Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития физической культуры и спорта в Магаданской области
на 2015 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Магаданской области
от 18 декабря 2014 г. N 1057-пп)
I. Общие положения
Одной из основополагающих задач региональной политики является улучшение благосостояния населения, создание условий, обеспечивающих реализацию ценностей здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья жителей.
Концепция развития физической культуры и спорта в Магаданской области на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция) представляет собой совокупность стратегических целей и задач, направленных на развитие отрасли, достижение основных показателей развития физической культуры и спорта в Магаданской области на 2015 - 2020 годы.
Актуальность формирования и обоснования новых стратегических целей и направлений развития физической культуры и спорта в Магаданской области обусловлена значительным повышением заинтересованности жителей в сохранении своего здоровья как основы материального благополучия.
Реализация задач, предусмотренных Концепцией, позволит обеспечить:
- повышение социальной роли физической культуры и спорта;
- широкое использование физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения Магаданской области;
- продление активного творческого долголетия людей;
- организацию досуговой деятельности и профилактику асоциального поведения молодежи;
- вовлечение в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения Магаданской области;
- использование физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, неработающих граждан;
- привлечение дополнительных внебюджетных средств на развитие отрасли физической культуры и спорта за счет предоставления платных услуг населению;
- рост объема и качества пропаганды здорового образа жизни всех категорий населения Магаданской области;
- значительное укрепление материально-технической базы организаций физической культуры и спорта.
Основной формой реализации Концепции является государственная программа Магаданской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 14 ноября 2013 г. N 1126-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы".
Анализ состояния отрасли "Физическая культура и спорт"
в Магаданской области
Нормативной базой осуществления мероприятий по развитию физической культуры и спорта в Магаданской области являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р;
- государственная программа Магаданской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 14 ноября 2013 г. N 1126-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы".
В последние годы в Магаданской области продолжалась целенаправленная работа по созданию целостной системы развития физической культуры и спорта. Укрепление материально-спортивной базы отрасли, отработка механизма взаимодействия с общественными организациями, спортивными федерациями по видам спорта, проведение массовых спортивных мероприятий позволили закрепить положительные тенденции по привлечению жителей Магаданской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укреплению их здоровья.
Так, в 2011 году количество привлеченных к регулярным занятиям физической культурой и спортом составило 17,9%, в 2012 году - 20,3%, в 2013 году - 22,7%. Аналогичный показатель за 2013 год составляет по ДФО 24,3%, в Российской Федерации - 27,5% (за 2012 год - 22,5%). В ряде муниципальных образований области показатель значительно ниже среднеобластного и составляет 19% (Тенькинский, Северо-Эвенский районы).
Важнейшим условием развития физической культуры и спорта являются создание, укрепление и развитие современной материально- технической базы организаций отрасли. На территории Магаданской области действуют 337 (в 2012 году - 332) спортивных сооружений, в том числе: 1 стадион, 108 плоскостных сооружений (баскетбольные, волейбольные, футбольные, хоккейные площадки), 118 спортивных залов, 6 плавательных бассейнов и 104 других объекта спорта (тренажерные залы, залы для фитнеса и оздоровительных занятий, горнолыжные трассы, стрелковые тиры).
Обеспеченность спортивными сооружениями по видам спортивных сооружений составляет:
- спортивными залами - 53,4%;
- плоскостными спортивными сооружениями - 61,6%;
- плавательными бассейнами - 13,3%.
Единовременная пропускная способность (далее - ЕПС) спортивных сооружений области составляет 8475 человек или 31,5% от численности населения (в 2012 году - 8257 человек или 28,5%). Фактическая потребность ЕПС - 28 766 человек.
В рамках мероприятий государственной программы Магаданской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы" приобретено и оборудовано 13 спортивных площадок для занятий мини-футболом во всех муниципальных образованиях. В населенных пунктах Магаданской области обустроены универсальные спортивные площадки. Оборудованы спортивные площадки при общеобразовательных школах города Магадана, Омсукчанского, Тенькинского и Среднеканского районов. По федеральному проекту обустроено стандартное футбольное поле с искусственным покрытием для учащихся ДЮСШ пос. Ягодное.
Для зимних видов спорта приобретены снегоходы, снегоуплотнительная машина Snow Rabbit. С 2013 года целенаправленно устанавливаются комплексы спортивных уличных тренажеров во всех муниципальных образованиях Магаданской области. Ежегодно приобретается инвентарь для занятий различными видами спорта, культивируемыми в Магаданской области.
В целях создания условий для занятий физической культурой и спортом на территории муниципального образования "город Магадан" в областную собственность приобретены Дворец спорта, плавательный бассейн. Продолжается работа по строительству физкультурно-спортивного комплекса с универсальным залом в г. Сусумане.
Вместе с тем, несмотря на востребованность бассейнов, спортивных залов, стадионов число данных спортивных сооружений остается на прежнем уровне. Обеспеченность ряда объектов спорта инвентарем и оборудованием составляет 45-50%. Имеющийся инвентарь и оборудование морально устарели и имеют износ до 65%.
Требуется дальнейшее развитие и совершенствование форм и методов работы с детьми и молодежью по вовлечению их в занятия спортом. На территории Магаданской области функционируют 15 муниципальных детско-юношеских спортивных школ и государственное учреждение "Центр спортивной подготовки сборных команд Магаданской области", которые осуществляют спортивно-оздоровительную работу по 20 видам спорта с охватом 6 074 человек (в 2011 году - 5 836 человек, в 2012 году - 6 031 человек). По сравнению с 2011 годом количество занимающихся спортом детей и подростков увеличилось незначительно.
В Магаданской области культивируется около 45 видов спорта, которыми занимаются до 26 000 человек. Наиболее массовыми являются баскетбол, волейбол, лыжные гонки, настольный теннис, футбол.
Ежегодно проводится более 100 областных спортивно-массовых мероприятий, в том числе:
- международный турнир по боксу класса "Б" памяти героя французского сопротивления кавалера ордена Почетного легиона Я.А. Высоцкого;
- всероссийские соревнования "Лыжня России";
- всероссийские соревнования по лыжным гонкам на призы олимпийской чемпионки, заслуженного мастера спорта Е. Вяльбе;
- всероссийский турнир по боксу класса "А" на приз олимпийского чемпиона В.Попенченко.
Магаданские спортсмены успешно выступают в соревнованиях по боксу, плаванию, настольному теннису, северному многоборью, дзюдо, прыжкам на батуте, прыжкам на лыжах с трамплина, сноуборду. Впервые за последние 10 лет в зональных соревнованиях по волейболу среди студентов участвовала женская команда Северо-Восточного государственного университета, которая заняла 3 место.
По результатам выступлений на крупнейших спортивных соревнованиях и достижений спортсменов в Магаданской области определены профилирующие виды спорта - прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт, лыжные гонки, плавание, бокс, сноуборд, в которых достигнуты значительные спортивные результаты членов сборных команд региона.
В сборные команды России по видам спорта ежегодно входят 6-7 спортсменов Магаданской области.
В 2014 году членами сборных команд Магаданской области (основной состав) по 6 основным олимпийским видам спорта утверждены 52 спортсмена, членами и кандидатами в юниорские составы по 7 видам спорта - 80 спортсменов, в юношеские составы (возраст 2001 г.р. и младше) - 25 человек. В юниорских и юношеских составах членами и кандидатами в сборные команды являются спортсмены 1999 - 2003 гг. рождения - 71 человек, перспективный резерв на 2017 - 2018 годы.
За 9 месяцев 2014 года 97 спортсменов центра приняли участие в 26 международных, 38 всероссийских соревнованиях, 8 соревнованиях Дальневосточного федерального округа, 5 областных соревнованиях.
Горнолыжный спорт в Магаданской области является базовым видом спорта. Однако по итогам всероссийских и зональных соревнований отсутствуют высокие результаты. Подготовка спортивного резерва по горнолыжному спорту, лыжным гонкам остается одним из нерешенных вопросов и требует более пристального внимания со стороны организаций спорта, органов исполнительной власти всех уровней.
Системный подход необходим и в вопросе кадрового обеспечения отрасли. В области имеется более 30 вакансий тренеров-преподавателей и преподавателей физической культуры. Обеспеченность населения Магаданской области спортивными кадрами в расчете на 10 000 жителей составляет не более 10 работников, в то время как норматив - 26 работников. Отсутствуют специалисты по адаптивной физической культуре, инструкторы-методисты на предприятиях и в организациях. Необходима системная работа по повышению квалификации и переподготовке кадров, по организации курсовой подготовки тренеров- преподавателей как на базе региональных профессиональных образовательных организаций, так и за пределами Магаданской области.
Тенденция усиления конкуренции на российской спортивной арене предполагает активную работу по поиску новых подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва в Магаданской области.
Реализация основных направлений государственной программы Магаданской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы", в том числе организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, реализация комплекса мер по развитию спорта высших достижений, подготовка спортивного резерва, способствует привлечению населения к активным занятиям физической культурой и спортом и повышению эффективности пропаганды физической культуры и спорта.
Для решения задачи по охвату населения систематическими занятиями физической культурой и спортом необходимо усиление информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной политики по продвижению ценностей здорового образа жизни. Требуется создание информационно-образовательного центра, работа интернет-сайтов организаций спорта по пропаганде здорового образа жизни, наличие широкой рекламы для получения жителями доступа к информации о возможностях занятий физической культурой и спортом.
Здоровье нации - залог сильного государства. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом осуществляет ГБУЗ "Магаданский областной центр медицинской профилактики" (далее - ОЦМП), на который возложена функция как сопровождения соревнований, так и обеспечения восстановительной реабилитации спортсменов.
Два раза в год учащиеся ГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд Магаданской области", ДЮСШ г. Магадана, Ольского, Хасынского районов проходят диспансеризацию, а при необходимости - курс лечения. Ежегодно в ОЦМП проходят углубленный медицинский осмотр более 5 000 человек, в том числе лица, занимающиеся в группах здоровья и общей физической подготовки. Врачами ОЦМП обслуживается более 200 спортивно-массовых мероприятий. В районах Магаданской области медицинский осмотр проводится в районных медицинских учреждениях.
Основными проблемами функционирования отделений спортивной медицины и восстановительного лечения являются недостаточный уровень материально-технического оснащения и кадровой обеспеченности. Данная ситуация сложилась в целом в Российской Федерации в течение последних двух десятилетий в результате особенностей формирования бюджета: финансирование по остаточному принципу, отсутствие организаций службы спортивной медицины в федеральных (ПНП "Здоровье", программа модернизации здравоохранения) и региональных программах развития и, как следствие, снижение престижности специальности "Лечебная физическая культура и спортивная медицина".
Для оптимизации системы оказания медицинской помощи спортсменам - участникам соревнований при проведении спортивных и физкультурных мероприятий необходимо открыть медицинские кабинеты (пункты) в государственных организациях спорта: ФСК "Колымский", Дворец спорта и других. Требуется детальная комплексная регламентация взаимоотношений регионального органа исполнительной власти, курирующего сферу физической культуры и спорта, с муниципальными органами управления физической культурой и спортом, прежде всего в части разграничения полномочий, порядка взаимодействия по вопросам решения задач массовой физической культуры и спорта высших достижений, укрепления материальной базы, выполнения организационных и управленческих функций. Такой подход призван обеспечить создание в Магаданской области эффективной модели управления и развития отрасли.
За последние годы планомерно увеличивается объем бюджетных расходов на развитие физической культуры и спорта в Магаданской области: в 2011 году - 514 860,1 тыс. рублей, в 2012 году - 713 718,8 тыс. рублей, в 2013 году - 745 554,4 тыс. рублей. Вместе с тем, бюджетное финансирование не обеспечивает в достаточной мере как потребности развития массового спорта, так и спорта высших достижений. Не созданы соответствующие условия для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт. Не в полной мере используется возможность участия в федеральных целевых программах по развитию физической культуры и спорта.
II. Цели и задачи развития физической культуры и спорта в Магаданской области
Цель развития физической культуры и спорта - создание условий для дальнейшего совершенствования системы физической культуры и спорта, направленной на укрепление здоровья и улучшение качества жизни населения, популяризацию массовой физической культуры и спорта высших достижений.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) развитие и оптимизация сети учреждений физкультурно-спортивной направленности;
2) развитие базовых видов спорта при максимальном учете местной специфики;
3) развитие новых методик и форм массовой физкультурно-спортивной работы;
4) обеспечение подготовки спортсменов высокого класса в сборные команды России;
5) повышение качества и доступности услуг, оказываемых населению в организациях физической культуры;
6) использование современных методов и внедрение новых форм организации физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;
7) укрепление материально-технической базы отрасли путем строительства новых, реконструкции и капитального ремонта действующих спортивных сооружений;
8) осуществление мер по пропаганде здорового образа жизни;
9) организация физического воспитания в учреждениях, внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения;
10) совершенствование системы подготовки и проведения межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий;
11) развитие многоступенчатой непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров для спортивной отрасли с учетом современных требований практики физкультурно-спортивного движения;
12) создание условий для проведения комплексного мониторинга здоровья лиц, активно занимающихся спортом высших достижений, а также посещающих спортивные занятия в специализированных спортивных и общеобразовательных учреждениях для динамической оценки функциональных резервов, применения современных технологий, направленных на рост спортивных показателей и предупреждение рисков нарушения адаптационных возможностей и здоровья при повышенных нагрузках на организм с учетом экстремальности природно-климатических факторов районов Крайнего Севера.
III. Механизм и этапы реализации Концепции
1. Механизм реализации.
В настоящее время реализуется государственная программа "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2014 - 2016 годы", в которой предусмотрено укрепление материально-технической базы объектов спорта, строительство объектов спорта, приобретение спортивного оборудования и инвентаря на сумму 617 434,1 тыс. рублей.
В муниципальных образованиях разработаны муниципальные программы развития физической культуры и спорта.
2. Основные этапы реализации Концепции.
Первый этап реализации -2015-2016 годы.
Модернизация отрасли "физическая культура, спорт" (инвентаризация отрасли, сбор и обработка информации, обеспечение единства подходов, создание и развитие материально-технической базы):
- проведение инвентаризации и паспортизации объектов спорта Магаданской области в 2015 году (количество, площадь, техническое состояние);
- проведение мониторинга кадрового обеспечения в 2015 году;
- подготовка проектно-сметной документации по строительству, реконструкции и ремонту объектов спорта, независимо от ведомственной принадлежности;
- создание межведомственной лаборатории спортивной физиологии и медицины под эгидой министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области и НИЦ "Арктика" ДВО РАН;
- проведение массовых пропагандистских акций для популяризации занятий физической культурой и спортом.
Второй этап реализации - 2017 - 2018 годы.
Создание условий для перехода на инновационный путь развития (развитие массового спорта среди населения, развитие условий для подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений, внедрение механизмов частно-государственного партнерства, строительство и реконструкция объектов спорта).
Разработка программы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов высшей квалификации по ряду дисциплин, входящих в зимние и летние виды Олимпийских игр.
Третий этап реализации - 2019 - 2020 годы.
Обеспечение функционирования модернизированной региональной системы физической культуры и спорта (достижение целевых показателей).
IV. Основные целевые показатели
Основными целевыми показателями являются:
- удельный вес жителей Магаданской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения области (по этапам реализации);
- уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности (по этапам реализации);
- численность жителей Магаданской области, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах (по этапам реализации);
- количество подготовленных за год спортсменов I разряда и КМС (по этапам реализации);
- количество граждан, сдавших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (по этапам реализации);
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, к общей численности данной категории населения (по этапам реализации).
Таблица
Целевые показатели |
Целевое значение показателя на 1 этапе реализации |
Целевое значение показателя на 2 этапе реализации |
Целевое значение показателя на 3 этапе реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
Удельный вес жителей Магаданской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения области, % |
27,0 |
32,0 |
35,0 |
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, % |
29,6 |
35,0 |
50,0 |
Численность жителей Магаданской области, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, тыс. чел. |
6,1 |
6,2 |
6,5 |
Количество подготовленных за год спортсменов I разряда и КМС, чел. |
500 |
800 |
1000 |
Количество граждан, сдавших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", человек |
15 |
30 |
50 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, к общей численности данной категории населения, % |
2,0 |
5,0 |
10,0 |
V. Основные направления реализации Концепции
1. Создание новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения,
в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных
образовательных организациях
Для создания новой региональной системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных организациях, необходима реализация комплекса следующих мер:
а) физическое воспитание обучающихся в образовательных организациях, в том числе:
- совершенствование физического воспитания и развитие спорта в образовательных организациях;
- создание условий и стимулов для расширения сети детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных организаций и по месту жительства;
- внедрение в систему образовательных организаций мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- оснащение общеобразовательных организаций, в том числе специальных коррекционных школ, организаций дополнительного образования и детских домов необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
- обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных организациях;
- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
- внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных организаций;
- создание в общеобразовательных организациях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "физическая культура";
- создание в образовательных организациях детско-юношеских спортивных клубов (центров);
- совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма;
- разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных организаций всех типов;
- проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди учащихся образовательных организаций;
- совершенствование норматива финансирования организаций дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
- ежегодное проведение олимпиады по физкультуре среди обучающихся общеобразовательных организаций;
- ежегодное проведение областной спартакиады студентов профессиональных образовательных организаций;
- внедрение и организация сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в образовательных организациях области;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
- прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
- формирование регионального информационного фонда о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
б) физическое воспитание взрослого населения, в том числе:
- включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
- разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику;
- разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
- создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятиям новыми и национальными видами спорта;
- стимулирование работодателей для создания ими условий физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
- разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;
в) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
- разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищенных слоев общества;
- обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищенных слоев общества;
- создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных организациях;
- создание отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах;
- совершенствование научно-методического обеспечения занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание физкультурно-спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях, оснащение их спортивным инвентарем и оборудованием;
- применение механизма льготного и бесплатного посещения физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого возраста и другими категориями граждан).
2. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса
и спортивного резерва
Для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва необходима реализация комплекса следующих мер:
- создание системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
- развитие организаций спортивной подготовки;
- передача спортивных школ в систему спорта;
- стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
- создание системы проведения региональных соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
- разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья с привлечением современных достижений, полученных в научных организациях и образовательных организациях высшего образования г. Магадана;
- разработка системы мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресной помощи выдающимся спортсменам;
- повышение эффективности деятельности областных федераций по видам спорта (на основе утвержденных программ и планов развития олимпийских видов спорта на территории Магаданской области);
- выплата премий спортсменам, тренерам и специалистам за высокие результаты на всероссийских и международных соревнованиях.
3. Развитие организационно-управленческого, кадрового,
научно-методического обеспечения отрасли
Основными направлениями развития координирующего, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
- совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;
- улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
- создание научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта.
Для развития координирующего, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
- совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Магаданской области в сфере физической культуры и спорта с органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
- разработка подпрограммы информатизации сферы физической культуры и спорта, организация работы по ее внедрению;
- разработка рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта.
Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:
- совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе специалистов в области спортивной медицины и спортивной психологии;
- организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;
- организовать проведение областного конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача;
- сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
- разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта.
4. Развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта
Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
- разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
- определение показателей эффективности использования объектов спорта;
- улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
- разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта;
- развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта;
- совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта.
Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса мер:
- улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта;
- развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Магаданской области на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
- ведение реестра объектов спорта всех видов собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны);
- внедрение новых проектов образовательных организаций с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных залов, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);
- развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно- оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных организациях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и санаторно-курортных организациях;
- предоставление государственного поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), вкладывающим денежные средства в строительство спортивных сооружений;
- создание в рекреационных зонах условий для активного отдыха населения: в летнее время - устройство велосипедных трасс, площадок для занятий видами спорта, популярными среди молодежи, в зимнее - лыжных трасс и ледовых площадок;
- в целях развития спорта по месту жительства - строительство, реконструкция и восстановление комплексных универсальных спортивных площадок, выделение площадок для неорганизованных занятий спортом.
5. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта
Основными направлениями создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта являются:
- разработка мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта;
- разработка комплекса мер по предупреждению противоправных действий на спортивных объектах.
Для создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта необходима реализация следующих мер:
- разработка программ по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах спорта;
- проведение мониторинга обеспечения правопорядка и общественной безопасности;
- совершенствование системы контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности во время массовых физкультурных и спортивных мероприятий;
- осуществление подготовки кадров и повышения квалификации работников, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, включая эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных организаций.
6. Реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта
Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
- поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
- расширение аудитории и повышение качества пропагандисткой работы по физической культуре и спорту, здоровому образу жизни ведущих телевизионных каналов;
- формирование государственного и муниципального заказов на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
- оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культуры и спортом;
- популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных организациях, по месту работы, жительства и отдыха населения.
Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:
- разработка физкультурно-оздоровительных программ в помощь самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;
- осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
- использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
- активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
- проведение мероприятий по распространению передового опыта работы по развитию физической культуры и спорта;
- улучшение просветительско-образовательной работы в образовательных организациях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;
- создание галереи спортивной славы,
VI. Объем и источники финансирования мероприятий Концепции
Финансирование расходов, связанных с решением задач Концепции, планируется осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете, в бюджетах муниципальных образований, а также средств из других источников, не запрещенных законодательством. Финансовые, материальные, кадровые, информационные ресурсы для достижения главной цели настоящей Концепции будут заложены в долгосрочных государственных программах развития физической культуры и спорта Магаданской области. В данных программах будет определен механизм межведомственного участия по исполнению программных мероприятий.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Магаданской области. Реализация Концепции позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения Магаданской области, что в конечном счете положительно скажется на улучшении здоровья граждан. Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва позволит спортсменам стабильно побеждать на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Важнейшими элементами Концепции, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в регионе на перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и информационного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.
Реализация намеченной в Концепции цели и выполнение задач с учетом потенциальных возможностей региона и предпринимаемых усилий и действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока:
- улучшение состояния здоровья трудоспособного населения;
- увеличение количества лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в области физической культуры и спорта;
- расширение сети учреждений и организаций физкультурно-спортивной направленности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.