Постановление администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
от 12 января 2011 г. N 1-п
"Об организации специального (коррекционного) обучения в Апанасенковском муниципальном районе Ставропольского края"
В соответствии Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04 сентября 1997 года N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов", законом Ставропольского края от 11 августа 1998 г. N 21-кз "Об образовании", в целях обеспечения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, администрация Апанасенковского муниципального района Ставропольского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о районной психолого-медико-педагогической комиссии.
1.2. Состав районной психолого-медико-педагогической комиссии.
1.3. Примерное Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
1.4. Примерное Положение о группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
2. Отделу образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края:
2.1. Совместно с муниципальным учреждением здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" организовать работу психолого-медико-педагогической комиссии.
2.2. Совместно с муниципальным учреждением здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова", управлением труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края сформировать банк данных детей, проживающих на территории Апанасенковского муниципального района, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении.
2.3. Организовать работу групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, специальных (коррекционных) классов в образовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Вестник Апанасенковского района".
4. Контроль за исполнение настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Зубенко К.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Глава администрации |
А.А. Косолапов |
Положение
о районной психолого-медико-педагогической комиссии
(утв. постановлением администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
от 12 января 2011 г. N 1-п)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
1.2. ПМПК создается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", статьей 50 Закона Российской Федерации о 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", Типового положения об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. N 867.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Типового положения следует читать как "31 июля 1998 г."
1.3. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка (Конвенция о правах ребенка, Декларацией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов), Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", федеральными законами от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, нормативными правовыми актами Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, приказами начальника отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, настоящим Положением.
1.4. ПМПК информирует родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте проведения заседаний, порядке и графике работы ПМПК.
2. Основные направления деятельности и права ПМПК
ПМПК осуществляет выявление несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья и (или) отклонения в развитии, поведении, проведение их комплексного обследования, подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определение форм их дальнейшего воспитания и обучения.
К полномочиям ПМПК относятся:
- проведение комплексной диагностики, состояния здоровья детей с нарушенным развитием и определение их резервных возможностей;
- проведение дополнительного обследования детей в случае несогласия родителей (законных представителей) с коллегиальным решением психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (в случае, если ребенок воспитывается или обучается в образовательном учреждении);
- сбор и анализ информации, подготовка аналитических материалов по вопросам, отнесенным к полномочиям ПМПК;
- формирование информационной базы данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
- использование и (или) формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей в диагностике, неэффективной оказанной помощи направляет в вышестоящую ПМПК;
- информирование родителей (законных представителей) об имеющихся в Российской Федерации и Ставропольском крае возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи в соответствии с выявленными ограниченными возможностями здоровья и индивидуальными особенностями ребенка.
3. Организация деятельности ПМПК
3.1. Районная ПМПК является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, организует взаимодействие ПМП-консилиумов образовательных учреждений на территории района и координирует их деятельность.
3.2. Состав ПМПК утверждается постановлением администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
В целях обеспечения комплексного обследования несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в состав ПМПК включаются следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, тифлопедагог, специалисты медицинского профиля (психиатр, невропатолог, педиатр, офтальмолог, стоматолог).
Другие специалисты медицинского профиля могут привлекаться для работы в ПМПК по необходимости.
3.3. Председателем ПМПК назначается специалист психолого-педагогического профиля отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
3.4. ПМПК имеет свой штамп.
3.5. Дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении обследуются на ПМПК по заявлению родителей (законных представителей).
3.6. Инициатором обследования могут быть специалисты образовательных учреждений, медицинские работники, родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков производится в обязательном порядке при:
- комплектовании специальных (коррекционных) классов в образовательных учреждениях района;
- переводе ребенка из специального (коррекционного) класса в общеобразовательный класс;
- переводе воспитанника специального (коррекционного) класса в класс для детей со сложным дефектом данного учреждения;
- комплектовании групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях;
- организации индивидуального обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, имеющих заключение врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, с целью определения уровня образовательной программы, по которой должен обучаться ребенок с учетом наличия (отсутствия) и степени выраженности нарушений сенсорной сферы.
3.8. Предварительная запись ребенка на обследование ПМПК осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей).
3.9. На основании письменного согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка руководитель образовательного учреждения направляет в ПМПК списки детей для обследования с приложением следующих документов:
1. Заявление родителей (законных представителей).
2. Копию свидетельства о рождении ребенка.
3. Подробную выписку из истории развития ребенка с заключением врачей, наблюдающих ребенка в учреждении здравоохранения по месту жительства (офтальмолога, невропатолога, сурдолога или отоларинголога, ортопеда, педиатра).
При необходимости получения дополнительной медицинской информации ПМПК вправе направить запрос в краевую психиатрическую больницу.
4. Психолого-педагогическую характеристику на ребенка, заверенную руководителем образовательного учреждения.
5. Копию коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (предоставляется в случае, если ребенок обучается или воспитывается в образовательном учреждении), копии заключений специалистов (психолога, логопеда, дефектолога).
К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.
3.10. Родители (законные представители), самостоятельно обратившиеся в ПМПК для проведения психолого-медико-педагогического обследования, представляют свидетельство о рождении ребенка и вышеперечисленные документы.
3.11. Обследование ребенка в ПМПК осуществляется каждым специалистом индивидуально или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
3.12. Обследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей).
3.13. Решения ПМПК принимаются коллегиально.
3.14. Решения ПМПК оформляются протоколом заседания, в котором указываются дата заседания, сведения о ребенке, состав присутствующих членов ПМПК, перечень документов, предоставленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, заключения специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.
3.15. Коллегиальное заключение ПМПК является документом, подтверждающим право детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на обеспечение специальных условий для получения ими образования и основанием для комплектования специальных (коррекционных) классов и групп компенсирующей направленности для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, созданных на базе муниципальных образовательных учреждений района.
3.16. Протокол заседания и заключение ПМПК оформляется в день проведения обследования, подписывается всеми специалистами ПМПК, проводившими обследование, и председателем ПМПК (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются штампом ПМПК .
3.17. Копия заключения ПМПК и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
3.18. В сложных случаях ПМПК может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а также направить для проведения обследования в вышестоящую ПМПК.
3.19. В случае несогласия с коллегиальным заключением районной ПМПК родители (законные представители) также имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.
3.20. Подготовку документов на рассмотрение ПМПК и ведение протоколов осуществляет секретарь ПМПК.
3.21. ПМПК ведется следующая документация:
1. Журнал предварительной записи ребенка на обследование.
2. Журнал учета детей, прошедших обследование.
3. Карта ребенка, прошедшего обследование.
4. Протокол обследования ребенка с заключением специалистов и коллегиальным заключением ПМПК. Коллегиальное заключение носит развернутый характер.
Документы, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
Документы, указанные в подпункте 3 и 4 настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
3.22. Члены комиссии обеспечиваются необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.
3.23. Заседания ПМПК проводятся в режиме заседаний по утвержденному начальником отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района графику, согласованному с главным врачом МУЗ "Апанасенковская центральная районная больница им. Н.И. Пальчикова".
3.24. При необходимости проводятся внеплановые заседания ПМПК.
3.25. Обследование детей дошкольного возраста проводится специалистами ПМПК в помещении муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 15 "Сказка" с. Дивное, улица Кашубы, 51 "б", обучающихся в образовательных учреждениях района в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 2" с. Дивное, ул. Советская, 197. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование может быть проведено по месту проживания и (или) обучения.
4. Права и обязанности членов ПМПК
4.1. Члены ПМПК имеют право:
4.1.1. Проводить консультативно-диагностическую работу на базе муниципальных образовательных учреждений Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
4.1.2. Запрашивать для обследования и проведения консультаций у родителей (законных представителей) и из образовательных учреждений документы о ребенке, перечисленные в п. 3.9 настоящего Положения.
4.1.3. На основании данных индивидуального обследования составлять заключение о характере отклонений в развитии ребенка и принимать коллегиальное решение о специальных образовательных условиях и характере сопутствующей медико-социальной и психологической помощи с учетом его психических, физических и индивидуальных возможностей и потребностей.
4.1.4. Определять содержание и формы работы ПМПК в соответствии с целью деятельности и настоящим Положением.
4.2. Члены ПМПК обязаны:
4.2.1. Руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими и нравственными принципами.
4.2.2. Оказывать содействие гражданам, обратившимся в ПМПК в получении квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи на основании комплексной диагностики.
4.2.3. Соблюдать врачебную тайну, не разглашать персональные сведения о детях и информацию, относящуюся к служебной тайне.
См. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"
См. также Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188
4.2.4. Соблюдать научно-обоснованные нормативы обследования детей. В течение времени обследования специалисты ПМПК осуществляют:
- анализ первичной информации;
- непосредственное обследование ребенка;
- оформление каждым специалистом заключения по результатам обследования;
- коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка специалистами;
- оформление документации (заполнение протокола обследования, журнала учета детей, коллегиального заключения ПМПК );
- ознакомление родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением ПМПК (под роспись).
4.2.5. Качественно и своевременно выполнять свои функции.
5. Права и обязанности родителей (законных представителей)
5.1.Родители (законные представители) имеют право:
5.1.1. Присутствовать при обследовании детей.
5.1.2. Защищать законные права и интересы детей.
5.1.3. Обращаться в вышестоящую ПМПК (краевую психолого-медико-педагогическую комиссию) в случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК.
5.2. Родители (законные представители) при прохождении обследования детьми обязаны:
5.2.1. Выполнять относящиеся к ним требования настоящего Положения о ПМПК.
5.2.2. Представлять в ПМПК документы, указанные в пункте 3.9 настоящего Положения.
5.2.3. Для уточнения образовательной программы ребенка предоставлять дополнительную медицинскую информацию на основании запроса ПМПК.
6. Взаимодействие ПМПК
ПМПК организует свою работу во взаимодействии:
- с образовательными учреждениями Апанасенковского района всех видов и типов по вопросам диагностирования, образования и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- муниципальным учреждением здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова";
- с отделом образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края;
- учреждениями социальной защиты населения Апанасенковского района;
- краевой ПМПК;
- иными учреждениями и организациями в целях осуществления своей деятельности.
Состав
районной психолого-медико-педагогической комиссии
(утв. постановлением администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
от 12 января 2011 г. N 1-п)
Ревенко Татьяна Викторовна |
главный специалист отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, председатель комиссии |
Матвеева Наталья Алексеевна |
социолог отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, секретарь комиссии |
члены комиссии: | |
Бакина Ольга Александровна |
учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 15 "Сказка" с. Дивное |
Самойленко Галина Викторовна |
педагог-психолог МОУ СОШ N 2 с. Дивное |
Фролова Ольга Васильевна |
социальный педагог МОУ СОШ N 3 с. Дивное |
Малько Надежда Александровна |
педагог-психолог государственного образовательного учреждения "Детский дом (смешанный) N 6" с. Дивное |
Хлызова Ирина Николаевна |
педагог - психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 4 "Ладушки" с. Манычское |
Новомлинова Елена Андреевна |
врач - педиатр муниципального учреждения здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" |
Пальчиков Сергей Николаевич |
врач-стоматолог муниципального учреждения здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" |
Краснянский Юрий Иванович |
врач-психиатр муниципального учреждения здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" |
Касьянова Светлана Ивановна |
врач-офтальмолог муниципального учреждения здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" |
Луговская Ирина Анатольевна |
врач-невропатолог муниципального учреждения здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" |
Примерное положение
о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждения Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
(утв. постановлением администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
от 12 января 2011 г. N 1-п)
1. Общие положения
1.1. Настоящее примерное Положение регулирует деятельность специальных (коррекционных) классов VII вида (для детей с нарушением психического развития) в общеобразовательных учреждения Апанасенковского муниципального района Ставропольского края.
1.2. Специальные (коррекционные) классы VII вида создаются в соответствии с законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", законом Ставропольского края от 11 августа 1998 г. N 21-кз "Об образовании", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04 сентября 1997 года N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов".
См. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 января 2007 г. N 06-45 "Об использовании свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения"
1.3. Специальные (коррекционные) классы VII вида в своей деятельности руководствуются действующим законодательством в сфере образования, здравоохранения, защиты прав детей и настоящим примерным Положением.
1.4. Специальные (коррекционные) классы VII вида являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении. Деятельность этих классов строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.5. Специальные (коррекционные) классы VII вида создаются в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения педагогических условий образования детей с нарушением психического развития.
Система работы в специальных (коррекционных) классах VII вида направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Работа по формированию общих способностей к обучению, коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы детей, активизации их познавательной деятельности, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить детям с нарушениями психического развития образование в соответствии с государственным образовательным стандартом.
1.6. Важнейшей задачей специальных (коррекционных) классов VII вида является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей, их позитивная социализация.
2. Организация и функционирование специальных (коррекционных) классов VII вида
2.1. Специальные (коррекционные) классы VII вида могут быть организованны в общеобразовательных учреждениях, располагающих специально подготовленными кадрами (педагоги, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), необходимым учебно-методическим обеспечением (образовательные программы, дидактический материал коррекционно-развивающего характера), соответствующими материально-техническими условиями для организации образовательного процесса (помещения для занятий в первую смену, для отдыха, для осуществления коррекционно-развивающей деятельности) и лечебно-профилактической помощи детям с нарушениями психического развития.
2.2. Специальные (коррекционные) классы VII вида открываются приказом начальника отдела образования при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии на основании следующих документов:
- ходатайства администрации общеобразовательного учреждения на имя начальника отдела образования с просьбой открыть специальный (коррекционный) класс VII вида;
- списка детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении, имеющих заключения районной медико-психолого-педагогической комиссии;
- заявления родителей на имя руководителя общеобразовательного учреждения о зачислении ребенка в специальный (коррекционный) класс VII вида.
См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277
2.3. Основанием для зачисления детей в специальные (коррекционные) классы VII вида является заключение районной или краевой психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Зачисление производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их письменного заявления на имя директора образовательного учреждения (с указанием вида класса).
2.4. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
I ступень -начальное общее образование (1-4 классы);
II ступень -основное общее образование (5-9 классы).
Перевод детей в специальные (коррекционные) классы VII вида второй ступени осуществляется при условии обязательного обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и получения соответствующего заключения ПМПК.
Перевод учащихся в общеобразовательный класс осуществляется на основании заключения районной или краевой ПМПК по мере коррекции отклонений в их развитии.
По результатам прохождения учащимися первой ступени обучения решается вопрос о переводе учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) классов VII вида, на обучение по общеобразовательным программам, либо о продолжении обучения по специальным (коррекционным) программам.
2.5. С целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся для получения ими образования в соответствии с их особенностями и возможностями в образовательном учреждении создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).
2.6. При существенном уменьшении или ликвидации отклонений в развитии дети переводятся в общеобразовательные классы по заключению психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления на имя директора образовательного учреждения.
2.7. Перевод учащихся из специального (коррекционного) класса VII вида в другие специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы производится с согласия родителей (законных представителей) на основании их письменного заявления и заключения ПМПК.
2.8. Наполняемость специальных (коррекционных) классов VII вида, групп продленного дня -до 12 человек.
2.9. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида организуется с учетом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков не более 40 минут, группа продленного дня, оздоровительные мероприятия; в классах первой ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале продолжительностью до семи календарных дней.
3. Организация образовательного процесса в специальных (коррекционных) классах VII вида
3.1. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида регламентируется учебным планом, составленным на основе Примерного учебного плана общего образования детей с нарушениями психического развития с учетом требований СанПиН для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, и обеспечивает оптимальные условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе обязательны диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
3.2. Образовательные программы специальных (коррекционных) классов VII вида разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
См. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089
См. также постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов"
3.3. С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основные направления коррекционной работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
3.4. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях.
3.5. Для оказания психологической поддержки учащимся специальных (коррекционных) классов VII вида в штаты образовательного учреждения вводится должность педагога-психолога.
3.6. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ-ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и рекомендациями Минобразования России, министерства образования Ставропольского края о проведении итоговой аттестации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, классах. Выпускники 9-го класса, успешно усвоившие курс основной школы, получают документ государственного образца.
См. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 марта 2007 г. N 01-151/08-01 "О государственной (итоговой) аттестации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях"
3.7. Учителям образовательных учреждений, которые по характеру своей деятельности непосредственно работают с учащимися специальных (коррекционных) классов (групп) устанавливается доплата компенсационного характера в размере 15-20 процентов в зависимости от педагогической нагрузки.
Примерное положение
о группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района
(утв. постановлением администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
от 12 января 2011 г. N 1-п)
1. Общие положения
1.1. Группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - группы компенсирующей направленности), создаются в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", письмом Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 г. N 26/188-6н, приказом Министерства образования Ставропольского края от 13.05.2004 г. N 337-пр "О создании условий по соблюдению права образования детей инвалидов с отклонениями в умственном развитии".
1.1. Группы компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях могут создаваться для:
- детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, заикание) - логопедические группы;
- детей с речевыми нарушениями типа косноязычия (недостатки произношения отдельных звуков, фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - логопедические группы;
- детей с косоглазием и амблиопией.
1.3. Целью организации деятельности групп компенсирующей направленности является создание условий, наиболее благоприятных для решения коррекционно-педагогических, воспитательно-образовательных задач по оказанию комплексной помощи детям с нарушениями речи, а также условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения воспитанников с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Основными задачами работы групп компенсирующей направленности являются:
углубленное медико-психолого-педагогического изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнения характера и степени выраженности каждого из нарушений;
создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей;
осуществление комплексной (психологической, логопедической, педагогической) коррекции нарушений в развитии воспитанников группы с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка.
2. Организация и функционирование групп компенсирующей направленности
2.1. Группы компенсирующей направленности открываются на основании приказа начальника отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на базе дошкольных образовательных учреждений муниципального района, имеющих лицензию на осуществление данной деятельности на основании следующих документов:
- ходатайства администрации образовательного учреждения на имя начальника отдела образования с просьбой открыть группу компенсирующей направленности;
- списка детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении, имеющих заключения районной медико-психолого-педагогической комиссии;
- заявления родителей на имя руководителя образовательного учреждения о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности.
См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277
2.2. С целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников для получения ими воспитания и образования в соответствии с их особенностями и возможностями в дошкольном образовательном учреждении создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП-консилиум).
2.3. Дети дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья (речи, зрения), выявляются:
- специалистами учреждений здравоохранения;
- специалистами дошкольных образовательных учреждений.
2.4. Отбор детей в группу компенсирующей направленности осуществляется ежегодно в марте-апреле месяце по результатам обследования речи детей - учителем-логопедом, зрения - врачом-офтальмологом и диспансеризации детей.
Дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеющие ограниченные возможности здоровья, по заявлению родителей проходят обследование специалистами ПМП-консилиума образовательного учреждения и при необходимости направляются на обследование районной ПМПК для решения вопроса о возможности их направления в группы компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений.
2.5. Комплектование групп компенсирующей направленности проводится дошкольным образовательным учреждением в мае месяце текущего года, на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя руководителя образовательного учреждения, заключения районной или краевой психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с приказом руководителя образовательного учреждения.
Доукомплектование высвобождающихся по различным причинам мест в группах компенсирующей направленности производится в соответствии с очередностью в отделе образования (с учетом категорий детей, пользующихся правом внеочередного и первоочередного приема), а также установленной предельной наполняемостью групп, на основании заявления родителей (законных представителей), заключения районной или краевой ПМПК.
2.6. При существенном уменьшении или ликвидации отклонений в развитии дети переводятся в массовую группу по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
2.7. В группы компенсирующей направленности принимаются дети в возрасте от 4 до 7 лет.
2.8. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста и составляет:
для детей с тяжелыми нарушениями речи -10 детей;
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
для детей с амблиопией и косоглазием - 10 детей.
2.9. Группы компенсирующей направленности функционирует 5 дней в неделю с 10-часовым ежедневным пребыванием детей.
2.10. Не подлежат приему в группы компенсирующей направленности дети со следующими нарушениями:
глухие и слабослышащие;
с нарушениями интеллекта, развития
с психопатоподобным поведением, страдающие эпилепсией, шизофренией;
с тяжелыми нарушениями опорно -двигательного аппарата.
2.11. Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности образовательного учреждения выявились нарушения слуха, умственная отсталость или другие противопоказания, перечисленные в п. 2.10., то ребенок подлежит переводу в другие учреждения (для детей с нарушением слуха, умственно отсталых и др.). Вопрос дальнейшего обучения решается ПМПК.
2.12. Руководитель дошкольного образовательного учреждения несет личную ответственность за прием в учреждение детей в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.
3. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности
3.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
См. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655
См. Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленные письмом Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. N 03-248
3.2. Организационными формами проведения занятий являются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. Количество и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
3.3. Группы компенсирующей направленности администрацией образовательного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
3.4. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности группы компенсирующей направленности.
3.5. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает муниципальное учреждение здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" и штатные медицинские работники. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
3.6. Средства на содержание детей в группах компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях предусматриваются в бюджете отрасли "Образования" Апанасенковского муниципального района на текущий финансовый год.
3.7. Специалистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах компенсирующей направленности, устанавливается доплата компенсационного характера в размере 15-20 процентов в зависимости от педагогической нагрузки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края от 12 января 2011 г. N 1-п "Об организации специального (коррекционного) обучения в Апанасенковском муниципальном районе Ставропольского края"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Апанасенковского муниципального района Ставропольского края www.div.stv.ru/aamr
Постановлением Администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края от 24 мая 2021 г. N 419-П настоящий документ признан утратившим силу с 28 мая 2021 г.