Решение Арбитражного суда Магаданской области
от 8 октября 2007 г. N А37-1260/07
Арбитражный суд Магаданской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о взыскании 1317 042 рублей 64 копейки, третье лицо - Государственная жилищная инспекция Магаданской области, установил:
Истец, открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть", обратился в суд с иском к ООО "Жилсервис" о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по освещению эксплуатируемых им мест общего пользования в размере 1 317 042 рубля 64 копейки за период с 01.03.06 г по 27.02.07 г.
В обоснование заявленных требований сослался на ст.ст. 15, 307, 309, 539-547 ГК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, постановление мэра г. Магадана N 68 от 25.01.05 г. и указал, что ответчик, приобретая у истца электроэнергию для оказания услуг по содержанию жилья, не оплачивает потребленную электроэнергию. Истец полагает, что поскольку ответчик самостоятельно не производит электрическую энергию, следовательно, он её приобретает у ресурсоснабжающей организации - ОАО "Магаданэлектросеть". Данное обстоятельство, по мнению истца, подтверждает наличие договорных отношений между истцом и ответчиком независимо от наличия письменного договора.
Далее, сославшись на письма первого заместителя мэра г.Магадана N117-к/э от 22.08.07 г и начальника департамента цен и тарифов администрации Магаданской области б/н от 22.08.07г. считает, что в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме входит стоимость потребления электроэнергии в местах общего пользования, в связи с чем ответчик, по мнению истца, получает плату от жильцов многоквартирных домов за освещение мест общего пользования в составе цены на услуги по содержанию жилья.
В связи с изложенным истец считает, что ООО "Жилсервис" является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности ООО "Жилсервис" входит обязанность по освещению мест общего пользования; ООО "Жилсервис" приобретает электроэнергию на освещение мест общего пользования многоквартирных домов у ОАО "Магаданэлектросеть", между ОАО "Магаданэлектросеть" и ООО "Жилсервис" фактически сложились отношения по договору на энергоснабжение; ООО "Жилсервис" получает плату за освещение мест общего пользования от жильцов многоквартирных домов.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требование настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным письменном отзыве и дополнениях к нему. В частности указывает на то, что ООО "Жилсервис" осуществляет техническое обслуживание жилищного фонда, на основания Договора N1 на право управления муниципальным жилищным фондом и выполнению работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, от 01 февраля 2004 года, заключенным с Департаментом ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана (с последующими дополнениями) по условиям, которого предоставление жильцам коммунальных услуг договором не предусмотрено, предприятие осуществляет только техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей и проводит работы в счет платы за техническое обслуживание жилья. По утверждению ответчика, предприятие не является потребителем электрической энергии поставляемой ОАО "Магаданэлектросеть" в жилые многоквартирные дома Электрическая энергия поставляется непосредственно собственникам и нанимателям жилых помещений, а также собственникам и арендаторам нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, которые и являются абонентами ОАО "Магаданэлектросеть", с которыми, по мнению ответчика, и должен заключаться договор на поставку электроэнергии. ООО "Жилсервис" не является ни балансодержателем, ни собственником находящихся на обслуживании инженерных систем многоквартирных домов. Стоимость потребляемой электроэнергии как энергоресурса в тариф по оказанию услуги по содержанию жилья не входит. Поэтому ООО "Жилсервис" считает требования истца необоснованными, поскольку между истцом и ответчиком отсутствуют основания возникновения гражданских прав и обязанностей рамках договора энергоснабжения. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо, Государственная жилищная инспекция Магаданской области, поддержало позицию истца. Считает, требования истца правомерными и основанными на нормах жилищного законодательства и законодательства, регулирующего взаимоотношения в области энергоснабжения.
Установив фактические обстоятельства спора, исследовав представленные в деле документы, выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, с учетом норм материального и процессуального права, арбитражный суд пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Согласно п.1 ст. 65 АПК РФ и разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в п.п. 29 и 30 постановления от 28.02.2001 г. N 5 каждое лицо, участвующее деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд, руководствуясь ч.1 ст.71 АПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п.2 ст.543 ГК РФ).
В соответствии п.2 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г N 530 , к числу покупателей электрической энергии относятся потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Из материалов дела следует, что 01.02.04 г между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана (в дальнейшем Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана) и ООО "Жилсервис" заключен Договор N1 на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
Согласно п.1.2. договора N1 от 01.02.04 г ООО "Жилсервис" приняло на себя обязательство по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ:
- работа с населением, в том числе рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, поступающих от получателей жилищных услуг и принятие соответствующих мер реагирования, информирование населения о целях и характере текущих и планируемых работ, и иное,
- проведение осмотров (обследований) объектов жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий,
- работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам получателей услуг в счет платы за техническое обслуживание жилья,
- исполнение планово-предупредительных (профилактических) ремонтов согласно утверждаемому Заказчиком плану-графику,
- выполнение противопожарных мероприятий и мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
Начисление и сбор платежей с потребителей жилищных услуг;
составление бухгалтерской, статистической и иных видов отчетности,
судебно-претензионная работа,
наладка инженерного оборудования жилых зданий,
обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания,
подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации, работы по санитарному содержанию мест общего пользования жилых зданий, в т.ч. лестничных клеток, чердаков, подвалов и технических помещений, вывоз и утилизация ТБО, работы по санитарному содержанию придомовых территорий,
- иные работы и услуги, предусмотренные нормами действующего законодательства и санкционированные Заказчиком.
Таким образом, по условиям договора предприятие обязано заниматься техническим содержанием зданий (переданных на обслуживание жилых домов) и текущим ремонтом.
Предоставление жильцам коммунальных услуг, в том числе по энергоснабжению; договором не предусмотрено.
За предоставление жилищной услуги по техническому содержанию и текущему ремонту жилья ООО "Жилсервис" осуществляет сбор платежей с населения
Полагая, что стоимость за энергопотребление в местах общего пользования в жилом фонде, обслуживаемом ответчиком, входит в цену на услуги по содержанию жилья, которую ответчик получает от населения в составе платы за содержащие и ремонт жилых помещений, истец обратился в суд с настоящим иском с требованием возместить стоимость потребленной электроэнергии.
Однако утверждение истца о том, что стоимость за энергопотребление в местах общего пользования, входит в цену на услуги по содержанию жилья следует признать ошибочным по следующим основаниям.
Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.06 г, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включая в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.07 г N 11356-ЮТ/07, используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Таким образом, стоимость потребляемой электроэнергии в местах общего пользования не входит в состав стоимости услуги по содержанию и ремонту жилья.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика стоимости электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования, следует признать необоснованными. Поскольку, как следует из вышеизложенного, ответчик потребителем электроэнергии в рассматриваемом случае не является, коммунальные услуги населению по электроснабжению не оказывает, сбором платежей за потребление электроэнергии не занимается, стоимость потребляемой электроэнергии не входит в состав стоимости услуги по содержанию и ремонту жилья.
Ссылки истца на письма первого заместителя мэра г.Магадана N 117-к/э от 22.08.07 г и начальника департамента цен и тарифов администрации Магаданской области б/н от 22.08.07г, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 13.08.06 г N 491 установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Поскольку истцом заявлен период взыскания заложенности с 01.03.06 г по 27.02.07 г, а Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 13 августа 2006 г., то следует отметить, что до принятия этих Правил действовали Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г N 392, которые содержат аналогичный вышеизложенному порядок формирования стоимости услуг, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества жилых домов (относительно понятия "освещение помещений общего пользования").
Также следует отметить, что ответчик не относится к предприятиям, для которых заключение договора на приобретение электроэнергии для предоставления коммунальных услуг гражданам является обязательным.
На основании вышеизложенного требования истца удовлетворению не подлежат.
Остальные доводы истца не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения в рамках рассматриваемого спора и не могут повлиять на правильность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из заявленной суммы иска размер госпошлины составляет 18 085 рублей 21 копейка.
На основании ст. 110 АПК РФ госпошлина относится на истца,
При подаче иска истцом оплачена госпошлина в размере 18 085 рублей 21 копейка.
На основании ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме - 08.10.07 г.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд решил:
1. В удовлетворении иска отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 8 октября 2007 г. N А37-1260/07
Текст решения официально опубликован не был