Решение Арбитражного суда Ставропольского края
от 30 ноября 2010 г. N А63-18609/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2011 г. по делу N А63-18609/2009 настоящее решение оставлено в силе
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2010 г. по делу N А63-18609/2009
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2010 г.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Костюкова Д.Ю., судей Быкодоровой Л.В., Зорина В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений", г. Пятигорск, к администрации города Пятигорска, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", о признании не действующим постановления от 17.07.2009 N 2951 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" в части пункта 1 Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельно стоящего здания, литер А, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, при участии:
представителя заявителя - Давыдовой Е.В., по доверенности от 14.01.2010 N 2;
представителя заинтересованного лица - Ивановой А.Г., по доверенности от 04.06.2010 N 1997/01;
представителя третьего лица - Гончаровой А.Г., по доверенности от 11.01.2010 N 08, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Пятигорска о признании недействительным постановления от 17.07.2009 N 2951 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в пункт 1 Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельно стоящего здания, литер А, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8.
В обоснование требований заявитель указал, что постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 17.07.2009 N 2951 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, который официально опубликован в газете "Пятигорская правда" от 28.07.2009 N 80 (7192).
Заявитель полагает, что оспариваемым постановлением нарушено его преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого имущества, предусмотренное Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку он является арендатором нежилого помещения, поименованного в пункте 1 утвержденного Перечня отдельно стоящего двухэтажного строения, литер А, общей площадью 1856,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и указал, что в соответствии с договором от 29.12.2003 N 306У03, заключенным между Управлением имущественных отношений администрации города Пятигорска и ООО "Мир развлечений", общество является арендатором нежилого помещения (отдельно стоящего двухэтажного строения, литер А) общей площадью 1856,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, и предназначенного для использования под социально-культурный центр. Срок аренды согласно договору - с 01.01.2004 по 31.12.2030 (запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.06.2004 N 26-01/33-4/2004-405).
Указанное строение расположено на земельном участке общей площадью 3388 кв. м с кадастровым номером 26:33:150215:0031, находящемся в аренде у ООО "Мир развлечений" по 30.12.2030, на основании договора аренды земельного участка от 04.08.2004 N 1599/04 и дополнительного соглашения к нему от 01.01.2006 (запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.2006 N 26-26-33/004/2006-315).
В порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", общество 27.03.2009 обратилось в администрацию города Пятигорска с заявлением о предоставлении арендуемого нежилого помещения в собственность.
Заявитель указывает, что данное заявление общества не рассмотрено администрацией в установленный законом срок. Об издании администрацией оспариваемого постановления и об отказе в предоставлении помещения в собственность заявитель узнал в октябре 2009 г. при рассмотрении арбитражным судом Ставропольского края дела N А63-7774/2009 и из письма администрации г. Пятигорска от 16.04.2009 N 1244/01, врученного представителю общества в судебном заседании 15.10.2009.
В связи с тем, что постановление от 17.07.2009 N 2951 принято после подачи обществом заявления о реализации своего преимущественного права на приобретение помещения в собственность, заявитель полагает, что оно не соответствует закону, нарушает права ООО "Мир развлечений" в осуществлении предпринимательской деятельности и должно быть признано не действующим в оспариваемой его части.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Пятигорска требования заявителя не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Считает постановление от 17.07.2009 N 2951 в оспариваемой части законным, обоснованным, принятым в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Представитель третьего лица - муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" также полагает, что оспариваемое постановление администрации города Пятигорска от 17.07.2009 N 2951 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" полностью соответствует действующему законодательству по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд в удовлетворении требований ООО "Мир развлечений" отказать.
Суд, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором от 29.12.2003 N 306У03, заключенным между управлением имущественных отношений администрации города Пятигорска и обществом с ограниченной ответственностью "Мир развлечений", общество является арендатором нежилого помещения (отдельно стоящего двухэтажного строения, литер А) общей площадью 1856,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, и предназначенного для использования под социально-культурный центр. Срок аренды согласно договору - с 01.01.2004 по 31.12.2030 (запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.06.2004 N 26-01/33-4/2004-405).
Указанное строение расположено на земельном участке общей площадью 3388 кв. м с кадастровым номером 26:33:150215:0031, находящемся в аренде у ООО "Мир развлечений" по 30.12.2030, на основании договора аренды земельного участка от 04.08.2004 N 1599/04 и дополнительного соглашения к нему от 01.01.2006 (запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.2006 N 26-26-33/004/2006-315).
В порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ООО "Мир развлечений" 27.03.2009 обратилось в администрацию города Пятигорска с заявлением о предоставлении арендуемого нежилого помещения в собственность.
Указанное заявление общества не рассмотрено в установленный законом срок. Об издании администрацией оспариваемого постановления и об отказе в предоставлении помещения в собственность заявитель узнал в октябре 2009 г. при рассмотрении Арбитражным судом Ставропольского края дела N А63-7774/2009 и из письма администрации г. Пятигорска от 16.04.2009 N 1244/01, врученного представителю общества в судебном заседании 15.10.2009.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2010 по делу N А63-7774/2009 признан незаконным отказ администрации города Пятигорска, изложенный в письме от 16.04.2009 N 1244/01, в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8. При этом суд обязал администрацию города Пятигорска рассмотреть вопрос о предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества - нежилого помещения (отдельно стоящего двухэтажного строения, литер А) общей площадью 1856,8 кв. м, предназначенного для использования под социально-культурный центр, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Постановлением администрации г. Пятигорска от 17.07.2009 N 2951 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" указанное имущество включено в утверждаемый Перечень (пункт 1).
Полагая, что постановление администрации противоречит закону и нарушает права и законные интересы ООО "Мир развлечений", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Указанное постановление администрации г. Пятигорска от 17.07.2009 N 2951 носит характер нормативного правового акта. Данный вывод суда основан на следующем.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемым постановлением утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, положения оспариваемого постановления являются обязательными для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Постановление опубликовано в установленном порядке в газете "Пятигорская правда" от 28.07.2009 N 80 (7192).
Оценивая законность и обоснованность оспариваемого постановления, суд руководствуется следующим.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 05.08.2008, за исключением частей 2, 3 и 4 статьи 9, которые вступили в силу с 01.01.2009 согласно части 2 статьи 10 Закона) субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлены меры государственной поддержки.
Исходя из положений статей 65, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель должен доказать факт, нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом или отдельным его положением, а орган, принявший нормативный правовой акт, - соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, на приобретение арендуемого имущества.
Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, является исчерпывающим. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества урегулирован Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 указанного Закона федеральным законом могут быть установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 22.07.2009 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек);
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость установлены для субъектов малого и среднего предпринимательства в следующем размере: микропредприятия - 60 млн руб.; малые предприятия - 400 млн руб.; средние предприятия - 1000 млн руб.).
Как указано выше, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства может быть предоставлено преимущественное право на выкуп арендуемого ими имущества только в том случае, если это имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для Передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках настоящего заявления ООО "Мир развлечений" оспаривает постановление администрации города Пятигорска от 17.07.2009 N 2951 в части включения в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельно стоящего здания, литер А, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8.
Возможность оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем утверждения перечней имущества, используемого для предоставления во владение (пользование) на долгосрочной основе, установлена положениями статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно пункту 4 указанной статьи органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В данные перечни включается имущество, свободное от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Следовательно, законодатель определил, что в перечни муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в Пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не может быть включено имущество, в отношении которого имеются любые права третьих лиц, причем из числа таких прав исключены имущественные права субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно определению, сформулированному в современной юридической и экономической науке, имущественными правами признаются юридически закрепленные права юридических и физических лиц владеть, распоряжаться и пользоваться определенными имущественными ценностями, правовая фиксация принадлежности имущественной ценности конкретному лицу.
В Гражданском кодексе Российской Федерации не содержится легальное определение понятия "имущественное право". Тем не менее положениями статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права отнесены к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом.
Согласно части 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав находятся в гражданском обороте, то есть могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Следовательно, имущественные права, будучи объектами гражданских прав в силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, также являются оборотоспособными и могут отчуждаться.
Между тем действующим законодательством не предусмотрена возможность отчуждения и передачи иным лицам предоставленного субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемых ими объектов государственной и муниципальной собственности. Напротив, положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что уступка субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.
Исхода из толкования изложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что предоставленное субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественное право на выкуп арендуемых ими помещений не может быть отнесено к имущественным правам субъектов малого и среднего предпринимательства, а предусмотрено как самостоятельное право, подлежащее защите. Следовательно, указанное преимущественное право должно быть отнесено к правам третьих лиц, при наличии которых соответствующие объекты не подлежат включению в перечень.
Таким образом, не допускается включение в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, объектов недвижимого имущества, если на дату составления указанных перечней объекты недвижимого имущества не свободны от прав третьих лиц (в том числе если в отношении этих объектов субъектами малого и среднего предпринимательства заявлено о реализации преимущественного права на выкуп арендуемых объектов).
Иное толкование положений части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в совокупности с положениями статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ противоречило бы общим началам и смыслу данных законов, направленных на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства государственной поддержки (в том числе путем предоставления преимущественного права на выкуп арендуемых помещений), поскольку означало бы безусловное право уполномоченного органа после получения от субъекта малого и среднего предпринимательства заявления в реализации преимущественного права включить любое арендуемое таким субъектом помещение в соответствующий перечень, исключив тем самым возможность реализации преимущественного права на выкуп. При таких обстоятельствах реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого помещения становится невозможной, что не может быть признано соответствующим волеизъявлению законодателя, предоставившего субъектам малого и среднего предпринимательства указанную меру государственной поддержки.
Согласие правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (информационное письмо от 05.11.2008 N 134) суд может признать наличие у арендатора преимущественного права на приобретение арендуемого им объекта недвижимости и в том случае, если после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Следовательно, оспариваемое в рамках настоящего дела постановление администрации города Пятигорска от 17.07.2009 N 2951 в части включения в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельно стоящего здания, литер А, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, не соответствует части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поскольку в Перечень включено имущество, не свободное от прав третьих лиц.
Как следует из материалов дела, в отношении поименованного имущества имелось заявление ООО "Мир развлечений" о реализации преимущественного права арендатора на его выкуп 27.03.2009 (поданное в администрацию города Пятигорска до включения арендуемого объекта в Перечень).
Судом исследованы и найдены несостоятельными доводы администрации и управления о том, что права и законные интересы ООО "Мир развлечений" не нарушены ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в редакции от 22.07.2008) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" ООО "Мир развлечений" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Заявитель арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, более трех лет.
ООО "Мир развлечений" надлежащим образом исполняет обязанности по оплате арендованного имущества.
В своих возражениях администрация города Пятигорска указала, что имела место просрочка платежей, поэтому арендатора нельзя считать добросовестным.
Допущенные обществом в период с 01.01.2006 по 31.12.2008 незначительные просрочки внесения арендной платы не могут свидетельствовать о его недобросовестности, а также о том, что обязательства по договору аренды выполняются ненадлежащим образом, поскольку данные нарушения не носили систематического характера и были малозначительными.
Имели место лишь единичные случаи задержки перечисления арендной платы в пределах расчетного периода и на незначительный срок по объективным причинам, и признает арендатора надлежаще исполняющим договорные обязательства.
На момент обращения с заявлением о преимущественном выкупе задолженность арендатора по арендной плате отсутствовала. Заявитель надлежащим образом исполнял свои обязательства арендатора. Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2010 по делу N А63-7774/2009, вступившим в законную силу.
На дату обращения заявителя за реализацией преимущественного права выкупа в марте 2009 г. помещение в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, не входило.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о реализации преимущественного права заявитель обладал всеми признаками, свидетельствующими о возникновении у него преимущественного права на выкуп помещения.
Судом исследован и найден необоснованным довод администрации и управления имущественных отношений об отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на отчуждение данного объекта недвижимого имущества из муниципальной собственности с учетом того, что на дату обращения заявителя в 2009 г. данный объект не был включен в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 г.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2009 N 159-ФЗ до 01.01.2009 реализация права на приобретение была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Заявление субъекта малого или среднего предпринимательства о намерении приобрести в собственность арендуемое им недвижимое имущество по рыночной стоимости, поданное до указанной даты, не является основанием для включения данного имущества в план приватизации, а также совершения иных действий то его отчуждению в порядке, предусмотренном Законом.
Тем не менее в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2009 N 159-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2009, субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона). Как установлено судом, такое заявление направлено обществом 27.03.2009. Следовательно, при получении данного заявления администрация была обязана совершить действия, предусмотренные положениями частей 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2009 N 159-ФЗ.
Заинтересованным и третьим лицом не названа норма права, которая позволила бы локальным нормативным актом прекратить право заявителя, возникшее по основаниям, установленным федеральным законом. Не представлено доказательств того, что нежилое помещение передано организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", либо относится к имущественным комплексам муниципальных унитарных предприятий, либо принадлежит муниципальным учреждениям на праве оперативного управления, либо ограничено в обороте и по правилам пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении такого арендуемого имущества.
Исходя ив изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановление администрации города Пятигорска в отношении объекта недвижимости, нежилого помещения (отдельно стоящего двухэтажного строения, литер А) общей, площадью 1856,8 кв. м, предназначенного для использования под социально-культурный центр, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, арендуемого заявителем, следует признать недействующим, поскольку оно не соответствует части 4 статьи 18 Федерального, закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд распределяет судебные расходы между лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела следует, что государственная пошлина по делу в размере 2000 руб. уплачена ООО "Мир развлечений" в полном объеме при подаче заявления 17.11.2009 платежным поручением N 649.
Расходы общества по уплате государственной пошлины в указанном размере подлежат взысканию с администрации города Пятигорска в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" удовлетворить.
Признать не действующим постановление администрации города Пятигорска от 17.07.2009 N 2951 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" в части пункта 1 Перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельно стоящего здания, литер А, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 8, как не соответствующее части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Взыскать с администрации города Пятигорска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Положения нормативного правового акта, признанные настоящим решением арбитражного суда недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, г. Краснодар, в течение месяца со дня вступления в законную силу в порядке, предусмотренном статьями 275, 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и газете "Пятигорская правда".
Председательствующий |
Д.Ю. Костюков |
Судьи |
Л.В. Быкодорова |
|
В.А. Зорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30 ноября 2010 г. N А63-18609/2009
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. II квартал 2011 г.