магаданской области по образованию (от 25.03.98 года.).

4. Решение Коллегии Управления образования мэрии города Магадана (от 19.11.97 года.).

 

VI. Заключение.

 

Реализация городской целевой программы "Одаренные дети" возможна при объединении усилий всех заинтересованных организаций, учреждений, ведомств, финансовой поддержке органов местного самоуправления, при условии разработки каждым образовательным учреждением собственных целевых программ работы с одаренными детьми.

Программа "Одаренные дети" позволит поднять уровень образования в целом, в определенной степени решить волнующую всех в течение многих лет проблему одаренных детей в городе Магадане.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Магаданской городской Думы от 1 июля 1999 г. N 40-Д "О городской целевой программе "Одаренные дети" на 1998-2000 г.г."


Текст решения официально опубликован не был