Распоряжением Правительства Ставропольского края от 7 декабря 2015 г. N 389-рп в заголовок настоящего распоряжения внесены изменения
Распоряжение Правительства Ставропольского края
от 18 февраля 2011 г. N 67-рп
"Об утверждении Основных направлений реализации государственной
национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае на 2014 - 2025 годы"
26 июня 2014 г., 7 декабря 2015 г., 6 апреля 2016 г.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 7 декабря 2015 г. N 389-рп в пункт 1 настоящего распоряжения внесены изменения
1. Утвердить прилагаемые Основные направления реализации государственной национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае на 2011 - 2025 годы (далее - Основные направления).
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 7 декабря 2015 г. N 389-рп в пункт 2 настоящего распоряжения внесены изменения
2. Поручить органам исполнительной власти Ставропольского края и рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края руководствоваться Основными направлениями при реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений и противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Ушакова С.Д.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Гаевский |
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 7 декабря 2015 г. N 389-рп в настоящие Основные направления внесены изменения
Основные направления
реализации государственной национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму
в Ставропольском крае на 2014 - 2025 годы
(утв. распоряжением Правительства Ставропольского края
от 18 февраля 2011 г. N 67-рп)
26 июня 2014 г., 7 декабря 2015 г., 6 апреля 2016 г.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 6 апреля 2016 г. N 93-рп в раздел I настоящих Основных направлений внесены изменения
I. Общие положения
Основные направления реализации государственной национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае на 2014 - 2025 годы (далее - Основные направления) определяют приоритеты в реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае, а также государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму исходя из особенностей межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае и их современного состояния и с учетом основных угроз этнического и религиозного экстремизма в Ставропольском крае.
Основные направления основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации В. Путиным 28.11.2014 N Пр-2753, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Уставе (Основном Законе) Ставропольского края, законах Ставропольского края, нормативных правовых актах Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края.
II. Особенности межнациональных и этноконфессиональных
отношений в Ставропольском крае
Ставропольский край исторически сложился как полиэтничный регион. При отмечающемся росте полиэтничности Ставропольский край - край преимущественно с русским населением. Русская ментальность, культура и язык определяют основные социокультурные характеристики Ставропольского края.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Ставропольского края наряду с русскими, составляющими 80,9 процента населения Ставропольского края, проживают даргинцы, ногайцы, цыгане, карачаевцы, черкесы, чеченцы, татары, осетины, аварцы, кабардинцы, лезгины, кумыки, табасараны и другие, а также имеющие национально-государственные образования за пределами Российской Федерации армяне, украинцы, греки, азербайджанцы, туркмены, белорусы, грузины, немцы, турки, корейцы, евреи, поляки, болгары, эстонцы и другие.
На состояние межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае существенное влияние оказывают миграционные процессы, в результате которых меняется этническая структура населения ряда районов и населенных пунктов Ставропольского края, прежде всего, восточных районов Ставропольского края.
Абзац четвертый утратил силу
Обозначилась тенденция формирования территорий компактного проживания этнических групп, отдельных моноэтничных сельских поселений и городских кварталов.
Осуществляется процесс самоорганизации этнических групп, ведущий к образованию неформальных центров влияния, позиционированию части этнической элиты в качестве знаковых фигур в общественно-политической жизни Ставропольского края.
Наблюдается конкуренция между этническими группами в сфере собственности, бизнеса, предпринимательства.
Отмечается объединение и позиционирование молодежи и студенчества по этническому принципу.
Продолжается проникновение на территорию Ставропольского края радикальных течений ислама.
Усиливается значение информационно-телекоммуникационных сетей в формировании общественного мнения о состоянии межнациональных отношений в Ставропольском крае, а также в качестве средства распространения и пропаганды идей этнического и религиозного экстремизма.
Продолжается процесс институционализации казачества как социальной силы, традиционно выступающей опорой российской государственности на юге России.
Ведется диалог между религиозными объединениями, действующими на территории Ставропольского края, - каноническими подразделениями религиозной организации Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Централизованной религиозной организацией "Духовное Управление мусульман Ставропольского края", - в котором также участвуют другие религиозные объединения.
В структуре гражданского общества Ставропольского края национально-культурные общественные объединения представлены 96 национально-культурными автономиями, национально-культурными общественными организациями.
В Ставропольском крае действует совет при Губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, созданный постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 августа 2005 г. N 493 "О совете при Губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений".
В городах и районах Ставропольского края созданы этнические советы, а в сельских населенных пунктах - советы мира и дружбы.
На территории Ставропольского края осуществляют свою деятельность государственное учреждение "Ставропольский краевой казачий центр". На территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах функционируют муниципальное учреждение культуры "Дом национальных культур" (город-курорт Пятигорск) и муниципальное учреждение культуры межнациональный культурно-просветительский центр "Дружба" (город-курорт Кисловодск).
III. Современное состояние межнациональных и этноконфессиональных
отношений и основные угрозы этнического и религиозного экстремизма в Ставропольском крае
Общая оценка состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае следующая:
национальные отношения характеризуются динамическим равновесием этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп;
этноконфессиональные отношения сбалансированы;
имеется скрытый этноконфликтогенный потенциал, неравномерно распределенный как по территории Ставропольского края, так и по социально-демографическим группам.
В сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае существуют проблемы, в том числе создающие угрозы этнического и религиозного экстремизма, требующие эффективного управленческого воздействия, а именно:
медленно преодолевается отставание в социально экономическом развитии восточных районов Ставропольского края, неблагоприятно сказывающееся на социальном самочувствии русских, ногайцев, туркмен и иных этнических общностей;
сохраняются миграционные настроения среди русского населения, особенно среди молодежи, обусловленные, прежде всего, недостаточностью рабочих мест, обеспечивающих современный уровень благосостояния;
недостаточно развит процесс взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий;
имеется напряжение в отношениях между старожильческим населением и мигрантами, обусловленное слабой интеграцией мигрантов, особенно части молодежи из республик Северного Кавказа, в социокультурную среду Ставропольского края;
отмечаются проявления ксенофобии, бытового национализма и экстремизма в молодежной среде;
наблюдается проникновение на территорию Ставропольского края радикальных течений ислама и нетрадиционных для Ставропольского края религиозных течений, последователи которых способны дестабилизировать социально-политическую обстановку на территории Ставропольского края;
недостаточной является активность национально-культурных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, в работе с молодежью этнических общин, профилактике конфликтов с этнической составляющей, противодействии этническому и религиозному экстремизму и локализации конфликтных ситуаций в интересах всего социума.
IV. Принципы и основные направления реализации государственной
национальной политики в Ставропольском крае
В Ставропольском крае создана система регулирования межнациональных и этноконфессиональных отношений, основанная на конструктивном взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтов гражданского общества.
Решение проблем в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае основывается на следующих принципах:
приоритет общероссийского гражданского единства и патриотизма при решении проблем в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае;
интеграция населения Ставропольского края в единый социум на базе общероссийских гражданских ценностей при сохранении этнокультурного и этноконфессионального многообразия;
управление национальными и этноконфессиональными процессами с учетом взаимосвязи экономических, этносоциальных, демографических и социокультурных аспектов;
нейтрализация конфликтогенных факторов в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае путем модернизации экономики и социальной сферы Ставропольского края;
общность позиции территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, политических партий, общественных объединений, научно-экспертного сообщества, средств массой информации в реализации государственной национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае;
межотраслевое и межведомственное взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края при принятии управленческих решений, оказывающих влияние на межнациональные и этноконфессиональные отношения в Ставропольском крае;
прогнозирование тенденций развития межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае;
упреждающее воздействие на конфликтогенные факторы с целью ранней профилактики конфликтов в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае.
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия.
Основными направлениями реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае являются:
1) в политико-правовой сфере:
недопущение политизации межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае;
создание региональной системы этнополитического мониторинга и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае;
совершенствование системы взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, научных учреждений и образовательных организаций, учреждений культуры и средств массовой информации по профилактике политического, этнического и религиозного экстремизма;
совершенствование нормативной правовой базы Ставропольского края, регулирующей механизм привлечения к государственной и иной службе членов казачьих обществ Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества;
учет исторических и иных традиций казачества в Ставропольском крае при решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований Ставропольского края;
разработка и реализация государственных программ Ставропольского края, направленных на достижение целей и задач государственной национальной политики в Ставропольском крае;
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 358-п "Об утверждении Порядка разработки и реализации ведомственных целевых программ"
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 552-п "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества"
2) в социально-экономической сфере:
модернизация социальной и экономической инфраструктуры с целью обеспечения современных стандартов качества жизни населения Ставропольского края;
оптимальное сочетание традиционных для населения Ставропольского края и инновационных форм хозяйствования;
развитие опыта трудовой деятельности населения Ставропольского края по инновационным направлениям экономики Ставропольского края;
продвижение бренда Ставропольского края как центра инновационного развития Северо-Кавказского федерального округа;
развитие имиджа особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод как территории конструктивного диалога народов и культур;
3) в информационной сфере:
дальнейшее развитие в Ставропольском крае благоприятной информационной среды для укрепления общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, сохранения этнокультурного многообразия Ставропольского края;
поддержка деятельности региональных средств массовой информации, направленной на утверждение в сознании населения Ставропольского края общероссийских духовных ценностей, общепринятых норм морали и нравственности, уважительного отношения к этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории Ставропольского края;
повышение культуры освещения в региональных средствах массовой информации вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае;
оперативное реагирование на появление в печатных и электронных средствах массовой информации материалов экстремистской направленности, информации, способствующей разжиганию межнациональной розни, дискриминации граждан по национальному и религиозному признакам;
своевременное обеспечение населения Ставропольского края достоверной информацией о состоянии межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае, о деятельности Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края по реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае, а также по государственной поддержке казачества;
развитие Интернет-ресурсов Ставропольского края с целью расширения коммуникативных возможностей взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с национально-культурными общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность на территории Ставропольского края;
содействие изданию средств массовой информации, освещающих культурную самобытность народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Ставропольского края, их вклад в социально-экономическую и культурную жизнь Ставропольского края;
4) в сфере культуры и образования:
укрепление в культуре и поведении населения Ставропольского края общероссийских социокультурных ценностей;
упрочение позиций русской культуры в межкультурной коммуникации народов Российской Федерации, проживающих на территории Ставропольского края;
развитие диалога культур и сохранение поликультурности населения Ставропольского края как общественного ресурса обеспечения межнационального мира и согласия в Ставропольском крае;
модернизация этнокультурной инфраструктуры в Ставропольском крае посредством создания региональных и местных этнокультурных и досуговых центров, домов дружбы, центров национальных культур;
создание на территории Ставропольского края казачьего кадетского корпуса и поддержка государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества;
развитие традиционной казачьей культуры;
поддержка самодеятельного художественного творчества, нацеленного на сохранение и развитие культуры многонационального населения Ставропольского края;
сохранение и популяризация материального и духовного культурного наследия народов, проживающих на территории Ставропольского края;
содействие национально-культурным общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края, в расширении культурных связей многонационального населения Ставропольского края с соотечественниками, проживающими за рубежом;
совершенствование этнологического просвещения населения Ставропольского края, в том числе посредством использования возможностей образования для формирования устойчивых позитивных установок обучающихся в отношении представителей иной этнокультурной среды;
формирование у выпускников государственных образовательных организаций высшего образования Ставропольского края этнологической компетентности;
поддержка научно-исследовательской деятельности образовательных организаций Ставропольского края, направленной на изучение этнополитических, этнокультурных и этноконфессиональных процессов, создание в Ставропольском крае инновационных технологий управления в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;
5) в сфере молодежной политики, спорта и туризма:
поддержка акций молодежных общественных объединений, направленных на развитие у молодежи социального оптимизма, гражданственности, патриотизма;
усиление влияния Молодежного этнического Совета Ставропольского края на работу молодежных секций национально-культурных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, по формированию у молодежи культуры межнационального общения;
активное вовлечение молодежных общественных объединений, созданных на базе образовательных организаций Ставропольского края, в работу по предупреждению негативных социальных явлений, в том числе проявлений этнического и религиозного экстремизма;
совершенствование организации на территории Ставропольского края Всекавказского молодежного лагеря и реализация других проектов, способствующих конструктивному этнокультурному диалогу молодежи;
поддержка проведения краевых молодежных казачьих игр, а также других казачьих мероприятий военно-патриотической направленности с детьми и молодежью Ставропольского края;
оказание помощи национально-культурным общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края, в проведении фестивалей национальных видов спорта;
поддержка деятельности организаций, оказывающих содействие в подготовке и участии детей и молодежи Ставропольского края в региональных, межрегиональных, общероссийских и международных образовательных, научных, культурных и спортивных форумах;
развитие этнографического и этнокультурного туризма;
6) в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества и религиозными объединениями:
поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций, направленной на реализацию ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
совершенствование работы этнических советов, советов мира и дружбы как институтов общественного регулирования этнокультурного баланса, сложившегося в Ставропольском крае;
содействие деятельности национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций по созданию реабилитационных центров поддержки социально неадаптированных групп населения Ставропольского края;
распространение практики создания попечительских советов по оказанию помощи в строительстве культовых зданий и сооружений традиционных религий;
поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций, направленной на противодействие экстремизму, национализму, ксенофобии;
содействие конструктивному диалогу между религиозными организациями, действующими на территории Ставропольского края;
мотивирование граждан к информированию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий.
оказание организационной и иной поддержки национально-культурным общественным объединениям в их деятельности по сохранению и развитию культурной самобытности народов Российской Федерации и иных этнических общностей, проживающих на территории Ставропольского края.
V. Ожидаемые результаты реализации Основных направлений
Реализация Основных направлений приведет к дальнейшей стабилизации межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае и создаст благоприятные условия для реализации оптимального сценария развития Северо-Кавказского федерального округа, выражающиеся в:
укреплении гражданского единства населения Ставропольского края на базе общероссийских социокультурных ценностей;
преодолении тенденции оттока русского населения из некоторых районов Ставропольского края;
снижении этноконфликтогенного потенциала, имеющегося в Ставропольском крае;
минимизации в Ставропольском крае экстремистских и националистических проявлений;
обеспечении в Ставропольском крае устойчивого динамического равновесия этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены приоритетные направления реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае исходя из особенностей межнациональных и этноконфессиональных отношений в крае и их современного состояния. В частности, дана оценка состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений в крае, рассмотрены их особенности.
Установлено, что в Ставропольском крае государственная национальная политика реализуется по следующим направлениям: политико-правовая сфера, социально-экономическая сфера, информационная сфера, сфера культуры и образования, сфера молодежной политики, спорта и туризма, сфера взаимодействия с институтами гражданского общества и религиозными объединениями.
Реализация Основных направлений приведет к укреплению гражданского единства населения края на базе общероссийских социокультурных ценностей; преодолению тенденции оттока русского населения из некоторых районов края; снижению этноконфликтогенного потенциала, имеющегося в крае; минимизации в крае экстремистских и националистических проявлений в молодежной среде; обеспечению устойчивого динамического равновесия этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2011 г. N 67-рп "Об утверждении Основных направлений реализации государственной национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае на период до 2025 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов СК" от 15 июня 2011 г. N 15 (355)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 8 мая 2019 г. N 188-рп
Изменения вступают в силу с 8 мая 2019 г.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 6 апреля 2016 г. N 93-рп
Изменения вступают в силу со дня подписания названного распоряжения
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 7 декабря 2015 г. N 389-рп
Изменения вступают в силу со дня подписания названного распоряжения
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 26 июня 2014 г. N 225-рп
Изменения вступают в силу со дня подписания названного распоряжения