1. Принять к сведению информацию исполняющего обязанности первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Шаповалова В.Г. об итогах работы рабочей группы по изучению положения дел и оказанию практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществлению контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года (далее - рабочая группа), образованной распоряжением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2011 г. N 400-рп "Об изучении положения дел и оказании практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществлении контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года" (далее - информация об итогах работы) (прилагается).
2. Рекомендовать:
2.1. Органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края рассмотреть информацию об итогах работы рабочей группы, в месячный срок разработать комплексный план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с учетом предложений органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе изучения положения дел и оказания практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществления контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года (прилагаются).
2.2. Администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края представить информацию о мерах, принятых по устранению недостатков и нарушений, выявленных рабочей группой, в Правительство Ставропольского края в срок до 15 июня 2012 года и 15 декабря 2012 года.
3. Руководителям органов исполнительной власти Ставропольского края, структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края оказать практическую помощь органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в разработке и реализации комплексного плана мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных рабочей группой.
4. Направить справку "Об итогах работы рабочей группы по изучению положения дел и оказанию практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществлению контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года" в прокуратуру Ставропольского края для принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушений, выявленных рабочей группой.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Шаповалова В.Г.
6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Гаевский |
Информация
об итогах работы рабочей группы по изучению положения дел и оказанию практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществлению контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2011 г. N 400-рп "Об изучении положения дел и оказании практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществлении контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года" рабочей группой Правительства Ставропольского края (далее - рабочая группа) изучено положение дел, оказана практическая помощь органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края (далее - район) и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края (далее - Апанасенковский район) в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований. Осуществлен контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления района отдельных государственных полномочий Ставропольского края (далее - край) и использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года (далее - изучаемый период).
Район наделен статусом муниципального района в соответствии с Законом Ставропольского края от 04 октября 2004 г. N 88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района". Территорию района образуют 11 сельских поселений с общей численностью населения около 35,5 тыс. человек. В районе проживают представители 20 национальностей, основная часть из которых русские - 31,9 тыс. человек (89,9%), другие, наиболее крупные группы этносов составляют: даргинцы - 5,9%, белорусы - 0,9%, украинцы - 0,8%, азербайджанцы - 0,7%, армяне - 0,6 процента.
В ходе изучения положения дел в районе установлено, что администрацией района реализуются: программа социально-экономического развития Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на 2009 год, утвержденная решением совета района от 28 апреля 2009 г. N 20; стратегия социально-экономического развития Апанасенковского муниципального района Ставропольского края до 2020 года, утвержденная решением совета района от 10 декабря 2009 г. N 54 (далее - Стратегия развития района); План по реализации стратегии социально-экономического развития Апанасенковского муниципального района Ставропольского края до 2020 года на 2010-2012 годы, утвержденный постановлением администрации района от 27 июля 2010 г. N 267-п; программа социально-экономического развития Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на 2011-2015 годы, утвержденная решением совета района от 19 августа 2011 г. N 24 (далее - Программа развития района). Во всех поселениях Апанасенковского района утверждены программы их социально-экономического развития.
Доминирующая отрасль в районе - сельское хозяйство, на долю которого приходится более 80% валового объема производимой продукции в районе. В хозяйствах всех категорий района по итогам 2010 года: выращено 4,2% зерна, 2,4% - плодов; произведено 4,5% мяса крупного рогатого скота, 3,8% - мяса овец, 3,3% - молока, 6,4% - шерсти от общего объема производимой продукции в крае.
В целом сельскохозяйственное производство в районе рентабельное, все сельскохозяйственные организации района являются прибыльными. За 2009 год ими получено 144 млн. рублей прибыли, за 2010 год - 130 млн. рублей прибыли, за 9 месяцев 2011 года - 164,4 млн. рублей прибыли. Наиболее крупной и эффективно работающей сельскохозяйственной организацией в районе является сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз-племзавод "Путь Ленина", которым по итогам 2010 года получено 35 млн. прибыли или 27% от прибыли всех сельскохозяйственных организаций района.
В районе отмечен рост урожайности сельскохозяйственных культур, а, следовательно, и их валового сбора. По урожайности зерна район находится на 10-м месте среди районов края, по его валовому сбору - на 7-м месте и на 1-м месте среди районов первой почвенно-климатической зоны. Урожайность зерновых культур в районе возросла с 33,2 ц/га в 2009 году до 39,8 ц/га в 2011 году, подсолнечника - с 6,2 ц/га до 16,2 ц/га, озимого рапса - с 6,4 ц/га до 25 ц/га.
В сельскохозяйственных организациях района животноводство в основном направлено на разведение племенного поголовья крупного рогатого скота и племенного поголовья овец. Из 11 сельскохозяйственных организаций района, 10 являются племенными заводами и племенными репродукторами по разведению и продаже племенных животных. По итогам 2010 года было реализовано 4663 голы# овец в Краснодарском крае, Республике Калмыкия, Саратовской и Ростовской областях. Шерсть овец тонкорунных пород реализуется в Российской Федерации и Индии.
По состоянию на 01 января 2011 года в хозяйствах всех категорий района содержится более 25 тыс. голов крупного рогатого скота. По данному показателю район находится на 4-м месте среди районов края и на 3-м месте среди районов первой почвенно-климатической зоны.
Ежегодно сельскохозяйственные организации района, занимающиеся разведением племенного поголовья овец и поголовья крупного рогатого скота мясного направления продуктивности (сельскохозяйственный производственный кооператив-племзавод "Дружба", открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Белокопанское"), принимают активное участие на Российской агропромышленной выставке "Золотая осень" в Москве, по итогам проведения которой неоднократно награждались золотыми медалями и дипломами первой степени.
В районе уделяется внимание вопросам земельных отношений. Так, из общей площади земель сельскохозяйственного назначения района, находящихся в общей долевой собственности, отмежевано 97,5% земель, поставлено на государственный кадастровый учет 94,6% земель, осуществлена государственная регистрация прав на 92,9% земель, что соответствует среднекраевым показателям.
В районе проводится работа по развитию розничной торговой сети, предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения. За изучаемый период на территории района открылось 24 новых предприятия розничной торговли и 2 новых предприятия общественного питания. Объем розничного товарооборота в районе в 2010 году составил 920,3 млн. рублей, а темп роста его по сравнению с 2009 годом в сопоставимых ценах составил 110,2 процента. За 9 месяцев 2011 года темп роста розничного товарооборота к соответствующему периоду 2010 года составил 104,3 процента.
Администрацией района принимаются меры, направленные на увеличение доходной части консолидированного бюджета района: в 2009 году бюджет района исполнен на 101,8%, что в денежном выражении составляет 686,9 млн. рублей, в 2010 году - на 101,3% (768,0 млн. рублей), за 9 месяцев 2011 года - на 72,8% (567,1 млн. рублей).
За изучаемый период в консолидированный бюджет района из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в виде субвенций, субсидий и дотаций поступило 1 млрд. 675,6 млн. рублей. Наибольший объем безвозмездных поступлений приходится на район - 84,4% или 1 млрд. 415,5 млн. рублей, остальные 260,1 млн. рублей или 15,6% - на 11 поселений Апанасенковского района. На реализацию отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления района в соответствии с законами Ставропольского края, из бюджета Ставропольского края району были выделены субвенции на общую сумму 763 млн. 585,7 тыс. рублей.
Расходная часть консолидированного бюджета района в 2009 году исполнена на 95,1% (685,8 млн. рублей), в 2010 году - на 97,9% (789,4 млн. рублей), за 9 месяцев 2011 года - на 63,4% (511,6 млн. рублей).
Администрацией района проводится определенная работа в области жилищно-коммунального хозяйства. Уровень газоснабжения населенных пунктов района составляет 98%, водоснабжения - 98%, что значительно выше среднекраевых показателей (87% и 83% соответственно). Пассажирскими перевозками охвачены жители всех 14 населенных пунктов района. В изучаемом периоде в районе за счет всех источников финансирования введены в эксплуатацию 2 новых объекта строительства социальной сферы: "Реконструкция здания Дома культуры в поселке Айгурском" и "Газоснабжение пос. Водный".
Органами местного самоуправления района принимаются меры по развитию и совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения, образования и культуры. Предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края меры социальной поддержки населения района реализуются в полном объеме.
В районе созданы условия для обеспечения доступности общего образования. Показателем качества общего образования в районе является успешная сдача выпускниками единого государственного экзамена. В 2010 году район по этому показателю занял 12-е место среди муниципальных районов края. На "бюджетные места" в высшие учебные заведения в 2011 году поступило 72% выпускников района (в 2010 году - 65 процентов).
В районе удалось добиться снижения младенческой смертности на 16,5 процента. За 8 месяцев 2011 года этот показатель составил 5,0 промилле. Кроме того, в изучаемом периоде в районе не зарегистрировано ни одного случая материнской смертности.
В течение изучаемого периода за счет всех источников финансирования книжный фонд библиотек района обновлен на 12 тыс. экземпляров. По количеству новых поступлений книг на 1000 жителей район занимает 2-е место в крае.
Администрация района осуществляет свою деятельность на основании ежеквартальных планов, а также в соответствии с Положением об администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и Уставом Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, утвержденными решениями совета района от 27 мая 2008 г. N 21 и от 20 ноября 2007 г. N 10 соответственно.
Вместе с тем изучение положения дел в районе показало, что в работе органов местного самоуправления района, и, в первую очередь, в администрации района и ее структурных подразделений имеются серьезные недостатки и просчеты в решении вопросов местного значения и стратегических задач по социально-экономическому развитию района.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты в работе сельскохозяйственных организаций района, экономика района в целом характеризуется отсутствием поступательного развития. За последние 3 года в районе не реализовано ни одного инвестиционного проекта, новые рабочие места не создавались, что негативно отразилось на уровне жизни населения района.
Согласно показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления района, проведенной информационно-аналитическим управлением аппарата Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", район с 5-го места в 2009 году в рейтинге муниципальных районов края переместился на 17-е место в 2010 году. В экономической сфере деятельности район в 2010 году занял 13-е место, тогда как в 2009 году был на 7-м месте среди муниципальных районов края. В 2010 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составил лишь 65% к уровню 2009 года. По данному показателю район по итогам работы за 2010 год занял одно из последних мест в крае - 24-е место.
Стратегия развития района носит декларативный характер и не ориентирована на главную цель - развитие района за счет создания новых производств и новых направлений в экономике. В ней отсутствуют положения о модернизации и развитии ведущих отраслей экономики района, не определены реальные механизмы поддержки производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции и привлечения в район потенциальных инвесторов. Перспективное развитие района планируется не за счет создания новых производств, а сводится к стабильному функционированию традиционной для района отрасли - сельского хозяйства. При этом в Стратегии развития района, как и в предшествующей ей "программе социально-экономического развития Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на 2008-2012 годы", действующей в течение 2008-2009 годов, не уделено внимания развитию в районе промышленного и перерабатывающего комплексов.
В 2010 году в районе вообще отсутствовала программа социально-экономического развития. Мероприятия же разработанной Программы развития района не отвечают приоритетным направлениям социально-экономического развития района и носят узконаправленный характер. Из 29 мероприятий Программы развития района реализованы только 7, при этом их реализация не оказывает существенного влияния на улучшение социально-экономического развития района.
Вследствие низкой активности и безынициативности администрации района, район в 2009 году был участником только 2 из 33 краевых и ведомственных целевых программ, реализуемых в Ставропольском крае, в 2010 году - 4 из 24, в 2011 году - 3 из 30.
В то же время, муниципальные целевые программы района не направлены на комплексное решение социально-экономических проблем района, а решают лишь узкие задачи. Их мероприятия носят в основном неопределенный, "размытый" характер. В 2009 году только 0,05% расходной части консолидированного бюджета района было направлено на решение социально-экономических задач района программным методом, в 2010 году - 0,18%, в 2011 году - 0,85 процента.
Следует отметить, что в 2009-2010 годах в администрации района и администрациях поселений Апанасенковского района вообще не было целевых программ по таким социально-значимым направлениям, как: развитие здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и туризма; благоустройство дорог. Не действовала целевая программа по снижению напряженности на рынке труда района.
В работе администрации района отсутствует системный и целенаправленный подход к развитию инвестиционной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние годы в районе не реализовано ни одного инвестиционного проекта, несмотря на то, что создание новых производств позволяет создавать новые рабочие места, улучшать благосостояние жителей района и является важным фактором стабильности социально-экономического развития района.
Проведенный рабочей группой анализ показал, что инвестиционный план в районе отсутствует, а действия администрации района, направленные на привлечение инвестиций в экономику района, носят фрагментарный характер. Инвестиционные предложения (7 проектов в области переработки сельскохозяйственной продукции) остаются на уровне бизнес-идей, не подкреплены глубокой проработкой, необходимой для привлечения реальных инвесторов. База данных как по предлагаемым к реализации инвестиционным проектам, так и касающаяся потенциальных (свободных) инвестиционных площадок отсутствует. В Стратегии развития района не определены пути достижения поставленных целей и меры поддержки инвесторов на муниципальном уровне.
Стратегией развития района предусмотрена реализация инвестиционного проекта "Туристско-рекреационный комплекс "Маныч-Гудило", однако до настоящего времени никаких практических действий по его реализации администрацией района не осуществлено. До сих пор не решен вопрос по отведению земельного участка под указанный проект. Инвестиционные площадки для развития в районе туризма не благоустроены, не обеспечены системами водоснабжения и электроснабжения. В администрации района отсутствует четкая организация работы по привлечению инвестиций с учетом реально имеющегося производственного потенциала и существующих возможностей района.
В течение изучаемого периода инвестиционные проекты в районе не реализовывались, новые производственные мощности в эксплуатацию не вводились. В 2010-2011 годах средства на капитальное строительство объектов социального назначения в бюджете района не предусматривались. В районе не создавались новые рабочие места.
Уровень безработицы в районе, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в 2009 году составил 25%, в 2010 году - 25,9% , в 2011 году - 25,6% (при среднекраевых показателях - 7%, 7,8% и 5,5% соответственно), это означает, что каждый четвертый житель района не имеет постоянной работы и заработка. На предприятиях и в организациях района (без малого бизнеса) ежегодно происходит снижение численности работников (в 2009 году число работников составило 7645 человек, в 2010 году - 7282 человека, в 2011 году - 7030 человек (справочно: в 2004 году было занято почти 10 тыс. человек).
Принимаемые администрацией района меры по организации самозанятости населения района не дали желаемых результатов. Так, из 50 человек, открывших в районе свое дело в 2009 году, по состоянию на 01 ноября 2011 года осуществляют свою деятельность лишь 17 человек (34 процента) и только 79 человек (57%) продолжают работать из 140 человек, открывших свое дело в 2010 году. Несмотря на высокий уровень безработицы, администрации сел Белые Копани, Воздвиженское и Манычское не участвуют в мероприятиях по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Анализ экономических показателей района свидетельствует о низком уровне развития в районе ведущих отраслей экономики. Так, в 2009 году сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям и организациям района составил 209,1 млн. рублей, а по итогам 2010 года снизился до 159,3 млн. рублей, что составило 77,7% к уровню 2009 года.
В районе темпы роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности снизились с 112,5% в 2009 году до 111,1% в 2010 году, что соответствует 19-му месту среди муниципальных районов края.
Администрацией района не уделяется должного внимания развитию малого и среднего предпринимательства и вовлечению его в экономику района, не используются существующие механизмы и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства. Число зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1000 жителей в районе составляло по итогам 2009 года 33,8 единицы, что значительно ниже среднекраевого показателя (42,6 единицы), а по итогам 2010 года - 35,1 единицы при среднекраевом показателе 41,3 единицы, за 9 месяцев 2011 года - 35,2 единицы.
В изучаемом периоде ни один субъект малого и среднего предпринимательства района не принимал участия в получении: государственной поддержки по возмещению части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам; микрозаймов, предоставляемых некоммерческой организацией "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае"; грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса.
Низкие темпы развития экономики района отрицательно сказываются на уровне доходов его жителей. Среднемесячная заработная плата в районе на протяжении всего изучаемого периода значительно ниже среднекраевых показателей: в 2009 году она составляла 8034,1 рубля, в 2010 году - 8818,5 рубля, за 8 месяцев 2011 года - 9072,4 рубля, тогда как среднекраевые показатели составили - 15121 рубль, 13851 рубль и 14989 рублей соответственно. В районе один из самых низких уровней оплаты труда работников сельского хозяйства - 6066 рублей в месяц (по итогам 2010 года). Этот показатель в 2,3 раза меньше среднекраевого показателя и на 13% ниже среднего значения по первой почвенно-климатической зоне. В изучаемом периоде среднедушевые доходы населения района были в 3 раза ниже, чем в среднем по краю (в 2009 году - 5756 рублей (по краю - 16818 рублей), в 2010 году - 6737 рублей (по краю - 18722 рубля).
Несмотря на отмеченные выше достижения, в работе агропромышленного комплекса района имеются существенные недостатки. В рамках реализации соглашения между министерством сельского хозяйства Ставропольского края и органами местного самоуправления Ставропольского края о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по итогам 2009 года из 29 целевых индикаторов выполнены в полном объеме 18 целевых индикаторов, а в 2010 году - 16 целевых индикаторов, что составляет соответственно 62% и 55% от запланированных показателей.
Не достигнуты плановые показатели целевых индикаторов по приобретению сельскохозяйственной техники, в то же время срок эксплуатации машинотракторного парка в районе превышает амортизационные сроки по тракторам - на 66%, по зерноуборочным комбайнам - на 43 процента. При этом в районе в 2010 году не было приобретено ни одного трактора и ни одного зерноуборочного комбайна. Также не достигнуты целевые индикаторы по удельному весу площади, засеваемой элитными семенами, обеспечению продуктивности орошаемого гектара земель сельскохозяйственного назначения и другие целевые индикаторы.
В районе имеется ряд недостатков в животноводческой отрасли. По состоянию на 01 января 2011 года в сельскохозяйственных организациях района содержалось 10,5 тыс. голов крупного рогатого скота и 71,1 тыс. голов овец, в том числе маточного поголовья овец 50 тыс. голов, что к аналогичному периоду 2010 года составило 91%, 96% и 95% соответственно. Поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях района ликвидировано полностью в связи с распространением африканской чумы свиней весной 2009 года.
Сокращение поголовья овец за изучаемый период произошло в сельскохозяйственном производственном кооперативе племзаводе "Дружба" (на 41%) и в обществе с ограниченной ответственностью (далее - ООО) сельскохозяйственном предприятии "Гвардеец" (на 23 процента). Полностью ликвидировано поголовье овец (0,8 тыс. голов) в ОАО сельскохозяйственном предприятии "Айгурский". В результате целевой индикатор по маточному поголовью овец и коз в сельскохозяйственных организациях района, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, выполнен только на 74 процента.
За изучаемый период животноводство в районе по-прежнему остается убыточным. В связи с сокращением поголовья скота производство мяса всех видов по итогам 2010 года в хозяйствах всех категорий района составило около 7 тыс. тонн, что на 1,8 тыс. тонн меньше от запланированного целевого индикатора. Производство животноводческой продукции всех видов в районе остается нерентабельным. По итогам 2010 года получено 74,3 млн. рублей убытка от реализации продукции животноводства, уровень убыточности от реализации продукции животноводства составил 33 процента. Также не достигнут целевой индикатор по надою молока. Целевым индикатором предусмотрено произвести 23,1 тыс. тонн молока, фактически валовой надой молока составил 20,6 тыс. тонн.
Отмеченные недоработки стали причиной снижения в районе в 2010 году по сравнению с 2009 годом индекса производства продукции животноводства (в сопоставимой оценке) на 19,4 процента. Кроме того, за этот же период уменьшился индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимой оценке) на 2,2 процента. В результате индекс производства продукции сельского хозяйства в целом составил 90,3 процента.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что развитие сельскохозяйственного производства в районе происходит без привлечения инвесторов в сектор аграрного производства и без использования интенсивных технологий, направленных на развитие перерабатывающей отрасли.
Следует отметить, что предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в районе практически нет, за исключением отдельных цехов по производству муки и хлеба. Стратегией развития района приоритет экономического развития отдан созданию в агропромышленном комплексе района субкластеров. Одним из них является субкластер по производству и переработке мяса, но Программой развития района строительство важной составляющей данного субкластера - площадки заключительного откорма крупного рогатого скота на 1000 голов в сельскохозяйственном предприятии колхозе "Дружба" предусмотрено только в 2012-2014 годах.
В районе существует проблема недостатка сырья для переработки мяса, так как в сельскохозяйственных организациях района развито в основном племенное животноводство и разводятся овцы тонкорунных пород, в связи с чем 2 предприятия по переработке мяса работают не на полную мощность (ООО "Мясопереработка" и колбасный цех индивидуального предпринимателя Бурыка С.П.).
Рабочей группой в районе выявлены недостатки и упущения в работе по учету и контролю за эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие государственной регистрации права на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, за вычетом площади, приходящейся на невостребованные земельные доли, равной 13,8 тыс. га, не позволяет учитывать земельные участки в качестве объекта налогообложения, что приводит к потерям бюджетов поселений Апанасенковского района в сумме 351 тыс. рублей в год.
Кроме того, муниципальными образованиями Апанасенковского района не принимается должных мер по передаче в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, находящихся в коллективно-долевой собственности, общей площадью 6,03 тыс. га.
В районе отмечены факты выпаса скота из числа общественного поголовья и личных подсобных хозяйств, находящихся за пределами населенных пунктов, без заключения договоров аренды земельных участков (пастбищ), используемых для этих целей.
Следует отметить, что по состоянию на 01 ноября 2011 года ни администрацией района, ни администрациями пяти из одиннадцати поселений Апанасенковского района (Дербетовский сельсовет, села Воздвиженское, Дивное, Киевка и Рагули) не заключены с сельскохозяйственными организациями, расположенными на их территории, договоры аренды земельных участков, предоставляемых под выпас 6,6 тыс. голов крупного рогатого скота и 56,8 тыс. голов овец, что составляет 49,8% и 70,2% соответственно от общей численности поголовья скота в сельскохозяйственных организациях района. В связи с этим арендная плата за землю в бюджет района и бюджеты поселений Апанасенковского района не поступает. Кроме этого, администрациями Айгурского сельсовета, сел Дивное и Манычское не заключены договоры аренды земельных участков, предоставляемых под выпас скота, с владельцами личных подсобных хозяйств, расположенных за пределами данных поселений, имеющих 1 тыс. голов крупного рогатого скота и 4 тыс. голов овец.
В связи с тем, что органами местного самоуправления района не определены границы земельных участков и общая площадь пастбищ, используемых под выпас вышеуказанного поголовья скота, не представляется возможным определить сумму выпадающих доходов в консолидированный бюджет района от арендной платы за использование данных земельных участков.
Органами местного самоуправления района не обеспечено в полной мере ветеринарно-санитарное благополучие в районе. В марте 2009 года на территории сел Дивное и Киевка были зарегистрированы 2 очага африканской чумы свиней. В результате чего в районе было ликвидировано 3,6 тыс. голов свиней, а бюджету Ставропольского края нанесен ущерб в сумме 13 млн. 792 тыс. рублей.
Рабочей группой отмечено, что главами поселений Апанасенковского района как и в прежние годы не уделяется должного внимания вопросам регламентирования содержания численности животных на территориях поселений (отсутствуют предельные нормативы и правила содержания животных в личных подсобных хозяйствах). Отмечены случаи сокрытия поголовья молодняка крупного, мелкого рогатого скота и свиней.
В районе выявлено 11 неблагополучных пунктов по заболеванию бруцеллезом сельскохозяйственных животных, причиной чего является ненадлежащий контроль за ввозом и вывозом сельскохозяйственных животных и животноводческой продукции, что создает условия для несанкционированного перемещения скота.
Остается нерешенным вопрос утилизации биологических отходов в районе. Несмотря на наличие в районе мест для утилизации трупов домашних и сельскохозяйственных животных, в 10 муниципальных образованиях района скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, а в поселке Айгурский - скотомогильник вообще отсутствует.
Проведенный анализ также показал, что органами местного самоуправления района и, в первую очередь, администрацией района недостаточно уделяется внимания исполнению доходной части консолидированного бюджета района. Задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации остается на достаточно высоком уровне: по состоянию на 01 января 2009 года в сумме 8 млн. 738 тыс. рублей, на 01 января 2010 года - 9 млн. 764 тыс. рублей, на 01 января 2011 года - 6 млн. 929 тыс. рублей и на 01 сентября 2011 года - 7 млн. 910 тыс. рублей.
Недоимка по налоговым платежам в бюджет района по состоянию на 01 сентября 2011 года возросла по сравнению с 2009 годом на 225 тыс. рублей и составила 2 млн. 598 тыс. рублей. Наиболее крупными неплательщиками по налоговым платежам в бюджет района являются ООО "Ставропольская зерновая компания" и ООО "Агротурсервис", задолженность которых по состоянию на 01 сентября 2011 года составляет 583,8 тыс. рублей и 542,1 тыс. рублей соответственно.
Несмотря на то, что доходная часть консолидированного бюджета района за 2009-2010 годы в среднем выполнялась на 101,5%, невыполнение плановых показателей по отдельным видам доходов привело к недопоступлению в консолидированный бюджет района налоговых и неналоговых доходов в общей сумме 7 млн. 802 тыс. рублей, в том числе: за 2009 год - 1 млн. 731 тыс. рублей, за 2010 год - 42 тыс. рублей, за 9 месяцев 2011 года - 6 млн. 029 тыс. рублей.
Острой проблемой пополнения доходной части консолидированного бюджета района является недополучение доходов от использования муниципального имущества. Имеют место случаи передачи недвижимого муниципального имущества на условиях безвозмездного пользования и по заниженным ставкам коммерческим организациям и организациям иного уровня собственности. Так, администрациями сел Апанасенковского, Воздвиженского, Дивного и Рагули в безвозмездное пользование не только муниципальным учреждениям района, но и коммерческим структурам, общественным организациям и государственным учреждениям были предоставлены помещения общей площадью 327,1 кв. метра, а по заниженным ставкам арендной платы - 46,3 кв. метра. В результате общая сумма выпадающих доходов бюджетов данных поселений района составила 1 млн. 123,9 тыс. рублей.
Не лучшим образом на пополнении доходной части консолидированного бюджета района сказывается недопоступление доходов от аренды земель. Отсутствие государственной регистрации прав на 13,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения не позволяет учитывать их в качестве объекта налогообложения, что приводит к потерям доходов консолидированного бюджета района в сумме 965,2 тыс. рублей. Кроме того, в изучаемом периоде не принято мер по передаче в аренду пастбищ из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 5,5 тыс. га, в результате в консолидированный бюджет района не поступило 254,7 тыс. рублей. Таким образом, потери консолидированного бюджета района только по указанным видам доходов за изучаемый период составили 2 млн. 343,8 тыс. рублей.
Не на должном уровне в районе находится претензионно-исковая работа. Задолженность по арендной плате за землю по состоянию на 01 октября 2011 года составляет 3 млн. 787,3 тыс. рублей.
Кроме того, проверка показала, что администрацией района и ее структурными подразделениями, администрациями поселений Апанасенковского района допускаются нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края при расходовании бюджетных средств.
Общая сумма финансовых нарушений в изучаемом периоде составила 58 млн. 929,3 тыс. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств - 1 млн. 153,1 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств и имущества - 8 млн. 760 тыс. рублей, неправомерные расходы - 23 млн. 601,7 тыс. рублей, нарушение законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету - 18 млн. 893,8 тыс. рублей, нарушение законодательства Российской Федерации о муниципальном заказе - 6 млн. 520,7 тыс. рублей.
Недостаточно эффективна деятельность администрации района в вопросах владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района. Так, до настоящего времени ни на один из 55 объектов недвижимости, находящихся у муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) "Жилищно-коммунальное хозяйство" Апанасенковского муниципального района, право хозяйственного ведения не зарегистрировано.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" администрацией района не принят порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений района, что соответственно и привело к отсутствию в 2009-2010 годах проверок эффективности деятельности муниципальных учреждений, в том числе и вышеуказанного МУП со стороны администрации района.
Администрацией района не принимается должных мер по решению вопросов местного значения в части улучшения ситуации в сфере торговли и оказания бытовых услуг населению. Продукция ставропольских производителей в районе представлена в очень узком ассортименте: молочными и хлебобулочными изделиями. Во всех проверенных объектах торговли выявлены нарушения лицензионных и других требований по организации торговли. Установлены нарушения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в деятельности филиала Дивенского рынка Апанасенковского райпотребсоюза.
В 2009 году на одного жителя района оказано бытовых услуг на сумму 943 рубля (среднекраевой показатель - 2260 рублей), в 2010 году - 1110 рублей (среднекраевой показатель - 2590 рублей). Жители ряда поселений Апанасенковского района не получают такие бытовые услуги, как ремонт сложной бытовой техники, телерадиоаппаратуры, обуви, мебели и другие.
Существует ряд проблем в развитии услуг связи, влияющий на полноту и качество предоставляемых услуг связи населению района и развитие информационного общества. На территории района не совершенствуется сеть проводного радиовещания, не развита сеть эфирного и кабельного телерадиовещания, в результате чего в некоторых населенных пунктах района имеются существенные проблемы с качеством приема эфирных телевизионных программ.
Администрацией района не обеспечено решение вопросов, связанных с предоставлением населению обязательных муниципальных услуг органами местного самоуправления района в электронном виде. Из 52 муниципальных услуг регламентированы только 4 муниципальные услуги. Не выполняются должным образом этапы реализации плана-графика перехода на предоставление в электронной форме первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых администрацией района. Не завершено размещение сведений о муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления района, а также подведомственными им организациями, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в сети Интернет.
В работе администраций района и поселений Апанасенковского района имеются серьезные недостатки в решении вопросов, связанных с содержанием и развитием автомобильных дорог. Полномочия по осуществлению дорожной деятельности, определенные пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализованы лишь частично. Технические паспорта на автомобильные дороги отсутствуют во всех поселениях Апанасенковского района. Следует отметить, что администрация района за последние 3 года не принимала активного участия в краевых и федеральных программах развития транспортной системы, позволяющих произвести реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог, улиц и искусственных сооружений на них. При этом выполняемые работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог носят сезонный, эпизодический характер.
Серьезные недостатки имеются в сфере жилищно-коммунального хозяйства района. Изношенность водопроводных сетей в районе составляет 85-95 процентов. Ежегодно регистрируется значительное число порывов, что приводит к вторичному загрязнению питьевой воды. Плановая замена водопроводных сетей практически не проводится и осуществляется только во время ликвидации аварийных ситуаций.
Из 14 населенных пунктов района канализационная сеть имеется только в селе Дивном. Однако мощности очистных сооружений канализации используются всего на 11%, так как канализационная сеть не развивается на протяжении многих лет. При этом администрацией района заявки в комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству на включение района в краевую целевую программу "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 г. N 255-п, не направлялись.
Несмотря на то, что в районе утверждена муниципальная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, она не соответствует требованиям приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 204. В данной программе вообще отсутствуют мероприятия по развитию коммунальной инфраструктуры в поселениях Апанасенковского района. Кроме того, администрация района не подавала заявок и не участвовала в реализации мероприятий краевой адресной программы "Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям Ставропольского края в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009-2011 годах", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 10 апреля 2009 г. N 101-п. Также в 2009 году администрация района не принимала участия в мероприятиях краевой целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. N 31-п.
Администрация района недостаточно принимает мер по выявлению и принятию в собственность бесхозяйных объектов газо-, водо- и электроснабжения. В настоящее время в районе находится 14,3 км бесхозяйных водопроводных сетей, расположенных в селе Дивном, а также бесхозяйный газопровод высокого давления протяженностью 3,9 км. Кроме того, на территории района имеется 93,8 км газопроводов, построенных за счет средств населения района, но не переданных в муниципальную собственность района.
В нарушение требований статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления района не проводится работа по выбору способа управления многоквартирными домами, в результате чего возникают проблемы при заключении договоров на обслуживание и содержание жилых домов. Ни одним из поселений Апанасенковского района, на территории которых расположены 68 многоквартирных домов общей площадью 43,5 тыс. кв. метров, не выполнены условия предоставления финансовой поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что не позволило им стать участниками краевой адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2011 год", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18 мая 2011 г. N 187-п, и получить финансовую поддержку на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В селе Дивном многоквартирный дом N 40 по ул. 8 Марта признан аварийным и подлежащим сносу. Однако администрациями района и села Дивного не приняты меры по обеспечению безопасного проживания жителей этого дома, созданию санитарных условий для их проживания или переселения в другие жилые помещения.
Администрацией района не в полной мере ведется работа по разъяснению положений Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами, в связи с чем собственниками помещений в 68 многоквартирных домах не заключены договоры на содержание и ремонт мест общего пользования. Отмечены факты неудовлетворительной подготовки жилищного фонда к осенне-зимнему периоду во всех поселениях Апанасенковского района.
Администрация района более 3 лет не исполняет обязанности по решению вопросов местного значения, определенных пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части организации на территории района утилизации бытовых и промышленных отходов. Денежные средства из бюджета района на эти цели в течение изучаемого периода не выделялись. Без соответствующего соглашения и в нарушение требований законодательства Российской Федерации в селе Дивном вышеуказанные функции, не имея на то полномочий, осуществлялись администрацией муниципального образования села Дивного, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств данного поселения в сумме 1 млн. 153 тыс. рублей.
Внедрение Генеральной схемы санитарной очистки населенных пунктов района, разработанной еще в 2009 году, администрацией района до настоящего времени не начато. В районе отсутствуют оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО). На территории района имеется 13 мест для временного размещения ТБО, расположенных на отведенных муниципальными образованиями Апанасенковского района земельных участках, которые эксплуатируются без согласованных проектных документов и не соответствуют требованиям санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. N 16. Свалка ТБО в селе Дивном находится в неудовлетворительном состоянии, документы на отвод земельного участка под указанную свалку отсутствуют. Следует отметить, что площадки временного размещения ТБО в селах Дербетовка и Дивное находятся в водоохранных зонах рек Калаус и Маныч соответственно, чем создается опасность причинения вреда окружающей среде.
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" Апанасенковского муниципального района (село Дивное), осуществляющее сбор и вывоз ТБО, не имеет лицензии на данный вид деятельности. Этим предприятием заключены договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями района, число которых составляет менее 6% от общего числа действующих договоров на территории района хозяйствующих субъектов. Во всех остальных поселениях Апанасенковского района ТБО и мусор вывозятся населением самостоятельно, в результате чего образуются стихийные свалки, в том числе в руслах рек и водоохранных зонах.
Администрацией района не в полной мере проводится работа по увеличению собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду. Процент охвата природопользователей, которые обязаны осуществлять такую плату, составляет всего 11,4% (при среднекраевом показателе - 17-20 процентов).
Одной из актуальных проблем района является подтопление, а в паводкоопасные периоды и затопление части сел Воздвиженского и Вознесеновского (28 домовладений), а также земель сельскохозяйственного назначения площадью около 250 га.
Необходимо отметить, что при наличии таких серьезных проблем администрацией района своевременно не проводилось обследование паводкоопасных территорий района в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, не направлялись в комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края конкретные предложения о включении противопаводковых мероприятий по защите поселений района в краевые целевые программы: "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае на 2011-2013 годы" и "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы", утвержденные постановлениями Правительства Ставропольского края от 21 июля 2010 г. N 226-п и от 20 июля 2011 г. N 268-п соответственно.
В работе администрации района и администраций поселений Апанасенковского района имеются серьезные недостатки и нарушения законодательства Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности. В районе отсутствует утвержденная схема территориального планирования, не ведется работа градостроительного совета района. Не внедрена информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Отсутствует программа строительства и капитального ремонта объектов муниципальной собственности. Установлены случаи самовольного строительства и эксплуатации зданий и инженерных сетей без выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В районе за последние 3 года наметилась тенденция снижения объемов жилищного строительства. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя района, составляет 18,3 кв. метра (22-е место в рейтинге муниципальных районов края). При этом строительный комплекс и стройиндустрия в районе отсутствуют, единственный кирпичный завод, расположенный на территории района, не действует уже более 10 лет.
В ходе проверки реализации муниципальных целевых программ поселений Апанасенковского района по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, в селе Дивном и поселке Айгурском установлены серьезные нарушения. Передача администрацией района учетных дел молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрациям поселений Апанасенковского района в 2008 году осуществлялась без подписания акта приема-передачи.
В поселениях Апанасенковского района нарушаются установленные требования при постановке на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В селе Дивном и поселке Айгурском молодые семьи признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и включаются в муниципальные программы по обеспечению жильем молодых семей без наличия полного пакета необходимых документов. В учетных делах молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствуют справки из государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, сведения о доходах вышеуказанных семей, копии домовых книг и копии лицевых счетов.
Проверкой законности предоставления субсидий на улучшение жилищных условий молодым семьям в селе Дивном установлены неправомерные выплаты на общую сумму 769,9 тыс. рублей (без законных оснований выданы жилищные сертификаты начальнику юридического отдела администрации района Сиденко Н.А. и частному предпринимателю Глазеву А.В.)
Как показал анализ, наличие серьезных недостатков и нарушений в работе администрации района по решению вопросов местного значения в области строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности в определенной степени связано с отсутствием в структуре аппарата администрации района должности заместителя главы администрации района, курирующего данные вопросы, которые в настоящее время перераспределены между другими заместителями, что негативно повлияло на состояние дел в этих сферах деятельности.
Несмотря на принимаемые меры по развитию системы образования района, отмечен ряд проблем, требующих решения. В районе не организована сеть профильных классов. Профильным обучением в 2011 году в районе охвачено 24% старшеклассников (при среднекраевом показателе - 41,2 процента). В сфере образования район в 2010 году занял 19-е место среди 26 муниципальных районов края, тогда как в 2009 году он занимал 2-е место.
В муниципальных образовательных учреждениях района установлены нарушения требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, в части организации режима занятий первоклассников, которые находятся в муниципальных образовательных учреждениях района на 2-2,5 часа больше, чем рекомендовано данными требованиями.
В районе отмечается значительное отставание от краевых показателей по уровню квалификации педагогических кадров. Высшую квалификационную категорию имеют 32% учителей района (среднекраевой показатель - 38%, Труновский район - 41%, Минераловодский район - 43 процента). В школах района работает 17% учителей пенсионного возраста.
Материально-техническая база учреждений дополнительного образования устарела, требует капитального ремонта и модернизации. Потребность в средствах на его проведение составляет 180 млн. рублей. При этом администрацией района, несмотря на наличие с 2009 года заключений об аварийном и предаварийном состояниях 4 объектов муниципальных общеобразовательных учреждений района, ни по одному из них не было направлено заявки в министерство образования Ставропольского края для получения субсидии из краевого Фонда софинансирования расходов, выделяемых местным бюджетам на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений муниципальных образований Ставропольского края.
В районе остается сложной демографическая ситуация, на протяжении ряда лет наблюдается депопуляция населения. В 2009 году родилось 377 человек, а умер 501 человек, в 2010 году - соответственно 350 и 495 человек, за 9 месяцев 2011 года - 239 и 318 человек. Рождаемость детей в районе снижается, что обусловлено низким уровнем жизни населения и высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи.
Смертность населения района в трудоспособном возрасте выше, чем в среднем по краю и в 2010 году составила 5,2 промилле на 1000 населения (среднекраевой показатель - 4,7 промилле). В структуре смертности населения района в трудоспособном возрасте от болезней преобладают болезни системы кровообращения. Уровень заболеваемости населения района туберкулезом значительно выше, чем в крае: на 100 тыс. населения в 2009 году - 64 случая заболевания, в 2010 году - 58,5 случая, при краевых показателях 55,5 и 49,6 случая соответственно. Ежегодно регистрируются заболевания населения района Крымской геморрагической лихорадкой. За изучаемый период было зарегистрировано 15 таких случаев. Заболеваемость населения района злокачественными новообразованиями также выше краевого показателя, наблюдается рост заболеваемости населения района связанных с нарушением функций щитовидной железы (в 2,8 раза).
На территории района не организована должным образом розничная торговля лекарственными препаратами. Так, в селе Белые Копани, где проживает 800 человек, из-за отсутствия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности у фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП), розничная торговля лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения не осуществляется.
Остро стоит проблема с укомплектованностью кадрами учреждений здравоохранения района, в том числе специалистами узких специальностей. Фактическая укомплектованность штата в муниципальном учреждении здравоохранения "Апанасенковская центральная районная больница имени Н.И. Пальчикова" (далее - МУЗ "Апанасенковская ЦРБ") составляла в среднем с учетом совместителей около 80%, в том числе врачами - 65 процентов. Особую озабоченность вызывает состояние материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения района. Из 41 единицы автотранспортных средств муниципальных учреждений здравоохранения района - 60,9% из них полностью выработали свой технический ресурс, остальные имеют амортизацию от 40 до 60 процентов.
В проведении капитального ремонта остро нуждаются поликлиника, приемное, родильное и хирургическое отделения МУЗ "Апанасенковская ЦРБ", а также здания ФАП в селах Вознесеновское и Рагули. До настоящего времени не оформлено 10 земельных участков, на которых располагаются 27 зданий муниципальных учреждений здравоохранения района.
Имеются существенные недостатки в решении вопросов местного значения по созданию условий для предоставления услуг населению района в сфере культуры в соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Требуется капитальный ремонт 6 зданий домов культуры: в селах Белые Копани, Дивное, Малая Джалга и Манычское, поселках Водный и Хлебный. Монумент бойцам Советской Армии, погибшим в 1941-1945 гг., в селе Воздвиженском, поставленный на государственный учет и охрану, нуждается в проведении ремонтно-реставрационных работ.
Неэффективна деятельность администраций поселений Апанасенковского района по регистрации права муниципальной собственности на памятники воинской славы и занимаемые ими земельные участки. В селах Малая Джалга и Манычское документы по оформлению права собственности поселений Апанасенковского района находятся в Арбитражном суде Ставропольского края и Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. На территории остальных поселений Апанасенковского района, на которых расположено 11 памятников истории и культуры Ставропольского края, к работе по оформлению права муниципальной собственности на них не приступали.
Администрацией района не обеспечено на должном уровне выполнение требований пункта 16 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 21 и 22 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". В районе не обеспечено проведение государственного учета архивных документов в соответствии с нормативными требованиями. Дисбаланс данных по учету управленческой документации, содержащихся в паспорте архивного отдела администрации района и в фондовом каталоге комитета Ставропольского края по делам архивов, составляет 714 единиц хранения. В районе не разработаны порядок и схема учета архивных документов, не ведутся основные (обязательные) учетные документы: реестр описей дел, паспорта архивохранилищ, лист учета фотодокументов и дела организаций, осуществивших сдачу вышеуказанных документов. В августе 2010 года утеряны 290 единиц документов обязательного хранения, которые на момент изучения положения дел в районе не восстановлены.
В районе неудовлетворительно проводится работа по формированию архивных фондов поселений района. В целом в источниках комплектования хранится неупорядоченной 2301 (97%) единица хранения, в том числе в поселениях - 529 (22%) единиц хранения (администрации сел Апанасенковское, Белые Копани, Воздвиженское, Вознесеновское, Дивное, Киевка, Малая Джалга, Манычское, Рагули, а также Айгурского и Дербетовского сельсоветов). Кроме того, администрациями поселений Апанасенковского района нарушаются установленные сроки передачи на хранение в муниципальный архив документов Архивного фонда Российской Федерации, а администрацией района не осуществляется работа по составлению планов-графиков приема данных документов и, соответственно, их прием на хранение в муниципальный архив. Все это является грубым нарушением обязательств администрации района по выполнению переданных ей государственных полномочий Ставропольского края в этой сфере деятельности.
В ходе изучения положения дел в районе установлен ряд факторов, которые негативно влияют на дальнейшее развитие физической культуры и спорта. Состояние спортивной базы в поселениях Апанасенковского района, оснащение инвентарем и оборудованием образовательных учреждений неудовлетворительное. Расходы на физкультурно-оздоровительную работу в расчете на одного жителя района в 2010 году составили 67,5 рубля (25-е место среди муниципальных районов края). Только около 1% населения района вовлечено в занятия физической культурой и спортом.
Остается сложной и напряженной криминогенная ситуация в районе. Снижение уровня жизни основной массы населения района, резкая поляризация граждан по уровню доходов, безработица, пьянство, слабая воспитательная работа в образовательных учреждениях района, неприятие должных мер по организации культурного досуга молодежи и вовлечению ее в занятия спортом способствовали участию определенной части населения района в противоправных действиях.
Как показал анализ, за 9 месяцев 2011 года в районе значительно возросло (на 36,8%) количество совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений (78 преступлений против 57 преступлений за аналогичный период 2010 года), при этом раскрываемость преступлений данной категории снизилась с 83,9% за 9 месяцев 2010 года до 68,1% за 9 месяцев 2011 года. Увеличилось на 200% количество зарегистрированных разбойных нападений и на 100% грабежей. Число зарегистрированных преступлений в сравнении с прошлым годом в районе увеличилось на 46,4% и составило 322 случая. В результате чего по оценке Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю за 9 месяцев 2011 года отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Апанасенковскому району занял 26-е место среди 35 органов внутренних дел по городам и районам края, подлежащих оценке, тогда как в 2009-2010 годах находился на 8-м и 4-м месте соответственно.
Вызывает серьезную озабоченность рост в 2,7 раза за 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в районе количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. На территории района длительное время существует скрытый межнациональный конфликт. Так, за 2009-2011 годы в районе имели место три конфликтных ситуации (в селах Дивное и Манычское) с участием граждан разных национальностей.
Искусственное сокрытие данных фактов привело к возникновению резонансных конфликтов, происшедших в районе 4-6 сентября 2011 года: драка между Гарибановым Н.З. и Вовченко И.В., повлекшая смерть Вовченко И.В.; беспорядочная стрельба из огнестрельного оружия Идрисовым М.С. по своим родственникам в селе Воздвиженском, в результате которой 3 человека госпитализированы с огнестрельными ранениями; нанесение телесных повреждений представителям даргинской национальности в районе МУЗ "Апанасенковская ЦРБ" в селе Дивном неустановленными лицами.
Несмотря на тяжесть произошедших событий главой администрации района Косолаповым А.А. вопреки рекомендациям, данным Правительством Ставропольского края в письме от 25 июня 2009 г. N 09-23/3791, администрацией района своевременно не был проинформирован заместитель председателя Правительства Ставропольского края Ушаков С.Д. и комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества о произошедших событиях в районе.
Главой администрации района Косолаповым А.А. не было уделено должного внимания вопросам обеспечения в пределах своей компетенции соблюдения законности, правопорядка, общественной безопасности, охраны прав и свобод жителей района, которые в соответствии с распределением обязанностей между заместителями главы администрации района, утвержденному постановлением главы администрации района от 30 апреля 2008 г. N 104, возложены непосредственно на главу администрации района Косолапова А.А. Следует отметить, что в должностных регламентах заместителей главы администрации района обязанности по профилактике экстремизма в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления муниципальных образований, не закреплены.
Изучение положения дел в районе также показало, что в администрации района функционирует созданная постановлением главы администрации района от 29 января 2009 г. N 19 межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, возглавляемая непосредственно главой администрации района Косолаповым А.А. Однако из проведенных за изучаемый период 7 заседаний данной комиссии глава администрации района лично принимал участие лишь в 3 заседаниях. При этом протоколы заседаний данной комиссии не велись, в делах имеются лишь решения без соответствующих справок о выполнении принятых решений, докладов, выступлений и другой информации, подтверждающей проведение заседаний данной комиссии.
Не выполнены планы работы коллегиальных и совещательных органов администрации района по вопросам правоохранительной и антитеррористической направленности на 2010-2011 годы.
Аналогичная ситуация сложилась и в администрации села Дивного. Так, в представлении прокуратуры района от 09 сентября 2011 года N 7-15-2011 было отмечено, что администрацией села Дивного грубо игнорируются требования пункта 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 3-5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Не принимаются должные меры по профилактике правонарушений в области межнациональных отношений и экстремистских проявлений. И только после этого администрацией села Дивного было принято постановление от 22 сентября 2011 г. N 138-п "О дополнительных мерах по профилактике и предупреждению экстремистских проявлений, межнациональных отношений на территории муниципального образования села Дивного", и постановлением администрации села Дивного от 05 октября 2011 г. N 153-п был создан этнический совет по профилактике экстремизма, урегулированию конфликтов в сфере межнациональных отношений при администрации села Дивного.
Администрацией района недостаточно уделяется внимание устранению причин и условий, способствующих возникновению межнациональных конфликтов. По информации прокуратуры района на территории района в настоящее время проживает около 300 незаконно зарегистрированных граждан. Однако мер по информированию отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Апанасенковскому району по несоблюдению регистрационного учета вышеуказанными гражданами не принимается. При этом сами руководители администрации района утверждают, что в основном межнациональные конфликты возникают между местным населением и приезжими.
Имеет место факт бездействия органов местного самоуправления района по созданию советов мира и дружбы в поселениях Апанасенковского района в соответствии с рекомендациями Правительства Ставропольского края от 11 сентября 2009 г. N 09-23/5406.
С 2009 года в информациях, направляемых в Правительство Ставропольского края, администрацией района докладывалось, что советы мира и дружбы созданы во всех поселениях Апанасенковского района. В частности, глава администрации района своим письмом от 08 апреля 2010 года N 01/683 еще раз подтвердил, что во всех 11 поселениях Апанасенковского района созданы этнические (общественные советы). Однако как показала проверка, указанные факты не соответствуют действительности. Так, в администрациях сел Апанасенковское, Белые Копани, Воздвиженское, Дивное, Рагули, а также Айгурского и Дербетовского сельсоветов отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие создание и работу указанных советов. Недостоверность представляемой администрацией района информации свидетельствует о сокрытии реального состояния дел в районе и нежелании выстраивать эффективный диалог между властью и населением.
Несмотря на создание постановлением главы администрации района от 30 октября 2006 г. N 225 общественного совета при главе администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, ознакомиться с его работой не представилось возможным, так как в ходе изучения положения дел рабочей группе не были представлены документы (протоколы) заседаний данного совета за 2009-2011 годы.
Кроме того, постановлением главы администрации района от 30 апреля 2008 г. N 105 создан совет по экономической и общественной безопасности Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, деятельность которого также неэффективна. Имеющиеся планы работ данного совета в полном объеме не выполняются.
Администрацией района неэффективно ведется работа по реализации Закона Ставропольского края "Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка". В информации главы администрации района, направленной в Думу Ставропольского края 10 февраля 2011 года (N 01/310), указано, что в 10 из 11 поселений Апанасенковского района созданы добровольные народные дружины общей численностью 232 человека. Однако в ходе проверки установлено, что фактически добровольная народная дружина создана и функционирует лишь в Дербетовском сельсовете.
В целом результаты изучения положения дел показали, что администрацией района и, в первую очередь, главой администрации района Косолаповым А.А. не обеспечено на должном уровне решение вопросов местного значения, определенных пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части профилактики экстремизма и минимизации последствий его проявления на территории района, что стало одной из причин последних событий экстремистского характера, связанных с массовыми драками и гибелью Вовченко И.В. - жителя села Дивного.
Отмеченные недостатки в решении вопросов местного значения, нарушения при расходовании бюджетных средств в значительной мере обусловлены неэффективностью муниципального управления, просчетами в правовом, кадровом и организационном обеспечении деятельности администрации района при реализации своих полномочий, безынициативностью и недостаточно высоким уровнем исполнительской дисциплины.
Устав района требует приведения его в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части определения системы муниципальных правовых актов района и исключения основания досрочного прекращения полномочий совета района, главы района и главы администрации района в случае упразднения района, а также доработки с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Подлежат исключению из Устава района вопросы муниципальной службы, являющиеся предметом регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Кроме того, анализ норм Устава района показал наличие пробелов в правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления. Так, с 01 января 2008 года в Уставе района не нашли отражения изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Имеются недостатки в правовом регулировании вопросов, касающихся исполнения отдельных государственных полномочий Ставропольского края. Так, без имеющихся на то правовых оснований приказом отдела образования администрации района от 04 февраля 2011 г. N 33 утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Апанасенковском муниципальном районе. Вместе с тем при осуществлении данных полномочий администрация района должна руководствоваться порядком, предусмотренным законнодательством# Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Имеются случаи принятия муниципальных правовых актов с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Так, постановлением администрации района от 30 декабря 2009 г. N 448-п утверждено Положение о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории района. При этом регламентация данного вопроса относится к полномочиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федерального агентства по государственным резервам.
Также противоречит требованиям Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, постановление администрации района от 18 мая 2010 г. N 183-п, которым предусмотрено создание сети наблюдения и лабораторного контроля в районном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций.
В ходе изучения положения дел выявлены грубые нарушения законодательства Российской Федерации о муниципальной службе в части несоблюдения квалификационных требований к уровню профессионального образования муниципальных служащих. Установлено, что 9 должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований Апанасенковского района замещают лица, не имеющие соответствующего профессионального образования, 6 из которых замещают должности управляющих делами и главных бухгалтеров. Имели место случаи выполнения муниципальными служащими управления труда и социальной защиты населения администрации района иной оплачиваемой работы без уведомления представителя нанимателя и занятия предпринимательской деятельностью (Бутурлака Ю.М. и Бахтигареев Ю.В.).
Кроме того, установлено, что начальник отдела учета и отчетности администрации района Кильпа М.И. с 01 января 2009 года по настоящее время с разрешения главы администрации района работает по совместительству в должности старшего бухгалтера отдела имущественных и земельных отношений администрации района. Вместе с тем в данных организациях установлены одинаковая продолжительность рабочего времени и график работы, что приводит к нарушению правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение которых является обязанностью муниципального служащего в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Имеются серьезные замечания к разработке и реализации положений, регламентирующих вопросы оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления района. Так, Положение о размерах, порядке и условиях премирования муниципальных служащих, являющееся приложением 8 к Положению о муниципальной службе в районе, утвержденному решением совета района от 30 марта 2010 г. N 11, противоречит статье 8 данного положения в части установления возможности выплаты единовременных премий и иных дополнительных премий, в том числе в связи с юбилейными датами. В результате с нарушениями установленного порядка работникам администрации района и руководителям структурных подразделений администрации района, являющихся самостоятельными юридическими лицами, были осуществлены данные выплаты на общую сумму 168,3 тыс. рублей.
Требует доработки существующая в администрации района система контроля. На заседаниях администрации района не рассматривался ход реализации мероприятий, предусмотренных правовыми актами Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края, в том числе краевых целевых программ, а также вопросы исполнения и ход реализации муниципальных целевых программ района.
Органы местного самоуправления района и органы местного самоуправления муниципальных образований Апанасенковского района недостаточно уделяют внимания развитию органов территориального общественного самоуправления, в которых отсутствуют уставы, а также положения о порядке назначения и проведения собраний и конференций граждан.
Требуют приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края положения об организации работы с обращениями граждан.
В период работы рабочей группы специалистами краевых министерств и ведомств, аппарата Правительства Ставропольского края были проведены консультации, оказана методическая помощь органам местного самоуправления района по вопросам: реализации Стратегии развития района; Программы развития района; привлечения инвестиций; регулирования земельных отношений; устранения нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в области нормативного правового регулирования и кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления района; целевого и эффективного использования бюджетных средств. Оказана практическая помощь в решении вопросов местного значения, стоящих перед органами местного самоуправления района.
В связи с вышеизложенным работу по устранению имеющихся недостатков и нарушений органами местного самоуправления района необходимо вести с учетом предложений органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края.
Первый заместитель председателя Правительства |
В.Г. Шаповалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. N 554-рп "Об итогах работы рабочей группы по изучению положения дел и оказанию практической помощи органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и органам местного самоуправления поселений Апанасенковского района Ставропольского края в решении вопросов местного значения, направленных на социально-экономическое развитие данных муниципальных образований, и осуществлению контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления Апанасенковского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края за 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края www.stavregion.ru