• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Губернатора Магаданской области от 27 мая 1998 г. N 122 "О программе энергосбережения Магаданской области на период 1998-2005 годов"

2. Считать приоритетными направлениями активизации работ по энергосбережению:

- создание системы управления энергопотреблением и энергосбережением;

- улучшение и стабилизацию системы текущих платежей за потребляемую энергию, снижение задолженности, повышение финансовой дисциплины и ответственности;

- разработку законодательной и нормативно-правовой базы Магаданской области по энергосбережению;

- развитие экономических и правовых методов стимулирования энергопотребителей, энергопроизводителей, инвесторов и населения в направлении реализации энергосберегающих мероприятий;

- организацию системы постоянного контроля за рациональным использованием энергоресурсов на всех уровнях;

- интенсификацию информационно-пропагандистской работы со специалистами и населением по энергосбережению;

- ввод в эксплуатацию первой очереди ЛЭП-220 "Усть-Омчуг - Магадан";

- создание условий для массового внедрения приборов учета расхода энергоресурсов и воды, средств автоматического регулирования как основы для дальнейшей эффективной энергосберегающей деятельности.

3. Возложить на региональную энергетическую комиссию координирующую роль по реализации Программы энергосбережения.

4. Региональной энергетической комиссии (Крикливый):

- организовать контроль за выполнением мероприятий Программы с привлечением территориального управления "Магадангосэнергонадзор";

- оказывать методическую помощь в разработке районных, отраслевых (местных) программ и мероприятий по энергосбережению.

5. Мэру г. Магадана, главам администраций районов области, первым руководителям отраслей, предприятий, организаций и учреждений:

- доработать комплексные мероприятия по устранению непроизводительных потерь энергии (п. 1.2. постановления от 10.10.97 г. N 271 "Об ужесточении режима экономии энергетических ресурсов) с учетом общих рекомендаций Программы энергосбережения и местных условий в срок до 15.06.98 г.;

- организовать выполнение и контроль за реализацией мероприятий Программы.

6. Комитету экономики администрации области, финансовому управлению администрации области, ГУП "Магаданоблжилкомхоз", правовому управлению администрации области совместно с региональной энергетической комиссией и в соответствии со сроками, установленными Программой:

- разработать и внести на утверждение Думы Магаданской области пакет нормативно-правовых документов по Программе энергосбережения;

- применительно к условиям Магаданской области разработать удельные нормы потребления энергоресурсов.

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Лосинского Э.В.

 

Губернатор

В.И. Цветков

 

Программа энергосбережения Магаданской области
на период 1998-2005 годы
(утв. постановлением Губернатора Магаданской области от 27 мая 1998 г. N 122)

 

I. Общая часть

 

Негативные тенденции в экономике России, связанные с неэффективностью энергопотребления, наиболее убедительно отражаются на энергоемкости промышленного продукта, с 1990 г. этот показатель вырос на 50 процентов. Доля продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стране составляет третью часть от общего объема промышленной продукции, а доля инвестиций в этот комплекс составляет почти 30% от суммарных инвестиций. При этом более 60% объема продукции ТЭК используется на удовлетворение внутренних энергетических потребностей России. Основными причинами увеличения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) являются: резкое снижение объемов производства с одновременным увеличением непроизводительных затрат, снижение уровня управляемости, изменение структуры энергопотребления в сторону увеличения потребления в социальной сфере и связанное с этим увеличение потерь топливно-энергетических ресурсов. На сегодня каждая вторая тонна сжигаемого топлива расходуется непроизводительно, почти в 2 раза произошло увеличение доли топлива и энергии в структуре себестоимости продукции. Расчетами доказано, что для восстановления объема производства на уровне 1990 г. необходимо дополнительно не менее 300-350 млн. тонн условного топлива, а для поддержания добычи энергоресурсов на уровне сегодняшнего дня необходимы затраты в размере 65 млрд. долларов, в то время как для обеспечении экономии 100 млн. тонн условного топлива необходимо всего лишь 5 млрд. долларов. Налицо значительная эффективность капитальных вложений в программы энергосбережения. Поэтому снижение энергоемкости ВВП за счет снижения непроизводительных потерь и рационального использования энергоресурсов становится общегосударственной задачей.

Особую актуальность вопросы ресурсо- и энергосбережения приобретают для северных территорий и относящейся к ним Магаданской области. Экстремальные природно-климатические условия, низкая степень освоения и значительная отдаленность региона от промышленно развитых центров страны, рассредоточенность и труднодоступность населенных пунктов большей части территории и низкая плотность населения увеличивают расход энергоресурсов и затраты на их доставку. Значительная зависимость Магаданской области от привозных энергоресурсов при постоянном снижении "дотационной" поддержки государства обострила ситуацию с оплатой их поставки, а ухудшение платежной и финансовой дисциплины, связанное с деградацией основной золотодобывающей отрасли промышленности, привело к кризису платежей. На фоне продолжающегося увеличения цен на энергоносители отсутствие централизованных финансовых средств и "хронические неплатежи" не позволяют в должной мере организовать сезонный завоз топлива в область. Использование же различных "зачетов" увеличивает стоимость ввозимых энергоресурсов на 40-45 процентов.

При сложившихся схемах энергообеспечения крайне важно организовать систему нормирования потребления и контроль за расходом энергоресурсов. Непомерным бременем на бюджетах всех уровней лежат расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, где доля затрат на теплоэнергию превышает 70-80 процентов. Не разработаны и не выполняются энергосберегающие программы на предприятиях, в организациях. Для бюджетных организаций не определены удельные нормативы энергопотребления в натуральном и стоимостном выражении, не установлены приборы учета потребляемой теплоэнергии и воды. Энергорасточительность, потери энергии во всех сферах выработки и потребления увеличивают расход и затраты на поставку энергоносителей, что в итоге через тарифы ложится на плечи потребителей. Но это не вызывает адекватного повышения эффективности использования энергии, необходимо повышать роль государственного регулирования.

Если сравнить динамику снижения производства промышленной продукции и численности населения области с энергопотреблением, то налицо диспропорция. Энергопотребление снижается гораздо медленнее, этот очень тревожный и симптоматичный фактор указывает на отсутствие системы энергосбережения. При общем снижении энергопотребления появились избыточные генерирующие мощности. Однако на практике сохраняется дефицит энергии. Главные причины этого - неустойчивое топливоснабжение из-за отсутствия средств и неразвитость распределительных сетей. Имеются избытки электрической энергии в центральных районах, в то же время Магаданская ТЭЦ продолжает нести электрическую нагрузку, сжигая дорогостоящий привозной уголь, и это происходит на фоне "типичного долгостроя" ЛЭП-220 "Усть-Омчуг - Магадан".

Сложное состояние в топливно-энергетическом комплексе Магаданской области и отсутствие в настоящее время реальных предпосылок быстрой стабилизации требуют осуществления коренных структурных изменений в механизме функционирования комплекса. Необходимо в срочном порядке решить две основные задачи:

- наладить систему платежей за энергоресурсы;

- снизить их потребление за счет снижения потерь и внедрения системы энергосбережения.

Эффективное, надежное и безопасное энергоснабжение - залог стабилизации социально-экономического развития области. Одним из главных приоритетов региональной энергетической стратегии должна стать программа ресурсо- и энергосбережения и повышение эффективности использования всех видов энергии.

Программа энергосбережения является составной частью программы реконструкции и развития топливно-энергетического комплекса Магаданской области.

 

II. Основные цели и задачи программы

 

Целью Программы является обеспечение ускоренного перевода экономики Магаданской области на энергосберегающий путь развития и принятие первоочередных мер по реализации политики энергосбережения с учетом изменившихся социально-экономических условий. В соответствии с требованиями реформы жилищно-коммунального хозяйства Программа позволит сократить бюджетные дотации на топливо и энергообеспечение при одновременном снижении тарифов.

Реализация Программы энергосбережения осуществляется в два этапа, сопряженных во времени с проводимой реформой жилищно-коммунального хозяйства.

1. На первом этапе - 1998-2000 годы - в период осуществления антикризисных мер в экономике и энергетическом комплексе предусматривается создание нормативно-правовой базы, создание системы управления энергопотреблением и энергосбережением, оснащение потребителей средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, реализация программ и механизмов инвестирования, устранение перекрестного субсидирования, снижение затрат на выработку и передачу энергии и потерь, совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию. Особое значение имеет установка приборов учета и регулирования расхода энергии в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где приборный учет позволит решить социальные задачи при сокращении и последующей отмене дотаций.

За счет ввода в эксплуатацию ЛЭП-220 "Усть-Омчуг - Магадан" и ввода электрокотлов на МТЭЦ сократится потребление угля в объеме 80-90 тыс. тонн.

Устранение непроизводительных потерь на первом этапе дает экономию энергоресурсов в пределах 10-15% и подготавливает экономическую базу широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования на втором этапе. Затраты на реализацию - до 50 млн. руб., экономический эффект - до 60 млн. рублей.

2. На втором этапе реализации Программы - 2000-2002 годы - в основном предусматривается внедрение принципиально новых малоэнергоемких технологий и энергоэффективных видов оборудования, технических средств и материалов, реконструкция существующих ТЭЦ, котельных и инженерных сетей с заменой оборудования и технологий при производстве и передаче энергии; перевод на местные энергоносители и использование продукции НПЗ. Исходя из более благоприятной экономической ситуации, планируется начать реализацию крупных инвестиционных проектов (ветроэнергетические установки, тепловые насосы, замена тепловых сетей на основе энергосберегающих технологий и т.д.) за счет заемных средств.

 

III. Механизмы реализации программы

 

Координирующим центром по реализации Программы должна стать региональная энергетическая комиссия (РЭК) и созданный при ней региональный орган (отдел) по энергосбережению.

В основу экономических механизмов реализации Программы положены ценовое регулирование, финансовые механизмы и экономическое стимулирование.

 

1. Ценовое регулирование

 

Ценовое регулирование осуществляется региональной энергетической комиссией через тарифы. Основными направлениями регулирования в целях энергосбережения являются:

- прямое регулирование цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и косвенное регулирование на динамику и соотношение свободных цен в других отраслях;

- совершенствование структуры регулируемых цен на продукцию естественных монополий, исключение из нее потерь от неплатежей и завышенных цен топливной составляющей;

- дифференциация тарифов на энергию;

- введение дополнительных экономических стимулов к энергосбережению, к снижению задолженности за потребляемую энергию и организацию текущих платежей;

- упорядочение льгот и переход к адресной поддержке малоимущих слоев населения в зависимости от уровня доходов;

- постепенное прекращение и отказ в дальнейшем от перекрестного субсидирования населения и объектов социальной сферы.

 

2. Финансовые механизмы

 

Финансовые механизмы обеспечивают выполнение Программы. К приоритетным финансовым мероприятиям необходимо отнести:

- комплекс мер по решению проблемы неплатежеспособности и снижению задолженности;

- предоставление налоговых льгот, кредитов организациям и предприятиям, осуществляющим энергосберегающие мероприятия;

- выделение в составе статей расходов бюджетных организаций затрат на оплату энергии в натуральном и стоимостном выражении;

- создание фонда энергосбережения;

- инвестирование энергосберегающих программ, проектов и мероприятий на основе энергетических проектов (мероприятия осуществляются за счет будущей экономии от реализации Программы).

Основным источником финансирования Программы должен стать специальный фонд энергосбережения (Фонд). Фонд создается за счет:

- государственной поддержки;

- инвестиций Минтопэнерго России;

- инвестиционной деятельности предприятий, в том числе привлечения зарубежных инвесторов;

- отчислений с тарифов;

- заемных средств;

- добровольных взносов.

 

3. Методы экономического регулирования

 

Особую значимость в реализации Программы имеют методы экономического стимулирования потребителей энергоресурсов. В основе механизмов стимулирования лежат:

- разработка научных, социально обоснованных стандартов и нормативов потребления энергии и жилищно-коммунальных услуг;

- становление дифференцированных по объемам, времени года и суток тарифов на энергию;

- механизм стимулирования бюджетных организаций в части сэкономленных бюджетных средств, выделяемых на энергообеспечение;

- механизм экономической и административной ответственности за перерасход и потери энергии.

 

IV. Организационные мероприятия

 

Основу организационных мероприятий Программы составляет пакет нормативно-правовых документов Магаданской области. Необходимо разработать и представить для утверждения в областную Думу законы, составляющие основу Регионального энергетического законодательства:

1. Закон "Об основах региональной энергетической политики".

2. Закон "Об энергосбережении и рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов".

3. Закон "Об энергетической безопасности Магаданской области".

Вторым основополагающим фактором организационных мероприятий должна стать система методической помощи, организация постоянного контроля и проверок за ходом выполнения мероприятий Программы. Контроль за эффективностью использования энергоресурсов возлагается на ТУ "Магадангосэнергонадзор". Для осуществления функций контроля создается соответствующая техническая база.

Важнейшим средством и инструментом реализации областной Программы являются программы энергосбережения на уровне местных органов самоуправления, отдельных предприятий и организаций (особенно для предприятий энергетики, ЖКХ и бюджетной сферы). Реальность их требований с учетом местных условий, контроль за ходом выполнения, периодическая отчетность, задействованные экономические механизмы и стимулы обеспечат значительный эффект. Именно на местах должны быть сосредоточены основные усилия по повышению эффективности использования топлива, энергии и энергосбережению.

Организационные мероприятия представлены в таблице N 2.

 

V. Технические мероприятия

 

1. Предприятия ТЭК.

 

1.1. Окончание строительства "Усть-Среднеканской ГЭС".

1.2. Электросетевое строительство для обеспечения перетоков мощности и электроэнергии в системе и в первую очередь окончание строительства ВЛ-220 "Усть-Омчуг - Магадан".

1.3. Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии:

- ветроэнергетические установки;

- тепловые насосы для утилизации энергии канализационных стоков;

- гелиоэнергетика.

1.4. Техническое перевооружение и реконструкция ТЭЦ и котельных за счет использования новых, более экономичных и экологически чистых типов оборудования.

1.5. Разработка мероприятий по переводу ТЭЦ и котельных области на жидкое и газообразное топливо с учетом мощностей НПЗ и перспектив разработки нефтегазовых месторождений на шельфе.

1.6. Обновление тепловых сетей с заменой физически и морально устаревшего оборудования, применение прогрессивных технологий монтажа тепловых сетей, новых материалов и теплоизоляции.

1.7. Использование электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения г. Магадана за счет более эффективного использования энергии водохранилища Колымской ГЭС.

1.8. Угледобывающая отрасль:

- ввод в эксплуатацию разреза "Чайбухинский" для обеспечения потребностей Северо-Эвенского района в угле;

- ввод в эксплуатацию разреза "Кенский" и закрытие нерентабельных шахт в Сусуманском районе;

- переработка углей разреза "Тал-Юрях" и получение синтетического жидкого топлива.

Мероприятия по энергосбережению в ТЭК области представлены в таблице N 3.

 

2. Бюджетные организации

 

2.1. Введение нормативов потребления энергии, горячей и холодной воды.

2.2. Установка приборов учета расхода энергии, горячей и холодной воды.

2.3. Осуществление сезонных и постоянных мероприятий по снижению потребления и непроизводительных потерь энергии.

2.4. Периодическая проверка соответствующими органами надзора состояния работы по энергосбережению.

2.5. Периодический отчет на заседаниях РЭК первых руководителей предприятий о принимаемых мерах и состоянии работы по энергосбережению.

Мероприятия по энергосбережению в бюджетных организациях области представлены в таблице N 4.

 

3. Жилищно-коммунальное хозяйство.

 

3.1. Оборудование домов, квартир приборами учета и регулирования потребления теплоэнергии и воды.

3.2. Ремонт и реконструкция жилых зданий с усилением теплоизоляции в целях снижения потерь теплоэнергии.

3.3. Осуществление сезонных и постоянных мероприятий по снижению потребления и непроизводительных потерь энергии.

3.4. Снижение потребления электроэнергии на освещение за счет автоматизации системы управления.

3.5. Организация разъяснительной работы с населением по вопросам энергосбережения.

3.6. Разработка мероприятий по стабилизации платежной и финансовой дисциплины, снижению дебиторской и кредиторской задолженности.

Мероприятия по энергосбережению в ЖКХ области представлены в таблице N 5.

 

4. Промышленность.

 

4.1. Внедрение энергосберегающих технологий и производственных процессов.

4.2. Совершенствование эксплуатации действующего оборудования, транспорта, зданий, сооружений и тепловых сетей.

4.3. Осуществление сезонных и постоянных мероприятий по снижению потребления и непроизводительных потерь энергии.

4.4. Разработка мероприятий по стабилизации платежной и финансовой дисциплины, снижению дебиторской и кредиторской задолженности.

 

VI. Основные выводы

 

Конечным результатом выполнения Программы будет поэтапный переход экономики Магаданской области на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий. Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий, способствовать решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере подъема экономики. Программа дает общие направления, основные рекомендации по разработке местных программ энергосбережения, схему реализации проектов энергосбережения и приоритетные мероприятия (приложения N 1, N 2, N 3).

Первоочередные технические мероприятия включены в Программу с учетом их значимости на основе предложений ОАО "Магаданэнерго", ГУП "Магаданоблжилкомхоз", мэрии г. Магадана.

Программа разработана региональной энергетической комиссией, согласована в установленном порядке, одобрена Правлением РЭК, протокол от 07 мая 1998 года N 1.

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Губернатора Магаданской области от 27 мая 1998 г. N 122 "О программе энергосбережения Магаданской области на период 1998-2005 годов"


Текст постановления официально опубликован не был