1. Принять к сведению информацию министерства образования Ставропольского края о перспективах развития дошкольного образования в Ставропольском крае (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края:
2.1. Принять нормативные правовые акты по вопросам организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.
2.2. Предусматривать в местных бюджетах средства в объемах, необходимых для надлежащего исполнения полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
2.3. Расширять сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений, укрепляя при этом их материально-техническую базу и не допуская перепрофилирования действующих дошкольных образовательных учреждений.
2.4. Обеспечить максимальный охват детей дошкольными образовательными услугами.
2.5. При определении в установленном порядке платы, взимаемой с родителей за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, исходить из того, что ее размер не должен превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении, и предусмотреть снижение размера платы за содержание детей незащищенных категорий граждан.
2.6. Обеспечить организацию полноценного питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
2.7. Развивать сеть образовательных учреждений "начальная школа - детский сад", обеспечивающих преемственность дошкольного и начального школьного образования.
3. Поручить министерству образования Ставропольского края:
3.1. Оказывать постоянную консультативную и методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в реализации пункта 2 настоящего распоряжения.
3.2. Обратить особое внимание на комплектование муниципальных дошкольных учреждений педагогическими кадрами с высшим педагогическим образованием, активно внедрять современные информационные технологии в учебно-воспитательный процесс.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Золотухину А.Ф.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
А.Л.Черногоров |
Информация
о перспективах развития дошкольного образования
в Ставропольском крае
Программа модернизации системы образования в Российской Федерации потребовала изменения структуры и содержания дошкольного образования. Переход на более ранние возрастные сроки обучения в начальной общеобразовательной школе требует всеобщего дошкольного образования, связи дошкольного и школьного обучения и воспитания.
Министерством образования края совместно с органами управления образованием муниципальных районов и городских округов ведется определенная работа по реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" в сфере дошкольного образования. На протяжении последних трех лет наблюдается положительная динамика охвата дошкольными образовательными услугами (2003 г. - 53 %; 2004 г. - 59 %; 2005 г. - 60 %).
В настоящее время в крае создана многофункциональная система дошкольных учреждений. Сеть детских садов края представлена 825 учреждениями различных видов, в которых воспитываются 81051 ребенок. Наиболее разнообразно представлена сеть дошкольных учреждений в Новоалександровском, Шпаковском, Минераловодском, Петровском, Александровском, Изобильненском, Буденновском, Георгиевском районах, городах Ставрополе, Ессентуки, Железноводске, Пятигорске, Невинномысске, Георгиевске, Буденновске. В крае развита сеть детских учреждений и групп компенсирующего вида (534 компенсирующих группы для 7542 детей, часто болеющих нарушением интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, туберкулезной интоксикацией, страдающих аллергией, заболеваниями почек и др.). Востребован опыт муниципального дошкольного учреждения N 76 г. Ставрополя, в котором осуществляется комплексная медико-педагогическая реабилитация детей дошкольного возраста с нейро-ортопедическими и соматическими нарушениями.
В крае отчетливо проявляется также тенденция к интеграции дошкольного образования и начальной школы. Положительно зарекомендовали себя 27 образовательных учреждений "начальная школа - детский сад".
Актуальным в крае стало открытие дошкольных групп кратковременного пребывания детей, функционирующих в режиме детского сада и при общеобразовательных учреждениях. Такая форма особенно востребована в сельской местности, где нет дошкольных учреждений. В школах оборудуются игровые комнаты в соответствии с санитарно-гигиеническими и педагогическими требованиями. Работа с детьми ведется по программам дошкольного образования. За последние три года в решении данного вопроса по краю отмечается положительная динамика: количество подобных групп и контингент детей, их посещающих, увеличились в три раза.
Активно органы управления образованием края организуют дошкольные группы по подготовке детей 5-6 лет к школе на базе общеобразовательных учреждений. Отмечается ежегодное увеличение контингента детей, охваченных этими услугами. Только в 2001-2004 годах подготовку к школе прошли 5,7 тысячи детей дошкольного возраста.
В дошкольных учреждениях края продолжает создаваться развивающая среда. В детских садах оборудованы 457 стадионов, 209 автоплощадок, 210 плавательных и плескательных бассейнов, 200 физиокабинетов, 240 фитобаров, 6 соляных шахт, кабинетная система, музеи, зимние сады и т.д.
В крае накоплен значительный опыт оздоровительно-реабилитационной работы, что позволило снизить средний показатель заболеваемости на один день в год на каждого ребенка.
Укреплена материальная база детских садов. Ликвидировано аварийное состояние в дошкольных учреждениях Георгиевского, Грачевского, Арзгирского, Левокумского, Степновского, Кировского районов, построены детские сады в пос. Шаумянском Георгиевского района, г. Железноводске и пристройка к детскому саду в с. Бешпагир Грачевского района.
Выросла доля затрат на дошкольные учреждения с 923 млн. рублей в 2003 г. до 1376 млн. руб. в 2004 г.
Вместе с тем система дошкольного образования края требует реорганизации и дальнейшего развития. Об этом свидетельствуют следующие факты.
Снижена доступность дошкольного образования для разных групп населения: в Георгиевском, Кочубеевском, Минераловодском, Предгорном, Советском районах, где охват детей данным видом образования составляет лишь 20-40 %. Много детей из неблагополучных семей не посещают дошкольные образовательные учреждения, что приводит к задержке их развития.
Существуют серьезные проблемы в работе органов управления образованием по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений. В 1995 году в крае насчитывалось 1041 дошкольное учреждение. За прошедший период 219 зданий детских садов перепрофилированы, проданы или закрыты по техническим причинам. Это привело к перегруженности дошкольных учреждений в г. Ставрополе, Пятигорске, Ессентуки, Железноводске, Александровском районе. Кроме того, в большинстве территорий края появились очереди от 200 до 2000 чел. на определение детей в дошкольные образовательные учреждения. К 2010 году в дошкольных учреждениях края будет недоставать более 5 тысяч мест, особенно в городской местности.
В ряде территорий отмечаются серьезные недостатки в разработке программно-целевой и нормативно-правовой документальной базы по функционированию и развитию системы дошкольного образования в соответствии с федеральными законами от 6.10.2003 года N 131-ФЗ и от 22.08.2004 года N 122-ФЗ. Данными федеральными законами признано утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1992 года N 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке этих учреждений". С 1 января 2005 года органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок расчета родительской платы.
Состояние материально-технической базы дошкольных учреждений еще во многом не отвечает современным требованиям. Практически не выделяются средства на приобретение игрушек, учебно-наглядных пособий, оборудования.
В настоящее время в крае в аварийном состоянии находятся 30 дошкольных образовательных учреждений, в том числе закрыто по причине аварийности 8 детских садов, выведено из эксплуатации 495 мест.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить воспитанников детских садов полноценным питанием. Несмотря на то, что расходы на питание запланированы по бюджету 2005 г. с коэффициентом роста 1,08 к уровню бюджета 2004 года, даже с привлечением родительских средств этого недостаточно для соблюдения натуральных норм питания. Стоимость питания по краю составляет 19 рублей, в отдельных территориях (Андроповский, Арзгирский, Туркменский) - 11 рублей при натуральных нормах 30-36 рублей в день на одного ребенка.
Вызывает тревогу кадровое обеспечение дошкольного образования. Анализ состава педагогов дошкольных образовательных учреждений края свидетельствует о том, что образовательный ценз педагогических кадров в системе дошкольного образования по-прежнему остается ниже, чем в других сферах образования. Более трех тысяч педагогов из десяти тысяч не имеют специального образования. Лишь 60 % руководителей дошкольных образовательных учреждений имеют высшее образование. Слабо стимулируется труд педагогов дошкольных образовательных учреждений. Залогом успеха развития дошкольного образования в крае является эффективное и целенаправленное взаимодействие министерства образования края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
Министр |
А.Е.Шабалдас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 22 июня 2005 г. N 299-рп "О перспективах развития дошкольного образования в Ставропольском крае"
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 30 июля 2005 г. N 17 (167)